Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Фотоконкурс «ЭКОДОМ» представляет собой смотр-конкурс профессиональных и любительских фотографий, авторы которых заинтересованы в развитии «Зеленого Д...полностью>>
'Документ'
Отечество для Блока — маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем е...полностью>>
'Бюллетень'
Техническое содержание публикаций МЭК постоянно пересматривается Международной электротехнической комиссией, что позволяет отражать современное состо...полностью>>
'Документ'
совершенствовать знания и навыки руководящего состава в организации и проведении мероприятий по защите персонала завода при аварии с АХОВ и управлени...полностью>>

Дипломного проекта «Технико – экономическое обоснование диверсификации деятельности зао «Северная звезда» продиктована необходимостью проведения комплексных исследований и выработки методических рекомендаций по развитию предприятия

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

379

Экономика предприятия

Технико-экономическое обоснование диверсификационной деятельности предприятия ЗАО

Диплом

100

2005

2000

Координаты: электронная почта acher@ Icq 170552870, телефон 89168119086.

Содержание

Введение 2

1.Аналитическая часть 4

1.1 Анализ выпуска продукции 4

Технологическая часть (новые технологии) 13

2.4 Расчетно - экономическая часть 15

2.4.1. Расчет дополнительных капитальных затрат и издержек производства 15

2.4.2. Расчет показателей эффективности по проекту 20

Выводы 23

Список использованной литературы 26

Введение

Тема дипломного проекта «Технико – экономическое обоснование диверсификации деятельности ЗАО «Северная звезда» - продиктована необходимостью проведения комплексных исследований и выработки методических рекомендаций по развитию предприятия.

Численность персонала предприятия на 01.01.05 составляла 517 человек. Объем выпуска продукции – 45431583 руб. Основная деятельность данного предприятия - производство керамического кирпича. В современных условиях рынка большинство предприятий данной отрасли испытывают трудности, обусловленные влиянием инфляции, ростом цен на сырьё и материалы, повышение конкурентоспособности. Продукция предприятия ЗАО «Северная звезда» пользуется спросом на внутреннем рынке. В период перехода к рыночной экономике произошел резкий спад в строительной отрасли, что не могло не затронуть данное предприятие. В связи с этим, тема данной дипломной работы на сегодняшний день актуальна.

В современных условиях большинство предприятий сталкиваются с проблемой неэффективного использования имеющихся у них ресурсов, в первую очередь, основных фондов, доставшихся им в наследство от плановой советской экономики. Избыточные резервы предприятий достигли критического уровня, и вынуждают предприятия вести поиск возможных вариантов их использования для достижения предприятиями своих целей, в первую очередь - для получения прибыли.

При оценке потенциала предприятия необходимо рассматривать его совокупные способности формировать, определять и удовлетворять потребности рынка в товарах и услугах с целью получения прибыли. Категория «потенциал» может и должна отражать только фактический, реально достигнутый уровень способностей в сложившихся условиях. Любые возможные комбинации способностей предприятия должны характеризоваться исключительно категорией «потенция» - способность предприятия в достижении определенной цели при определенной комбинации факторов экономической конъюнктуры. Существует максимальный уровень потенции предприятия, который формируется наиболее благоприятной комбинацией факторов экономической конъюнктуры. Следовательно, способности предприятия можно описать двумя категориями: потенциал и потенция, а также их разницей - предпринимательским резервом.

С точки зрения предприятия, наличие предпринимательского резерва позволяет ему гибко реагировать на колебания экономической конъюнктуры. С другой стороны, избыточный предпринимательский резерв свидетельствует о неэффективной работе предприятия, что выражается в низкой норме прибыли на вложенный капитал.

Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед предприятиями, является поиск путей эффективного использования предпринимательского резерва.

Как правило, большая величина предпринимательского резерва свидетельствует о том, что предприятия не имеет возможность осуществлять экспансию в традиционной для него сфере бизнеса вследствие объективных ограничений, накладываемых существующей конъюнктурой рынка. Выходом из сложившейся ситуации является расширение сферы деятельности предприятия и выход на новые рынки, то есть диверсификация.

Таким образом, диверсификация позволяет предприятию решить одновременно несколько проблем. Во-первых, диверсификация позволяет более эффективно использовать предпринимательский резерв, повышая общую норму прибыли на вложенный капитал. Во-вторых, диверсификация как способ снижения предпринимательских рисков путем эффективного управления бизнес - портфелем предприятия, способствует увеличению финансовой устойчивости предприятия, а, следовательно, и увеличению его потенциала.

Следовательно, можно говорить о том, что использование диверсификации может способствовать превращению предпринимательского резерва, не приносящего прибыль, в потенциал предприятия для получения прибыли, что является одной из важнейших задач для фирм.

  1. Аналитическая часть

1.1 Анализ выпуска продукции

Основной задачей промышленных пред­приятий является наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производ­ства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показате­лей выпуска продукции. Его ос­новные задачи:1

  • оценка степени выполнения плана и дина­мики производства и реализации продукции;

  • определение влияния факторов на изме­нение величины этих показателей;

  • выявление внутрихозяйственных резер­вов увеличения выпуска и реализации про­дукции;

  • разработка мероприятий по освоению вы­явленных резервов.

Объем производства промышленной про­дукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измери­телях. Обобщающие показатели объема про­изводства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Ос­новными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавер­шенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйст­венный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной про­дукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной про­граммы имеют и натуральные показатели объемов производ­ства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, при­меняются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприяти­ях - количество условных ремонтов.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение конт­рактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гаранти­рует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Номенклатура - перечень наименовании изделии и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюз­ном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действую­щем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименовании продукции с указа­нием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, группо­вой и внутригрупповой.

Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установ­лении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания.

Изучение ассортимента продукции направлено на составление списка продукции, предназначенной предприятием к реализации.

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточне­ния среднего числа видов продукции: расширение ассортимента яв­ляется для предприятия средством привлечения клиентуры с раз­личными вкусами и потребностями и развивается в различных на­правлениях.

Изучение взаимосвязи всех видов продукции позволяет выявить синергетический эффект, если различные продукты данного ассор­тимента или различные наборы продукции имеют высокую степень однородности. И, наконец, изучение степени устаревания продук­тов данного ассортимента дает естественную связь с понятием жиз­ненного цикла продукта, а также провести сравнение с продуктом, предлагаемым конкурентом.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и уве­личению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологи­ческие, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей про­изведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы­сокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества про­дукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

  • надежность (долговечность, безотказность в работе);

  • технологичность, характеризующая эффективность конструк­торских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную про­дукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продук­ции используются разные методы. Сущность балльного метода оцен­ки состоит в определении средневзвешенного балла качества про­дукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции; виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются в одних центрах сбыта. Такая продук­ция представляет «гамму продукции». Изучение качества про­дукции предполагает анализ всей гаммы продукции и продукции ее составляющей.

Анализ товара, которым часто пренебрегают финансисты — есть основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Совершенно очевидно, что в некоторых случаях список продукции будет таков, что исчерпывающий анализ невозможен: для общего анализа необходимо ограничиться только некоторыми видами про­дукта. Его цель — изучение типов продукции, ее качества, характе­ристик, сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогич­ных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены.

Анализ типов продукции. Принято отличать производство пред­метов широкого потребления от производства продукции для про­мышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» по­купки и специфические. Промышленные товары прежде всего клас­сифицируются по исходным материалам (сырье) и их составляющим элементам. Сопутствующие компоненты (фурнитура и услуги) очень полезно дифференцировать, как и товары широкого потребления, на базовую (основную) и специализированную продукцию.

Эти квалификационные характеристики не могут быть отделены от характеристик потребителей данной продукции.

Анализ качества товара. Речь идет не об оценке качества товара в том смысле, как это рассматривает производственная служба (т. е. соответствие техническим стандартам. В этих рамках продукция может быть высочайшего технического качества (т. е. не иметь ни­каких дефектов сборки) и тем не менее быть низкого качества с точки зрения маркетинговой стратегии. В общем коммерческое ка­чество продукции зависит от его способности выполнять свои фун­кции, т.е. удовлетворять потребителя. Измерение качества предпо­лагает перечисление возможных функций продукта и определения предполагаемого клиента.

В понятие возможных функций входят длительность, изменяе­мость, точность, простота в использовании, в уходе, устойчивость и сопротивляемость к ударам и пр. Наиболее важный показатель — это соблюдение сроков поставки. Именно этот фактор показывает, что качество нельзя путать с просто техническими данными продук­ции.

Невозможно составить перечень показателей, отвечающих тре­бованиям полезности для всех потребителей.

Возникает следующий вопрос: каковы предполагаемые потреби­тели?

Некоторые аналитики правы, подчеркивая, что в отношении ка­чества промышленной продукции потребитель должен быть опре­делен не как клиент производства, а как клиент его клиентов. Надо подчеркнуть что качество, понимаемое как мера степени удовлет­ворения запросов потребителя, есть понятие всеобъемлющее. Не­обходимо принимать в расчет также степень устаревания произве­денной продукции, поскольку вышедший из употребления продукт не может иметь высокое качество по сравнению с конкурирующим товаром. Качество также не может быть связано с производствен­ными функциями: все функции предприятия способствуют опреде­лению качества. Один тот факт, что продукция должна бы быть продана без дефектов, без задержки, в соответствии со всеми нор­мами, требует безупречной координации работ структур производ­ства. Известно, что принцип «только своевременно» является, по мнению его сторонников, наиболее важным для достижения безуп­речности товара. Это расширение требований качества на всех уровнях производства оправдывает, по мнению ряда специалистов, распространение понятия «тотальное качество». Качество продук­ции может быть определено как высшее, отличное, равное, ниже уровня, плохое.

Изучение характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая может быть укомп­лектована по выбору клиента тем или иным числом элементов.

Изучение услуг, сопутствующих продукции. Все чаще можно от­метить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутст­вующих проданной продукции. Эти службы могут предлагать до­ставку—установку материалов, подбор рабочей группы по заказу и т. п.; ремонт и поддержку в рабочем состоянии; техническое обслу­живание; доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала; гарантии; информацию (каталоги или информационное подсоединение); удобство условий оплаты; удобство условий скла­дирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого поня­тия, как «тотальное качество» и выявить стратегию дифференциа­ции.

Изучение новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению неко­торых исследователей, невозможность использования такого поня­тия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».

Изучение цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, то они остаются тем не менее основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке очевидно может осу­ществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т.е. товара с теми же иди подобными характеристиками качества. Это сравне­ние будет тем более трудно осуществлять из-за политики «демаркирования» (снижения цены при снятии ярлыка), которую могут про­водить некоторые производители. Если продукция конкурентов не идентична, то необходимо сравнить цены на товары с учетом полез­ности, которую эти товары представляют для «конечных» потреби­телей. Например, если анализировать волнистый упаковочный кар­тон, то необходимо учитывать совокупность требований, таких, как прочность—разрываемость, сопротивление влаге, цвет бумаги, го­товность и приспособленность для печати, характеристики для ма­шинной обработки.

Впечатление, производимое ценами на покупателей, также необ­ходимо принимать в расчет (психологические цены).

Все перечисленные позиции порой учесть трудно, поэтому мы отсылаем читателей к специализированной литературе.

Итак, все вышеперечисленные составляющие анализа товара мо­гут служить для соотнесения с конкурирующими товарами и по­мочь в определении стратегии предприятия.

Необходимо также рассчитать степень использования производственной мощности предприятия, под которой понимается максимально возможный Выпуск товарной продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства.

Проанализируем выпуск товарной продукции и использование производственных мощностей на предприятии ЗАО «Северная звезда» в табл. 1.

Таблица 1

Анализ использования производственной мощности предприятия

////////////

Рис.1. Динамика выпуска товарной продукции в 2003 – 2004гг.

Из табл. 1 следует, что план выпуска товарной продукции на анализируемом предприятии в 2004г. перевыполнен на 385112 руб., в том числе за счет увеличения:

  • производственной площади предприятия:

∆ВП = (+ 40) * 84000 = 3360000 руб.

  • выпуска продукции на 1 м2 производственной площади:

∆ВП = 540 * (-5509) = - 2974860 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие недостаточно полно использует не только активную, но и пассивную часть основных производственных фондов. Неполное использование производственной мощности приводит к снижению объема выпуска продукции, к росту ее себестоимости, так как на единицу продукции приходится больше постоянных расходов.

В натуральном выражении план выпуска товарной продукции в 2004г. перевыполнен на 602 м2.

Охарактеризуем свойства и качества керамического кирпича, производимого на предприятии ЗАО «Северная звезда».

/////////////

Керамические изделия в строительстве применяются человеком с незапамятных времен. В них угадано наше понимание сложной и тонкой гармонии Природы. Используя керамику, мы творим по законам сообразности и красоты. Эти законы, уходя корнями в глубокое прошлое, реализуются в настоящем и имеют великое будущее.

ЗАО «Северная звезда» образовано в 1993 году по обязательной программе приватизации отрасли на базе действующего кирпичного завода № 1. Данное предприятие является закрытым акционерным обществом с правом юридического лица, действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

Основным видом деятельности ЗАО «Северная звезда» является выпуск строительного кирпича по ГОСТ 530 – 95.

Стабильным и перспективным покупателем кирпича стали индивидуальные застройщики и частные предприятия. Покупатели товара делятся на два основных сегмента: юриди­ческие лица — предприятия и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население, заку­пающее кирпич для собственного строительства. Частные лица, как правило, приобретают кирпич самостоятельно или опосредованно - через подрядчиков. Цены на кирпич по обоим сегментам не отличаются, различны величины закупаемых партий — для частного строительства они меньше.

Продукция, выпускаемая ЗАО «Северная звезда» потребляется на местном рынке, высокая себестоимость не позволяет быть конкурентоспособной в других регионах.

Акционерное общество создавалось в целях:

  • участия в формировании товарного рынка;

  • удовлетворения общественных потребностей в его продукции и услугах;

  • получения прибыли.

Технологическая часть (новые технологии)

На предприятии применяется новая технология производства строительной керамики с использованием метода жесткой экструзии - для производства конкурентоспособной продукции, качество которой отвечает требованиям, как отечественных, так и европейских потребителей. На предприятии произвели монтаж и установку экскрудеров американского производства фирмы «J.C.STEEL&SONS INC» с производительностью до 14 тысяч штук кирпича в час. Резку и предварительную обработку продукции производит резчик швейцарской фирмы «FREYMATIC AG» с производительностью 12 тысяч штук кирпича в час. Садка полуфабрикатов на туннельные вагоны производятся автоматически садчиками, изготовленными итальянской фирмой «UNITED SIMBOL». Внедрение на предприятии современного оборудования ведущих мировых фирм -производителей позволит довести производительность завода до 30 миллионов штук в год.

Устанавливаемое оборудование обеспечит формирование стандартного кирпича размерами 250 х 120 х 65мм -до 3 тысяч штук в час, а пустотелого и эффективного кирпича с пустотностью от 18% до 35% - 4 тысяч штук в час.

В рамках реконструкции предприятия ведется строительство туннельной печи, с установкой новейших газогорелочных устройств ведущей немецкой фирмы «KROMSCHRODER» что дает возможность полной автоматизации процесса обжига продукции. Модернизация производства предусматривает расширение ассортимента и цветовой гаммы выпускаемых изделий.

Пустотелый и эффективный керамический кирпич отличается особыми теплотехническими характеристиками. Такой кирпич в среднем на 1 кг. легче традиционного и обладает прочностью достаточной для строительства многоэтажных домов. Его теплоизоляционные свойства в два раза выше теплозащитных свойств обычного кирпича благодаря уникальной конструкции сквозных пустот. Основным компонентом для производства кирпича керамического является глина месторождения "Очеретино-2". Продукция сертифицирована и прошла радиационный контроль. Керамический кирпич признан лучшим экологически чистым ценовым материалом. Он огнестоек, надежно защищает от холода при минимуме энергозатрат и обеспечивает оптимальную влажность помещения.

Основные источники резервов увеличения выпуска и реа­лизации продукции показаны на рис. 5.

2.4 Расчетно - экономическая часть



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.
  2. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  3. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 02 марта 2010 г

    Информационный бюллетень
    Президент России Дмитрий Медведев указом преобразовал управление своей администрации по работе с обращениями граждан, сообщила пресс-служба Кремля. Теперь оно сможет рассматривать обращения различных организаций и заставлять муниципалитеты
  4. А. Ю. Александрова международный туризм

    Документ
    Учебное пособие дает целостное представление о туризме как общественном явлении и рассматривает в комплексе все составляющие туристской системы в их взаимосвязях.
  5. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования

    Документ
    Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления и направления информатизации государственного и муниципального управления

Другие похожие документы..