Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
pepa_yu@ 4 Міжнародна науково-практична Інститут комп'ютерних Київ конференція аспірантів і студентів технологій Національного -10жовтня "Інжене...полностью>>
'Темы рефератов'
Примечание. Выбранные Вами темы присылайте на эл.почту fomkindd@mail.ru с указанием своей фамилии. Тем достаточно много, поэтому на начальном этапе м...полностью>>
'Документ'
Недавно я обнаружил в своем архиве этот материал, посвященный международному валютному рынку, а точнее, особенностям взаимных «курсообразований» валют...полностью>>
'Документ'
Бытие как основная категория философской картины мира. Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества. Смысл и предназначение филосо...полностью>>

Вопросы и ответы к зачету по истории экономической мысли (2 курс. 3 семестр)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы и ответы к зачету по истории экономической мысли (2 курс. 3 семестр)

  1. Экономическая мысль Древнего Востока

После первобытно-общинного строя Др. мир – 3 пути развития:

  1. восточная деспотия

  2. античное рабовладельческое общество

  3. феодализм

Др. Восток: рабовладельческий способ пр-ва, патриархальное рабство, впервые произошло разложение первобытно-общинного строя, возникли классы, был очень сильный гос аппарат – неограниченная монархия – обожествление личности царя. Сущ-е земледельческих общин тормозило частно-собственнические отношения.

На первом этапе Др.Восток достиг высот, но затем застойный характер (а также слабое развитие товарного хозяйства, медленное совершенствование технологии, неглубокое разделение труда, рабовладельческие отношения не достигли той глубины и силы, как в Античности) привел к отставанию в экономическом плане.

Др.Восток – нормативный характер эк. концепций, т.к. главную роль играла религия.

Первоисточники: 1. связанные с управлением натуральным хозяйством в гос.секторе

2. связанные с регулированием тов-ден отношений в частном хозяйстве

Письменные источники: 1. непосредственно отражающие хоз деятельность

2. осмысление этой хоз деятельности

Египет. «Поучения» (фараонов или частных лиц) и «Пророчества» - предсказания того, что будет, если народ будет себя неправильно вести (реальные события в форме пророчеств).

Источники: 1. для Раннего и Древнего царства - «Биография вельмож»

2. первый переходный период (23-21вв) – «III своему сыну Мерикара» - видны экон функции фараона

3. Среднее царство (21-17вв) - «Речения Инусера» - египетский вельможа описывает народные восстания; «Речение Неферти» - передел имущества после бунта; поучения частных лиц: «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» - обобщение житейской мудрости, древнейшее описание социального устройства Египта. Сравнивает должность писца с др.более низкими профессиями – существует четкая соц дифференциация, в которой на достаточно высоком уровне стояли чиновники – образование давало соц статус.

  1. Новое царство (16-11вв) – «Анналы ТутмасаIII» (на стенах храма) – придворный вельможа развил концепции царствования Тутмаса – Египет – центр тогдашнего мира. Высокое централизованное управление подразумевает законодательную и исполнит. власти; «Папирус Вильбора» - был сделан земельный кадастр.

Для Египта характерно: возникновение раннего классового общества, коллективная форма эксплуатации, главный материальный ресурс – земля (зем кадастр – осмотр земель и их оценки), высокая централизация большинства хоз функций, разделение властей, неразвитость рабовладельческого уклада (отражалось на экон политике), преследование беглых рабов, переписи населения (с учетом возрастных особенностей).

Месопотамия (Междуречье). Основа жизни – сельское хоз-во.

Письменные источники (появление 4-3тыс.л. до н.э.): хозяйственные, юридические, дипломатические, записи летописного характера.

Писали на глиняных табличках, хар-ют храмовое, гос, частное (со 2тыс л.) хоз-во.

За 2 тыс.л. до Катона был составлен на шумерзком языке трактат по агрономии.

Своды законов: «Законы Шульги», «Законы царя Эшнуна» - установление цены, основной эквивалент – серебро, дополнительный – ячмень, размеры штрафов, норма % (20%-серебро, 33и1/3 зерном годовых); начало 2тыс.л. – «Законы Ларса и Иссины»;

18в до н.э. – «Законы царя Хамураппи» - введение, 282 статьи (дошло 247) и заключение на базальтовом столбе. Важнейший памятник Месопотамии и права. Рассматривались вопросы о недвижимости, служебном праве, нормах служебного имущ-ва, операции с движимым имуществом и личный наем. Долговое рабство(срок до 3 лет), заложничество , установлены тарифы з\п, важное место – семейное право (брачный договор) – моногамия (измена каралась смертью).

Очень распространена долговая кабала, международная работорговля, рабы имеют право голоса, хотя он не учитывается.

Общество состояло из: 1. Авилум – свободные общинники, владевшие частью свободной земли;

2. Мушкенум – царские люди, держали часть земли под условием выполнения определенной службы;

3. Вардум – рабы: делились на: по происхождению: а) рожденные рабами, б) долговые рабы, в) взятые в плен, по принадлежности: а) храмовые, б) государственные, в) свободных людей, г) рабы мушкенумов;

  1. Тамкары – торговые агенты, гос чиновники, есть свое имущество, вели гос торговлю.

  2. Шамалум – странствующие агенты (тамкар дает шамалум деньги, кот. он пускает в оборот).

  3. Правовая система основана на прецеденте, соц расслоение общества не очень жесткое, рабство – большое различие с классическим

В Др. Вавилоне - ликвидация крупного гос хоз-ва, распространение и укрепление частной собственности, товарный обмен и соц дифференциация, встает вопрос о гос регулировании частно-собственнических отношений => появление законодательства. Товарно-ден отношения были более развиты, чем в Др.Египте.

Др. Индия – преемственность развития, многовековое наличие культурных традиций, религиозные писания (писали на пальмовых листьях и березовой коре).

Веды – священные писания – 3 цели жизни человека – самое ценное для историков писание: 1. Дхарма - религиозно-моральный долг – «Веды», «Законы Ману». 2. Артха – материальная выгода – «Артхашастра». 3. Кама – чувственная любовь – «Камасутра».

«Законы Ману» - свод благочестивых предписаний, книга о религиозном долге – драхмасутра, религия – индуизм. 3в до н.э.-3в н.э. – правила Бога Ману – памятник сокрального права. Характерная черта – объясняемое с религиозной точки зрения соц неравенство.

Создание сословий – замкнутые варны:

  1. Брахманы – жречество, вышли из уст бога Бра

  2. Кшатрии – военная знать, из плеч Бра

  3. вайшьи – огромная масса населения, из бедер Бра: земледельцы общинники, скотоводы, купцы.

  4. шудры – люди низшего порядка, ступни Бра: чужеземцы, переселенцы (запрещ читать Веды), не рабы – ремесленники, танцоры, наемные работники.

  5. даса – рабы

  6. неприкасаемые – провинившиеся люди.

Джати – профессии, определенные для каждой варны. Экономика – сфера деятельности вайшьи.

Запрещались смешанные браки.

Четыре стадии жизни человека:

  1. дети изучают Веды, воспитываются в доме гуру. Вход в дом гуру – второе рождение (шудры не имели право)

  2. вступление в брак – становление домохозяином

  3. появление седины, рождение внуков – уход в лес, становление отшельником, соблюдение обетов.

  4. возможность становления странствующим аскетом

Домохозяин – самый почетный. Древние индусы считали, что собственность сущ для жертвоприношения, принадлежит богу.

Артхашастра – наука о материальной выгоде, трактат об управлении государством. Каутилья (4 в. до н.э. – 1 в. н.э.) Ряд ценных сведений, когда установлена централизация и бюрократизация – только о гос делах. Артхе царя – завоевание людей заселенных людьми – новые налогоплательщики – увеличение войска – завоевание новых территорий пока царь не станет владыкой мира. Экономика – земледелие, скотоводство, торговля. Раб – как собственность, разделение рабов и кабальных должников. Подняты вопросы о кредите, торговле, аренде, различают временное владение и собственность.

Древний Китай.

Конфуцианство: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы

Легизм: Цзы Чань и Ли Куй, Гунсунь Янь, Хань Фэй

Трактаты: «Янь те лунь» (Рассуждения о соли и железе), «Гуань-цзы»

Даосизм: Лао-цзы, Чжуан Чжоу

Моизм: Мо Ди

Конфуций – «Лунь-Юнь» - беседы и суждения: общинное землевладение, «колодезьная» система, разделение физического и умственного труда, ослабление налогов.

«Книга правителя области Шан», легисты – политическая централизация страны. Шан Ян. Соц и политические реформы – в противовес конфуцианским идеям – опирался на служивую аристократию и торговцев, поощрял дробление крупных наделов – разделение патриархальных семей, разрешал куплю/продажу общинных наделов. Отвергалась идея уравнительного землепользования, усилен податный гнет, продажа земель – реорганизация войска.

Концепции: 1. Огромное значение с/х – создание запасов продовольствия на случай войны.

2. обуздание казнокрадства чиновников

3. принижение значения торговли

4. предложение повысить налоги на вино и на мясо

  1. был против превращения свободног населения в наемников и рабов – больше денег в казну

  2. считал, что основа успешного управления гос-вом – невежество народа

«Гуань-цзы» - правитель царства Цинь основал академию №Дворец наук у западных ворот», написано более 500 научных сочинений, дошли 76.

Основные моменты: 1. Главный упор на усиление земледелия, но ни ремесло, ни торговля не считаются бесплодными занятиями.

2. Идея построения гос финансов без прямых налогов. Нолог на поьребление соли и железа. Слишком высокие налоги опасны.

3. Выдвинут принцип уравновешивания хоз-ва. Накопление фондов.

4. Мысль о возможности количественного анализа экон явлений.

Основные идеи: истоки статистики, учета, рождается аграрно-экономическая наука.

Характеристика социально экономических отношений

Первые государства (около 3000 лет до н. э.) имели азиатский способ развития производительных сил. Такой тип просуществовал в отдельных странах до 20 века. Политическая система в таких странах - абсолютная монархия; все принадлежит государю; все жители его слуги (система поголовного рабства), при этом само рабовладение развито слабо. Существует централизованное, практически плановое хозяйство. Отношения государства и крестьян складываются следующим образом: крестьяне платят государству налоги и участвуют в общественных работах. Связку образует целая армия чиновников, которое обеспечивает функционирование государства. Предметом экономического учения этого времени является обогащение государя (=государства). Экономика, как отдельная наука, не существует, а является составляющей частью учения о государстве. Метод нормативный, то есть в работах древних ученых сравнивается некая идеальная норма и существующее положение вещей и даются методические советы правителю как приблизить желаемый идеал. Эта норма формируется под влиянием религиозных представлений и под влиянием традиций. А так существует опора на религию, то активен морально-этический элемент (хорошо или плохо). В древнеиндийском трактате Артхашастра (4 век до Н.Э., автор Каутилья, министр при дворе индийского царя) говорится о том, что чиновник должен следить за справедливостью цен на рынке, то есть снижать их.

Экономические проблемы.

Непосредственное взаимодействие налогоплательщиков с государством при максимальной степени накопления богатства в руках правителей. При этом богатство трактуется, как приобретение земли, населенной людьми. Аналогично дается определение этого понятия в китайском трактате “Книга правителя области Шан” (4 век до Н.Э.) -богатство государства прибавляется за счет земледелия и войны”. Правитель Шан Ян считал, что наиболее эффективная форма организации крестьянского труда - круговая порука. При этом торговля всячески пресекалась. А если все же крестьяне приносили на рынок свою продукцию, то считалось, что они выплатили недостаточно много налогов. Для сбора такого огромного количества налогов требовалось много чиновников, при этом они имели более привилегированное положение. Так говорится в одном из древнеегипетских трудов о чиновнике Ретмире при фараоне Тутмосе 3: “чиновник на службе имеет фиксированный доход и является начальником”. НО так как существовала проблема казнокрадства и коррупции, то за чиновниками существовал особый контроль.

Товарно-денежные отношения были развиты слабо и преобладали натуральные (даже в таких государствах как Вавилон). И общее отношение к ним было отрицательное из-за недостатка информации за этой сферой деятельности (“Воры, не носящие имени воров” - так высказывалась о торговцах Артхашастра). Поэтому государство пыталось поставить под свой контроль рыночные отношения:

  1. прямым административным вмешательством: фиксируя цены, процент, ренту и другие показатели (законы царя Вавилона Хамураппи 18 до Н.Э. фиксировали процентные нормы, а долговое рабство не могло превышать трех лет).

  2. либо использовалось косвенное регулирование. Так в китайском трактате Гуань Цзы (Сборник статей разных авторов на разные темы, напоминающий своим построением энциклопедию) говорилось о том, что если год не урожайный то требуется продавать на рынки зерно из государственных закромов. Что бы снизить цены, и наоборот делать закупки в урожайный годы. В это же труде появляется мысль об экономическом равновесии: если правитель страны поддерживает постоянными цены на основные виды товаров, то страна находится в стабильном состоянии.

Проблемы всех стран Др.Восточных стран:

  1. Экономики не существовало, направлено на помощь в гос.хозяйстве

  2. Направлено на достижение благосостояния правящих верхов (в Египте-фараоны)

  3. Рабство. Ранние типы. Сущ-ют рабы разных категорий.

  4. Экономика основана на религиозности (фараоны).

2. Экономическая мысль античного общества

Характеристика социально-экономических отношений

В отличие от азиатской цивилизации рыночные отношения в античных полисах находились на высоком уровне;

  1. существовала частная собственность;

  2. шла активная торговля;

  3. специализация отдельных регионов;

  4. высоко товарное хозяйство (производство товаров на рынок);

  5. рабовладение;

  6. высокий уровень развития культуры, науки и т.д., в том числе философии в рамках которой начинают появляться экономические идеи.

Экономические размышления можно найти в трудах Ксенофонта, Платона (конец 4 века), Аристотеля (середина 4 века). Кроме того, существовали работы по прикладной экономике, рекомендации по ведению домашнего хозяйства. Примером таких работ является Экономикус Ксенофонта, где на ряду с агротехническим рекомендациями по ведению хозяйства рабовладельческой виллы даются и экономические советы.

Среди римских авторов следует отметить труды ”О сельском хозяйстве” Катона, Варрона, Колумеллы.

Предмет и метод

Предметом рекомендаций античных авторов служит накопление богатства, удовлетворение потребностей, но с большим креном в сторону отдельного индивидуума.

Методы с одной стороны нормативные, в том числе концепция “естественного порядка”. Естественным назывался порядок, заложенный в самой природе человека. Причем таким порядком и Платон и Аристотель считали натуральное хозяйство, что объясняется началом упадка греческих полисов, хотя проблем, рассматриваемые в их трудах носят рыночный характер. Но уже здесь появляются элементы позитивного подхода - учение Аристотеля “Об экономике и хрематистике”.

Проблемы, рассматриваемые античной экономикой

  1. Проблема разделения труда. Так у Ксенофонта степень разделения труда зависит от размеров рынка и поэтому качество продукции тем выше, чем больше специализация. Платон в основе существования общества ставит разделения труда, отмечая, что каждый имеет свою специализацию, и в сообществе людей сосуществуют люди с разными профессиями, дополняя друг друга.

  2. Проблема товара. Товар - это продукт для продажи. Он может быть использован или продан (Ксенофонт - “Ценность флейты для того, кто не умеет играть на ней, её продать”).

  3. Проблема соизмеримости товаров. Создание искусственного измерителя товаров - денег, появившихся в результате общественного договора между людьми.

При этом выделялось три функции денег: средство обращения, средство измерения (монета словно мера, делает вещи соизмеримыми), средство накопления. Последняя функция денег считалась неестественной.

В учении Аристотеля “Об экономике и хрематистике” была первая попытка систематизации: все делилось на две части - экономика или хрематистика. В экономике цель - удовлетворение потребностей. Эта цель конечна, так как потребность исчезает при ее удовлетворении, поэтому естественна. К экономике относилось земледелие, ремесло и непрофессиональная торговля.

Целью хрематистики является нажива, прибыль. Эта цель бесконечна, так как чем больше человек имеет денег, тем больше ему хочется, поэтому неестественна. Хрематистикой считалась профессиональная торговля и ростовщичество.

Т - Д - Т экономика; Д - Т - Д хрематистика (Хрема (греч.) - богатство, выгода).

Обмен базировался на неравенстве товаров (ЕСТЕСТВЕННОГО РАВЕНСТВА ТОВАРОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, поэтому деньги выступают в качестве искусственного уравновешивание).

Ксенофон. (430-355) Трактаты «о доходах», «экономикас» - первое употребление слова экономика – наука о домохозяйстве. Дал старт научной экономике, разделению труда.

Платон. (427-347) «Гос-во» и «Законы». Общеполитические вопросы. Идея справедливости. Рассматривал идеальное гос устройство. Главное занятие – труд по способностям, выступал против частной собственности. Дети должны воспитываться обществом.

Аристотель. (384-322) Отразил все существующие области знаний. Родоначальник социологической мысли. «Никомахова этика», «Политика» - трактат об устройстве государства. Впервые подверг анализу основные экономические идеи. Первый экономист в исторической науке.. Выступает за частную собственность, деньги – всеобщее средство обмена, против ростовщичества, стоимость: потребительская и меновая. Экономика и хрематистика – 1е в истории попытка анализа капитала и систематизирование экономической категории.

Экономика - хоз деятельность, цель которой удовлетворить разумные потребности: земледелие, ремесло, непрофильная торговля (цель которой потребление (товар-деньги-товар)). Хрематистика – изучение прибыли, искусство наживать состояние – ростовщичество – цель нажива – противоестественно. Чистая экономика невозможна.

Хома Эконономикус – экон человек – главное стремление – обогащение.

Древний Рим. Две категории авторов: философы и авторы прикладных работ. Философи не исследуют экон проблем специально.

Лукреций Карр – постоянное изменение природы общества.

Луций Сенека – в противоречие Аристотелю – все люди должны быть равны.

Экономические сочинения прикладного характера: Катон – трактат «О земледелии» (3-2вв), Варрон – «О с/х», Колумелла – «О с/х». Вопросы организации хоз-ва в римских латифундиях.

3. Экономическая мысль европейского средневековья

Характеристика эпохи

Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма — VI—X вв., расцвет феодализма — XI—XIV вв., закат феодализма и зарожде­ние капитализма — XV—XVII вв. В данной теме речь пойдет о втором периоде. В это время в экономике Западной Европы со­существовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепост­ных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Это означало, что люди имели определенные права лишь как чле­ны сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и кор­порации (общины, цеха, гильдии и т.п.). Понятие «права челове­ка» появляется позже, при капитализме. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной,- а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и като­лическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рам­ках церкви.

Предмет и метод

Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономичес­кие воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения че­ловека. Это спасение не носило персонального характера. Теоло­гия в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеж­дена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистичес­кой природы и подчинения более высокой цели — интересам об­щего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуж­дениях богословов.

Во всех текстах средневековых авторов доминирует норматив­ный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Кроме того, рассуждения авторов носили в основном априорный, умозритель­ный характер и выводились на основе логики, весьма изощрен­ной. Помимо этого важным элементом доказательства являлась ссылка на авторитет (Священное Писание или труды отцов церк­ви).

Как особенность метода следует отметить также двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир пред­ставлялся богословам, с одной стороны, как божественное творе­ние, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, ис­порченное первородным грехом. Поэтому во всех мирских явле­ниях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. Ран­ние христиане, в частности Августин Блаженный (354—430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, высту­пали за строгое подчинение земного мира божественным запове­дям, стремление преодолеть первородную греховность Града Зем­ного. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отрече­ния от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный.

В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схо­ластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, та­кие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только в монастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство чело­века. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавлива­емыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных за­конов в определенной исторической ситуации.

В отношении этих законов действует строгая нормативная уста­новка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззре­ний. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «история экономической мысли» Рекомендуется для направления

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «История экономической мысли» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание
  2. Программа дисциплины История экономических учений для направления 080100. 62 «Экономика»

    Программа дисциплины
    Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  3. Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой
  4. Краткий курс Москва 2002 Войтов А. Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд.  М.: Маркетинг, 2002.  103 с

    Документ
    Историю экономических учений осваивают на разных уровнях. Краткий курс предназначен для тех, кто впервые ее познает. Обычно это студенты экономических специальностей.
  5. Teма Предмет и метод истории экономических учений

    Документ
    Экономическая мысль до появления экономической теории (с древнейших времен до второй половины 18 века). Экономическая теория имеет как минимум два компонента (анализ и систематизация в логическую схему).

Другие похожие документы..