Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
ВВЕДЕНИЕ. Учебная экологическая тропа – наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и...полностью>>
'Документ'
Приоритетными направлениями работы в 2012 году будут обеспечение комплектования, сохранности фонда, библиотечно-информационное обслуживание пользоват...полностью>>
'Документ'
Дисциплина учебного плана подготовки бакалавров по направлению 090900.62 «Информационная безопасность» (Профиль «Безопасность автоматизированных сист...полностью>>
'Документ'
= МПа; Р .= МПа ГВС МВт Давление в сети: Р3.= МПа; Р4= МПа Вентиляция МВт Давление в сети: Рпод = МПа; Робр....полностью>>

Прибыль фгуп. Порядок формирования и расходования содержание

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИБЫЛЬ ФГУП. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПРИБЫЛЬ - КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 5

1.1 Сущность и функции прибыли 5

1.2 Распределение и использование прибыли предприятия 12

2.1 Понятие унитарного предприятия 19

2.2 Учреждение ФГУП 21

2.3 Имущество унитарного предприятия 24

2.4 Порядок реализации собственником имущества ФГПУ права на получение прибыли и использования имущества 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ВВЕДЕНИЕ

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Унитарное предприятие - организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Целью работы является рассмотреть порядок формирования и расходования прибыли на федеральном государственном унитарном предприятии (ФГУП).

В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:

-рассмотреть сущность и функции прибыли;

-дать понятие унитарного предприятия;

- изучить порядок учреждения унитарного предприятия;

- рассмотреть имущество и уставной фонд унитарного предприятия;

- изучить порядок формирования и расходования прибыли ФГУП.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – федеральное государственное унитарное предприятие

Предмет исследования – порядок формирования и расходования прибыли на федеральном государственном унитарном предприятии.

1. ПРИБЫЛЬ - КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

1.1 Сущность и функции прибыли

Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства.

Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой.

К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю – как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом.

В неоклассической теории прибыли объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами1.

Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.

По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе пред­принимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реа­лизации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стои­мость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распада­ется на две части. Первая представляет собой заработную плату ра­ботников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью вос­производства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вто­рая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, кото­рый реализуется только в результате продажи продукции, что озна­чает общественное признание ее полезности2.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предпри­ятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Пред­приниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее полу­чает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, на­учно-технического и социального развития. При затратах, превышаю­щих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство (11).

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации про­дукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включае­мыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на осно­ве спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предпри­ятия, включает в себя оплату труда и прибыль.

Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производ­ства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, полу­чаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно по­лучают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции3.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансо­вой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее дина­мику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предпри­ятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от пред­приятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руко­водства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, органи­зация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяс­нения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ре­сурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее со­держание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных пла­тежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирова­ния бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями использует­ся для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функ­ций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим дос­тигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаро­производителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в резуль­тате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыноч­ных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономи­ческих реформ4.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к то­му объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удер­живать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их исполь­зованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или(и) уникально­сти продукта. Поддержание этого источника на относительно высо­ком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимоно­польная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к прове­дению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от созда­ния конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродаж­ное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновле­ние выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособно­сти, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности5.

Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую.

Экономическая прибыль – это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

В бухгалтерском смысле прибыль – это разница между общей выручкой и внешними издержками.

В бухгалтерской практике различают и в процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли.

Льготируемая прибыль – часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.

Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам.

1.2 Распределение и использование прибыли предприятия

Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия6.

Объектом распределения является балансовая прибыль предпри­ятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюд­жет и по статьям использования на предприятии. Законодательно рас­пределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных пла­тежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования нахо­дится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать сле­дующим образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производствен­но-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется меж­ду государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюдже­ты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произ­вольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производст­венно-хозяйственной и финансовой деятельности;

  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальней­шее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты на­логов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятия направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.

Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам7.

За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.

На ряду с финансирование производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.

Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, при завышении регулируемых цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не уста­навливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроиз­водственного характера, на благотворительные цели, финансирова­ние природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объ­ектов и учреждений социальной сферы и другое. Законодательно огра­ничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам8.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства, в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, то есть рисковый фонд.

Резервный фонд формируется на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутри­фирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и опре­деляется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководя­щим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды по­требления (фонд материального поощрения)9.

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллекти­ва, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, мо­дернизации оборудования, затраты, связанные с техническим пере­вооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохран­ных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других пред­приятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использова­нием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает рас­ходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобно­го сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовремен­ные поощрения за выполнение особо важных производственных за­даний, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с по­вышением цен и др.10

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подраз­деляется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю при­были, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие го­ды направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, ис­пользованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о на­личии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акцио­нерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организа­ционно-правовой формой этих предприятий.

.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ФГПУ

2.1 Понятие унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию11.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие (ФГПУ) и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

2.2 Учреждение ФГУП

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

  • необходимости осуществления научной и научно - технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления12.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона для государственной регистрации унитарного предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

2.3 Имущество унитарного предприятия

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

  • имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

  • доходов унитарного предприятия от его деятельности;

  • иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставный фонд унитарного предприятия

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Порядок формирования уставного фонда

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме13.

Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

2.4 Порядок реализации собственником имущества ФГПУ права на получение прибыли и использования имущества

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Распоряжение имуществом ФГУП

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными14.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет увеличение потенциальных возможностей предприятия, степень его деловой активности.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо общих сведений, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 113 ГК РФ). В настоящее время действует федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) в ред. от 02.02.2006

  2. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

  3. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ / Российская газета. – 2002 - № 52, № 53.

  4. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П.Любушин, В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова): Уч.пособие для ВУЗов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.- 471 с.

  5. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. Изд.4-е – М.: Финансы и статистика, 2002.

  7. Балабанов И.Т Финансовый анализ и планирование хозяйствующего объекта. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  8. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа- М.: ИНФРА –М, 2001 г.-222 с.

  9. Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. - М.: Бухгалтерский учет, 2001 г

  10. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА - М, 2002..

  11. Бородина В.В. Бухгалтерский учет. - М.: Книжный мир, 2001.

  12. Бочаров В.В Финансовый анализ. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2001

  13. Бочаров В.В.Финансовое моделирование. - СПб: Питер, 2000.

  14. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. - М.: ДИС – 2002.

  15. Керимов В. Э., Роженецкий О. А. Анализ соотношения «затраты объ­ем - прибыль».//Менеджмент в России и за рубежом №4. 2000, с.13.

  16. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  17. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  18. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. Учебник. – М., Инфра-М, 2003.

  19. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2002.

  20. Любушин Н.А., Лещева В.Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

  21. Малеева А.В., Томаревская О.Г, Симкова Н.В. Анализ производственно - финансовой деятельности предприятий. - М.: Финансы, 2000.

  22. Новый план счетов (комментарии специалистов и типовые проводки). - М.: МЦФЭР 2001.

  23. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

  24. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001.

  25. Пятов М.Л. Относительность оценки показателей бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2000. – № 6. – С. 39-48.

  26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.

  27. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Практикум.- М.: ЮНИТИ, 2001.

  28. Фащевский В. Н. Об анализе платежеспособности и ликвидности предприятия. // Бух­галтерский учет. - 2003 - № 11.

  29. Чернигорский С.А. Основы финансового анализа. – М.: Герда, 2002.

  30. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие.изд.3-е –М.: Инфра М, 2002.

  31. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие / Под ред.Баканова М.И., Шеремета А.Д. - М.:Финансы и статистика, 2002.

1 Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

2 Любушин Н.А., Лещева В.Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3 Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА - М, 2002..

4 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. Изд.4-е – М.: Финансы и статистика, 2002.

5 Малеева А.В., Томаревская О.Г, Симкова Н.В. Анализ производственно - финансовой деятельности предприятий. - М.: Финансы, 2000.

6 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие.изд.3-е –М.: Инфра М, 2002.

7 Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие / Под ред.Баканова М.И., Шеремета А.Д. - М.:Финансы и статистика, 2002.

8 Чернигорский С.А. Основы финансового анализа. – М.: Герда, 2002.

9 Малеева А.В., Томаревская О.Г, Симкова Н.В. Анализ производственно - финансовой деятельности предприятий. - М.: Финансы, 2000.

10 Балабанов И.Т Финансовый анализ и планирование хозяйствующего объекта. - М.: Финансы и статистика, 2001.

11 Федеральный закон РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

12 Федеральный закон РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

13 Федеральный закон РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

14 Федеральный закон РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансовое право. Учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
  2. Кой базы, обеспечивающей эффективное функционирование единой гидрометеорологической службы Союзного государства Программы Союзного государства на 2003-2006 год

    Документ
    Сборник разработан в рамках выполнения проекта 6 “Разработка и формирование единой нормативной правовой и научно-методической базы, обеспечивающей эффективное функционирование единой гидрометеорологической службы Союзного государства”
  3. Постатейный комментарий к главе 25 налогового кодекса российской федерации "налог на прибыль организаций"

    Кодекс
    Настоящая книга представляет собой подробный постатейный комментарий главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Более актуальную и полную информацию относительно исчисления и уплаты налога на прибыль в какой-либо другой
  4. Концепция нового порядка формирования Совета Федерации фс РФ 37 экономическая политика, отношения собствености 39

    Закон
    15 января экс-глава Кабинета Министров РФ М. Касьянов подписал распоряжение об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2004 г.
  5. Теория и методология аналитического обеспечения государственной поддержки аграрного сектора на основе концепции формирования и распределения стоимости

    Документ
    Теория и методология аналитического обеспечения государственной поддержки аграрного сектора на основе концепции формирования и распределения стоимости

Другие похожие документы..