Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За плодотворную деятельность, высокий профессионализм, большой вклад в развитие культуры и искусства и в связи с Праздником труда в Московской област...полностью>>
'Документ'
Об авторе: Имя Дугласа Рида был широко известно во всей Европе непосредственно перед Второй мировой войной и в первые годы после нее. Его книги расхо...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания по дисциплине “Реклама в коммуникационном процессе” включают основные вопросы, предназначенные для обсуждения на семинарских за...полностью>>
'Документ'
Уайл И., проф., факультет славянских языков и литературы, Колледж искусств и наук имени Вайнберга, Северо-западный университет, Почётный доктор HONOR...полностью>>

«Управление эмоциональным состоянием»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тренинг

«Управление эмоциональным состоянием»

Цель: управление собственным эмоциональным состоянием,

способы улучшения настроения.

І.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Упражнение-разминка " Доброе утро, я рада вас видеть..."

Участники поочередно обращаются ко свем сидящим на тренинге, заканчивая эту фразу чем-то приятным, искренним.

/Альтернатива: произнести одну фразу "я рад вас видеть" по-разному.

Каждому дается определенная интонация.

Варианты: растерянность, радость, удивления, уверенность.

Другие участники угадывают интонацию/.

1.2. Упражнение - диагностика ємоционального состояния

"Как чувствуете себя? можно ли начать работу?"

У каждого на столе есть термометр.

Оцените свою готовность к занятию за 10-балльной шкалой:

10 баллов - полностью готов работать "здесь и теперь"; 1 балл - совсем не готов.

/После того, как учасники оценят свою готовность, можно спросить у того, чья готовность наиболее низкая: "Что надо сделать, чтобы ваше состояние изменилось и вы могли начать занятие?"/

Тема нашего тренинга «Управление эмоциональным состоянием»

ІІ.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Мозговой штурм «Составление банка эмоциональных состояний»

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники группы отвечают на следующие вопросы:

- Что вы понимаете под эмоциями?

/Понятие "эмоция" появилось в конце 19 века и связано с именами У. Джемса и Г. Ланге.

Эмоции – это переживания человека

Мнение многих психологов основывается на том, что эмоции не являются психическим состоянием, это просто ответ организма на ситуацию/.

"Смотри на жизнь прямо, действуя ловко,

владей не вещами, владей обстановкой!"

2.2. История

На дорогую выпрыгнула лягушка, мальчик смотрит на нее с любознательностью,

женщина - с отвращением, девочка - с ужасом, мужчина - безразлично,

а старый биолог с увлечением: "Взгляните, какой красивый экземпляр", - говорит он.

Вопрос для обсуждения:

  1. Чему у всех участников этой истории были разные эмоции относительно лягушки?

  2. Чем обусловлено то, что люди имеют разные эмоции и чувства по поводу одного и того же объекта или события?

  3. Что было бы, если бы люди имели одинаковые эмоции относительно конкретной ситуации?

/В процессе обсуждения следует подвести к мысли, что каждый человек имеет право на индивидуальное выражение эмоций и чувств. Это обуславливается ее интересами, опытом, уровнем воспитанности и т.п../

2.3. Разминочные игры

1. Игра "Эмоциональная цепочка"

6-7 добровольцев выходят к доске и становятся в колону один за одним. Тренер просит последнего задумать какую-то эмоцию и передать без слов с помощью мимики и жестов тому, кто стоит впереди. Задача состоит в том, чтобы каждый следующий передавал эмоцию, которую "получил" своими средствами. Когда первый игрок "получит эмоциональное послание", его спрашивают, которую, по его мнению, эмоцию хотел передать первый игрок. Потом каждый игрок говорит, какую эмоцию он передавал.

/При обсуждении результатов внимание обращается на то, что каждый из нас имеет свой индивидуальный набор проявлений эмоций, поэтому не всегда просто понять чувство другого человека.

2. Игра «Изобрази эмоцию»

Группа распределяется на подгруппы по 4-5 человек. Каждая из подгрупп выбирает три эмоции для их скульптурного воплощения. В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы. "Скульптуры" демонстрируются молча. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

"Удивление"

"Радость"

"Злость"

"Удовлетворения"

"Печальное прощание"

"Испуг"

2.4. О чем говорят ваши рисунки

У вас на столе бумага. Сейчас просто не задумываясь нарисуйте любые узоры из тех что вы видите на доске. Присмотритесь к этим каракулям! Оказывается, они могут много рассказать о вас, вашем настроении.

Спирали, круги, волнистые линии

Чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Возможно, вы переживаете легкий кризис. Сейчас вам необходимо следить за собой, чтобы не вспылить и не нанести собеседнику оскорбление.

Цветочки, солнце, гирлянды

На душе у вас вовсе не так весело, как это может показаться, скорее наоборот. Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности. Постарайтесь в ближайшее время побольше находиться среди людей.

Сетки

Вы чувствуете, что попали в рискованное или просто неловкое положение. Вы чаще склонны проглатывать обиду и раздражение.

Переплетение сердец

Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Не надо держаться так холодно и скрывать свои чувства. Выскажите их!

Узоры, как на обоях

Такой узор говорит о том, что вам скучно, надоел телефонный разговор, а может быть, вообще весь ваш образ жизни.

Кресты

Кресты выражают чувство вины, возникшее, скорее всего, в ходе телефонного разговора. Что-то вас тяготит: или вы себя укоряете сами, или вас упрекнул собеседник.

Человечки

Это изображение — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности.

Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры

Ясно одно: вас легко не проведешь. У вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения. Обычно вы сосредоточенны, постарайтесь смотреть на вещи проще.

Пчелиные соты

Такой рисунок говорит о стремлении к спокойствию, к гармонии, к упорядоченной жизни. Также он может означать и желание создать семейное гнездо.

Шахматные поля

По-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов.

Переплетение кругов

Мысль о стабильной связи? Возможно. Но чаще такой рисунок отражает желание участвовать в чем-то. В настоящий момент вы чувствуете, что находитесь вне событий.

2.5. Работа в группах.

Вопрос: Как вы боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

2.6. Релаксационные упражнения

1. Методика борьбы с негативными воспоминаниями

Стирание отрицательных эмоций

часто случается, что неприятные воспоминания настигают нас в самый неожиданный момент. И это не пустяк — не надо думать, что стресс "забудется", отрицательные ощущения надо ликвидировать на уровне сознания.

В этом упражнении приводится технология НЛП, позволяющая избавиться от негативных ощущений, связанных с воспоминаниями из прошлого. Реакция человека на стрессовые ситуации напрямую зависит от эмоционального состояния. Эмоциональное состояние в НЛП определяется как общее душевно-психическое состояние человека, наблюдаемое и проявляющееся в процессе жизнедеятельности.

Шаг 1. Представьте ситуацию, вызывающую у Вас неприятные эмоции. Необходимо увидеть все в подробностях, не пропуская ни одной мелочи, вжиться в происходящее. Цель этого слияния со своим воспоминанием — выяснить, действительно ли эта ситуация все еще беспокоит вас неприятными переживаниями. Если Вы продолжаете испытывать негативные эмоции, абстрагируйтесь от ситуации и посмотрите на происходящее со стороны.

Шаг 2. Так же внимательно и подробно просмотрите ситуацию издалека, как посторонний наблюдатель.

Шаг 3. Теперь отвлекитесь от этой ситуации, Вам еще предстоит вернуться к ней позже.

Шаг 4. Найдите в памяти какую-нибудь позитивную, веселую мелодию. Важно, чтобы мелодия нравилась вам и вызывала положительные эмоции. Необходимо также, чтобы мелодия в Вашем воображении сопровождалась каким-либо видеорядом. Представьте эту мелодию, и вместе с картинками просмотрите и прослушайте все от начала до конца. Если эта мелодия не вызывает позитивных ощущений, то найдите другую мелодию.

Шаг 5. Теперь в воображении поместите изображение с мелодией на задний план, а на переднем плане представьте снова ту же негативную ситуацию. Просматривайте обе картинки — положительную, выдуманную Вами, и отрицательную, ситуацию из прошлого, — одновременно. При этом на заднем плане должна звучать выбранная Вами на четвертом шаге позитивная мелодия.

Шаг 6. Теперь можно повторить процедуру пятого шага несколько раз. Попробуйте проделать все быстро, в течение двух-трех секунд.

Шаг 7. Теперь надо убедиться, что упражнение помогло Вам достичь желаемых результатов. Снова представьте негативную ситуацию, и вживитесь в происходящее, как делали в первом шаге. Тщательно отметьте, какие изменения произошли в испытываемых Вами ощущениях, какие эмоции Вы переживаете.

2. Упражнение "Как стать счастливым"

Скажите, что должно произойти прямо сейчас, чтобы вы могли почувствовать себя счастливым? Крупный денежный выигрыш, звонок любимого человека, долгожданный приказ о повышении на службе:

Почувствуйте себя счастливым, впустите это состояние в свое тело, расправьте плечи, улыбнитесь, почувствуйте искорки в глазах, «захватывание» духа: А теперь, удерживайте это состояние в течение 5 минут.

Если вас вышиб из него телефонный звонок или вопрос родственника «У тебя чего, крыша поехала?», сделайте вторую попытку. Не торопитесь, входите в состояние постепенно, как в прохладную морскую воду.

Поначалу будет немножко непривычно, новое состояние, это как новый пиджак, тело к нему привыкает постепенно.

Через 5 минут попробуйте выйти из этого состояния, вспомните о какой-нибудь насущной проблеме. О неуплаченных счетах за телефон, о том, что вам сегодня на работе начальник нагрубил, о том, что завтра рано вставать.

На сегодня все, вы свою норму счастья выполнили. А завтра - приступайте опять. Поглощайте состояние счастья в той же небольшой дозе, при желании время можно немножко увеличить и добавить «второй подход». Как в боди-билдинге.

Попробуйте увеличить «счастливое» время до 15-20 минут, добавьте утренние и вечерние подходы. Почему много? Вы же не боитесь кушать 3 раза в день? Так и насыщайте свой организм эндорфином с такой же частотой. Это и приятно и для здоровья полезно.

Кстати, когда вы уже «поймали» состояние не надо сидеть в позе лотоса, можно заняться привычными делами, помыть посуду, погулять с собакой, поспорить с любимым человеком: Только удерживайте это состояние, удерживайте его, привыкайте в нем жить. А вот выходить из состояния «счастья» необязательно. Если вы забудете это сделать по истечении запланированных 15 минут, ничего страшного.

Окружающие первое время будут на вас смотреть, правда, как на помешанного, но ничего, потом привыкнут. И тогда про вас начнут «Счастливый человек. Везет же людям!»

3. Болезни и эмоциональное состояние

Существует тесная связь между нашими проблемами и заболеваниями. В основе хро­нической болезни — впрочем, как и любой боли — сигнал: что-то в жизни не так.

Подавляемые желания и негативные эмо­ции разрушают внутреннюю гармонию, вы­зывая ответную реакцию физического тела — к такому выводу пришли канадские медики из Квебекского оздоровительного центра.

Проблемы с желудком означают, что вы не можете «переваривать» новую ситуацию или окружающих вас людей. Желудок с таким же трудом «переваривает» стресс и душевные проблемы, как и тяжелую пищу.

Головные боли случаются от заниженной самооценки, от низкой сопротивляемости стрессам. Чтобы избавиться от головной боли, часто достаточно понять, когда и почему вы поступили неправильно по отношению к са­мому себе, какие мысли и эмоции предшествовали приступу. Обычно человек, страдаю­щий частыми головными болями, живет на пределе своих возможностей, в постоянном напряжении, он психически и физически за­жат. Помогут специальные техники расслаб­ления, музыка, природные звуки и шумы, приятные запахи.

Аллергия говорит о недовольстве собой, самоосуждении.

Геморрои и болезни прямой кишки могут говорить о привязанности к материальным цен­ностям, а также о нежелании расстаться со своим мнением, часто ошибочным.

Болезни горла часто свидетельствуют о по­давляемом желании высказать наболевшее.

Рак — следствие застарелых обид «на всю жизнь».

Глухота — болезнь упрямых людей. Непро­биваемое упрямство — причина шума в ушах.

Грыжа — знак того, что к упрямству прибав­ляется еще и ущемленное самолюбие.

Язва — продукт резкого, обидчивого харак­тера: обиды не затяжные, но частые, импуль­сивные.

Болезни почек — тоже следствие упрямства и жесткости.

.4. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы; расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

5. Техника медитации.

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей.

Информационное сообщение о медитации

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение. Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются два варианта медитационных упражнений:

— концентрация на счете; — концентрация на слове.

/Видеоролик/

6. Платье -эмоция

FashionTime уже писал о новых разработках текстильной промышленности и тканях будущего. Необычное платье Bubelle Dress стало новым детищем симбиозa электронных технологий и мира моды. Благодаря специальным биометрическим сенсорам, расположенным на внутреннем слое ткани, платье может "считывать" эмоции своего владельца. С помощью сложной системы микросхем данные о психологическом состоянии человека передаются на верхний слой из люминесцентной ткани, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения владельца.

Компания Philips, которая приняла участие в разработке "платья будущего", использовала специальную систему ассоциативного восприятия, где каждый цвет относится к определенной группе эмоций, а яркость зависит от степени их проявления.

"Когда вы злитесь, платье становится красным, если же вы спокойны, оно меняет свой цвет на зеленый", - объясняет дизайнер проекта Ингрид Бел (Ingrid Bal).

Необычный наряд был создан в рамках специального проекта SKIN Probe Project, создатели которого занимаются разработкой инновационных технологий в области текстильной промышленности.

"Ткани будущего на данный момент являются одним из наиболее перспективных направлений для мира моды. Возможно, что лет через десять одежда "с эмоциями" станет вполне привычным явлением и будет свободно продаваться во многих магазинах", - говорит Ингрид Бел.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Рефлексия

1. Упражнение: «Мне сегодня...»

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...»

Подведение итогов занятия.

    1. Притча

Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:

— Что вы видите?

Первый ответил: «Чёрное пятно». Второй: «Кляксу». Третий: «Чернила».

Монах заплакал и ушёл в свою келью. Позже ученики спросили:

— Почему Вы плакали?

Монах сказал:

— Никто из вас не увидел белого листа.

    1. Заключительное слово

Существует мысль, что эмоция-зеркало души. Наверное, трудно однозначно сказать, так это или нет. Но в любом случае мы хотим всегда, чтобы то, что мы видим в зеркале, было красивым. Поэтому без сомнения можем сказать, что приятные эмоции делают человека красивее.

Давайте не забывать об этом и дарить нашим детям и окружающих лишь приятные эмоции, а когда случится так, что надвинется на вас темная туча неприятностей, не давайте ей захватить себя и пролиться дождем раздражения, гнева, злости на своих близких и прежде всего - детей.

Приложения

І.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Упражнение-разминка: " Доброе утро, я рада вас  видеть..."

радостно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

ехидно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

растеряно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

удивленно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

уверенно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

печально

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

грустно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

злобно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

стид

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

виновато

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

презрительно

" Доброе утро, я рада вас видеть..."

с интересом

" Доброе утро, я рада вас видеть..."


1.2. Упражнение  - диагностика єэмоционального состояния:

"Как чувствуете себя?  можно ли начать работу?"

ІІ.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.3. Разминочные игры

2. Игра «Изобрази  эмоцию»

В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы.

"Скульптуры" демонстрируются молча.

Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

"Печальное прощание"

В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы.

"Скульптуры" демонстрируются молча. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

«Испуг»

В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы.

"Скульптуры" демонстрируются молча. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

"Удовлетворения"

В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы. "Скульптуры" демонстрируются молча. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

"Злость"

В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы.

"Скульптуры" демонстрируются молча. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

"Радость"

В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы.

"Скульптуры" демонстрируются молча. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию.

"Удивление"



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики

    Документ
    Защита диссертации состоится « » 2010 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета ДМ 203.002.05 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, г.
  2. Проект по психологии Видеотренинг «Управление эмоциями»

    Документ
    Знаете ли вы, что такое эмоции? Умеете ли вы ими управлять? Какие эмоции и когда нужно контролировать, а какие нельзя держать в себе? Знания об управлении своими эмоциями необходимо сочетать с практической пробой и тренировкой в этой области.
  3. Методика обогащения речи учащихся-якутов лексико-семантическими группами глаголов, выражающих эмоциональное состояние (на основе сопоставления русских и якутских глаголов)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.
  4. Управление образования мэрии г. Череповца моу до "Центр повышения квалификации" Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы комплексного сопровождения образовательных учреждений (методические рекомендации)

    Методические рекомендации
    Модернизация регионального и муниципального образования предусматривает построение адекватной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая выступает одним из социальных гарантов полноценного
  5. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов)

    Автореферат
    Защита состоится 11 мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических / педагогических наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная

Другие похожие документы..