Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Комплексный план'
Разработка и утверждение Комплексного плана мероприятий по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод в период весеннего половодья 2012 года и ...полностью>>
'Документ'
Основная функция телекоммуникационных систем (ТКС), или систем передачи данных (СПД), в условиях функционирования ВС заключается в организации операт...полностью>>
'Документ'
Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко - многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее высококвалифицированную, специ...полностью>>
'Решение'
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

основной образовательной программы

направления 032100 (68) – Физическая культура

(подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы

физической культуры и спорта»)

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«01» октября 2009 г., протокол № 3

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Авторы-разработчики

д.биол.н., профессор, профессор кафедры

философии и социологии В. Е. Борилкевич

В. Н. Станиславский

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта») для студентов очной формы обучения (5 курса) на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

I. Организационно-методический раздел

  1. Цель курса

«Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» – расширить и углубить теоретические знания студентов по основным разделам социологии физической культуры и спорта, изучив современное состояние мирового спортивного движения, сформировать умения применять полученную информацию в научных исследованиях по социо-гуманитарной проблематике. Цель касается формирования у студентов понимания философско-мировоззренческих связей между физической культурой и спортом как агентами социализации и формированием личности в современных социально-культурных условиях; содействия формированию необходимого в современном обществе уровня толерантности личности средствами физической культуры и спорта.

Курс предусматривает изучение концептов «олимпизм», «глобализм», «фитнесс», «толерантность», этической составляющей любительского спорта и физического воспитания, вопросов культурной самоидентификации личности, философии социального здоровья, мировоззренческих основ адаптивной физической культуры, паралимпийского спорта и практических занятий по физическому воспитанию.

1.2. Задачи курса

Основные задачи курса:

  • сформировать полученные ранее знания по социологии физической культуры и спорта в научно-прикладную систему;

  • ознакомить с основными тенденциями развития мирового спортивного движения;

  • ознакомить с организацией и методами управления современным спортивным движением;

  • сформировать представление о современном понимания профессионализма в спорте;

  • сформировать у студентов знания о социальном контексте концепта толерантность;

  • сформировать представление о физической культуре и спорте как о факторе социализации личности, его мировоззренческих возможностях как фактора формирования толерантности личности и социальном феномене и о месте спорта в социальном пространстве;

  • сформировать у студентов знание в области проблем происхождения и сущности толерантности личности в условиях трансформации и глобализации современного общества;

  • сформировать понимание философско-мировоззренческих связей между физической культурой и спортом как агентами социализации и формированием личности в современных социально-культурных условиях;

  • ознакомить с проблематикой толерантности в современном обществе (дать определение понятию толерантность, ознакомить с истоками возникновения термина и проблематики в целом, ознакомить с проблемной частью воспитания толерантности – неоднозначностью термина, изучением мнений публикуемых в СМИ о толерантности, официальным определением толерантности, обсуждением проектов воспитания толерантности).

1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» изучается студентами на пятом году, он базируется на знании основ философии, социологии, культурологии, социологии физической культуры и спорта, социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта, методологии и методике социологического исследования.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования связаны с уровнем овладения представленного в курсе материала, теоретического и практического, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий широкого содержательного потенциала социологии физической культуры и спорта в преломлении её современных проблем. По завершении курса магистрант должен владеть необходимым объемом информации об актуальном состоянии проблем, анализировать и прогнозировать тенденции развития мирового спортивного движения в реальных социальных и экономических условиях.

II. Распределение тем по видам занятий

N

п/п

Наименование

тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоятельная

работа (часы)

лекции

семинарские

занятия

практическиие

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

Современный олимпизм как мировое социокультурное явление

12

2

-

-

10

2

Обзор современного состояния олимпийского движения

19

-

2

-

17

3

Фэйр Плэй – моральный и этический кодекс олимпизма

3

1

-

2

-

4

Актуальные проблемы современного олимпийского движения

18

1

-

-

17

5

Глобализм и современный спорт

4

-

2

2

-

6

Идеология современных оздоровительных программ

4

2

-

2

-

7

Экология и спорт как социальный конфликт

4

-

2

2

-

8

Профессионализм и коммерциализм в современном спорте

12

-

-

2

10

9

Формирование толерантности личности как социальная проблема

4

2

2

-

-

1

2

3

4

5

6

7

10

Толерантность личности как показатель социального здоровья

4

2

2

-

-

11

Стигматизация и толерантность

4

2

2

-

-

12

Социальный статус адаптивного спорта как индикатор уровня толерантности общества

4

2

2

-

-

13

Поиск средств формирования социально обусловленного уровня толерантности личности в сфере образования и воспитания

2

-

-

2

-

Итого

94

14

14

12

54

III. Содержание курса

3.1. Темы, краткое содержание

Тема 1. Современный олимпизм как мировое социокультурное явление.

Лекция. Исторический экскурс и тенденции развития современного олимпизма.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Роль П. де Кубертена в возрождении Олимпийских Игр.

Тема 2. Обзор современного состояния олимпийского движения.

Семинар. Этапы развития современного олимпийского движения. Обсуждение актуального соблюдения Олимпийской Хартии.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Социальные факторы возрождения современных Олимпийских Игр. Философия и идеология современного олимпизма. Организационная структура управления олимпийским движением. Олимпийская Хартия как основополагающий документ.

Тема 3. Фэйр Плей – этический и моральный кодекс олимпизма.

Лекция. Генезис Фэйр Плей. Соблюдение принципов Фэйр Плей на различных этапах развития современного спорта.

Практическое занятие. Разбор вероятных ситуаций соблюдения принципов Фэйр Плей в реальных условиях деятельности.

Тема 4. Глобализация современного спортивного движения.

Лекция. Понятие «глобализма». Формы глобализации в спорте. Космополитизм современного спорта.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Роль транснациональных корпораций и СМИ в глобализации спорта. Мировой рынок труда в спорте.

Тема 5. Идеология современных оздоровительных программ.

Семинар. Концептуальная база «фитнесса». Соотношения понятий «фитнесс» и «здоровье».

Практическое занятие. Формы и методы реализации фитнесс-программ.

Тема 6. Экология и спорт – социальный конфликт.

Лекция. Взаимосвязь современного спорта и экологии среды. Спорт как причина техногенных и антропогенных явлений.

Практическое занятие. Анализ негативных воздействий спортивной деятельности на окружающую среду.

Тема 7. Профессионализм в спорте.

Семинар. Спорт как профессиональная деятельность.

Практическое занятие. Обсуждение Трудового кодекса РФ в сфере физической культуры и спорта.

Тема 8. Актуальные проблемы современного олимпизма.

Практическое занятие. Обсуждение документов Олимпийской Хартии.

Самостоятельная работа с литературными источниками. Коммерциализация и политизация Игр. Нарушение основных принципов Олимпийской Хартии.

Тема 9. Формирование толерантности личности как социальная проблема.

Лекция. Сущность понятия «толерантность». Междисциплинарный характер понятия. Исторический и социально-культурный дискурс. Социологическое определение понятия толерантности. Толерантность как составляющая социализации личности. Этика Фэйр Плэй и ее значение для воспитания и образования студенческой молодежи.

Семинар. Толерантность и интолерантность. Толерантность как социальная проблема. Представления петербургской студенческой молодежи о проблеме формирования уровня толерантности в обществе. Толерантность и воспитание, пропаганда толерантного образа жизни как средство формирования толерантности личности.

Тема 10. Толерантность личности как показатель социального здоровья.

Лекция. Содержание категории «социальное здоровье» (Факторы социального здоровья: социально-экономические, социально-биологические, природно-климатические, идеологические, психологические и информационные. Роль физической культуры и спорта в формировании социального здоровья учащейся молодежи). Механизмы формирования социального здоровья. Социальная дифференциация, физическая культура и спорт. Спорт как средство формирования социального здоровья учащейся молодежи. Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. Оздоровительная и компенсаторная функции спорта. Спорт как механизм социального контроля.

Семинар. Роль спорта в формировании социального здоровья студенческой молодежи. Проблема неравенства в обществе и спорте. Социальная дифференциация российского общества и формирование интересов социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Занятия спортом как элемент стиля жизни разных социальных групп.

Тема 11. Стигматизация и толерантность.

Лекция. Стигма как социальное явление. Стигма как социальный ярлык, формирующий отношение к человеку. Основные «правила» стигмы. Виды стигмы: культурная, институциональная, личная, межличностная, внешняя, внутренняя. Значение этноса в физической культуре.

Семинар. Стигма и дискриминация. Значение образования в преодолении стигматизации. Отношение петербургской студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями, к людям с ВИЧ-инфекцией, этническим и сексуальным меньшинствам.

Тема 12. Социальный статус адаптивного спорта как индикатор уровня толерантности общества.

Лекция. Социальная значимость паралимпийских игр в современном мире. Переход к толерантности, партнерству и интеграции. Занятия физической культурой и спортом в системе высшего профессионального образования как фактор формирования толерантности личности. Формирование отношения к людям с ограниченными возможностями в современной России.

Семинар. Исторические и социальные причины формирования отношения к инвалидам в обществе. Роль адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в этом процессе. Формирование отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта.

Тема 13. Поиск средств формирования социально обусловленного уровня толерантности личности в сфере образования и воспитания.

Практическое занятие. Студенты делятся на группы и разрабатывают различные проекты формирования толерантности.

1. По личному выбору или рекомендации преподавателя, разработать и обосновать методику формирования толерантного восприятия социальных отличий для какого либо сегмента социальных отношений (расизм, «псевдопатриотизм», фанатизм, сексуальные меньшинства, религия и т.д.)

2. Адаптировать выбранную методику для применения в работе с различными возрастными группами (по выбору).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры 200 г

    Учебно-методический комплекс
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 0302101.65 «Физическая культура и спорт» конкретизирует задачи социологического образования по подготовке специалистов физической культуры в системе определённых требований.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки дополнительной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук по научным специальностям 13.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая

Другие похожие документы..