Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
2. Каковы основные положения теории электромагнитного поля Максвелла? (При всяком изменении магнитного поля возникает вихревое электромагнитное поле, ...полностью>>
'Публичный отчет'
Древние китайцы глубоко чтили Арктур, называя его ТА КИО, Великим Рогом. Им была открыта его глубинная взаимосвязь с императорским престолом пурпурног...полностью>>
'Автореферат'
Захист відбудеться 21 лютого 2003 р. о 17 годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д.26.236.03 по захисту дисертацій на здобуття наукового сту...полностью>>
'Лекция'
Собственно, специалисты сходятся в одном: как таковой проблемы наркотиков, алкоголя по отдельности не существует. Существует проблема психических и по...полностью>>

Е. В. Бакланова, М. В. Тарасова Программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа по профориентации 9-11 классы ( авторы Е.В.Бакланова , М.В.Тарасова )

Программа "Профессия и карьера", 9-11 класс

Пояснительная записка.

Необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

  • что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

  • что он может (возможности и способности),

  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработана программа “Профессия и карьера”, который предлагается учащимся 9-11 классов в рамках предпрофильной подготовки

Цели курса:

  • формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,

  • повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.

Задачи:

  • осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

  • знакомство с особенностями современного рынком труда;

  • составление индивидуального образовательного плана или программы

  • саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий программы “Профессия и карьера” опирается на использование следующих важных принципов:

  • свободного выражения своего мнения;

  • взаимоуважения;

  • доверительности;

  • обратной связи;

  • безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: учебный кабинет, зал библиотеки.

Оптимальное число учащихся: 17 - 20 человек.

Продолжительность курса: 18 академических часов.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;

  • психодиагностические методы исследования личности;

  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Продолжительность: занятия 45 мин

Схема занятий:

  1. Информационный блок. Психологическое, профориентологическое просвещение.

  2. Практический блок. Упражнения, задания, игровые микроситуации и т.д.

  3. Рефлексивный блок и ритуал-завершение.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

  1. информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

  2. информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Курс разбит на 3 раздела, , раскрывающих технологию профессионального выбора и планирования карьеры.

Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки.

Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.

Тематическое планирование

Тема занятия

Формы занятий

Кол-во
часов

1

Знакомство.

Тренинговые упражнения (игры)

1 ч.

Раздел 1. 9 класс

2

Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия

1 ч.

3

Факторы, влияющие на выбор профессии (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки при выборе профессионального пути.

1 ч.

4

Среднее профессиональное образование, средние профессиональные учреждения.

1 ч.

5

Профессии с большой перспективой.

1 ч.

6

Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей. «Выбор профессии».

1 ч.

Раздел 2. 10 класс

7

Самооценка и уровень притязаний личности.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

8

Темперамент и профессии

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

9

Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная методика “5 шагов”.

Лекция, игровые микроситуации.

Игровая ситуация, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

10

Активизирующая профориентационная методика “За и против”.

Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя

1 ч.

11

Новые профессии нашего времени. Профессиональные черты характера

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

12

Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

Раздел 3. 11 класс

13

Личные и профессиональные цели.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

14

Личный профессиональный план. Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали.

Практическая работа. Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

15

Конкурентоспособная личность. Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

16

Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. Конфликты.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

17

Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу.

Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия

1 ч.

18

Составление индивидуального (личного) профессионального плана.

Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия

1 ч.

Всего часов:

18 ч.

Заключение

 Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

  1. Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам / Аллан Пиз. — М. : ЭКСМО, 2003. — 288с.

  2. Бендюков, М. А. Как стать профессионалом : путеводитель по рынку труда / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. — СПб., 1998. — 334 с.

  3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

  4. Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

  5. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

  6. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.

  7. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прошицкая. – М., 1995. – 152 с.

  8. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с.

  9. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии / Г.В.Резапкина Г. В. – М.: Генезис, 2002. – 80 с.

  10. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П.  Чернявская,– М.: Эксмо, 2005. – 180 с.

  11. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н.Чистякова. – М.: Академия, 2005. – 128 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете» 16 апреля 2012

    Программа
    Организатор: отделение связей с общественностью, ООО «Креативная Лаборатория «Presentация», ООО Региональный информационный центр «Илан» (г. Красноярск).
  2. Программа 59 ой студенческой научной конференции г. Тюмень, 2008 содержание

    Программа
    Халитулина А.Р. (143 гр.) Семантико-этимологические особенности тюркских по происхождению фамилий в русском семейном именослове. (Науч. рук. – д.ф.н. Фролов Н.
  3. Программа 57-й ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «университетская наука региону»

    Программа
    2. АГИБОВА И.М., д-р пед. наук. Применение интерактивных методов обучения в процессе методической подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
  4. Программы вступительных экзаменов в аспирантуру Орловского государственного института искусств и культуры

    Документ
    Программы вступительных экзаменов в аспирантуру составлены в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным
  5. Программа VI межвузовской научно-практической конференции молодых учёных «Молодёжь. Прогресс. Наука» 25-30 апреля 2011 г (2)

    Программа
    Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Стерлитамакская государственная педагогическаяакадемия им. Зайнаб Биишевой»

Другие похожие документы..