Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Робота по організації і проведенню імунопрофілактики в області здійснюється відповідно до Закону України «Про затвердження Загальнодержавної програми...полностью>>
'Закон'
1. По нашему мнению, одной из важнейших задач налоговых органов является предупреждение налоговых правонарушений. В связи с этим предлагаем последнее...полностью>>
'Документ'
Львов – Эгер – Любляна – Болонья – Пиза – Бастиа – Аяччо – Сартен – Филитоза – Бонифачо –Кальяри – Палермо – Монреале – Таормина – Катания – Сиракуза...полностью>>
'Документ'
В сучасний період залізничний транспорт України та його підрозділи одними з перших відчувають негативний вплив фінансово-економічної кризи, основною п...полностью>>

Методическая разработка устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики учебные цели

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Ознакомить студентов с понятием устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время и основные пути её повышения.

  2. Изучить основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости работы организаций, жизнеобеспечения населения и производственного персонала.

  3. Ознакомить с организацией и порядком проведения исследования устойчивости работы объекта.

Место проведения: учебная аудитория

Время: 4 час.

Метод проведения: лекция.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

Введение

1-й учебный вопрос: «Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени».

2-й учебный вопрос: «Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости работы организаций (объектов экономики), жизнеобеспечения населения и производственного персонала».

3-й учебный вопрос: «Организация и порядок исследования устойчивости работы объекта».

Заключительная часть

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Приказ МЧС России от 29.07.94 г. № 432 «О дальнейших работах по

обеспечению прогнозирования ЧС и разработке мероприятий по уменьшению их опасности и последствий».

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г.

  2. Постановление Правительства РФ от 5.11.95 г. № 1113 «О Единой

государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

  1. Постановление Правительства РФ от 1.03.93 г. № 178 «О создании

локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

  1. Постановление Правительства РФ от 13.09.96 г. № 1094 «О

классификации ЧС природного и техногенного характера».

  1. Положение по процедуре государственной сертификации методик

прогнозирования и оценок последствий чрезвычайных ситуаций (проект). М. ВНИИ ГОЧС, 1997 г.

  1. Инструкция о сроках и формах представления информации в области

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Приказ МЧС России от 07.07.97 г. № 382.).

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Схема: «Основные направления повышения устойчивости объектов экономики».

  2. Схема: «Состав группы по исследованию устойчивости работы объекта экономики и её основные задачи».

ВВЕДЕНИЕ

Как гласит Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.94 г. № 68), одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, организаций, учреждений (далее организации), а также объектов социального назначения.

Под предупреждением ЧС понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Проблема повышения устойчивости функционирования организаций в современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными из которых являются:

  • ослабление механизмов государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости производства, произошедшее в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России;

  • высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности, с одновременным снижением темпов их обновления;

  • повышение технологической мощности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

  • отсутствие в Российской Федерации законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, стимулирующей мероприятия по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышающей ответственность владельцев потенциально-опасных объектов;

  • отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ анализа проблемного риска, в управлении безопасностью и предупреждением ЧС;

  • снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций;

  • повышение вероятности возникновения военных конфликтов и террористических актов.

Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, с выбросом химически и биологически опасных веществ, гидродинамические, на электроэнергетических системах и очистных сооружениях, взрывы и пожары.

Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обуславливается тем, что в РФ насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных объектов различного типа и ведомственной подчиненности.

В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью, где вероятны техногенные ЧС, проживает около 80 млн. человек, т.е. 55 % населения страны.

Созданные научно-обоснованные методики оценки устойчивости функционирования промышленных предприятий в военное время, на базе которых разработаны основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования различных отраслей экономики и ее объектов применительно к опасностям военного времени, актуальны и сейчас. Однако в современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно техногенного характера, смягчения последствий стихийных бедствий и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.

Проблема повышения устойчивости функционирования экономики и ее отдельных объектов возникла в 19 в. и рассматривалась, в основном, как проблема защиты населения в ходе ведения войн. По мере совершенствования производительных сил и средств вооруженной борьбы все большую значимость приобретали вопросы защиты экономики, особенно ее военной отрасли, от средств поражения противника, организация государственного управления в чрезвычайных условиях.

В 1994 г. на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сущность устойчивости функционирования организации в ЧС была пересмотрена: на первый план поставлена задача защиты жизни людей.

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени».

Под устойчивостью функционирования организации в ЧС понимается его способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни, здоровью персонала, проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткие сроки.

Под повышением устойчивости функционирования организации в ЧС (ПУФ) понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба в ЧС, а также по подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Одновременно, с такими понятиями, как устойчивость функционирования, повышение устойчивости функционирования, употребляется и такое, как подготовка объекта экономики к работе в ЧС.

Это комплекс заблаговременно проводимых организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях или других экономических структурах в целях обеспечения их работы с учетом риска возникновения ЧС, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предупреждения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также проведения спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

Для определения таких мероприятий необходимо проанализировать всю совокупность факторов, влияющих на устойчивость функционирования.

Для этого необходимо рассмотреть все возможные события, которые могут привести к ЧС. Делать это целесообразно в нескольких масштабных уровнях: региональном, районном и объектовом.

Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов экономики.

Прежде всего, регион размещения. Здесь следует учитывать наиболее вероятные и опасные стихийные бедствия. Например, землетрясения, наводнения, оползни и др.

Нельзя забывать и о метеорологических особенностях региона.

Важна и социально-экономическая ситуация: состояние экономики, уровень занятости работоспособного населения, благосостояние людей. Надо учитывать, где расположен объект: рельеф местности, характер застройки, насыщенность транспортными коммуникациями, наличие потенциально опасных предприятий (радиационно-химических, бактериологических, пожаро - взрывоопасных).

И, наконец, внутренние факторы, влияющие на устойчивость: численность работников, уровень их компетентности и дисциплины, размеры и характер объекта, выпускаемая продукция; характеристика зданий и сооружений, особенности производства применяемых технологий и материалов, веществ; потребность в основных видах энергоносителей и воде, наличие своих ТЭЦ (котельных); количество и суммарная мощность трансформаторов, газораспределительных станций (пунктов) и системы канализации.

На основе анализа всех факторов, влияющих на устойчивость функционирования, делается вывод о возможности возникновения ЧС и ее влияние на жизнедеятельность объекта.

В основе этой оценки лежит оценка устойчивости объекта, т.е. его способность функционировать в условиях чрезвычайной ситуации.

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости работы организаций (объектов экономики), жизнеобеспечения населения и производственного персонала».

В соответствии с указом Президента РФ от 8 мая 1993 года № 643 «О гражданской обороне», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях повышения устойчивости функционирования экономики области в особый период, СЗ главы администрации Орловской области ПОСТАНОВИЛО утвердить положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период.

Общие положения.

Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики области (далее комиссия) создается в целях организации планирования и координации выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период и является постоянно действующим органом управления.

На комиссию возлагается:

- организация работы по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период;

- планирование и координация работы руководящего состава и органов управления отраслевых звеньев, расположенных на территории области, по вопросам выполнения требований по по­вышению устойчивости функционирования экономики области в особый период;

- контроль подготовки объектов экономики, расположен­ных на территории области, к работе в условиях особого периода, за разработкой, планированием и осуществлением мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики (независимо от их ведомственной принадлежности) в особый период;

- разработка и обобщение межотраслевых мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период;

- организация работы в особый период по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей всех объектов и объединений производственной и непроизводственной сфер экономики, для обеспечения выпусков заданных объемов и номенклатуры продукции в условиях возможных потерь, разрушений и обеспечения жизнедеятельности населения;

- рассмотрение результатов работы по совершенствованию устойчивости экономики области и подготовка предложений о целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий, направленных на повышение функционирования экономики области в особый период;

- проверка вопросов устойчивости на командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих качественную подготовку руководящего состава и органов управления;

- организация проведения и уточнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период;

- разработка (с участием отраслевых подкомиссий) проектов докладов и других документов о подготовленности экономики области к функционированию в особый период;

- контроль и оценка хода осуществления отраслевыми звеньями мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период, проверка степени наращивания этих мероприятий с введением соответствующих степеней готовности;

- проведение анализа состояния и возможностей важнейших объектов, отрасли и в целом экономики области в особый период;

- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам: организации производственной деятельности на сохранившихся мощностях; восстановления нарушенного управления экономикой области; обеспечения жизнедеятельности населения, а также проведения ремонтно-восстановительных работ, в условиях потери связи с вышестоящими органами.

Комиссия проводит свою работу без отрыва от основной производственной деятельности по годовому плану, в который включаются следующие вопросы:

- рассмотрение предложений по повышению устойчивости объектов экономики области в условиях особого периода;

- проведение исследований объектов экономики, оценка состояния их устойчивости экономики области в особый период;

- заслушивание руководителей территориальных и отраслевых звеньев объектов экономики по вопросам устойчивости функционирования экономики на территории области в особый период;

- участие в проверках, учениях и других мероприятиях по повышению устойчивости функционирования экономики области в особый период.

Заседания комиссии оформляются протоколами.

Рекомендации и решения доводятся до исполнителей для руководства в повседневной деятельности.

Обязанности структурных подразделений комиссии и порядок работы в особый период.

Председателями комиссий структурных подразделений назначаются заместители глав администраций районов, городов.

Заместителями председателя комиссии районов и городов назначаются: заместитель главы администрации по сельскому хозяйству и начальник штаба (отдела) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций района, города.

Комиссия состоит из: подкомиссии: планирования и рационального размещения производственных сил; подкомиссия по защите населения, обеспечения его жизнедеятельности и подготовки к проведению восстановительных работ нарушенного производства; подкомиссия по повышению устойчивости энергетики и коммунального хозяйства; подкомиссия по устойчивой работе промышленных предприятий; подкомиссия по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства и продовольствия; подкомиссия по обеспечению надежной работы транспортной и сельскохозяйственной техники; подкомиссия по обеспечению материально-технического снабжения и продовольствия.

Подкомиссия планирования и рационального размещения производственных сил.

На нее возлагается:

  • планирование работы отраслевых подкомиссий, обобщение результатов их работы;

  • разработка и обобщение межотраслевых, районных, городских мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики;

  • разработка проектов докладов и других документов о подготовке объектов экономики района, города к функционированию;

  • рассмотрение вопросов о состоянии и возможностях объектов экономики и других данных.

Подкомиссия по защите населения, обеспечению его жизнедеятельности и подготовки к проведению восстановительных работ нарушенного производства.

На нее возлагается:

  • анализ эффективности системы защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности;

  • определение возможных потерь населения и средств жизнедеятельности;

  • создание надежной системы оповещения способной функционировать при введении особого периода;

  • организация контроля за радиационным, химическим, бактериологическим и биологическим заражением;

  • создание фонда защитных сооружений, приспособленных для защиты населения области;

  • создание запасов средств индивидуальной защиты и обеспечение своевременной выдачи их населению;

  • приспособление жилищно-коммунальных помещений для санитарной обработки населения области, обеззараживания одежды;

  • организация взаимодействия с учреждениями здравоохранения по медицинскому обслуживанию населения области;

  • определение порядка организации рассредоточения и эвакуации населения, объектов экономики, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, заблаговременная подготовка мест эвакуации, организация приема прибывающего эвакуируемого населения;

  • определение режимов деятельности объектов экономики в особый период;

  • организация снабжения населения продовольствием, питьевой водой и предметами первой необходимости, а также коммунально-бытового обслуживания населения, с учетом проведения эвакомероприятий, обеспечение защиты продовольственных запасов;

  • обучение населения способам защиты от современных средств поражения и практическим действиям в особый период;

  • проведение анализа степени подготовленности строительных и строительно-монтажных организаций, а также специальных формирований, к выполнению ремонтно-восстановительных работ;

  • отработка предложений по организации управления ремонтно-восстановительными работами и очередности их выполнения;

  • расчет сил, средств и сроков проведения восстановительных работ;

  • планирование мероприятий по снижению объемов хранения потенциально опасных веществ на объектах экономики области.

Подкомиссия по повышению устойчивости энергетики и коммунального хозяйства.

На нее возлагается:

  • определение степени устойчивости элементов и систем энергоснабжения;

  • создание резерва мощностей для обеспечения участков производства, работа которых по техническим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения;

  • подготовка передвижных электростанций к работе по специальным режимам (графикам);

  • накопление необходимых резервов (запасов) горюче-смазочных материалов, других видов топлива и обеспечение их хранения в заглубленных емкостях и хранилищах;

  • проведение мероприятий по защите водоисточников, водопроводных коммуникаций, артезианских скважин и шахтных колодцев для организации работы в особый период;

  • подготовка мелиоративных, гидротехнических и ирригационных сооружений и систем, к эксплуатации в условиях особого периода.

Подкомиссия по устойчивой работе промышленных предприятий.

На нее возлагается:

  • организация работы по повышению устойчивости работы промышленных предприятий;

  • прогнозирование возможного разрушения основных производственных фондов и потерь мощностей этих предприятий;

  • подготовка предложений по дальнейшему повышению устойчивости работы промышленных предприятий;

  • защита технологического оборудования;

  • повышение устойчивости сетей жилищно-коммунального хозяйства;

  • размещение отдельных элементов производства в подземных сооружениях.

Подкомиссия по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства и продовольствия.

Группа по защите сельскохозяйственных растений и продуктов.

На нее возлагается:

  • установление надежного взаимодействия со станцией защиты растений и агрохимлабораторией по вопросам организации наблюдения и лабораторного контроля;

  • внедрение в производство сортов зерновых, технических и других культур, устойчивых к воздействию неблагоприятных факторов;

  • обеспечение готовности техники для обработки зараженных посевных площадей и продуктов растениеводства;

  • разработка мер по обеспечению уборки урожая в условиях ограниченности людских ресурсов, автотранспорта и нарушения межотраслевых связей;

  • организация хранения продуктов растениеводства с использованием легких хранилищ, крытых токов и т.д.;

  • обеспечение эффективного использования сельскохозяйственных угодий.

Группа по защите сельскохозяйственных животных и продуктов животноводства.

На нее возлагается:

  • организация ветеринарной разведки, взятие контрольных проб и организация лабораторного контроля;

  • подготовка к проведению ветеринарно-санитарно профилактических мероприятий, направленных на снижение потерь животных;

  • заблаговременная подготовка к проведению герметизации животноводческих помещений и создание для этих целей запасов материальных средств;

  • разработка мероприятий по защите животных и обеспечение их кормами и водой;

  • накопление индивидуальных средств защиты элитного поголовья животных;

  • организация создания запасов, хранения и защиты генетического фонда;

  • организация эвакуации животных;

  • разработка и осуществление мероприятий по защите кормов и источников водоснабжения животноводческих ферм;

  • организация ветеринарной обработки, утилизации и забоя пораженных животных;

  • разработка мероприятий по обеспечению работы животноводческих комплексов (ферм), в случае отклонения их от энергосети;

  • поддержание в постоянной готовности специальной и другой техники для обработки пораженных животных.

Подкомиссия по надежной работе транспортной и сельскохозяйственной техники.

На нее возлагается:

  • обеспечение оповещения рабочего персонала гаражей и технических парков;

  • подготовка техники к выполнению работ;

  • использование транспортных средств для эвакуации;

  • разработка мероприятий по ремонту, восстановлению техники;

  • разработка технических решений по использованию техники для приведения в действие электрогенераторов, доильных установок и технологического оборудования, насосов для подачи воды к местам потребления из артезианских скважин, шахтных колодцев и открытых водоемов.

Подкомиссия по обеспечению материально-технического и продовольственного снабжения.

На нее возлагается:

- подготовка предложений по повышению устойчивости материально-технического и продовольственного снабжения;

  • рациональное размещение материальных ресурсов и продовольствия на подведомственной территории;

  • обеспечение материально-технического и продовольственного снабжения;

  • разработка мероприятий по защите сырья и готовой продукции;

  • организация прогноза возможных разрушений складских помещений, потерь материально-технических и продовольственных средств, возможности их восстановления.

Подкомиссия по обеспечению надежности системы управления и связи.

На нее возлагается:

  • определение конкретных обязанностей обслуживающего персонала системы управления и связи;

  • подготовка необходимого резерва кадров руководящих работников на замену убывших в Вооруженные Силы;

  • разработка документов, регламентирующих действия персонала по выполнению комплекса задач, обеспечивающих устойчивое функционирование объектов экономики;

  • оборудование защищенных пунктов управления и оснащение их средствами связи и оповещения;

  • организация связи с находящимися в пути колоннами эвакуируемого населения и ответственными лицами, сопровождающих животных;

  • повышение устойчивости работы линий и каналов связи для передачи сигнала и распоряжений.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта».

Организация исследования устойчивости работы объекта

Исследование устойчивости работы ОЭ заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в военное время, и в определении их влияния на производственную дея­тельность.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить уязвимые места в работе объекта в военное время и выработать наиболее эффективные рекомендации, направленные на повышение его устойчивости. В дальней­шем, эти рекомендации включаются в план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, который и реализуется. Наиболее трудоем­кие работы (строительство защитных сооружений, подземная прокладка коммуникаций и т. п.) выполняются заблаговременно. Мероприятия, не требующие длительного времени на их реализацию или выполнение которых в мирное время нецелесообразно и даже невозможно, проводятся в период угрозы нападения противника.

Исследование устойчивости предприятий проводится силами инже­нерно-технического персонала с привлечением специалистов научно-ис­следовательских и проектных организаций, связанных с данным предприятием. Организатором и руководителем исследования является руко­водитель предприятия — начальник ГО объекта.

Весь процесс планирования и проведения исследования можно разде­лить на три этапа: первый этап — подготовительный, второй — оценка устойчивости работы объекта в условиях военного времени, третий этап — разработка мероприятий, повышающих устойчивость работы объекта.

На первом этапе разрабатываются руководящие докумен­ты, определяется состав участников исследования и организуется их подготовка.

Основными документами для организации исследования устойчивости работы объекта являются: приказ руководителя предприятия; кален­дарный план основных мероприятий по подготовке к проведению иссле­дования; план проведения исследований.

Приказ руководителя предприятия (исследования} разрабатывается на основании указаний вышестоящего начальника с учетом особенностей и конкретных условий, связанных с производственной деятельностью объекта. В приказе указываются: цель и задачи предстоящего исследо­вания, время проведения работ, состав участников исследования и задачи исследовательских групп, сроки представления отчетной докумен­тации.

Календарный план подготовки к проведению исследования определяет основные мероприятия и сроки их проведения, ответственных исполнителей, силы и средства, привлекаемые для выполнения поставленных за­дач.

План проведения исследования устойчивости работы объекта явля­ется основным документом, определяющим содержание работы руково­дителя исследования и исследовательских групп главных специалистов. В плане указываются: тема, цель и продолжительность исследования, состав исследовательских групп и содержание их работы, порядок иссле­дования.

Продолжительность исследования устанавливается в зависимости от объема работ и подготовленности участников, привлекаемых к выпол­нению задач, и может быть 2—3 мес.

В зависимости от состава основных производственно-технических служб на объекте могут создаваться следующие исследовательские груп­пы: начальника отдела капитального строительства, главного механика, отдела материально-технического снабжения и др. Кроме того, создается группа штаба ГО объекта, в которую входят начальники служб оповещения и связи, противорадиационной и противохимической защиты, убежищ и укрытий, медицинская, охраны общественного порядка, ма­териально-технического снабжения.

Для обобщения полученных результатов и выработки общих предло­жений создается группа руководители исследования во главе с главным инженером или начальником производственного отдела. Численность исследовательских групп зависит от объема решаемых задач, специфики производства и может составлять 5—10 чел.

В подготовительный период с руководителями исследовательских групп проводится специальное занятие, на котором руководитель пред­приятия доводит до исполнителей план работы, ставит задачу каждой группе и назначает сроки проведения исследования.

На втором этапе проводится непосредственно исследова­ние устойчивости работы объекта в военное время.

В ходе исследования определяются условия защиты рабочих и слу­жащих от оружия массового поражения, проводится оценка уязвимости производственного комплекса при воздействии на него поражающих фак­торов ядерного взрыва, определяется характер возможных поражений от вторичных поражающих факторов, изучается устойчивость системы снабжения и кооперативных связей объекта с предприятиями-поставщи­ками и потребителями, выявляются уязвимые места в системе управле­ния производством.

Каждая группа специалистов оценивает устойчивость определенных

элементов производственного комплекса и производит необходимые

расчеты.

Группа начальника отдела капитального строительства на основе

анализа характеристик и состояния производственных зданий и соору­жений объекта определяет степень их устойчивости к воздействию пора­жающих факторов ядерного взрыва, оценивает размеры возможного ущер­ба от воздействия вторичных поражающих факторов, производит расчет сил и средств, необходимых для восстановления производственных соору­жений при различных степенях разрушений. Кроме того, группа иссле­дует и оценивает защитные свойства убежищ и укрытий, определяет необ­ходимую потребность в защитных сооружениях на территории объекта и в загородной зоне.

Группа главного энергетика оценивает устойчивость системы электро­снабжения, водоснабжения и канализации, подачи газа или других видов топлива, а также определяет возможный характер и масштабы, их разрушений, в том числе и от вторичных поражающих факторов.

Группа главного механика оценивает устойчивость технологического оборудования, а также определяет: возможные потери станков, приборов и систем автоматического управления при различных степенях разруше­ний от воздействия ударной волны и от вторичных поражающих факторов;

способы сохранения и защиты особо ценного и уникального оборудования;

потребность в силах и средствах, сроки и объемы восстановительных ра­бот; возможность создания резерва оборудования и порядок маневриро­вания им.

Группа главного технолога разрабатывает технологию производства

с учетом перевода объекта- на режим работы военного времени. Оценивает устойчивость технологического процесса и возможность безаварийной остановки производства по сигналу «Воздушная тревога». Разрабатыва­ет предложения по организации производства в условиях военного вре­мени.

Группа начальника отдела материально-технического снабжения

анализирует систему обеспечения производства всем необходимым для выпуска продукции в военное время. Оценивает условия отправки про­дукции и устойчивость работы транспорта. Производит расчеты дополни­тельных резервов сырья, оборудования, комплектующих изделий, а также определяет места их рассредоточенного хранения. Изучает устойчивость существующих и намечаемых на военное время связей с поставщиками и потребителями. На основании заявок, поступающих от других групп, составляет расчеты на строительные и другие материалы для восстановле­ния производства и строительства недостающих убежищ на объекте и противорадиационных укрытий в загородной зоне.

Группа штаба гражданской обороны объекта оценивает общее состояние ГО объекта и определяет мероприятия для обеспечения надежной защиты рабочих и служащих. В эту группу входит ряд служб, выполня­ющих соответствующие функции.

Служба оповещения и связи изучает и оценивает устойчивость связи с местными партийными и советскими органами, вышестоящими органами ГО, производственными подразделениями и формированиями ГО. Оцени­вает надежность системы оповещения, полноту оборудования, пунктов управления и узла связи.

Служба убежищ и укрытий оценивает правильность эксплуатации убежищ и укрытий, готовность их к использованию по прямому назна­чению. Рассчитывает время на оповещение рабочих и служащих, сбор и укрытие их в защитных сооружениях. Представляет в группу начальника отдела материально-технического снабжения заявку на необходимое коли­чество продовольствия для закладки его в убежища.

Служба противорадиационной и противохимической защиты оценивает возможности работы объекта при различных уровнях радиации и дает рекомендации по защите рабочих и служащих от радиоактивного заражения, определяет варианты режимов противорадиационной защиты людей в условиях радиоактивного заражения различной степени и разра­батывает график рабочих смен при проведении спасательных и неотлож­ных аварийно-восстановительных работ. Анализирует обеспеченность рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты, условия хра­нения и порядок выдачи этих средств. Готовит предложения по организа­ции и ведению радиационной и химической разведки, организации сани­тарной обработки людей, обеззараживанию одежды, транспорта, техники и сооружений с указанием сил и средств выполнения этих задач.

Медицинская служба разрабатывает мероприятия по организации ме­дицинского обслуживания рабочих и служащих на объекте и в загородной зоне, а также при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Определяет возможные потери личного соста­ва, силы и средства для оказания первой медицинской помощи пострадав­шим. Вырабатывает рекомендации по организации дозиметрического контроля при пребывании людей в зоне радиоактивного заражения и ре­комендации по защите продуктов питания и водоисточников.

Служба охраны общественного порядка разрабатывает мероприятия по усилению пропускного режима, охране материальных ценностей, обес­печению общественного порядка на объекте и в ходе эвакуации и рассре­доточения, определяет ответственных лиц по обеспечению порядка при укрытии рабочих и служащих в убежищах по сигналу «Воздушная тре­вога».

На третьем этапе подводятся итоги проведенных исследо­ваний. Группы специалистов по результатам исследований подготавливают доклады, в которых излагаются выводы и предложения по защите рабочих и служащих и повышению устойчивости оцениваемых элементов произ­водства. К докладам прилагаются необходимые таблицы, схемы, планы.

Группа руководителя исследования на основании докладов групп специалистов составляет обобщенный доклад, в котором отражаются:

возможности защиты рабочих, служащих и членов их семей в защитных сооружениях на объекте и в загородной зоне; общая оценка устойчивос­ти объекта, наиболее уязвимые участки производства; практические ме­роприятия, которые необходимо выполнить в мирное время и в период угрозы нападения противника для повышения устойчивости работы объекта в военное время, объем и стоимость работ; порядок и ориен­тировочные сроки восстановительных работ при различных степенях разрушений.

По результатам исследований после предварительного обсуждения группа руководителя разрабатывает план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время. Определяются стоимость внедрения мероприятий, источники финансирования, силы и средства, сроки выполнения и ответственные за выполнение лица. План мероприя­тий, проводимых силами объекта, утверждается руководителем предприя­тия — начальником ГО. План мероприятий, требующих больших мате­риальных затрат, направляется на утверждение старшему начальнику.

Правильность проведения расчетов и реальность выработанных предложений и рекомендаций проверяются на специальном учении, про­водимом под руководством начальника ГО объекта или старшего началь­ника.

Рассмотренный порядок подготовки и проведения исследования устой­чивости не отражает всех особенностей объектов. Поэтому исследование устойчивости должно вестись творчески с учетом специфических особен­ностей производства. От итогов исследований зависят планирование и внедрение экономически обоснованных мероприятий ГО, направленных на повышение устойчивости работы объекта народного хозяйства.

Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта народного хозяйства в условиях военного времени проводятся как в мирное время, так и при угрозе нападения противника. На мирное время планируются, главным образом, трудоемкие мероприятия, требующие значительных материальных затрат и времени. Экономическая эффективность этих ме­роприятий может быть достигнута при их максимальной увязке с задачами по обеспечению безаварийной работы объекта, улучшению условий труда, совершенствованию производственного процесса.

На период угрозы нападения противника планируются мероприя­тия, которые могут быть. легко реализованы или выполнение которых в мирное время нецелесообразно.

На каждом предприятии, исходя из его назначения, размещения и специфики производства, мероприятия по повышению устойчивости могут быть различными.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время и основные пути ее повышения.

2. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени

3. Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости работы организаций (объектов экономики), жизнеобеспечения населения и производственного персонала.

4. Организация и порядок исследования устойчивости работы объекта.

5. Обязанности структурных подразделений комиссии и порядок работы в особый период.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. В. Шевченко организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    446 Организация работы комиссий по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас­ности всех уровней: Учебно-методическое пособие / Под общ.
  2. Рабочая программа подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских) в Объединенном учебно-методическом центре Управления мероприятий защиты населения и территорий Тюменской области

    Рабочая программа
    Рабочая программа обучения руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских) (далее – руководителей медицинских формирований) разработана на базе Рабочей программы обучения должностных лиц и специалистов гражданской
  3. Рабочей программы обучения Учебные вопросы для самостоятельного изучения Тема реферата

    Реферат
    Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
  4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2007

    Методическая разработка
    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР) в чрезвычайных ситуациях: методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; сост.
  5. Методические основы прогнозирования устойчивого функционирования предприятий строительного комплекса

    Автореферат
    Защита состоится «__» 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет, 367015, Республика Дагестан, г.

Другие похожие документы..