Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Сукиасян С.Г., Тадевосян М.Я. Соотношение посттравматических стрессовых и экзогенно-органических психических расстройств Журн неврол и психиатр., 20...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
В рамках какой подсистемы необходимо построение математических моделей, связывающих параметры технологического процесса с показателями качества РЭС, и...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. В процесі становлення та розвитку ринкових економічних відносин в Україні достатньо відчутним для результатів діяльності підприємс...полностью>>
'Документ'
Розглянувши лист Харківської облдержадміністрації від 07.06.11 р. № 298, на виконання рішення V сесії обласної ради VІ скликання від 21 квітня 2011 р...полностью>>

Александрович И. М., Бартанова С. Л., Щеулин А. С

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Александрович И.М., Бартанова С.Л., Щеулин А.С.

Научно-исследовательский и проектный Институт социо-природных систем при Международном университет природы, общества и человека «Дубна»

О концепции и методике проведения двухнедельной школы по проблемам экологии и устойчивого развития. На примере методического обеспечения I Международного летнего семестра «Экология и устойчивое развитие»

1. КОНЦЕПЦИЯ И ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ

Современная ситуация, сложившаяся в мире в сферах экологии и устойчивого развития, характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, на самых разных уровнях принято много декларативных документов, отражающих позитивные устремления власти и общества.

Во-вторых, та же власть констатирует нарастание числа угроз, в том числе, рост уровня экологической опасности и запредельно низкий уровень жизни.

В-третьих, появилось много работ в области науки и образования, которые содержат не только теоретические, но и практически значимые рекомендации по радикальному изменению ситуации как на глобальном, так и на локальном уровнях.

В-четвертых, и это, может быть, самое главное, выросло поколение молодежи, которое по своему мировоззрению, знаниям и профессиональным умениям способно реализовывать крупные, как по глубине понимания сути проблем, так и по масштабам применения, проекты. Это поколение отчетливо осознает экологический принцип «думай глобально, действуй локально».

С учетом именно этих особенностей была поставлена цель подготовки и проведения предлагаемой двухнедельной школы - выявление лидеров нового поколения и вооружение их необходимыми инструментами решения многофакторных задач в области экологии и перехода к устойчивому развитию.

Соответственно, основными задачами подготовки и проведения являются школы являются:

  1. отбор молодых лидеров в области экологии и обеспечения устойчивого развития в том регионе, для решения проблем которого планируется проведение школы;

  2. отработка тематики школы с учетом мнения будущих преподавателей и участников школы;

  3. разработка методики проведения школы с учетом специфики региона, участников и преподавателей;

  4. обеспечение общетеоретической подготовки участников во время школы;

  5. демонстрация участникам позитивных практических примеров решения сложных задач в области экологии и устойчивого развития;

  6. проведения учебно-тренировочного цикла по самостоятельному решению задач по тематике школы.

Решение первых трех задач является содержанием подготовительного этапа, который может длиться до 6 месяцев. Решение задач 4-6 составляет существо второго этапа или собственно школы.

На подготовительном этапе:

  • создается теоретическая «социальная модель» участников школы (возрастная категория участников, их мировоззренческая и профессиональная ориентация);

  • осуществляется предварительное исследование экологического состояния региона, на решение проблем которого ориентирована школа, и возможностей его перехода к устойчивому развитию;

  • с учетом экологического состояния региона и разработанной «социальной модели» осуществляется:

    • разработка программы школы, включая учебно-тренировочный цикл;

    • подбор участников школы и профессорско-преподавательского состава.

В течение второго этапа (собственно школы):

  • проводится цикл лекций по общим вопросам тематики школы;

  • проводится серия мастер-классов по методам решения различных задач;

  • осуществляется ряд учебных проектов, привязанных к конкретной проблематике региона участников.

Ниже приведены рекомендации по проведению лекций, мастер-классов и ряда учебных проектов, относящихся к проблематике «экология и устойчивое развитие».

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ЛЕКТОРАМ И

РУКОВОДИТЕЛЯМ МАСТЕР-КЛАССОВ

Содержание лекций и форма их изложения являются исключительной прерогативой их авторов. Вместе с тем, исходя из общих задач семестра, желательно, чтобы в ее результате у слушателей сформировалась объемная картина по проблемам и методам их решения в сферах экологии и устойчивого развития применительно к тому региону, который является базовым для школы. Для этого организаторы школы готовят краткий анализ состояния дел в регионе и предварительно рассылают лекторам и руководителям мастер-классов.

В любом случае мы считаем возможным рекомендовать лекторам осветить следующие аспекты:

  • современное состояние дел в мире по рассматриваемой проблеме;

  • существо проблемы применительно к России (региону, конкретному государству СНГ) ;

  • основные идеи и методы решения проблемы с особым акцентом на их применение в данной стране, регионе.

Длительность лекции не должна превышать двух академических часов, в противном случае, как показывает опыт, материал не успевает усваиваться.

Мастер-классы занимает особое место в образовательном процессе.

Задача мастер-классов - показать способы применения общих теоретических и методологических принципов и установок в реальной практике.

Представляется желательным, чтобы после проведения мастер–класса участники семестра освоили технику решения, по крайней мере, трех практически значимых вопросов:

  • как сформировать собственный план действий, если в их деятельности они столкнуться с подобной проблемой (по теме мастер – класса) и как приступить к его выполнению;

  • какие сопряженные вопросы необходимо обязательно решать;

  • какие факторы могут повлиять на выбор и выполнение той или иной системы действий.

На мастер-класс рекомендуется отводить 3 астрономических часа, включая перерывы.

Руководителю мастер-класса рекомендуется так показать основные положения, чтобы вызвать ответный поток идей по их воплощению в рамках поставленных задач. Основная трудность заключается в том, чтобы обеспечить своевременную коррекцию высказываемых идей и предложений. Для этого желательно иметь технических ассистентов.

Во время мастер-класса целесообразно проводить экспресс-анкетирование участников. Вопросы анкеты предварительно предлагает руководитель мастер-класса.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА

3.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Одним из наиболее эффективных способов организации учебно-тренировочного цикла по самостоятельному решению задач по тематике школы является предоставление участникам школы попробовать свои силы в подготовке серии учебных проектов по тематике школы. Это дает возможность:

  • сформировать логически завершенную цепочку «лекция, мастер-класс, проект», причем еще на стадии предварительного этапа;

  • воспользоваться присутствием высококвалифицированных профессоров и руководителей мастер-классов для многопрофильного консультирования непосредственно в ходе проектной работы, что в практической работе обычно невозможно;

  • сформировать коммуникативную среду между участниками, что, возможно, приведет к дальнейшей совместной работе.

В конечном итоге такой подход позволяет актуализировать готовность участников семестра к восприятию нового знания, его созданию и, главное, применению. Именно это и заложено в проектную компоненту школы.

Для подготовки проектов создаются проектные группы, которые действуют как проектные лаборатории.

Результатом работы каждой проектной группы является отчет по единой для всех проектных групп схеме. Целесообразно ввести требования единого формата оформления результатов в печатном виде. Отметим одну деталь: при подготовке текстов отчетов не всегда на должном уровне находится культура цитирования, возможно, как следствие «реферативного» образования, которое, к сожалению, практикуют в некоторых высших учебных заведениях. Организаторам не лишне будет обратить на это внимание участников.

Результаты работы группы должны быть обязательно доложены на итоговой конференции участников, что существенно повышает ответственность и создает необходимую конкурентность. Форма изложения (один докладчик или несколько) выбирается самими проектными группами.

По итогам конференции рекомендуется найти формы поощрения лучших групп и отдельных участников.

Особо подчеркнем, что при подготовке проектов необходимо компьютерное обеспечение и наличие доступа к Интернет-ресурсам. Это позволяет и быстрее оформлять результаты и, главное, подбирать необходимый цифровой и экспертно-аналитический материал.

Для облегчения работы по проектам организаторы должны предложить некоторые рекомендации по каждому проекту. Они ни в коей мере не должны являться инструкцией. Их цель - дать самое предварительное мнение организаторов по рассматриваемым проблемам, а также сообщить о возможностях организаторов помогать творческой работе участников.

Далее мы основываемся на рекомендациях, которые были даны участникам I Международного летнего семестра «Экология и устойчивое развитие».

Обладая определенной спецификой («география», возрастной и квалификационный состав участников) нам представляется, что данные рекомендации носят и универсальный характер, поскольку отражают и специфику проблемы, и реальные возможности подготовленной молодежи.

Обязательным условием задания для проектных групп является следование единой логике осмысления ситуации и изложения результатов. Это позволяет из отдельных проектов подготовить для данного региона инновационный мета-проект «Экология и устойчивое развитие региона», который сам по себе представляет ценность и позволяет в дальнейшем осуществлять системную деятельность.

Теория и практика проектирования показывают, что необходимыми составными частями проекта в рассматриваемой области должны быть:

  1. Состояние дел в рассматриваемой предметной области с выделением роли науки, образования и технологий.

  2. Замысел проекта должен содержать информацию о желаемом состоянии, которого должна достигнуть система после реализации проекта с учетом различных прогнозируемых обстоятельств.

  3. Цель проекта должна основываться на описании проблемы, на решение которой направлен проект, быть позитивно сформулированной, ориентированной на достижение нового желаемого состояния в рассматриваемой предметной области.

  4. Основные задачи проекта, которые раскрывают конкретные результаты, достигаемые в результате реализации проекта.

  5. Сроки реализации проекта с их обоснованием.

  6. Ресурсы, которые необходимы для реализации проекта (кадровые, административные, финансовые, информационные, природные, политические и др.).

  7. Методы реализации проекта с их обоснованием.

  8. Заключительные положения, показывающие место и роль проекта.

  9. Ссылки на источники информации.

Кроме того, участникам предлагалось осмыслить роль проектной группы как команды, которая будет участвовать в реализации проекта. Нам представляется, что такое условие является значимым для дальнейшей работы и, в любом случае, является полезным для формирования коммуникативной среды.

Отметим, что рекомендации по срокам реализации проекта, необходимым ресурсам и методам деятельности носят общий характер и сводятся к следующему.

По срокам. В целом проекты такого рода являются по своей сути долгосрочными. Но нам представляется, что команда, разработавшая проект, способна выполнить в постсеместровый период работу, которая может быть использована в практических целях. Поэтому мы рекомендуем в проекте выделить фазу длительностью не более 2-3 лет, лучше 1-2 года.

По ресурсам. Этот раздел полностью определяется участниками проектной группы. При необходимости им должна быть оказана методическая помощь со стороны организаторов семестра, Необходимо учитывать то обстоятельство, что участники проектной группы вполне вероятно станут и участниками процесса реализации собственного проекта.

По методам. Методы реализации проекта зависят от его задач.

Подчеркнем два немаловажных обстоятельства. Специалисты, входящие в состав Организационной группы, должны иметь опыт проектной деятельности в области экологии и устойчивого развития.

Наибольшую трудность у проектных групп вызывает выбор замысла, основной идеи проекта, поэтому на начальном этапе у участников учебных проектных групп должна быть возможность получения необходимой помощи.

3.2. ВЫБОР ТЕМАТИКИ ПРОЕКТОВ

На основе опыта подготовки к I Международному летнему семестру «Экология и устойчивое развитие» можно рекомендовать следующую методику выявления направлений проектной работы участников:

  • предварительный отбор научных и проектных направлений на основе анализа литературных данных с учетом мировых, государственных и региональных тенденций и проблем;

  • рассылка отобранных проектных направлений потенциальным участникам (для рейтинговой оценки) и профессорам - для оценки качества выбора направлений и собственного позиционирования (готовность прочитать лекцию или провести мастер-класс, выбор конкурентной темы лекции и ее «встраивание в общую структуру учебного процесса);

  • конкретизация названий и возможного содержания проектов;

  • предварительное формирование состава проектных групп по результатам анкетирования с учетом сферы интересов, опыта работы и высказанного желания участвовать в том или ином проекте.

По результатам этой работы были сформированы следующие темы проектов, типичные по отношению к проблемам большинства регионов.

Проектная проблематика
Блок

Проект

Предварительная цель

Технологии и инновации

«Бытовые отходы в доходы»

Каталог технологий утилизации бытовых отходов

«Эффективная энергетика»

Каталог энергоэффективных технологий

Образование, формирование мировоззрения устойчивого развития

«Менталитет»

Разработка индивидуальных образовательных траекторий с учетом психологических аспектов развития творческой личности

«Азбука проектирования устойчивого регионального развития»

Разработка инновационного образовательного цикла по экологии и устойчивому развитию, методического пособия по проектированию устойчивого развития регионов

Экологические проблемы и устойчивое развитие

«Вода»

Разработка предложений по обеспечению питьевой и технической водой регионов России и СНГ, испытывающих нехватку водных ресурсов

«Климат»

Разработка предложений по решению проблемы изменения климата

Экономика и управление

«Менеджер»

Разработка сценария компьютерной/деловой стратегической игры «Управление устойчивым развитием территорий»

Сообщество

«Хартия устойчивости мира»

Разработка принципов сообщества, выработка позиции. Разработать проект создания Международного инновационного центра молодежи СНГ «Экология и устойчивое развитие»

«Сайт»

Разработка информационной среды для международного молодежного сообщества по экологическим проблемам и проблемам устойчивого развития

Особое место занимает еще один проект, а именно - «Эксперт». В состав проектной группы рекомендуется ввести людей старшего возраста, имеющих как опыт работы по проблематике школы, так и, что не менее важно, опыт преподавательской работы.

3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ

3.3.1. Рекомендации по проекту «Эксперт».

В разделе «Состояние дел» особое внимание должно быть уделено обзору теоретических и практических подходов к решению проблемы устойчивого развития с указанием степени проработанности этих подходов.

Ожидается, что специфика работы данной проектной лаборатории сможет сформулировать обобщенные представления по таким широким проблемам как:

  • теоретическое обоснование экологически безопасного и устойчиво развивающегося мира; научные теории, на которые опирается идея о возможности устойчивого развития;

  • образование, формирование мировоззрения устойчивого развития;

  • проблема экономики и управления устойчивым развитием территорий;

  • вопросы формирования сообщества по экологическим проблемам и проблемам устойчивого развития;

  • основные экологические задачи по сохранению окружающей среды, технологии и инновации по их решению;

  • каковы должны быть темпы движения по пути устойчивого развития.

Замысел проекта.

Особенность и сложность этого проекта – обобщение большого объема теоретического материала и необходимость взаимодействия со всеми участниками школы.

Проект является центральным и консолидирующим. Он создает возможность использовать интеллектуальные ресурсы проектных лабораторий для наиболее полного выявления проблемных полей на пути к экологически безопасному и устойчиво развивающемуся миру.

Выделение опытных участников в отдельную группу предоставляет возможность коллективного поиска ответов на те вопросы, которые обязательно появляются в процессе разработки проектов в группах. Задача участников этой группы – оказывать содействие тематическим группам в разработке проектов.

Каждое проектное направление разрабатывается проектной группой (проектной лабораторией). Экспертам предлагается выбрать одно из заявленных проектных направлений в качестве куратора, в задачи которого может входить проведение в рамках проектных лабораторий дискуссий и круглых столов по соответствующему данному проекту проблемному полю.

Ожидается, что проектная группа экспертов проведет:

  • исследование существующих научных теорий и подходов к проблеме устойчивого развития;

  • выявление проблемных полей на пути экологически безопасного и устойчиво развивающегося мира;

  • курирование проектов, консультирование и помощь в редактировании содержания отчетов по проектам участников семестра.

Цель проекта формируется в зависимости от замысла, творческого потенциала участников проектной группы и ориентации их профессиональной деятельности. Например, для обозначенных выше направлений проектных замыслов цели могли бы звучать следующим образом.

Замысел «Исследование существующих научных теорий и подходов к проблеме устойчивого развития». Цель: классификация научных теорий и подходов к проблеме устойчивого развития.

Замысел «Выявление проблемных полей на пути к экологически безопасному и устойчиво развивающемуся миру». Цель: классификация проблемных направлений по теме «Экология и устойчивое развитие»

Замысел «Курирование проектов, консультирование и помощь в редактировании содержания отчетов по проектам участников семестра». Цель: разработка конкретных предложений по проектному решению каждого из проблемных полей.

Поскольку проект ориентирован на работу по обобщению, то в любом случае должна быть приведена оценка состояния дел развития теории и практики устойчивого развития в мире в целом, в России и странах СНГ, и, соответственно, определены «белые пятна» теории и практики и необходимые шаги по их «закрашиванию». Это важнейшая задача данного проекта. Особенно важно решить проблему «первых шагов». Выбор этих первичных действий также входит, по нашему мнению, в задачи проекта. Остальные задачи формируются в зависимости от замысла и цели проекта.

Нам представляется, что проектная команда могла бы играть ключевую роль при осуществлении проекта по крайней мере в трех направлениях: по консолидации молодежи в сферах экологии и устойчивого развития, активной деятельности по доведению результатов семестра до общественности, органов власти и управления и созданию коммуникативной среды взаимодействия экспертов по различным аспектам рассматриваемых сфер деятельности.

В качестве заключительных положений проектной группе можно рекомендовать обсудить создание распределенной проектной среды по проектированию устойчивого развития территорий с обозначением совокупности согласованных целей.

3.3.2. Рекомендации по проекту «Вода»

В разделе «Состояние дел» можно рекомендовать, чтобы члены проектной группы на основе анализа различных мнений и суждений показали, какова ситуация в мире, России и СНГ как по запасам питьевой и технической воды, так и по методам добычи, транспортировки и обеспечения их качества.

При рассмотрении ситуации, связанной с данными проблемами, представляется желательным остановиться на позитивных и негативных примерах и реализуемых вариантах решения различных конкретных вопросов, в том числе:

  • перспективы и последствия добычи артезианской воды;

  • перспективы и последствия добычи питьевой воды из открытых водоемов;

  • методах массовой и индивидуальной (концепция конечного терминала) очистки воды;

  • стандартизация и сертификация воды, обеспечение мониторинга ее состояния;

  • забор и возврат воды в экосистему, экономические, медико-биологические и экологические последствия;

  • новые технологии забора и возврата воды в экосистему;

  • очистка воды и утилизация отходов очистки;

  • формирование новых источников водоснабжения, в том числе на основе ее экспорта в другие страны и регионы, методы и правовая основа экспорта воды.

В данном проекте представляется желательным установить причинно–следственные связи возникновения ситуации, когда страны, имеющие богатейшие запасы питьевой воды (например, Россия), и страны, в которых их не хватает, на региональном уровне часто оказываются в одинаковом положении дефицита питьевой и технической воды.

Итогом раздела могло бы стать обсуждение перспектив России и стран СНГ, в том числе, в сфере международных экономических отношений, для решения данной проблемы, имеющей один из высших приоритетов с точки зрения как среднесрочных, так и долгосрочных задач обеспечения устойчивого развития. Следует учитывать возможность того, что в перспективе стоимость питьевой воды может сравняться со стоимостью нефти, и уже в недалеком будущем международная торговля может стать одним из ключевых факторов обеспечения глобальной безопасности. Во всяком случае, мы имеем два факта: на Саммите Земли Йоханнесбург – 2002 было сказано, что уже 1,5 миллиарда землян испытывают нехватку питьевой воды, и Большая восьмерка приняла решение по помощи Африке в снабжении питьевой водой.

Проект в целом (замысел проекта) желательно ориентировать на разработку предложений по обеспечению питьевой и технической водой регионов России и СНГ, испытывающих нехватку водных ресурсов. Как видно из предыдущего, эта проблема многопланова и ее решение зависит от многих факторов.

В рамках краткосрочного проекта принципиально возможны, на наш взгляд, три основных замысла этого проекта со значимым эффектом:

  • системный анализ мнений и суждений по:

  • возможности включения снабжения питьевой и технической воды в сферу активных действий по созданию единого экономического пространства стран СНГ;

  • по социальным и экономическим долгосрочным последствиям для стран СНГ отсутствия системы действий в сфере обеспечения водой для нужд населения и производства;

  • создание системы мер органов власти и управления, которые можно применять на уровне стран, отдельных регионов и поселений для улучшения водоснабжения населения и производства;

  • формирование структурной модельной схемы водоснабжения для типичного поселения (например, от 10 до 100 тысяч населения) с применением экономически эффективных инновационных решений.

Цель проекта формируется в зависимости от замысла, творческого потенциала участников проектной группы и ориентации их профессиональной деятельности. Например, для обозначенных выше направлений проектных замыслов цели могли бы звучать следующим образом.

Замысел «Системный анализ мнений и суждений в отношении питьевого водоснабжения стран СНГ». Цель – выявление групп аргументов в отношении развития международного сотрудничества стран СНГ в области питьевого и технического водоснабжения.

Замысел «Формирование модельной структурной схемы питьевого водоснабжения для поселения». Цель – разработка основы каталога инновационных решений проблемы обеспечения водой малого города и утилизации иловых отходов.

При формулировании задач проекта, в любом случае, должна быть приведена оценка последствий принятия или не принятия активных действий Россией и странами СНГ в области питьевой водой. Это важнейшая задача данного проекта. Поскольку велика вероятность, что решение этой проблемы в недалекой перспективе войдет в сферу интересов большого бизнеса, экономические аспекты также входят в круг задач проекта. Остальные задачи формируются в зависимости от замысла и цели проекта.

Нам представляется, что проектная команда могла бы играть ключевую роль при осуществлении проекта по крайней мере в трех направлениях: по активной деятельности по доведению результатов проекта до общественности, органов власти и управления; в создании коммуникативной среды взаимодействия в области питьевого водоснабжения, а также в сфере формирования инвестиционного климата в данной предметной сфере.

Представляется, что в качестве заключительных положений в проектной группе можно обсудить создание распределенной проектной среды с обозначением конкретных возможных проектов в области обеспечения населения чистой питьевой водой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александровича Шолохова «Судьба человека»

    Рассказ
    Одной из центральных тем в мировой литературе была и остаётся тема войны. Какая бы ни была война, какой бы национальности ни был солдат, всегда мы сопереживаем людям, оказавшимся втянутыми в её жестокие перипетии.
  2. Александровича Агеева «Кузнечик»

    Программа
    и ст., 1995-9 л.р. 1997-99 л.р. Соревнования судят: - Клевачёв Леонид Алексеевич – кат (Тобольск) - Бабий Артём Владимирович – кат (Тобольск) В соревнованиях примут участие сильнейшие лёгкоатлеты Урала и Тюменской области: Дарья Калашникова (Тобольск)
  3. Александровича Гончарова "Обломов"

    Документ
    В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны.
  4. Арустамов Эдуард Александрович Экологические основы природопользования: учебник

    Учебник
    Знак вопроса. Вып. 2: "Эль-Нино" - связь с сейсмичностью? ; Парадоксы "ледниковой теории"? ; Нострдамус предсказывал на 100 лет вперед? ; Потомки Ноя на Таймыре? ; Национальная идея - в культуре, экономике, экологии,
  5. Список аврорин Валентин Александрович (1907-1977)

    Документ
    Аврорин Валентин Александрович (1907-1977) - член-корреспондент АН СССР, крупнейший специалист в области тунгусо-маньчжурских языков, один из создателей нанайской письменности.

Другие похожие документы..