Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Древнем Египте, Греции и Риме существовали колейные дороги, предназначавшиеся для перевозки по ним тяжелых грузов. Устроены они были следующим образ...полностью>>
'Документ'
Понятие автоматического управления; состав и структура автомата. Принципы автоматического управления. Проблемы современной тео­рии автоматического уп...полностью>>
'Документ'
Аналіз чутливості – це техніка аналізу проектного ринку, яка показує, як зміниться значення NPV проекту при заданій зміні вхідної змінної за інших рі...полностью>>
'Доклад'
В декабре 2007 года нашей школе исполнилось 46 лет. В школе обучается более 1400 детей, которые продолжают традиции, заложенные 46 лет назад. Школа н...полностью>>

Календарный план учебных занятий по дисциплине «Техногенные системы и экологический риск» доцент Михайличенко К. Ю

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра судебной экологии

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

учебных занятий по дисциплине «Техногенные системы и экологический риск»

доцент Михайличенко К.Ю.

учебных недель -17, лекций – 17, практических работ – 17,

3 курс 1-й семестр 2009/2010 уч. г.

НЕДЕЛИ

ЛЕКЦИИ

Число часов

Практические занятия

Число часов

1 неделя

31.08-6.09.

2009

Введение. Основные определения и понятия в оценке экологического риска: опасность, надёжность, риск

2

Оценка состояния здоровья населения в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия»

2

2 неделя

7.09-13.09

Техногенные системы: Технические и техногенные системы. Факторы техногенной опасности

2

Оценка состояния атмосферы в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Проверочная работа №1

2

3 неделя

14.09-20.09

Риски, создаваемые различными опасностями, риск индивидуальный и профессиональный. Концепция и критерии приемлемости риска

2

Оценка состояния водных ресурсов в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Проверочная работа №2

2

4 неделя

21.09-27.09

Методы оценки экологически обусловленных болезней. Критерии оценки здоровья населения

2

Оценка состояния почвенного покрова и ландшафтов в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Проверочная работа №3

2

5 неделя

28.09-4.10

Влияние факторов окружающей среды на распространённость некоторых болезней

2

Проверочная работа №4

2

6 неделя

5.10-11.10

Оценка неканцерогенной опасности и риска по референтным дозам

2

Расчет и оценка основных медико-биологических показателей здоровья человека

2

7 неделя

12.10-18.10

Оценка канцерогенного риска

2

Расчет стандартизованных показателей населения

2

8 неделя

19.10-25.10

Оценка опасностей и риска, создаваемых химическим загрязнением. Этап 1: Идентификация опасностей

2

Построение вариационных рядов при исследовании проб с загрязнителями объектов окружающей среды и исследовании заболеваемости населения. Анализ вариационных рядов и определение процентилей

2

9 неделя

26.10-1.11

Этап 2: Оценка зависимости «доза-ответ». Степень токсичности для канцерогенных и неканцерогенных веществ

2

Определение наиболее опасных токсикантов, загрязняющих окружающую среду

2

10 неделя

2.11-8.11

Этап 3: Оценка экспозиции. Пути миграции токсикантов от источника до реципиента

2

Анализ путей миграции химических веществ от источника до реципиента

2

11 неделя

9.11-15.11

Определение количества токсиканта, попадающего в организм в точке воздействия. Определение поступления вещества в организм человека оральным, ингаляционным и дермальным путями

2

Расчет поступления химических веществ в организм человека

2

12 неделя

16.11-22.11

Оценка опасности и риска химического загрязнения. Оценка риска раковых заболеваний

2

Расчет канцерогенного риска и индекса опасности химических веществ.

2

13 неделя

23.11-29.11

Оценка опасности воздействия неканцерогенных веществ. Коэффициент опасности развития неканцерогенных эффектов

2

Защита рефератов

2

14 неделя

30.11-6.12

Модель индивидуальных порогов. Типы потенциального риска

2

Расчет потенциального риска для здоровья с помощью пробит-анализа

2

15 неделя

7.12-13.12

Комбинированный потенциальный риск для здоровья. Сенсибилизация, простая полная суммация, неполная суммация, независимое действие, компенсация

2

Защита рефератов

2

16 неделя

14.12-20.12

Этап 4: Характеристика риска.

Сравнительная оценка рисков

2

Итоговая контрольная работа

2

17 неделя

21.12-27.12

Практическое применение Концепции оценки риска. Нормативно правовое обеспечение оценки опасностей и риска в России и за рубежом

2

Коллоквиум: обсуждение лучших рефератов, итогов контрольной работы

2

Ведущий дисциплину Михайличенко К.Ю

Зав. кафедрой судебной экологии Черных Н.А.

Программа курса

«Техногенные системы и экологический риск»

2009-2010 учебный год, первый семестр

Кафедра судебной экологии, экологический факультет

Преподаватель: Михайличенко Ксения Юрьевна. Доцент кафедры Радиоэкологии. Кандидат биологических наук. В 2002 г. с отличием окончила Экологический факультет РУДН. Автор более пятнадцати публикаций. Читает в бакалавриате экологического факультета лекции по курсам «Техногенные системы и экологический риск» и «Методы контроля состояния окружающей среды»; магистрантам кафедры судебной радиоэкологии - по курсам «Радиобиология» и «Биофизика неионизирующих излучений». Личная страница преподавателя РУДН: /web-local/prep/prep_3248/

Количество аудиторных часов: 17 лекций по 2 аудиторных часа; 17 семинаров по 2 аудиторных часа. Всего: 68 аудиторных часа. Самостоятельная работа: 76 часов.

ИТОГО: 144 часа

Цель курса: Подготовить специалистов к решению проблем в области оценки, анализа и управления экологическими рисками и рисками для здоровья населения, для чего необходимо получить знания о риске, о техногенных системах, о параметрах оценки состояния здоровья населения и экологических систем, о критериях оценки состояния окружающей среды, путях воздействия вредных факторов на человека и эффектах этого воздействия и т.д. Курс является междисциплинарным и стыкуется с такими дисциплинами, как теория надёжности, медицина, токсикология, эпидемиология, санитария и гигиена, технические системы, химия, биология, физика и др.

Курс лекций включает следующие разделы: понятия безопасности и риска, техногенные системы, благополучие и здоровье населения, качество окружающей среды, оценка опасности и риска.

Темы лекций:

1 лекция: Введение. Основные понятия: опасность, надёжность, риск, риск для здоровья, экологический риск.

2 лекция: Техногенные системы: Технические и техногенные системы. Факторы техногенной опасности. Классификация техногенного риска.

3 лекция: Риски, создаваемые различными опасностями, риск индивидуальный и профессиональный, оценка риска с учётом ущерба. Концепция и критерии приемлемости риска. Экономические факторы приемлемости риска. Социальные факторы. Психологические факторы. Количественные оценки рисков

4 лекция: Методы оценки экологически обусловленных болезней. Критерии оценки здоровья населения. Экологически обусловленные болезни. Влияние условий жизни и факторов риска на здоровье населения. Заболеваемость населения. Реальный и потенциальный риск для здоровья.

5 лекция: Влияние факторов окружающей среды на распространённость некоторых болезней. Ориентировочный перечень факторов окружающей среды в связи с их возможным влиянием на уровень распространенности некоторых классов и групп болезней.

6 лекция: Оценка неканцерогенной опасности и риска по референтным дозам. Референтная доза/концентрация.

7 лекция: Оценка канцерогенного риска. Канцерогенез. Канцероген. Канцерогенный потенциал. Канцерогенный риск.

8 лекция: Оценка опасностей и риска, создаваемых химическим загрязнением. Основные этапы оценки риска для здоровья населения, создаваемого химическим загрязнением окружающей среды. Этап 1: Идентификация опасностей.

9 лекция: Этап 2: Оценка зависимости «доза-ответ». Степень токсичности для канцерогенных и неканцерогенных веществ.

10 лекция: Этап 3: Оценка экспозиции. Пути миграции токсикантов от источника до реципиента. Население, потенциально подверженное воздействию загрязнения.

11 лекция: Определение количества токсиканта, попадающего в организм в точке воздействия. Определение поступления вещества в организм человека оральным, ингаляционным и дермальным путями. Дозы вещества при ингаляционном поступлении химических веществ из атмосферного воздуха; испаряющихся из питьевой воды (при водных процедурах); из воды во время купания (плавания) в открытом водоеме. Средние суточные дозы и стандартные значения факторов экспозиции при пероральном поступлении химических веществ с питьевой водой. Дозы при случайном заглатывании поверхностной воды (плавание в водоеме). Средние суточные дозы и стандартные значения факторов экспозиции при пероральном поступлении химических веществ с пищевыми продуктами. Дозы при пероральном поступлении вещества из почвы и при ингаляционном воздействии химических веществ, попадающих в воздух из почвы.

Средние суточные дозы и стандартные значения факторов экспозиции при накожной экспозиции питьевой воды. Дозы при накожной экспозиции воды открытых водоемов (плавание).

12 лекция: Оценка опасности и риска химического загрязнения. Оценка риска раковых заболеваний

13 лекция: Оценка опасности воздействия неканцерогенных веществ. Коэффициент опасности развития неканцерогенных эффектов. Индекс опасности. Уровень риска.

14 лекция: Модель индивидуальных порогов. Типы потенциального риска: риск немедленных эффектов, риск длительного (хронического) воздействия, риск специфического действия. Методика оценки хронического неканцерогенного риска (вероятностная модель, основанная на использования нормативной базы РФ предельного содержания вредных веществ в объектах окружающей среды).

15 лекция: Комбинированный потенциальный риск для здоровья. Сенсибилизация, простая полная суммация, неполная суммация, независимое действие, компенсация.

16 лекция: Этап 4: Характеристика риска. Обобщение информации о риске

Сравнительная оценка рисков. Характеристика неопределённостей.

17 лекция: Практическое применение Концепции оценки риска. Нормативно правовое обеспечение оценки опасностей и риска в России и за рубежом.

Перечень тем практических занятий:

  1. Оценка состояния здоровья населения в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия».

  2. Оценка состояния атмосферы в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия».

  3. Оценка состояния водных ресурсов в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия».

  4. Оценка состояния почвенного покрова и ландшафтов в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Расчет и оценка основных медико-биологических показателей здоровья человека.

  5. Расчет и оценка основных медико-биологических показателей здоровья человека

  6. Расчет стандартизованных показателей населения.

  7. Построение вариационных рядов при исследовании проб с загрязнителями объектов окружающей среды и исследовании заболеваемости населения. Анализ вариационных рядов и определение процентилей.

  8. Определение наиболее опасных токсикантов, загрязняющих окружающую среду.

  9. Анализ путей миграции химических веществ от источника до реципиента.

  10. Расчет поступления химических веществ в организм человека.

  11. Расчет канцерогенного риска и индекса опасности химических веществ.

  12. Расчет потенциального риска для здоровья с помощью пробит-анализа.

Темы рефератов по курсу:

  1. Критерии приемлемости риска.

  2. Уровни риска, создаваемые внешней средой обитания.

  3. Уровни профессионального риска.

  4. Критерии благополучия человека и методы их оценки.

  5. Критерии оценки состояния здоровья населения.

  6. Оценка качества воздушной среды и опасности её загрязнения.

  7. Оценка качества водной среды и опасности её загрязнения.

  8. Оценка качества почв и опасности их загрязнения.

  9. Оценка опасности загрязнения биоты.

  10. Критерии оценки состояния окружающей среды и её компонентов по предельно допустимым концентрациям.

  11. Токсикологические характеристики вредных веществ и зависимости «доза–эффект».

  12. Исследование путей миграции вредных веществ в окружающей среде.

  13. Определение опасности воздействия вредных веществ на организм человека по референтным дозам.

  14. Оценка канцерогенного риска.

  15. Нормативно-правовые аспекты защиты населения, основанные на принципах оценки опасностей и риска.

  16. Анализ зависимостей затраты-выгода применительно к оценке приемлемости риска.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.

Другие похожие документы..