Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Синявская Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической информатики факультета менеджмента УО «Белорусский го...полностью>>
'Документ'
2 июля в рамках городского праздника, посвященного автору «Преступления и наказания», литературно-мемориальный музей Достоевского организовал встречу...полностью>>
'Документ'
«Проект» - брошенный вперед – планомерный замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание; способ организации процесса познания, достиж...полностью>>
'Примерная программа'
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего ...полностью>>

Учебное пособие для студентов      

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНЕСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

  

  

  

  

  

Избранные лекции

Дисциплина «Основы сестринского дела»

  

  

  

  

  

Учебное пособие для студентов

  

  

  

  

  

Красноярск 2009

 

Домрачев Е.О. Курс лекций, дисциплина: «Основы сестринского дела»,- Красноярск: Красноярский медико-фармацевтический колледж, 2009 –78 с.

Аннотация

Данный курс лекций предназначен для студентов 2 курса медицинских колледжей, училищ, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к дисциплине «Основы сестринского дела».

Цель лекций – обучение студентов теоретическим основам профессиональной деятельности медицинской сестры.

Рецензент: к.м.н., доцент кафедры «Управления, экономики, фармации и ПО»

Л.И. Валентинович

Введение

Основы сестринского дела относится к дисциплине, имеющей фундаментальное значение при подготовке студентов в медицинских училищах и колледжах. Получение знаний по основам сестринского дела и овладение практическими навыками, студенты начинают с изучения курса лекций по основам сестринского дела.

Теоретические положения, а в последующем практические навыки, усвоенные студентами при изучении этого курса, необходимы будущим медицинским сестрам любого профиля. Цель данных лекций – облегчить самостоятельную подготовку студентов к практическим занятиям по основам сестринского дела и помочь им в освоении практических навыков.

Основное внимание при написании курса лекций, уделено не только изложению разделов, связанных с практической работой медсестер, но и ясному пониманию роли регионального компонента. Современная медицинская сестра должна не только выполнять назначения врача, но уметь самостоятельно выполнять, решать проблемы и нарушенные потребности пациента, в пределах своей компетенции.

Предлагаемый учебный материал – курс лекций по основам сестринского дела, необходим студентам медицинских училищ, колледжей, для более успешного освоения специальности.

Пояснительная записка

Курс лекций по дисциплине "Основы сестринского дела" предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по дисциплине «Основам сестринского дела».

В соответствии со Стандартом в области основ сестринского дела студент должен знать:

- историю развития сестринского дела в мире и РФ;

- философию сестринского дела в РФ;

- основные положения некоторых моделей сестринского дела (Вирджинии

Хендерсон, Д. Орем, Н. Роупер);

- структуру учреждений здравоохранения;

- этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента,

проблемы пациента, планирование сестринской деятельности,

осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой

оценки сестринской деятельности;

- принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода;

- методы сердечно-лёгочной реанимации;

Уметь:

- обеспечить инфекционную безопасность, в том числе уметь применять

универсальные и стандартные меры предосторожности;

- заполнять медицинскую документацию;

- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной

деятельности;

- оказать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);

- проводить сердечно-лёгочную реанимацию;

- обеспечить безопасную среду для пациента и персонала в условиях

учреждения здравоохранения.

Знания и умения, полученные студентами после почтения курса лекций по реаниматологии, позволят студентам применять их в будущем в повседневной деятельности при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.

 

  

  

  

  

  

  

Оглавление

1. Введение.

2. Пояснительная записка. 3. Лекция №1, Введение в предмет " Основы сестринского дела": предмет, ,место и роль общественного здравоохранения и здоровья. История сестринского дела. Перспективы развития сестринского дела.

4. Лекция №2, Философия сестринского дела.

5. Лекция №3Потребности человека в здоровье и болезни.

6. Лекция №4, Модели сестринского дела.

7. Лекция №5, Сестринский процесс, понятия, термины.

8. Лекция №6, Первый этап: объективное обследование.

9. Лекция №7, Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции.

10. Лекция №8, Дезинфекция и стерилизация.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Домрачев Е.О. Лекция.

ЛЕКЦИЯ №1.

Тема: "Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. Система здравоохранения в России".

  

   Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организа­ции здравоохранения) -- состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней (1946 г.)

   Как указано в Европейской политике ВОЗ "Здоровье-21", каждый период жизни человека влияет на его здоро­вье, и необходимо стремиться к достижению полного по­тенциала здоровья для всех. При этом здоровье опреде­ляется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчи­вого экономического развития.

   По определению I Всероссийской научно-практичес­кой конференции по теории сестринского дела, состояв­шейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вво­дятся новые термины и понятия в сестринском деле, од­ним из которых является понятие здоровья. Здоровье -- динамическая гармония личности с окружающей сре­дой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

   Известно, что на здоровье человека влияют как внут­ренние, так и внешние факторы, способствующие укреп­лению здоровья или разрушающие его (факторы риска), а также образ жизни человека. Охрана здоровья населе­ния является профессиональным долгом всех медицинс­ких работников.

   Общественное здоровье -- состояние, качество обще­ства, обеспечивающее условиями для продуктивного здо­рового образа жизни людей, не стесненного заболевания­ми, физическими и психическими дефектами.

   Здоровый образ жизни -- образ жизни, деятельность человека, направленная на укрепление здоровья.

   Сохранение и укрепление здоровья - процесс повыше­ния информированности, изменение привычных устано­вок и поиск реальных путей, улучшающих качество жиз­ни.

   Факторы риска -- факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний (генетические (20%), окру­жающей среды (20%), образа жизни (50%), медицинские (10%)).

Основные медико-демографические

и другие показатели состояния общественного

здоровья и среды обитания человека

   Показателями состояния здоровья населения и опреде­ления ее качества являются демографические показатели, показатели заболеваемости, показатели инвалидности, физического развития населения. Источниками этой ин­формации являются: статистические материалы виде от­четов Министерства Здравоохранения и Госкомстата РФ и материалов, основанных на доку­ментах учетного характера лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), специальных разрабо­ток на основе выборочных исследований и специальной документации в виде карт, анкет, переписей населения. В настоящее время расчет и оценка основных медико-демог­рафических и других показателей, характеризующих состояние общественного здоровья и среды обитания челове­ка, проводится в соответствии с требованиями ВОЗ.

   Демография -- наука о населении в его общественно-историческом развитии, изучающая вопросы естественно­го движения населения, предметом которой являются за­коны естественного воспроизводства населения в их обще­ственно -- исторической обусловленности. Демография со­стоит из двух разделов -- статики (фиксированных дан­ных) и динамики (естественного движения) населения. Статистика изучает численность и состав населения по полу, возрасту, занятости населения и другим признакам.

Медико-демографическая ситуация в РФ

   К основным демографическим показателям относятся понятия о численности, миграции, составе и естественном ном воспроизводстве населения, смертности, рождаемости, ее причинах и др.

   Численность населения -- количественный состав насе­ления на определенной территории за определенный про­межуток времени (календарный год), в Российской Федерации численность населения составляет 142 млн. человек.

   Миграция -- перемещение населения по территории, которая изменяет его численность в определенный период времени.

   Воспроизводство населения характеризуется показате­лями рождаемости, смертности и естественного прироста.

   Смертность -- частота случаев смерти на определенной территории за определенный промежуток времени (кален­дарный год). На показатель смертности влияют три фак­тора: детская (младенческая), перинатальная и общая смертность. Детская (младенчес­кая) смертность -- показатель смертности первого года жизни. Перинатальная смертность -- показатель смертно­сти в перинатальный период, который начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчива­ется через 7 полных дней жизни новорожденного.

   Обычно пользуются коэффициентом смертности в раз­личных группах населения (по возрасту, полу, виду забо­левания, деятельности и т. д.). По данным за 1998 год, основными причинами общей смертности являются: бо­лезни системы кровообращения, в том числе ишемической болезни сердца и цереброваскулярные болезни; злокаче­ственные новообразования, травмы, отравления и другие повреждения, вызванные внешними причинами, из кото­рых ведущими являются несчастные случаи, связанные с транспортом, отравления алкоголем, самоубийства и убий­ства. Из других заболеваний, приводящих к летальному исходу, обращают на себя внимание болезни органов ды­хания, пищеварения, инфекционные и паразитарные бо­лезни, в том числе туберкулез.

   Средняя продолжительность жизни в 2000 году соста­вила у мужчин 60 лет, в 2001 году - 58 лет. У женщин -- 72 года.

   Показатели смертности зависят от организации меди­ко-социальной помощи населению, состояния окружаю­щей среды, экономических факторов и образа жизни. Сни­жение детской смертности зависит от мероприятий по ох­ране плода, улучшения качества медицинской помощи де­тям в возрасте до года, разработки рациональных методов вскармливания детей, профилактики и лечения заболева­ний у детей первого года жизни.

   Рождаемость - число родившихся на 100 жителей в единицу времени (календарный год). Сложная социально -- экономическая ситуация в России и ряд других причин привели к катастрофическому падению рождаемости. Се­годня 2/3 семей имеют одного ребенка. Коэффициент рож­даемости -- отношение величины рождаемости к его сред­ней численности. Общий коэффициент рождаемости соста­вил в 1999 г. 8,4 (в 1990 г. - 13,4), в 2000 г. - 8,7. Показатель рождаемости имеет этнические различия. Вы­сокий уровень рождаемости сохраняется в республиках Дагестан и Тува.

   Естественное воспроизводство населения -- соотноше­ние числа родившихся к числу умерших. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы рождалось 210 детей на 100 жителей России (2-3 ребенка в семье).

   Общая заболеваемость. За последние 5 лет показатель общей заболеваемости населения вырос на 15%. Быстры­ми темпами растет заболеваемость врожденными аномали­ями (пороками развития), болезнями мочеполовой систе­мы, болезнями системы кровообращения, а также болез­нями нервной системы и органов чувств. Рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. При анализе общей заболеваемости вычисляют­ся следующие показатели: первичной заболеваемости, по­казатель распространенности болезней, заболеваемость болезнями системы кровообращения и др. болезней по воз­растным, половым, профессиональным группам, исследу­ется структура заболеваемости. Наиболее точные показа­тели получают у диспансерной группы населения путем выборочных исследований.

   Болезнь -- это такое изменение в физиологическом, психологическом и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжитель­ности жизни. (Тваделл, 1977).

   Инвалидность. Это нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленного заболева­ниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необхо­димость социальной защиты личности.

   Ограничение жизнедеятельности -- полная или час­тичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передви­гаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельнос­тью (Закон о социальной защите инвалидов в РФ, принят в 1995 году).

   Таким образом, последнее десятилетие двадцатого века в России характеризуется негативными показателями со­стояния здоровья населения: увеличились показатели за­болеваемости, смертности, уменьшилась средняя продол­жительность жизни. Известно, что ежегодно в стране ре­гистрируется 155--185 млн. случаев заболеваний населе­ния острыми и хроническими болезнями, из которых око­ло 100 млн. с впервые установленным диагнозом.

   В большинстве экономически развитых стран достиг­нуты значительные успехи в снижении заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний. При этом в самом здравоохранении этих стран первичная профилактика (профилактика, которая направлена на укрепление здоровья, повышение благосо­стояния населения) является приоритетным направлени­ем его деятельности. Для того чтобы в России служба первичной профилактики в практическом здравоохране­нии сформировалась и эффективно функционировала, не­обходимо наличие структур по выявлению основных фак­торов риска (кабинетов доврачебного скрининга и под­разделений по диагностике основных факторов риска и их коррекции с группой соответствующих специалистов и с необходимым оснащением), использование современ­ных эффективных методов выявления, диагностики и кор­рекции всех основных факторов риска, а не части их (артериальная гипертония, сахарный диабет или нару­шение толерантности к глюкозе, избыточная масса тела, метаболический синдром, гипокинезия, психоэмоциональный стресс, курение, злоупотребление алкоголем); нали­чие кадров в этих структурах, специально обученных для работы по первичной профилактике заболеваний, мате­риальной заинтересованности медицинских работников, участвующих в первичной профилактике заболеваний; наличие информационной системы мониторинга эпидеми­ологической ситуации по заболеваниям.

   Социально-экономический кризис, поразивший Россию, значитель­но изменил уровень жизни населения. Снижение реаль­ных доходов, ухудшение качества жизни, без­работица, сужение возможностей развития и использова­ния потенциала здоровья -- все это негативно влияет на показатели, характеризующие состояние общественного здоровья и среды обитания человека.

  

   В России предусмотрена система здравоохранения с разными формами собственности: государственная, муниципальная и частная. Она имеет три уровня организации управления:

   - Министерство здравоохранения, в составе которого существуют управления -

   организации медицинской помощи,

   охраны здоровья матери и ребенка,

   научных и образовательных медицинских учреждений,

   кадров.

  

   - Министерство (Комитет) здравоохранения области, края, автономной республики.

  

   - Управление (департамент, комитет) здравоохранения при администрации города.

  

   Задача политики в области здравоохранения - достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

  

   Основные направления политики в области здравоохранения:

   - разработка и принятие законов для осуществления реформ, отвечающих потребностям отрасли,

   - охрана материнства и детства,

   - реформа финансирования (медицинское страхование, привлечение других средств для лечения социально незащищенных слоев населения),

   - обязательное медицинское страхование,

   - реорганизация первичной медицинской помощи,

   - лекарственное обеспечение,

   - подготовка медицинских и административных

   кадров,

   -компьютеризация здравоохранения.

  

   Основа системы здравоохранения - законы "О государственной системе здравоохранения", "О правах пациента".

   В настоящее время формируется рынок медицинских услуг, создаются медицинские учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы - учреждения паллиативной помощи для безнадежных больных.

  

Основные типы лечебно-профилактических учреждений

   Они могут быть амбулаторные и стационарные. К первым относятся: амбулатории, поликлиники, МСЧ, диспансеры, женские консультации, станции СМП.

   К стационарным учреждениям относятся - больницы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хосписы.

   В целях повышения качества медицинской помощи в России с 1947 года проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Это способствует повышению квалификации врачей, а значит, и улучшению качества лечения больных.

Устройство и основные функции больниц

   Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные) располагаются чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

   Существуют три основных типа строительства больниц: павильонный (корпусной), централизованный и смешанный.

   При павильонной системе на территории больницы размещаются специализированные корпуса. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что все службы находятся в одном здании, чаще высотном, или ряд зданий соединены крытыми надземными или подземными переходами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные, кожно-венерические, родильные дома располагаются в отдельных корпусах.

   Земельный участок больницы делится на три зоны: здания, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих подразделений:

  -- Стационар со специализированными отделениями и палатами.

  -- Вспомогательные отделения (рентгеновское, лабораторное, патологоанатомическое).

  -- Аптека.

  -- Поликлиника.

  -- Пищеблок.

  -- Прачечная.

  -- Административные здания.

   Больницы предназначены для круглосуточного лечения и ухода за пациентами с заболеваниями, соответствующими профилю больницы.

   Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санузел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностические), ординаторскую, сестринскую, кабинет зав. отделением, старшей сестры и др.

   Количество больных в палатах не должно превышать четыре человека. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбочки, стол, вешалка, может быть умывальник и туалет. Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии одного метра между ними. Связь тяжелобольного пациента с постом медсестры осуществляется с помощью световой или звуковой сигнализации. В специализированных отделениях каждая койка оснащена централизованной подачей кислорода.

   Освещение палат соответствует санитарным нормам (СаНПиН N 5). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1:5-1:6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, может быть и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночником, который должен быть установлен на 30 см от пола возле двери, но может устанавливаться и возле каждой кровати (в детских стационарах светильники устанавливают над дверными проемами).

   Вентиляция палат производится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 куб.м на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в палате не должна превышать 0,1%, относительная влажность воздуха должна быть 30-45%.

   Температура воздуха в палатах для взрослых равна 20*, в реанимации, операционной и детском отделении - 22*С.

   В отделении имеются раздаточная и столовая, где одновременно могут принимать пищу 50% пациентов.

   Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

   Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания), сортировки грязного белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и одежды обслуживающего персонала.

   Инфекционные отделения и больницы имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

   Каждое отделение имеет обязательный для персонала и пациентов распорядок дня, который обеспечивает больным соблюдения лечебно-охранительного режима, сон и отдых, лечебное питание, наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур.

  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов- геоэкологов заочного отделения по курсу «Методы геоэкологических исследований» в вопросах и ответах

    Учебное пособие
    Взаимодействие человека с геологической средой — проблема не новая и уходит своими корнями в каменный век, когда пещеры стали использоваться первобытными людьми в качестве жилища, а одним из первых орудий труда стал каменный топор.
  2. Учебное пособие для студентов

    Учебное пособие
    СодержаниеВведение 5Раздел 1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГАГлава 1. Основы лизинговой деятельности 81.1. Определение, сущность и функции лизинга 81.
  3. Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н. В. Дороднева, И. В. Сироткина. Тобольск: тгспа им. Д. И. Менделеева, 2010. 80 с

    Учебное пособие
    Family life = Семейная жизнь: Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н.В.Дороднева, И.В.Сироткина. – Тобольск: ТГСПА им. Д.
  4. Учебное пособие для студентов специальности 050706 «Педагогика и психология» ибакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400)

    Учебное пособие
    С87 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие / О. В. Струговщикова. — Саратов : Научная книга, 2011. — 64 с.
  5. Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены методики по выявлению критериев психодиагностической и психокоррекционной деятельности психолога в организации образования.

Другие похожие документы..