Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта
ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
Кафедра философии и социологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
основной образовательной программы
направления 032100 (68) – Физическая культура
(подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы
физической культуры и спорта»)
Рассмотрен и утверждён
на заседании кафедры
«01» октября 2009 г., протокол № 3
Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева
Рекомендован решением Методического совета
« » 2009 г., протокол №
Председатель ________ Е. Ф.Орехов
Авторы-разработчики
д.биол.н., профессор, профессор кафедры
философии и социологии В. Е. Борилкевич
В. Н. Станиславский
Санкт-Петербург
2009
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта») для студентов очной формы обучения (5 курса) на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
I. Организационно-методический раздел
Цель курса
«Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» – расширить и углубить теоретические знания студентов по основным разделам социологии физической культуры и спорта, изучив современное состояние мирового спортивного движения, сформировать умения применять полученную информацию в научных исследованиях по социо-гуманитарной проблематике. Цель касается формирования у студентов понимания философско-мировоззренческих связей между физической культурой и спортом как агентами социализации и формированием личности в современных социально-культурных условиях; содействия формированию необходимого в современном обществе уровня толерантности личности средствами физической культуры и спорта.
Курс предусматривает изучение концептов «олимпизм», «глобализм», «фитнесс», «толерантность», этической составляющей любительского спорта и физического воспитания, вопросов культурной самоидентификации личности, философии социального здоровья, мировоззренческих основ адаптивной физической культуры, паралимпийского спорта и практических занятий по физическому воспитанию.
1.2. Задачи курса
Основные задачи курса:
сформировать полученные ранее знания по социологии физической культуры и спорта в научно-прикладную систему;
ознакомить с основными тенденциями развития мирового спортивного движения;
ознакомить с организацией и методами управления современным спортивным движением;
сформировать представление о современном понимания профессионализма в спорте;
сформировать у студентов знания о социальном контексте концепта толерантность;
сформировать представление о физической культуре и спорте как о факторе социализации личности, его мировоззренческих возможностях как фактора формирования толерантности личности и социальном феномене и о месте спорта в социальном пространстве;
сформировать у студентов знание в области проблем происхождения и сущности толерантности личности в условиях трансформации и глобализации современного общества;
сформировать понимание философско-мировоззренческих связей между физической культурой и спортом как агентами социализации и формированием личности в современных социально-культурных условиях;
ознакомить с проблематикой толерантности в современном обществе (дать определение понятию толерантность, ознакомить с истоками возникновения термина и проблематики в целом, ознакомить с проблемной частью воспитания толерантности – неоднозначностью термина, изучением мнений публикуемых в СМИ о толерантности, официальным определением толерантности, обсуждением проектов воспитания толерантности).
1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов
Курс «Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта» изучается студентами на пятом году, он базируется на знании основ философии, социологии, культурологии, социологии физической культуры и спорта, социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта, методологии и методике социологического исследования.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Требования связаны с уровнем овладения представленного в курсе материала, теоретического и практического, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий широкого содержательного потенциала социологии физической культуры и спорта в преломлении её современных проблем. По завершении курса магистрант должен владеть необходимым объемом информации об актуальном состоянии проблем, анализировать и прогнозировать тенденции развития мирового спортивного движения в реальных социальных и экономических условиях.
II. Распределение тем по видам занятий
N п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (часы) | Самостоятельная работа (часы) | ||
лекции | семинарские занятия | практическиие занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Современный олимпизм как мировое социокультурное явление | 12 | 2 | - | - | 10 |
2 | Обзор современного состояния олимпийского движения | 19 | - | 2 | - | 17 |
3 | Фэйр Плэй – моральный и этический кодекс олимпизма | 3 | 1 | - | 2 | - |
4 | Актуальные проблемы современного олимпийского движения | 18 | 1 | - | - | 17 |
5 | Глобализм и современный спорт | 4 | - | 2 | 2 | - |
6 | Идеология современных оздоровительных программ | 4 | 2 | - | 2 | - |
7 | Экология и спорт как социальный конфликт | 4 | - | 2 | 2 | - |
8 | Профессионализм и коммерциализм в современном спорте | 12 | - | - | 2 | 10 |
9 | Формирование толерантности личности как социальная проблема | 4 | 2 | 2 | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | Толерантность личности как показатель социального здоровья | 4 | 2 | 2 | - | - |
11 | Стигматизация и толерантность | 4 | 2 | 2 | - | - |
12 | Социальный статус адаптивного спорта как индикатор уровня толерантности общества | 4 | 2 | 2 | - | - |
13 | Поиск средств формирования социально обусловленного уровня толерантности личности в сфере образования и воспитания | 2 | - | - | 2 | - |
Итого | 94 | 14 | 14 | 12 | 54 |
III. Содержание курса
3.1. Темы, краткое содержание
Тема 1. Современный олимпизм как мировое социокультурное явление.
Лекция. Исторический экскурс и тенденции развития современного олимпизма.
Самостоятельная работа с литературными источниками. Роль П. де Кубертена в возрождении Олимпийских Игр.
Тема 2. Обзор современного состояния олимпийского движения.
Семинар. Этапы развития современного олимпийского движения. Обсуждение актуального соблюдения Олимпийской Хартии.
Самостоятельная работа с литературными источниками. Социальные факторы возрождения современных Олимпийских Игр. Философия и идеология современного олимпизма. Организационная структура управления олимпийским движением. Олимпийская Хартия как основополагающий документ.
Тема 3. Фэйр Плей – этический и моральный кодекс олимпизма.
Лекция. Генезис Фэйр Плей. Соблюдение принципов Фэйр Плей на различных этапах развития современного спорта.
Практическое занятие. Разбор вероятных ситуаций соблюдения принципов Фэйр Плей в реальных условиях деятельности.
Тема 4. Глобализация современного спортивного движения.
Лекция. Понятие «глобализма». Формы глобализации в спорте. Космополитизм современного спорта.
Самостоятельная работа с литературными источниками. Роль транснациональных корпораций и СМИ в глобализации спорта. Мировой рынок труда в спорте.
Тема 5. Идеология современных оздоровительных программ.
Семинар. Концептуальная база «фитнесса». Соотношения понятий «фитнесс» и «здоровье».
Практическое занятие. Формы и методы реализации фитнесс-программ.
Тема 6. Экология и спорт – социальный конфликт.
Лекция. Взаимосвязь современного спорта и экологии среды. Спорт как причина техногенных и антропогенных явлений.
Практическое занятие. Анализ негативных воздействий спортивной деятельности на окружающую среду.
Тема 7. Профессионализм в спорте.
Семинар. Спорт как профессиональная деятельность.
Практическое занятие. Обсуждение Трудового кодекса РФ в сфере физической культуры и спорта.
Тема 8. Актуальные проблемы современного олимпизма.
Практическое занятие. Обсуждение документов Олимпийской Хартии.
Самостоятельная работа с литературными источниками. Коммерциализация и политизация Игр. Нарушение основных принципов Олимпийской Хартии.
Тема 9. Формирование толерантности личности как социальная проблема.
Лекция. Сущность понятия «толерантность». Междисциплинарный характер понятия. Исторический и социально-культурный дискурс. Социологическое определение понятия толерантности. Толерантность как составляющая социализации личности. Этика Фэйр Плэй и ее значение для воспитания и образования студенческой молодежи.
Семинар. Толерантность и интолерантность. Толерантность как социальная проблема. Представления петербургской студенческой молодежи о проблеме формирования уровня толерантности в обществе. Толерантность и воспитание, пропаганда толерантного образа жизни как средство формирования толерантности личности.
Тема 10. Толерантность личности как показатель социального здоровья.
Лекция. Содержание категории «социальное здоровье» (Факторы социального здоровья: социально-экономические, социально-биологические, природно-климатические, идеологические, психологические и информационные. Роль физической культуры и спорта в формировании социального здоровья учащейся молодежи). Механизмы формирования социального здоровья. Социальная дифференциация, физическая культура и спорт. Спорт как средство формирования социального здоровья учащейся молодежи. Спорт как средство снятия эмоциональной агрессии. Оздоровительная и компенсаторная функции спорта. Спорт как механизм социального контроля.
Семинар. Роль спорта в формировании социального здоровья студенческой молодежи. Проблема неравенства в обществе и спорте. Социальная дифференциация российского общества и формирование интересов социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Занятия спортом как элемент стиля жизни разных социальных групп.
Тема 11. Стигматизация и толерантность.
Лекция. Стигма как социальное явление. Стигма как социальный ярлык, формирующий отношение к человеку. Основные «правила» стигмы. Виды стигмы: культурная, институциональная, личная, межличностная, внешняя, внутренняя. Значение этноса в физической культуре.
Семинар. Стигма и дискриминация. Значение образования в преодолении стигматизации. Отношение петербургской студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями, к людям с ВИЧ-инфекцией, этническим и сексуальным меньшинствам.
Тема 12. Социальный статус адаптивного спорта как индикатор уровня толерантности общества.
Лекция. Социальная значимость паралимпийских игр в современном мире. Переход к толерантности, партнерству и интеграции. Занятия физической культурой и спортом в системе высшего профессионального образования как фактор формирования толерантности личности. Формирование отношения к людям с ограниченными возможностями в современной России.
Семинар. Исторические и социальные причины формирования отношения к инвалидам в обществе. Роль адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в этом процессе. Формирование отношения студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта.
Тема 13. Поиск средств формирования социально обусловленного уровня толерантности личности в сфере образования и воспитания.
Практическое занятие. Студенты делятся на группы и разрабатывают различные проекты формирования толерантности.
1. По личному выбору или рекомендации преподавателя, разработать и обосновать методику формирования толерантного восприятия социальных отличий для какого либо сегмента социальных отношений (расизм, «псевдопатриотизм», фанатизм, сексуальные меньшинства, религия и т.д.)
2. Адаптировать выбранную методику для применения в работе с различными возрастными группами (по выбору).
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры 200 г
Учебно-методический комплексГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 0302101.65 «Физическая культура и спорт» конкретизирует задачи социологического образования по подготовке специалистов физической культуры в системе определённых требований.Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образованияУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки дополнительной образовательной программы
Учебно-методический комплексдля подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук по научным специальностям 13.Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколенияУчебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая