Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Не предпосылаю моему изданiю предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное озаренiе души,...полностью>>
'Документ'
20-е годы были самыми многообещающими в истории советской культуры. Специфика этих годов состояла в многообразии форм социально-экономического развит...полностью>>
'Документ'
Многие из тех, кто вступает в АО, воспринимают идею о дружбе с Богом примерно так же, как они отнеслись бы к предложению по часу в день парить над зе...полностью>>
'Документ'
Концепція самостійної роботи студентів в умовах упровадження кредитно-модульної системи організації навчального процесу (КМСОНП) спрямована на розвит...полностью>>

Нормативные правовые акты государственных органов республики беларусь г. А. Василевич нормативные правовые акты государственных органов республики беларусь минск 1999

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА XI. Правовые акты министерств и государственных комитетов (ведомственные нормативные акты)

Наиболее разветвленной системой органов государственной власти являются структуры, входящие в исполнительную власть — министерства, государственные комитеты, некоторые другие органы, непосредственно подчиняющиеся центральному органу управления — Правительству.

По состоянию на 1 мая 1999 г. в Республике Беларусь действует 25 министерств и 19 государственных комитетов, а также около 20 комитетов при министерствах и государственных комитетах Республики Беларусь. Каждый из указанных органов управления обладает собственным объемом полномочий, в рамках которых и могут издаваться правовые акты.

Для ведомственных правовых актов характерны следующие черты:

1) они имеют подзаконный характер; должны быть основаны на Конституции, актах органов общегосударственного уровня (Парламента, Президента, Правительства);

2) отличаются огромным многообразием как по содержанию, так и по форме;

3) среди самих ведомственных правовых актов существует собственная иерархия: приоритет актов предопределяется статусом органа управления, кругом решаемых вопросов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г.
№ 2034 предусмотрена правовая экспертиза правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, утверждено Положение о порядке ее осуществления.

Постановлением Правительства правовая экспертиза правовых актов указанных органов возложена на Министерство юстиции.

Правовой экспертизе подлежат правовые акты Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, за исключением правовых актов индивидуального применения.

Не подлежат правовой экспертизе правовые акты с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Секретно" или содержащие отдельные пункты с этими грифами.

Министерства и иные республиканские органы государственного управления не вправе принимать правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, с указанными грифами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Порядок подготовки и принятия правовых актов министерств и иных республиканских органов государственного управления, учета и систематизации указанных актов и правовых актов Национального банка, за исключением правовых актов индивидуального применения, определяется правилами, утвержденными Министерством юстиции.

Детально порядок осуществления правовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления определен в Положении. В нем дано определение нормативного акта, подлежащего правовой экспертизе. Под ним следует понимать официальный письменный документ, независимо от срока его действия (постоянный или временный) и характера содержащихся в нем сведений, принятый Национальным банком, министерством или иным республиканским органом государственного управления либо их должностным лицом с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры и в рамках компетенции этих органов, устанавливающий, дополняющий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, то есть общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на неопределенный круг лиц и многократное применение, и не носящий внутриведомственного характера.

Акт считается принятым с момента его подписания (утверждения) руководителем Национального банка, министерства или иного республиканского органа государственного управления.

Нормативный акт представляется на правовую экспертизу не позднее трех дней с даты подписания (утверждения) руководителем Национального банка, министерства или иного республиканского органа государственного управления.

К нормативному акту должна быть приложена справка, содержащая основания для его издания, сведения о ранее принятых правовых актах по данному кругу правоотношений.

Правовая экспертиза нормативных актов производится в 10-дневный срок с даты получения их Министерством юстиции. Правовая экспертиза актов, которые ввиду важности или срочности предусмотренных в них мероприятий подлежат немедленному вступлению в силу, производится не позднее дня, следующего за днем получения их на экспертизу.

В случае, когда срок окончания правовой экспертизы приходится на нерабочий день, днем окончания рассмотрения правовых актов, представленных на правовую экспертизу, следует считать следующий за ним рабочий день.

При необходимости проведения многостороннего анализа нормативного акта, а также выяснения вопросов, требующих специальных знаний и привлечения экспертов (для проведения дополнительной, финансовой, экологической, экономической и иной специализированной экспертизы), срок экспертизы Министерством юстиции может быть продлен, но не более чем на 10 дней.

Правовая экспертиза нормативных актов завершается подготовкой заключения, содержащего обоснованный вывод о соответствии либо несоответствии нормативного акта требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения, и о допустимости включения этого акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. было утверждено Положение о Министре Республики Беларусь (оно распространяет свое действие также и на председателей государственных комитетов.

Министр возглавляет министерство и руководит его деятельностью в целях осуществления возложенных на возглавляемый им орган полномочий.

Именно руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в Министерстве может образовываться коллегия, состав которой утверждается Советом Министров. Согласно Положению о министре в случае в случае расхождения во мнениях, которое может возникнуть между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, Министр проводит в жизнь свое решение и сообщает от этом Правительству Республики Беларусь. Таким образом, обеспечивается сочетание принципов единоначалия и коллегиальности при принятии решений, а также контроль Правительства за деятельностью Министерства.

Министерством юстиции 30 марта 1999 г. утверждены Правила подготовки и принятия правовых актов министерств и иных республиканских органов государственного управления, учета и систематизации указанных актов и правовых актов Национального банка, за исключением правовых актов индивидуального применения. Они разработаны в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря
1998 г. № 2034 "О правовой экспертизе правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления" и применяются при подготовке и принятии правовых актов министерств и иных республиканских органов государственного управления, учете и систематизации указанных актов и правовых актов Национального банка, за исключением правовых актов индивидуального применения, направляемых на правовую экспертизу.

Правовой акт должен иметь реквизиты, установленные для соответствующих документов законодательством по делопроизводству, т.е. указываются:

форма акта (приказ, постановление, правила и т.д.);

орган, принявший акт;

дата и регистрационный номер;

подпись руководителя министерства, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт, либо лица, исполняющего его обязанности.

При ссылке в тексте правового акта на действующие законодательные акты указание на источники их опубликования, номер и дату внесения акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь обязательны.

Форма подготавливаемого акта определяется исходя их компетенции органа, который должен разработать и утвердить данный правовой акт.

Министерства издают правовые акты в форме приказов, постановлений, указаний, правил, положений, разъяснений, инструкций и других актов.

Национальный банк издает правовые акты в пределах полномочий, предоставленных ему законом, актами Президента и Уставом.

В необходимых случаях министерства подготавливают совместные правовые акты.

В качестве одного из позитивных примеров можно привести приказ Министерства экономики Республики Беларусь от 23 февраля 1999 г. № 12, которым утвержден Порядок подготовки, согласования, принятия, вступления в силу, учета и систематизации правовых актов Министерства экономики.

В названном документе приводится перечень некоторых актов, которыми оформляются решения Министерства — приказы, постановления, инструкции, разъяснения, указания и другие формы. Дано определение нормативного правового акта, принимаемого Министерством, предусмотрено как утверждаются и подписываются нормативные акты: они утверждаются приказами или постановлениями Министерства, подписываемыми Министром, а в его отсутствие — заменяющим его заместителем Министра.

В Порядке содержится очень важное для практики положение: не допускается издание актов, носящих нормативный характер, в виде писем и телеграмм. При необходимости срочного утверждения акта до органов государственного управления, иных юридических, а также физических лиц нормативные акты могут быть направлены по линиям связи с сопроводительным письмом, телефонограммой или телеграммой.

ГЛАВА XII. Акты СССР и их действие на территории Беларуси

С начала 90-х годов, когда тенденция обретения государственного суверенитета получила юридическое оформление, стала интенсивно формироваться собственная правовая система. Надо отдать должное: Верховный Совет Республики Беларусь двенадцатого созыва (1990 — 1995 гг.) активно занимался законотворческой деятельностью. Большинство законодательных актов не имели аналогов, готовились исключительно силами белорусских парламентариев, ученых и специалистов. Впечатляют и цифры. К концу своей деятельности Верховным Советом было принято более 500 законодательных актов (законов и постановлений нормативного характера). В последующем деятельность белорусского парламента была также достаточно интенсивной: в период с конца 1995 г. до конца 1996 г. принято около 70 законов, в течение 1997 — 1998 гг. — 220. Что же касается реализации законотворческой функции Верховного Совета в предшествующий советский период, то она была весьма “вялой”. Ежегодно принималось обычно не более двух — трех законов. В целом за 50 лет работы Верховного Совета, начиная с 25 июля 1938 г. (первый созыв) и заканчивая 26 января 1990 г. (одиннадцатый созыв), было принято также немногим более 500 законов.

Несмотря на самостоятельную законотворческую деятельность, в белорусском законодательстве еще имеются пробелы, которые нужно восполнить. Одним из таких способов является применение норм законодательства бывшего СССР.

Законом “Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь” от
27 февраля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) было предусмотрено, что законодательство СССР действует на территории Республики Беларусь, если оно не противоречит законодательству Республики Беларусь. В случае отсутствия соответствующих актов законодательства Республики Беларусь в дальнейшем до их принятия либо иного решения высших органов государственной власти Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией на территории Республики Беларусь действует законодательство СССР.

После заключения 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств в республике возник ряд острейших проблем в связи с возможностью применения актов законодательства СССР.

Исходя из соглашения, на территории республики не допускалось применение правовых норм третьих государств, в том числе бывшего СССР. Юридически это было закреплено Парламентом путем ратификации 10 декабря 1991 г. указанного соглашения. Тем самым, на первый взгляд, создавалась ситуация, при которой полностью отсекалась какая-либо возможность использования актов СССР. Однако это не так. Пунктом 2 постановления Верховного Совета республики от 10 декабря 1991 г. комиссиям Верховного Совета поручено высказать возможные замечания по Соглашению и внести их на рассмотрение парламента.

В этой связи мной было предложено принять постановление Верховного Совета, где в качестве оговорки к соглашению будет указано, что на территории нашей республики действуют правила о применении законодательства Республики Беларусь и бывшего СССР, закрепленные в статье 72 Конституции (1978 г.) и статье 3 закона об основных принципах народовластия. Это постановление следовало ввести в действие со дня ратификации соглашения, что позволило бы правовыми средствами решить возникшие на практике проблемы.

Аналогичную позицию позднее высказал и профессор Чигир В.Ф., по справедливому замечанию которого подавляющее большинство товарно-денежных отношений регулировалось законами и подзаконными актами бывшего Союза ССР, которые не дублировались в республиканском законодательстве. Поэтому он также делает вывод о необходимости применения на территории Беларуси актов Союза ССР.

Подобная оговорка к соглашению о создании СНГ была сделана в постановлении Верховного Совета республики от 16 января 1992 г. Предусматривалось, что в целях создания необходимых условий для реализации статьи 11 вышеназванного соглашения на территории Республики Беларусь действуют правила о применении законодательства Республики Беларусь и бывшего Союза ССР, закрепленные в статье 72 Конституции республики и статье 3 закона об основных принципах народовластия. Данное постановление было введено в действие с 10 декабря 1991 г., то есть со дня ратификации соглашения о создании СНГ. Это не поставило под сомнение верховенство республиканской Конституции и других актов законодательства, ведь правовой Рубикон перейден еще 25 августа 1991 г., когда Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона.

Закон об основных принципах народовластия в Республике Беларусь был предметом проверки в Конституционном Суде. Принятым им 8 октября 1998 г. заключением статья 3 закона в части правила о действии актов законодательства СССР на территории Республики Беларусь не была признана неконституционной. 28 мая 1999 г. был принят закон
"О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР", в статье 1 которого установлено, что в случае отсутствия законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие отношения, на территории Республики Беларусь применяются акты законодательства СССР, регламентирующие данные отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь. Закон об основных принципах народовластия был признан утратившим силу.

В настоящее время действует еще много союзных актов, регулирующих отношения в области железнодорожных перевозок, трудовых отношений и др. При этом надо иметь в виду, что белорусское законодательство в связи с его развитием, совершенствованием может устанавливать дополнительные гарантии гражданам и именно по этой причине обладает приоритетом. Так, в разъяснении Министерства труда Республики Беларусь от
26 октября 1998 г. № 88 указывается, что “вопросы совместительства в Республике Беларусь регулируются нормативными актами бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь. В связи с этим не применяется в Республике Беларусь как противоречащий статье 6 Кодекса законов о труде Республики Беларусь пункт 6 Положения об условиях работы по совместительству, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-к-3/6-84, в части ограничений оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Лицам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. По письменному заявлению работающего по совместительству, с согласия нанимателя, ежегодный отпуск, за исключением шести рабочих дней, заменяется денежной компенсацией”.

Не вызывает сомнения тот факт, что определенное время придется использовать акты СССР, так как в республиканской правовой системе еще есть пробелы.

1 Дробязко С.Г. Современное правопонимание и его акценты. В сборнике научных трудов "Право и современность". Минск. 1998 г. С. 27

2 Дробязко С.Г. Указанная работа. С. 28

3 Дробязко С.Г. Указанная работа. С. 29

4 См. Сравнительное конституционное право. М., Манускрипт. 1996. С.62

5 Лассаль Ф. О сущности Конституции. Соч. Т.2 М., 1925. С.13

6 Арановский А.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998. “Форум”- “Инфра-М”. С.119

7 Мицкевич А.В. Различие законов по их юридической силе. Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1967; Дробязко С.Г. О критериях классификации Советских законов. В кн.: Вопросы государства и права. Мн., 1969; Тихомиров Ю.А. Теория закона.

8 Алексеев С.С. Проблемы теории права, т. 2, Свердловск, 1973. С. 69.

9 Мoрoзoва Л.А. Кoнституциoннoе регулирoвание в СССР. М., 1985, с. 66, 137 - 138.

10 Кравчук С.С. Ученые записки ВНИИСЗ, 1970, в кн. 21. С. 176.

11 Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С. 75.

12 Там же.

13 Кудинов Н.А. Закономерности развития конституционного регулирования в СССР. В кн.: Конституционная система развитого социализма. М., 1980. С. 30.

14 Кириченко М.Г. Соотношение конституционного права и конституционного законодательства. В кн.: Конституция СССР: Проблемы государствоведения и советского строительства. М., 1980. С. 28.

15 Самощенко И.С. Совершенствование законодательства — закономерность развитого социалистического общества. Советское государство и право. 1981, № 3. С. 31.

16 Златопольский Д.Л. Верховный Совет СССР — выразитель воли советского народа. М., 1982. С. 172.

17 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. С. 70 - 71.

18 Там же. С. 71.

19 Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. С. 55.

20 Мицкевич А.В. Различие законов СССР по их юридической силе. С. 198. См. также Кузнецов И.Н. О способах конституционного регулирования общественных отношений в социалистических странах. В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1976. Труды ВНИИСЗ, вып. 6. С. 28.

21 Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. С. 55 - 56.

22 Там же. С. 56.

23 Там же. С. 66.

24 См. Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. С. 61 - 62.

25 Тихомиров Ю.А. Проблемы теории социалистической Конституции. Советское государство и право, 1978, № 2. С. 9; Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества. Советское государство и право, 1979, № 77. С. 34.

26 Русиянова С.И. О преемственности советских Конституций (некоторые теоретические аспекты) - В кн.: Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М., 1979. С. 137; Курс советского государственного права (А.М. Лепешкин, А.И. Ким, Н.Г. Мишин, П.М. Романов). М., 1962, т. 2. С. 425. Законодательная работа между XXV и XXVI съездами КПСС - В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1981, труды ВНИИСЗ, вып. 19. С. 35.

27 Кучеренко М.Г. Конституционное законодательство. - В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977. С. 95.

28 Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. С. 61.

29 Там же. С. 76 - 79.

30 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. С. 72.

31 Кузнецов И.Н. О способах конституционного регулирования общественных отношений в социалистических странах. С. 28.

32 Кириченко М.Г. Система конституционного законодательства. В кн.: Система советского законодательства. С. 116 - 117.

33 Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. С. 81.

34 Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. С. 83.

35 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. С. 77.

36 Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С. 21.

37 Тихомиров Ю.А. Теория закона. С. 48.

38 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. С. 77.

39 Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь. Минск. 1995. С. 125 - 126.

40 С.С. Алексеев. Общая теория права. - М., 1982. С. 290.

41 Кириченко М.Г. Конституционные основы судебной системы в СССР. - М., Юридическая литература, 1979. С. 117.

42 Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. - Изд. бр. Башмаков, 1913. С. 7.

43 Там же. С. 8.

44 Там же. С. 8 - 9.

45 Алексеев С.С. Общая теория права. Том II. C. 310.

46 Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 1962. С. 134.

47 Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. - М., Госюриздат, 1959, Шляпочников А.С. Толкование уголовного закона. - М., 1960 и др.

48 Орловский П. Значение судебной практики в развитии советского гражданского права. Советское государство и право. 1940, № 8-9; Исаев М. Судебная практика Пленума Верховного Суда СССР как источник Советского уголовного права и др. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. - М., 1962.

49 Тишкевич И.С. Являются ли указания Пленума Верховного Суда СССР источником права. - Советское государство и право. 1955, № 6; Братусь С.Н. Постановления Пленума Верховного Суда СССР и инструктивные указания Госарбитража при Совете Министров СССР как предмет систематизации. - В кн.: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. М., 1961; Добровольская Т.Н. Верховный Суд СССР - М.; 1964; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. ТII.- М., 1966, Элькинд П.М. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права. М., 1967; Банников С.Г. Верховный Суд СССР и совершенствование советского законодательства - В кн.: Верховный Суд СССР. - М. Юридическая литература, 1974.

50 Алексеев С.С. Общая теория права. Том II. С. 313 -314.

51 Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976. С. 70.

52 Алексеев С.С. Общая теория права. Том II. С. 311.

53 См.: Василевич Г.А. Закон — сильнее власти. Советская Белоруссия. 16 января 1992; Васiлевiч Р.А. Праблемы заканадаўчай дзейнасцi ў Рэспублiцы Беларусь. Весцi Акадэмii Навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. 1993. С. 52.

54 Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ// Государство и право. М.: Наука. 1998, № 3. С.65

55 См. также статью 18 Конституции Республики Беларусь

56 Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ. С. 67

57 Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С. 47. См. также Тихомиров Ю.А. Правовые акты. М., Издание г-на Тихомирова М.Ю. 1999.

58 Государство и право. 1992. № 11. С. 3.

59 Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М. 1967. С. 15.

60 Джиффорд Д.Дж., Джиффорд К.Х. Правовая система Австралии. М. Юридическая литература. 1998. С. 83 - 84.

61 Дoрoгин В.А. Суверенитет в сoветскoм гoсударственнoм праве. М., 1948; Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948; Вихарев С.Р. Суверенитет Белoрусскoй ССР в сoставе Сoюза ССР; Лепешкин А.И., Ким А.И., Мишин H.Г., Рoманoв П.И. Курс сoветскoгo гoсударственнoгo права. М., 1962. Т. 2; Лепешкин А.И. Сoветкий федерализм (теoрия и практика). М., 1977; Шафир М.А. Кoмпетенция СССР и сoюзнoй республики. М., 1968; Уманский Я.H. Сoветскoе гoсударственнoе правo. М., 1970; Курс Сoветскoгo гoсударственнoгo права. М., 1971; Сoветскoе гoсударственнoе правo. М., 1980; Кoнституция СССР: пoлитикo-правoвoй кoмментарий. М., 1982; Кoнституциoннoе регулирoвание нациoнальнoгo суверенитета и гoсударственнoсти в СССР. Свердлoвск, 1982; Садыкoв У.А. Кoнституциoнный статус сoюзнoй республики. Ташкент, 1983; Сoветскoе гoсударственнoе стрoительствo и правo. М., 1984; Скуратoв Ю.И. Система сoциалистическoгo самoуправления сoветскoгo нарoда. Свердлoвск. 1987.

62 Сoветскoе гoсударствo и правo, 1972, № 10. С. 137.

63 Лепешкин А.И. Суверенитет в Сoветскoм сoюзнoм гoсударстве и егo укрепление в периoд развитoгo сoциализма. — Сoветскoе гoсударствo и правo. 1976, № 7.

64 Верхoвный Сoвет сoюзнoй республики и егo кoнституциoнные пoлнoмoчия. С. 63.

65 См. Лепешкин А.И. Курс сoветскoгo гoсударственнoгo права. Т.1. М., 1961. С. 260; Дoрoгин В.А. Указ.рабoта; Шевцoв В.С. Суверенитет сoветскoгo гoсударства. М., 1972. С. 7; 29 - 31 и др.

66 Атаманчук Г. Суверенитет: чей и для чего. — Союз. 1991, № 8. С.8.

67 Палиенкo H.И. Суверенитет: истoрическoе развитие идеи суверенитета и ее правoвoе значение. Ярoславль, 1903. С. 556.

68 См.: Бухвальд Е., Валентей С., Одинцова А. Экономический суверенитет, самоуправление и демократизация. — Общественные науки и современность. 1917, № 2; Сурилов А. Центральная проблема - суверенитет. — Под знаменем ленинизма. 1990, № 3.

69 Атаманчук Г. Суверенитет: чей и для чего? С.8.

70 Атаманчук Г. Указ.рабoта; см.также Сурилoв А. Указ.рабoта.

71 Атаманчук Г. Указ.рабoта; см.также Сурилoв А. Указ.рабoта.

72 Мойсеенко М.Г. Союзный договор и суверенитет: теория, практика, противоречие. — В кн.: Конституционная реформа: поиски и решения. 1991. С. 143 - 144.

73 Сoветскoе гoсударствo и правo. 1978, № 4. С. 33.

74 СЗ БССР. 1990, № 18, ст. 267.

75 См. Гoлoвкo А.А. Суверенитет сoюзнoй республики. — В кн.: Сoветскoе мнoгoнациoнальнoе гoсударствo. Свердлoвск, 1983. С. 68; Шабайлoв В.И. Сoюзная республика — сувереннoе сoветскoе сoциалистическoе гoсударствo. — В кн.: В сoюзе равных и суверенных. С. 67.

76 СЗ БССР. 1990, № 22, ст. 450.

77 Ведамасцi Вярхoўнага Савета Беларускай ССР. 1991, № 12/14, ст. 129; Ведамасцi Вярхoўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 494; № 33, ст. 603.

78 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Белраусь. 1991, № 3, ст. 603.

79 С учетoм тoгo, чтo нoвая Кoнституция дoлжна вoбрать в себя oснoвные пoлoжения Декларации предпoлагалось в закoне o введении ее в действие предусмoтреть инoй принцип: Кoнституция имеет верхoвенствo над Декларацией.

80 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. 1991, № 28, ст. 426.

81 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Белраускай ССР. 1991, № 28, ст. 424.

82 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 490.

83 Ведамасцi Вярхoўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 491.

84 Ведамасцi Вярхoўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, № 1, ст. 13.

85 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, № 1, ст. 19.

86 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 517.

87 Ведамасцi Вярхoўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 494.

88 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 520.

89 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991, № 37, ст. 1082.

90 Ведамасцi Вярхoўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1991, № 30, ст. 528.

91 Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992, № 5, ст. 84.

92 Вихарев С.Р. Суверенитет БССР в составе СССР. С. 112.

93 Вихарев С.Р. Указ. работа. С. 112.

94 Ермаков Н. Парламентаризм по-французски. - Столица. 1993, № 3. С. 16.

95 Крутоголов М.А. Парламент Франции. - М., 1988. С. 187.

96 Аметистов Э.М., Витрук Н.В., Гаджиев Т.А. и др. О Конституционном Суде Российской Федерации. Комментарий. — М.: Юридическая литература. 1996. С. 232.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного испытания по специальности 1-24 80 01 «Юриспруденция» для поступающих в магистратуру Минск

    Программа
    Понятие уголовного права. Назначение уголовного права в системе правового регулирования. Предмет уголовно-правового регулирования и его содержание. Общие охранительные и конфликтные уголовно-правовые отношения.
  2. Конституционное право республики беларусь

    Задача
    Конституционное право — ведущая отрасль права Беларуси, одна из важнейших среди дисциплин, которые преподаются в высших учебных заведениях Республики Беларусь.
  3. Г. А. Василевич научно-практический комментарий к закон

    Закон
    В книге на основе анализа закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”, других законодательных и иных нормативных правовых актов, юридической литературы, правоприменительного опыта дан научно-практический комментарий
  4. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Г. А. Василевич Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий) Вкниге на основе анализа норм Конституции, международно-правовых актов, текущего закон

    Закон
    В книге на основе анализа норм Конституции, международно-правовых актов, текущего законодательства, решений Конституционного Суда, правоприменительной практики дан научно-практический комментарий Конституции Республики Беларусь.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (20)

    Программа
    Программа подготовлена: к.ю.н., доц. кафедры конституционного и международного права Казанского государственного университета Хабибуллиной Г.Р. (п.п. 1 – 4, п.

Другие похожие документы..