Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Творчество Набокова Сложно, противоречиво; о нем известны самые полярные оценки, суждения. В личности и творчестве писателя многое поражает. Загадочн...полностью>>
'Программа'
уровень отраслевой стандартизации доведен до международных норм и сформирована правовая основа, способствующая развитию ИКТ в Республике Казахстан (ко...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения (сокращенные сроки обучения) юридического факультета (3 семестр). – Казань: Издательст...полностью>>
'Лекция'
Для получения ЗАЧЕТА кроме баллов (>200) должны быть выполнены оба ДЗ с мин. Оценкой 1, сдан коллоквиум с минимальной оценкой 3, выполнены лабораторны...полностью>>

Г. Я. Рябова член Правления Нотариальной Палаты рб, заслуженный юрист рб

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

_____________________________________________________________________________________

УДК 347

ББК. 67.9.

М-22

Одобрено экспертным советом колледжа

Рецензенты:

Г.Я. Рябова – член Правления Нотариальной Палаты РБ, заслуженный юрист РБ

Л.Н. Касторнова – преподаватель Бурятского колледжа статистики, экономики и информационных технологий

Автор:

И.П. Мамулова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бурятского колледжа статистики, экономики и информационных технологий

М-22. Курс лекций по Римскому частному праву / автор И.П. Мамулова. – Улан-Удэ: Изд-во «Домино», 2007.

Рабочая тетрадь содержит дидактический материал и упражнения, работы по развитию логического мышления, ораторского искусства, способности анализировать и проводить сравнения, опираясь на предложенные первоисточники, решать правовые ситуации в приближенном к Римской действительности вариантах.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов СПО по курсу римского частного права

ББК 67.9

© И.П. Мамулова, 2007

© Бурятский филиал МЭСИ, 2007

Методические указания.

Изучение римского права требует немалых умственных усилий. Данная рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы выработать у студентов, изучающих римское право юридическое мировоззрение, т.е. способность видеть тот или иной факт через призму права, в его юридической интерпретации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, соответствии или противоречии его духу, его цели и даже такому критерию действительности права, каким является критерий нравственный.

Профессия юриста предполагает широкую эрудированность, знание этики, эстетики, философии, художественной литературы и т.д. Помимо всего прочего юрист должен обладать ясной и убедительной речью, знакомством с основами ораторского искусства, способностью кратко и доказательственно составлять правовые документы всех видов.

В связи с этим рабочая тетрадь, составленная в соответствии с авторской рабочей программой по курсу Римского права для студентов среднего специального образования, содержит дидактический материал и упражнения, работы по развитию логического мышления, ораторского искусства, способности анализировать и проводить сравнения, опираясь на предложенные первоисточники решать правовое ситуации в приближенном к Римской действительности вариантах.

Студент, приступая к изучению соответствующей темы, должен ознакомиться с предлагаемыми ему заданиями. Указания к выполнению даются в каждом конкретном задании.

Тетрадь имеет задания, предназначенные для развития логического мышления, тренировки ума, способности высказывать собственное мнение. Такие задания обозначены значком *.

Для работы в тетради студент, первоначально, должен ознакомиться с теоретическим материалом, поработать над первоисточниками Древнего Рима, а именно Законами XII Таблиц, Институциями Юстиниана, Дигестами и т.д. и только после это приступать к выполнению задания.

Желаем Вам глубокого проникновения в прекрасный древний мир Римского права, и надеемся, что полученные знания станут для Вас стартовой площадкой для изучения цивильных наук права России.




РАЗДЕЛ 1. Общее учение о римском праве.

Тема: Понятие римского частного права.

Задание №1. Вставьте пропущенные слова из выдержек Институций Юстиниана.

    «………………………… право есть то, которое природа внушила всем живым существам. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздушном пространстве, или на земле, или в море. Отсюда происходит союз мужчины с женщиной, который мы называем браком; отсюда рождение и воспитание детей; далее мы видим, что и прочие живые существа руководствуются знанием этого права» (I.1.2.)

«…………………. же право и общенародное разделяются так: все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью – правом, общим всем людям, именно: право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право и называется …………………………. , как право, свойственное обществу граждан; право же, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным, как право, в котором пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется, с одной стороны, ………………………правом, с другой – правом общим всем людям.» (I.1.2.1.)

«……………… преторов имеют в сфере права также немалое значение. Мы обыкновенно даже называем эти ………… почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т.е. магистры. И курульские эдилы издали по поводу некоторых вопросов ……….., который называется постоянным и составляет часть почетного права» (I.1.2.7.)

«Ответы …….. – это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назывались …………консультами. А мнения и суждения их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено» (I.1.2.8.)

Задание №2.

Система, которая включала в себя

  • общий раздел;

  • вещное право;

  • обязательственное право;

  • семейное право;

  • наследственное право,

называлась _______________________ системой.

Система, которая не имела общего раздела, но имела группы:

  • субъекты права;

  • вещное право;

  • обязательственное право;

  • наследственное право,

называлась _________________________системой.

Задание №3.

Различают 4 вида императорских конституций

Эдикты (edicta) – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

Рескрипты (rescripta) – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

Мандаты (mandata)– это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

Декреты (decreta)– это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание №4. Составьте схему «Источники римского частного права»

Задание №5. . О каких источниках говорится в следующих текстах:

а) "Среди массы нагроможденных один на другой законов они остаются источником всего публичного и частного права" (Тит Ливий). ______________________________________________________________________________

б) "Народом руководят магистраты, и можно с полным основанием сказать, что магистрат - это закон говорящий, а закон - это безмолвный магистрат" (Цицерон. О законах. Ш.П.)

___________________________________________________________________________________

в) "Дом юрисконсульта, бесспорно, служит оракулом для всего общества" (Цицерон. Об оpатоpе.(1.45.200.)

___________________________________________________________________________________

Постановления каких магистратов были наиболее важными?

___________________________________________________________________________________

Назовите сферы деятельности римских юристов.

_____________________________________________________________________________________

Задание №6.* Известно, что leges rogatae в зависимости от их санкций делились на три вида:

Leges perfectae (законы совершенного вида);

Leges minus quam perfectae (законы менее чем совершенного вида);

Leges imperfectae (законы несовершенного вида).

Зная действия вышеназванных санкций, укажите, к каким из них относятся нижеприведенные законы

1.Закон Цинция (Lex Cincia) 204 г до н.э. запрещавший совершать дарения, стоимостью выше определенной суммы, согласно которому даритель имел возможность опрокинуть иск кредитора (одаряемого), но сама сделка дарения, совершенная вопреки закону, оставалась действительной по ius civile.

___________________________________________________________________________

2.Закон Фурия о завещаниях (Lex Furia testamentaria) первой половины II в. до н. э., запрещавший принимать отказы по завещанию стоимостью выше 1000 ассов наказывавший нарушителя штрафом в четырехкратном размере.

____________________________________________________________________________

Задание №7. Составьте хронологическую таблицу кодификации Юстиниана.

Дата

Какие действия производились

В результате был обнародован

Задание №8.* С какими из приведенных сентенций римских юристов вы согласны и какие вы считаете неприемлемыми и почему?

  1. … судебное решение должно приниматься либо единогласно, либо по большинству голосов; в последнем случае предполагается, что решение принято как бы всеми. (D.27.10.7).__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Когда «в завещании написано что-либо двусмысленно или даже неверно, необоримо благосклонно толкование, склоняющееся к вероятной воле завещателя.» (D.34.5.24)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. «Если существует сомнение в истинном статусе раба, следует признать его свободным» (D.50.17.20.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. «Когда отсутствует четкое правовое предписание, желательно решать дела по справедливости»(D.9.3.2.)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. «Доказательства должен представлять не тот, кто отрицает, а тот, кто утверждает…» (D.22.3.2.).______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 9*. Как согласовать (и возможно ли) известное «разрешено все то, что не запрещено» с сентенцией Павла: «не все, что дозволено, достойно уважения» (D.50.17.144.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ: Защита нарушенного права в Риме.

Тема 2: Осуществление и формы защиты права. Гражданский процесс по римскому праву.

Задание №1. Какой из видов процесса описан ниже?

Перед претором лежала спорная вещь или ее «образ» (например, кусок дерна, взятого со спорного участка). По знаку претора истец налагал на вещь свой прутик-виндикту и произносил, стремясь избежать роковой ошибки или оговорки, формулу, подходящую для данного случая: «Я утверждаю, что эта земля принадлежит мне по праву квиритов, и я приобрел ее …» «Теперь ты», - говорил претор ответчику, и действо повторялось. Затем претор назначал судью, день суда и сумму залога, который истец вносил на случай проигрыша. Залог в таких случаях оставался в казне.

Это _______________________________________________________________________________

Задание №2.В приведенных ниже преторских формулах обозначьте ее составные части, используя следующие обозначения.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ - назначение судьи;

- - - - - - - - - - - - - - - - - - intentio;

_____ …._____…._____…. demonstratio;

- . - . - . - . - . - . - . - . - . - condemnatio;

_____________________ exceptio;

********************** prescriptio.

Формула №1.

Октавий да будет судьей. Авлом требует от Нумерия исполнения по заключенному между ними договору строго права, на что Нумерий отвечает тем, что как при заключении сделки так и в самом притязании из нее Авлом допускал и допускает обман, и если это так, то, хотя сделка и иск из нее допускаются и защищаются цивильным правом, предлагаю тебе судья, установив обман, отклонить иск как противоречащий справедливости.

Формула №2.

Октавий да будет судьей. Поскольку Аверий утверждает, что он получил спорную вещь вследствие законного дарения, но по случайной причине утратил владение ею, не став собственником, что делает для него невозможным виндицирование вещи по цивильному праву, то ты судья, когда сообщенные истцом факты и обстоятельства дела будут доказаны, примени к данному случаю фикцию допущенную претором Публицием и с тех пор называемую Публициановым иском, и да будет считаться, что истец провладел давностный срок, ибо мы полагаем, что было бы несправедливо лишать собственности того, кто по случайной причине лишился ее.

Формула №3.

Октавий да будет судьей. Так как Гипсей, требует, чтобы Ливий возвратил данные ему взаймы 100 сестерциев, на что Ливий отвечает тем, что истец за оказанную ему затем услугу клятвенно обещал отсрочить исполнение на год, то ты, Октавий, выясни это, и если Гипсей обещал, откажи.

Формула №4.

Октавий да будет судьей. Если будет установлено, что Тиций должен Африкану 100 сестерциев, 50 из которых он уже взыскал, но ответчик не исполняет оставшееся обязательство, ссылаясь на то, что этих самих денег он так и не получил, то ты судья, установи, так это или не так, и в зависимости от этого присуди или отклони, ибо несправедливо, чтобы кредитор получал выгоду, связав истца формальным обязательством, но ничего ему не дав.

Формула №5.

Октавий да будет судьей. Поскольку Панфил требует, чтобы Тиверий возместил ему не только стоимость вороного коня, принадлежащего к одномастной запряжке и искалеченного по вине ответчика, но и все те расходы, которые потребуются для приобретения коня той же масти и того же качества, а Тиверий, не отрицая вины, считает достаточным оплату расходов, связанных с лечением коня, то ты судья, рассмотри это дело и оцени сумму, подлежащую уплате не исключая, при необходимости, затрат, на которых настаивает истец, ибо они не противоречат справедливому возмещению причиненного ему ущерба.

Формула №6. Октавий да будет судьей. Если выяснится, что Нумерий Негидий должен дать Авлу Агерию 10 000 ассов, поскольку Авл Агерий продал раба Нумерию Негидию, то ты судья присуди Нумерия Негидия в пользу Авлама Агерия на 10 000 ассов, если не будет доказано, то оправдай.

Задание №3*. Закон XII Таблиц гласил: «За злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивает по 25 ассов за каждое дерево».

Нумерий в процессе leges actio свои исковые требования выразил следующим образом: «Я утверждаю, что Авлом порубил мои виноградные лозы: спрашиваю, подтверждаешь ты это или нет?»

Как вы считаете, выиграл он дело или проиграл? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3: Средства защиты в римском праве

Задание №1*.

Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца.

  1. Возможен ли иск к хозяину черепицы?___________________________________________

  2. Если возможен, то какой вещный или персональный?_____________________________

  3. О чем иск?__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Составьте формулу иска, выделив интенцию и кондемнацию. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Средствами защиты права в Риме являлись:

Иск (actio) – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интердикт (interdictum) – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реституция (restitutio in inteqrum) – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Вставьте недостающие слова в Институции Гая:

  1. ……………… иск – это тот, посредством которого мы ведем процесс против того, кто обязан в нашу пользу или из контракта, или из деликта, то есть тогда, когда мы претендуем, что нам должны дать в собственность, сделать, обеспечить.

  2. …………… иск является, когда мы претендуем, что нам принадлежит или телесная вещь, или что нам следует какое-либо право, например, право пользования и извлечения плодов, право прохода, право прогона скота, провода воды, или право запретить (соседу) строить выше определенной высоты или заслонять вид, или когда иск, напротив, отрицает право противника.



РАЗДЕЛ: Лица в римском частном праве

Тема 4: Понятие лица и правоспособности.

Задание №1. Что означают следующие термины:

persona__________________________________________

status libertatis____________________________________

status civitas______________________________________

status familiae_____________________________________

Задание №2. Найдите верные решения, соединив их стрелками.

Правовое положение граждан Рима

дети до 7 лет (вполне недееспособные) право вступать в брак,

совершать завещания;

для совершения сделок могли испросить себе попечителя

мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 могли совершать любые сделки

до 12 лет

граждане Рима старше 25 лет могли самостоятельно совершать

такие сделки, которые вели к одному лишь приобретению для несовершеннолетних;

мальчики с 14, девочки с 12 и до 25 лет ничего не могли совершать.

.

Задание №3. Как называлось форма умаления чести, описанная в XII таблицах

Если кто-либо участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем. (ТаблицаYIII. 22).

Это _________________________________________________________________________

Задание №4. Закончите фразы:

Умаление правоспособности (capitis deminutio)

macsima наибольшее изменение правоспособности бывает тогда, когда кто-нибудь теряет ______________________________________________________

Это происходит с:

        1. _______________________________________________________________________________________________

        2. ________________________________________________________________________________________________

        3. ________________________________________________________________________________________________

media– меньшее или среднее изменение правоспособности бывает тогда, когда теряется право _______________________.

Это случается с __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

minima - наименьшее изменение правоспособности бывает тогда, когда право __________________ и право ____________________ остаются, но изменяется _____________________________.

Это случается с теми __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость к императору Октавиану Августу. Предполагается, что он был обвинен в том, что его ранние произведения и нескромны и легкомысленны. Император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию.

Какого статуса правоспособности лишался в этом случае Овидий?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие юридические последствия имела для Овидия утрата этого статуса? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №6. Сын крупного хлеботорговца Эмилий, получив наслед­ство, стал вести разгульный образ жизни. Он приобретал пред­меты роскоши, почти ежедневно устраивал пиры с друзьями, которых одаривал богатыми подарками, не уделяя хозяйству должного внимания.

Могли ли родственники воспрепятствовать такому поведению? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5: Физические и юридические лица.

Задание №1.

Каких прав был лишен перегрин:

права обладания квиритской собственностью;

права наследования имуществом;

права власти над женой и детьми;

права занятия ремесленной или торговой деятельностью;

права требовать рассмотрения его иска в легисакционном процессе;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Категориальное мышление в праве: его значение Акашкин А. Ю

    Документ
    О степени разработанности понятия «категория», вообще, можно говорить только в рамках философского знания. Категории (от греч. kategoría - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие
  2. О финансовом мошенничестве февраль 2010

    Документ
    Глава отделения Пенсионного фонда России (ПФР) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Гришкевич, обвиняемая в получении взяток в размере 18 млн руб.
  3. Источники: федеральная, московская пресса, региональная пресса (5)

    Документ
    Эксперт «ОВ», президент негосударственного пенсионного фонда «Империя» А. Г. Морозов: Государство преследует, но не предотвращает факты мошенничества.

Другие похожие документы..