Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Экономика страны, это не только макроэкономика, но и деятельность фирм, определяющих её развитие. В данной работе я хотела бы рассмотреть фирмы в трех...полностью>>
'Документ'
В условиях структурных изменений экономики, направленных на придание ей инновационного качества, особую актуальность приобретает комплексный подход к...полностью>>
'Лекция'
Волновые и корпускулярные представления о свете. Скорость света в различных средах. Оптическая длина пути. Явление интерференции. Опыт Юнга. Расчет ин...полностью>>
'Документ'
Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ве...полностью>>

Программа и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 061000 «Государственное т муниципальное управление»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

Кафедра государственного и муниципального управления

Региональная экономика и управление

Программа и методические указания

к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения специальности 061000

«Государственное т муниципальное управление»

Составитель Д. М. Тимошенко

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 4 от 15.11.2005

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

специальности 061000

Протокол № 3 от 20.11.2005

Электронная копия находится

в библиотеке главного корпуса

ГУ КузГТУ

Кемерово 2006

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Целью дисциплины «Региональная экономика и управление» является формирование у студентов знаний об особенностях экономической и аналитической работы в области экономики регионов как достаточно самостоятельных субъектов управления.

1.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

  • овладеть знаниями специфических методов исследования регионов;

  • уметь использовать методы сравнительной оценки для установления подобия и различий между регионами в географическом положении, природных условиях и природных ресурсах, структуре хозяйства отдельных субъектов федерации;

  • использовать методы экономической оценки производственных и природных ресурсов региона;

  • знать административно-территориальное устройство России и сетку современных экономических районов;

  • знать особенности структуры органов государственной и региональной власти.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для
изучения данной дисциплины.

Курс «Региональная экономика и управление» в системе подготовки менеджера связан с такими учебными дисциплинами как: «История экономики», «Экономика России», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Налогообложение», «Экономико-математические методы», «Государственное регулирование национальной экономики», «Теория управления» и др.

2. Содержание дисциплины.

Тема 1. Основные понятия и определения экономики региона.

Национальная экономика как сфера организации воспроизводст­венных процессов. Понятия национальная экономика, регион, экономи­ческий район, промышленный узел, агломерация, территориально-производственный комплекс, межотраслевой территориальный ком­плекс, экономические зоны.

Тема 2. Предмету цель и основные задачи региональной эконо­мики и управления.

Региональная экономика и управление как составная часть науки экономики и управления. Место дисциплины в системе учебного плана и связь ее с другими дисциплинами. Экономика региона как объект изу­чения дисциплины «Региональная экономика и управление». Предмет и задачи региональной экономики. Генезис теорий региональной эконо­мики.

Тема 3. Методы управления региональной экономикой.

Общая характеристика методов управления. Понятие общих и специальных методов управления. Классификация методов управления. Административные методы. Экономические методы. Экономическое моделирование. Совокупность методов экономического анализа и про­гнозирования в региональной экономике и управлении. Совокупность методов экономического анализа, их взаимосвязь и взаимодополняемость. Особенность применения методов в региональной экономике и управлении. Специфичность задач анализа социально-экономического развития регионов как самостоятельного субъекта Российской Феде­рации.

Тема 4. Экономическое районирование территории Российской Федерации.

Административно-территориальное деление. Экономическое районирование как метод территориальной организации народного хозяйства. История развития теории районирования. Определение макрорегиона и экономического района, их главные признаки и районо-образующие факторы. Отличительные особенности современного районирования. Перечень Федеральных округов и их состав. Формиро­вание территориальных пропорций размещения производительных сил.

Тема 5. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления.

Признаки и тенденции территориальной экономической интеграции (дезинтеграции). Причины усиления дезинтеграционных факторов в России во время переходного периода. Внешние и внутренние факторы дезинтеграции. Эффект взаимодействия экономик регионов. Возможные последствия территориальной экономической дезинтеграции. Перспективы урегулирования возрастающих сепаратистских тенденций в Российской Федерации.

Тема 6. Региональная политика государства на современном этапе.

Понятие «региональная политика», его толкование и содержа­ние. Главная задача государственной стратегии и региональной поли­тики в сохранении страны как единого федеративного государства. Основное содержание и основные направления региональной политики федерального центра и органов регионального управления.

Тема 7. Экономическая оценка потенциала регионов России.

Природно-ресурсный потенциал регионов России. Основные подходы к оценке природных ресурсов. Роль природных ресурсов в развитии социально-экономического комплекса региона. Особенности размещения природно-ресурсного потенциала. Региональная структура размещения минеральных ресурсов в стране. Гидроэнергетические ре­сурсы России. Лесные ресурсы. Трудовые ресурсы. Состояние про­мышленного производства, сельского хозяйства, транспорта.

Тема 8. Типизация экономических районов.

Различные подходы к типизации социально-экономических процессов в различных регионах России. Комплексность развития регионов. Отраслевой подход к типизации социально-экономических процессов в субъектах федерации. Классификация регионов в зависимости от состояния налогооблагаемой базы бюджетов регионов.

Тема 9. Сущность и состав региональных финансов.

Сущность межбюджетных отношений между различными уровнями государственного управления. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации, ее многоуровневостъ и специфичность. Финансовая система региона. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов. Несбалансированность бюджетов большинства регионов, причины этого и направления ее снижения.

Тема 10. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления.

Цели и критерии социально-экономического развития региона. Основные аспекты социально-экономического развития региона. Понятие термина «развитие», его виды. Направленность развития. Цели и критерии социально-экономического развития региона. Тенденции развития городов и регионов. Методы управления региональным развитием. Виды воздействия на экономическое развитие региона.

Тема 11. Государственное регулирование АПК региона.

Формирование структуры регионального агропромышленного комплекса. Система управления АПК. Вопросы государственного регулирования агропромышленного производства. Разработка и виды региональной аграрной политики.

Тема 12. Управление региональным рынком труда.

Основные понятия о труде, роль труда в развитии общества, ра­бочая сила, рынок труда, место рынка труда в системе рынков. Система социально-трудовых отношений в условиях переходной экономи­ки. Понятие «занятость населения». Теоретические аспекты рынка труда: структура, предложение, спрос, основные закономерности формирования. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы в регионе. Управление процессами функционирования рынка труда. Трудовое посредничество на рынке труда; государственная служба занятости населения, ее права и обязанности; региональные и мест­ные службы занятости населения, структура органов службы заня­тости. Прикладные проблемы регулирования регионального рынка труда. Рынок труда Кемеровской области: структура и специфика. Региональные программы содействия занятости населения как основа системного управления рынком труда региона. Селективный подход к управлению региональным рынком труда. Управление фактической ситуацией на рынке труда региона, превентивное управление занято­стью населения региона. Социальные гарантии и компенсации граж­данам, потерявшим работу.

3. Практические (семинарские) занятия, их наименование и содержание.

Тема 1. Социально-экономическое положение Кемеровской области.

Семинарское занятие предполагает обсуждение со студентами социально-экономического положения Кемеровской области за определенный период. В качестве примеров могут использоваться данные кемеровского государственного Комитета статистики заряд лет.

Основная цель занятия заключается в том, чтобы научиться делать анализ социальной, экономической, финансовой, политической, экологической ситуаций в регионе; выявлять региональные риски; научиться формировать «портрет» региона.

Тема 2. Финансовая система региона.

Цель занятия состоит в том, чтобы показать особенности формирования финансовой системы региона. Студенты должны изучить принципы формирования бюджета региона, уметь анализировать его доходную и расходную части. Кроме того, студенты должны иметь представление о финансовой базе деятельности органов местного самоуправления; уметь определять цели финансовых отношений между различными уровнями управления в Российской Федерации.

4. Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению.

4.1. Методические указания по выполнению контрольных работ.

Контрольная работа – важный компонент учебного процесса. Она является решающей формой самоконтроля, а также контроля студента со стороны преподавателя. В то же время контрольная работа выступает и как средство приобретения и углубления знаний студентом. Таким образом, контрольная работа носит и обучающий, и контролирующий характер.

Контрольная работа выполняется и высылается для рецензирования до вызова студента на сессию. Сроки выполнения письменной контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться.

Если работа не зачтена, студент обязан ее переделать с учетом замечаний преподавателя. Направляя работу на повторное рецензирование, следует приложить к ней текст незачтенной работы со всеми замечаниями преподавателя.

К выполнению контрольной работы следует приступать, когда самостоятельно пройден весь учебный курс. Прежде чем приступить к письменному изложению своего варианта контрольной работы, студент должен сделать обзор литературы по теме контрольной работы и ос­мыслить отобранную информацию. Затем необходимо составить план контрольной работы, в котором отражается ее структура и последова­тельность изложения.

При изучении литературы, необходимой для написания контроль­ной работы, целесообразно делать выписки с указанием источника и страницы. Эта информация будет использована при окончательном оформлении работы. После окончания изучения литературы собранные материалы необходимо систематизировать и сгруппировать по вопросам плана контрольной работы.

Письменное изложение должно носить творческий характер. В контрольной работе желательно наличие самостоятельно составленных студентом примеров. Не следует увлекаться сплошным цитированием первоисточников. При необходимости следует включать в контрольную работу схемы, графики, диаграммы и т. д.

Помимо литературы, указанной в перечне рабочей программы курса, студент может использовать монографии, брошюры, статьи по излагаемому вопросу и включать их в список используемой литературы. Отражение в контрольной работе последних публикаций по рассматриваемой теме будет свидетельствовать о вдумчивой работе студента.

Студент выполняет один вариант контрольной работы. Номер варианта, подлежащий выполнению, определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента (см. по приведенной ниже таблице).

Освещение темы контрольной работы должно быть точным, четким, конкретным и аргументированным. При цитировании каких-либо авторов необходимо указывать источники. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику, сохранять все его особенности.

При ссылке на произведения отдельных авторов обязательно следует указывать фамилию, инициалы автора, точное название произведения, издательство и дату выпуска. Если цитата взята из периодической печати, то обязательно указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, название периодического издания, его номер и дату выпуска.

Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст пишется чернилами или пастой черного (синего) цвета, разборчиво и четко, без грамматических и стилистических ошибок. Работа может быть выполнена и машинописным текстом.

Контрольная работа выполняется в ученической тетради или на листах формата А4. Объем работы должен составлять 18–20 страниц рукописного текста или 10–13 листов машинописного текста. Если контрольная работа выполнена в двух отдельных тетрадях, то они скрепляются или сшиваются. Страницы нумеруют при любом варианте оформления работы в правом нижнем углу листа.

Контрольная работа должна содержать: план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Стоит запомнить, что введение, заключение, список литературы не нумеруются. Все указанные в плане пункты обязательно должны быть выделены в тексте. Список литературы должен включать не менее трех источников. В конце контрольной работы студент ставит личную подпись и дату завершения работы. Следует оставить 1–2 страницы для рецензии преподавателя.

На титульном листе (обложке) контрольной работы необходимо указать фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, специальность, курс, факультет, группу, в которой учится студент и др. (см. приложение).

На сессию студент должен явиться с уже проверенной контрольной работой с рецензией преподавателя.

4.2. Варианты контрольных работ

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

А

1

П

15

Б

2

Р

16

В

3

С

17

Г

4

Т

18

Д

5

У

19

Е

6

ф

20

Ж

7

X

21

3

8

Ц

22

И

9

ч

23

К

10

ш

24

Л

11

Щ

25

м

12

э

26

н

13

ю

27

О

14

я

28

Вариант 1

Сущность, объект, предмет, цели и задачи дисциплины «Региональная экономика и управление».

Вариант 2

Региональные аспекты развития социальной инфраструктуры региона.

Вариант 3

Согласование экономических и экологических интересов развития на региональном уровне.

Вариант 4

Формирование структуры регионального агропромышленного комплекса.

Вариант 5

Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах.

Вариант 6

Усиление неоднородности экономического пространства и перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию.

Вариант 7

Региональные финансы – составная часть финансовой системы России.

Вариант 8

Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления.

Вариант 9

Влияние переходных процессов на региональное развитие.

Вариант 10

Региональный аспект национальной безопасности.

Вариант 11

Управление экономикой региона.

Вариант 12

Особенности экономической оценки потенциала регионов России.

Вариант 13

Региональное и надрегиональное антикризисное управление.

Вариант 14

Принципы и модели управления предпринимательским климатом региона.

Вариант 15

Цели и задачи региональной политики.

Вариант 16

Управление региональным рынком труда.

Вариант 17

Экономическое районирование.

Вариант 18

Задачи федерального, регионального и муниципального управления в современных условиях.

Вариант 19

Регион как объект хозяйствования и управления.

Вариант 20

Анализ социально-политической конфликтной ситуации в регионе.

Вариант 21

Региональное развитие: цели, критерии и методы управления.

Вариант 22 Особенности современной пространственной структуры России.

Вариант 23

Региональные проблемы и их обострение в переходный период.

Вариант 24

Финансовая система региона.

Вариант 25

Особенности социально-экономического положения Кемеровской области.

Вариант 26

Особенности и конкурентные характеристики экономики региона.

Вариант 27

Основы региональной экономической политики России.

Вариант 28

Развитие инвестиционной привлекательности регионов и формирование инвестиционной политики.

5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

1. Современные направления развития теорий региональной экономики.

2. Основы региональной экономической политики России.

3. Развитие инвестиционной привлекательности регионов и формирование инвестиционной политики.

4. Особенности и конкурентные характеристики экономики региона.

5. Особенности социально-экономического положения Кемеровской области.

6. Финансовая система региона.

7. Региональные и муниципальные вопросы земельной реформы в России.

8. Региональные проблемы и их обострение в переходный период.

9. Особенности современной пространственной структуры России.

10. Регион как объект хозяйствования и управления.

11. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления.

12. Современные проблемы развития организационных структур управления региональных органов власти.

13. Воспроизводственные процессы в регионе.

14. Методы управления региональной экономикой.

15. Задачи федерального, регионального и муниципального управления в современных условиях.

16. Региональное размещение и регулирование региональных пропорций.

17. Регион как объект хозяйствования и управления.

18. Экономическое районирование.

19. Теории размещения регионального производства.

20. Закономерности, принципы и факторы размещения произво­дительных сил.

21. Особенности размещения природно-ресурсного потенциала России.

22. Методы экономического обоснования территориальной организации народного хозяйства.

23. Обоснование основных направлений развития, определение масштабов и эффективности территориального комплекса.

24. Цели и задачи региональной политики.

25. Типология регионов для формирования региональной политики.

26. Региональный аспект национальной безопасности.

27. Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах.

28. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов.

29. Специфика региональных комплексных программ развития.

30. Разработка региональных отраслевых программ.

31. Влияние переходных процессов на региональное развитие.

32. Усиление неоднородности экономического пространства и перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию.

33. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления.

34. Функционирование рынка труда на региональном уровне.

6. Список рекомендуемой литературы.

6.1. Основная литература.

1. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.

2. Регионоведение: Учеб. для вузов / Т.Г. Морозова и др.; Под общ. ред. Т.Г. Морозовой. – М., 1998.

3. Региональная экономика: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М., 2000.

4. Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М., 1999.

5. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. – М., 2000.

6. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. – М., 1999.

7. Родионова И.А. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов эконом. специальностей / И.А. Родионова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 384 с.

8. Нестеров П. М., Нестеров А. П., Региональная экономика: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.

9. Региональная экономика / С.Г. Тяголов и др.; Под ред. Н.Г. Кузнецова. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

10. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 239 с.

11. Климов С.М., Маценович И.Л., Ходачек А.М. Государственное регулирование экономики в регионе: Курс лекций для студентов эконом. специальностей. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2005. – 148 с.

12. Региональная экономика / А.П. Градов, Б.И. Кузин и др. – СПб.: Питер, 2003. – 222 с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). – 221 с.

13. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – 608 с.

14. Райнзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 480 с.

15. Щвец С.М. Моделирование региональной экономической политики в условиях развития рыночных отношений (теория и методология). – М.: Изд-во «Олита», 2003. – 148 с.

16. Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть: Сб. статей / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ.
исслед. глобал. и регион. проблем; Отв. ред. Н.Ю. Лаптина. – М., 2002. – 172 с.

6.2. Дополнительная литература.

1. Александров СИ., Речко Г.Н., Фридман Ю.А. Кузбасс: стратегия социально-экономической реконсультации. – Новосибирск: Наука, 1991.

2. Актуальные проблемы экономической и социальной географии: Сб. науч. тр. – М.: Прометей, 1989.

3. Ильичев А.И., Виткин МП., Калишев Н.В. Кузбасс: Ресурсы. Экономика. Рынок. – Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1995.

4. Ильичев А.И., Соловьев Л.И., Экономическая география Кузбасса. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990.

5. Ильичев А.И. Потенциал: вопросы теории состава и показатели измерения. – Кемерово, 1991.

6. Историческая энциклопедия Кузбасса. Т. 1. – Познань: Изд-во Штама, 1996.

7. Кацюба Д.В. История Кузбасса. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1985.

8. Кислюк М.Б. Модель экономики Кузбасса (вопросы теории, методы и практики). – Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1996.

9. Проблемы социально-экономического развития Кузбасса. – Кемерово, 1995.

10. Романенко М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. – Новокузнецк, 1992.

11. Социально-экономическая эффективность производства. Проблемы Кузбасса: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв ред. В.М. Поршнев; КузПИ. – Кемерово. 1992.

Приложение

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

Кафедра государственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Региональная экономика и управление»

На тему: «Финансовая система региона»

Выполнил:

студент заочного факультета 3 курса, группы МУ3-01

Петров Сергей Сергеевич

Проверил:

Тимошенко Диана Михайловна

Кемерово 2006

Составитель

Диана Михайловна Тимошенко

Региональная экономика и управление

Программа и методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения специальности 061000

«Государственное т муниципальное управление»

Печатается в авторской редакции

Подписано в печать 30.11.2005. Формат 6084/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,0.

Тираж 660 экз. Заказ

ГУ КузГТУ, 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография ГУ КузГТУ, 650026, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 061000 (1)

    Программа
    Целью преподавания конфликтологии является формирование у студентов теоретических знаний по проблемам конфликтов в управленческой деятельности и получение практических навыков поведения в разнообразных конфликтных ситуациях, возникающих
  2. Программа и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 061000 (2)

    Программа
    Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретической базы и практических навыков по применению существующих методик в области анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия.
  3. Кафедра государственного и муниципального управления

    Программа
    Цель изучения дисциплины "Исследование социально-экономических и политических процессов" – получить полное представление о системном анализе и привить навыки его использования при исследовании социальных процессов.
  4. Программа и методические указания к курсовому проекту учебной дисциплины «система государственного управления» для студентов заочной формы обучения

    Программа
    Основная цель состоит в углубленном изучении сущности, содержания государственного управления, его субъектов и объектов, видов, форм и особенностей, а также функций, методов и технологий властно-управляющего воздействия на общественные процессы.
  5. Программа по дисциплине «Отечественная история» для специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» очная форма обучения заочная форма обучения сокращенная (ускоренная) форма обучения

    Программа
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность 061 – «Государственное и муниципальное управление», квалификация «менеджер», утвержденного 17 марта 2002 г.

Другие похожие документы..