Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
о результатах публичных слушаний по Проекту решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «О внесении изменения в Правила землепользова...полностью>>
'Документ'
См. также Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи ПОТ Р О-45-009-2003, утвержденные приказом Минсвязи РФ...полностью>>
'Диплом'
Исследование внутрифирменной стратегии управления ЗАО «КАМЗ». Анализ факторов и источников формирования прибыли....полностью>>
'Закон'
опасный груз – груз, который в процессе перевозки, погрузки, выгрузки или хранения вследствие своих свойств при соответствующих обстоятельствах может ...полностью>>

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей 6-11 лет

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами для

детей 6-11 лет

Автор: Гусева Н.А. (под научной редакцией доктора биологических наук, профессора, ректора Международного университета им. Р.Валленберга, С-Петербург.)

Цель программы могут быть условно разделены на общие (напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ) и специфические (напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ).

Общая цель:

Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Специфические цели программы:

  • Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей.

  • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

Задачи программы.

Общие задачи обучения:

  1. Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

  2. Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

  3. Сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций (мимика, пантомимика, голос и пр.).

  4. Развивать у детей навыки самоконтроля.

Специфические задачи:

  1. Сформировать у детей представление об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности.

  2. Способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации.

  3. Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия психоактивных веществ на здоровье ребенка (например, неправильное употребление медикаментов, пассивное курение).

  4. Способствовать формированию навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью или жизни ребенка лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

  5. Сформировать и развивать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).

Кроме решения обозначенных задач на протяжении всего периода обучения на каждом занятии проводится работа по формированию и развитию коммуникативных способностей учащихся.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

  • сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

  • арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

  • визуализация;

  • психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

  • телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

  • игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;

  • беседа.

Форма организации и проведения профилактической работы по программе

Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематический семинар с элементами группового тренинга).

Требования к ведущему группы. Роль помощника ведущего.

Проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах, на курсах повышения квалификации по направлению «профилактика зависимого поведения».

Для повышения эффективности работы рекомендуется привлекать помощника ведущего. Помощниками могут быть учителя, проводящие с детьми занятия общеобразовательного курса, или прошедшие специальную подготовку родители, студенты вузов педагогических специальностей, а также старшеклассники.

Контингент учащихся и принцип набора в группу.

Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В группу набирается не более 7 детей 5-7 лет, школьников старше 7-8 лет можно объединять в группы по 9-12 человек. Группы – разнополые. Рекомендуется объединять в одну группу детей с разницей в возрасте не более двух лет.

Продолжительность работы по программе.

Программа предполагает проведение 12-ти тематических занятий Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа. Режим работы с детьми 5-7 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут, с нормально развивающимися школьниками старше 7-8 лет возможно проведение одного занятия (с перерывом) один раз в неделю.

Условия проведения занятий.

Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, просторным, легко проветриваемым, стулья должны быть легко перемещаемыми и не соединенными друг с другом. В помещении не должно быть предметов, представляющих опасность для здоровья, а также отвлекающих внимание детей.

Предполагаемые результаты

  • Способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.

  • Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение.

  • Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества)

  • Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ (например, немедицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение) или лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

  • Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Литература

  1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. – М., 1996

  2. Божович Л.И. Проблема формирования личности. – М., Воронеж. 1995.

  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.:, 1989.

  4. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч., т. 4. – М., 1982.

  5. Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Уроки самоопределения. Методическое пособие для учителей по курсу «Основы жизненного самоопределения». – Самара, 1996.

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.

  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2001.

  8. Качалов В. Об аддикциях и аддиктивном поведении. – Internet, 2002

  9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1973

  10. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. № 8.

  11. Крейри Э. Я боюсь: пер с англ. – СПб, 1995.

  12. Крейри Э. Я горжусь: пер с англ. – СПб, 1995.

  13. Крейри Э. Я злюсь: пер с англ. – СПб, 1995.

  14. Крейри Э. Я расстраиваюсь: пер с англ. – СПб, 1995.

  15. Крейри Э. Я сержусь: пер с англ. – СПб, 1995.

  16. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1999.

  17. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. - М., 1996.

  18. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. - СПб., 1999.

  19. Максакова В. Полякова С. Учимся договариваться. (Я –ТЫ – МЫ): Методическое руководство для учителя начальной школы. – М., 1998

  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.

  21. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. – СПб, Рига, 1996.

  22. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. 30 уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М., 1999.

  23. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1995.

  24. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. / Под. ред. В.Н. Касаткина. – М., 1998

  25. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя./ под ред. О.Л. Романовой. – М., 1998

  26. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.,2000

  27. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. – СПб., 1998.

  28. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000

  29. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.

  30. Соловов А.В. Формирование наркологических заболеваний в свете онтогенеза психики. // Школа здоровья. – 1996. – Т. 3. – № 3. – с.13-25

  31. Спрангер Б. Анализ обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире. // Вопросы наркологии. 1994. № 1.

  32. Тренинг по сказкотерапии. - СПб., 2000.

  33. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем. : в 4-х томах. – М., 2000.

  34. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. / Пер. с нем. – М., 1999.

  35. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

  36. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.

  37. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2001.

  38. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. – СПб., 2001.

  39. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., Воронеж. 1995.

Тематический план

№ п/п

ТЕМА

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

«Секреты Енотова Круга»

  1. Знакомство. Обсуждение целей участников группы. Установление норм поведения в группе.

«Первое путешествие в Здраволюбию»

  1. Выяснение отношения детей к употреблению ПАВ.

«Волшебная страна чувств и ее жители»

Создание «Волшебной страны Чувств». Оценка психоэмоционального состояния ребенка.

«Знакомство с Королем Волшебной страны и Мерой»

Знакомство с Королем Волшебной страны (символическое выражение центра личности, Я). Введение понятия меры, символическое обоснование регуляции и саморегуляции поведения.

«Слуга по имени Радость»

Изучение эмоций радости и удовольствия. Актуализация социально-приемлемых поводов испытывать радость и удовольствие.

«Слуга по имени Грусть»

Изучение эмоции грусти. Беседа на тему: «Сочувствие». Актуализация знаний о способах повышения настроения.

«Слуга по имени Страх»

Изучение эмоции страха. Обсуждение темы: «Опасные и безопасные ситуации. Безопасное поведение в опасных ситуациях (дома, на улице, при встрече с опасными людьми, в частности с людьми в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в случаях «пассивного курения»)». Формирование умения справляться с излишним страхом. Коррекция тревожности.

«Слуга по имени Злость»

Изучение эмоции злости. Обучение навыкам безопасного выражения злости. Обучение способам безопасного взаимодействия с человеком, охваченным злостью.

«Слуга по имени Интерес»

Изучение эмоции интереса. Развитие креативности. Актуализация социально-приемлемых интересов детей. Обсуждение темы: «Опасные незнакомцы - неизвестные вещества».

«Слуга по имени Обида»

Изучение эмоции обиды. Формирование навыков уменьшения силы обиды.

«Слуга по имени Вина»

Изучение эмоций обида и вина. Обсуждение темы: ««Правила» хорошей дружбы» (пропедевтика уверенного поведения в ситуации группового давления со стороны сверстников)

«Заговор болезнетворцев»

Нападение болезнетворских магов (Табак и Алкоголь), болезнь Короля, разрушение Волшебной страны. (Формирование представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности и жизни).

«Исцеление Короля. Изгнание болезнетворцев»

Исцеление короля, и изгнание болезнетворцев, восстановление Волшебной страны. Подведение итогов работы по программе.

«Подарки здраволюбцам»

Диагностика психоэмоционального состояния детей, а также отношения детей к употреблению ПАВ («Карта Волшебной страны», «Приключения Кузи и Фани»). Оценка эффективности работы по программе.

Структура занятия

этап

основные процедуры

время (мин)

назначение

Содержание

Организационная часть

«Ритуал входа»

Повторение

3

7-10

создать «рабочую атмосферу» на занятии, настрой на совместную работу

вспомнить то, что было на прошлом занятии

Коллективное «сплачивающее» упражнение. (например, «Путешествие с помощью Енотова Круга»).

Проверка домашнего задания. Ведущий задает детям вопросы: Что узнали и чему научились на прошлом занятии, использовали ли новый опыт в повседневной жизни, как им помогло то, что они узнали и чему научились на занятии. Можно использовать сказки, игры, актуализирующие знания и навыки, полученные на прошлых занятиях

Основная часть

Изучение нового материала

Закрепление

Интеграция

10

15-20

10-15

Предъявить новый материал, расширить представления детей об изучаемом предмете

сформировать новые навыки, закрепить новые качества личности ребенка

связать новый опыт с повседневной жизнью

Ведущий рассказывает детям новую историю, или дети, с помощью наводящих вопросов, сами формулируют новую информацию.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт (умения и навыки),

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни могут пригодиться (помочь), знания и навыки, приобретенные на занятии.

Заключительная часть

Обобщение

«Ритуал выхода»

10-13

5

обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

в символической форме закрепить новый опыт, способствовать его использованию в повседневной жизни, переход к обычной жизни вне занятия

Ведущий подводит итоги занятия.

В зависимости от подготовленности детей ведущий сам, или дети, с помощью его наводящих вопросов, проговаривают последовательность происходившего на занятии, и конкретные ситуации жизни, когда полученные знания и навыки могут быть использованы детьми. Дети говорят, что им больше всего понравилось и запомнилось. Ведущий отмечает и поощряет каждого ребенка за проделанную работу. Можно использовать упражнение «Передай доброе слово» и «Цветное настроение»

Повторение «ритуала входа» с дополнением. Ведущий предлагает детям взять все важное, что узнали, и чему научились на занятии с собой. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Алгоритм знакомства с эмоциональным состоянием

этап

Содержание

Ориентировочный этап

Сообщение темы занятия (имени слуги – чувства), краткое обсуждение, выяснение, что для детей означает это чувство, что они знают об изучаемом чувстве

Создание и уточнение образа слуги-чувства с опорой на все модальности

- Как выглядит слуга–чувство (рисунок, фигурка из глины)

- Какие звуки сопровождают его приход? (обсуждение, выбор подходящей музыки из аудиотеки)

- Как двигается, танцует слуга? (обсуждение, показ)

- В каком доме, и в каком месте страны живет слуга–чувство? («строительство» дома и его размещение на территории страны).

  • «Строительство» Дома для Чувства (также как Дворца для Короля) может быть организовано следующим образом:

Вариант 1 – каждый ребенок рисует свой проект, затем выбирается на конкурсной основе лучший (желающие могут внести небольшие коррективы с согласия создателя).

Вариант 2 – из числа желающих избирается Совет Архитекторов, члены которого вместе с Помощником ведущего создают проект дома. В это время остальные участники вместе с ведущим готовят к показу Совету Архитекторов движения, музыку, подходящие изучаемому Слуге-чувству. Целесообразно состав Совета Архитекторов время от времени обновлять.

Вариант 3 – детям (индивидуально или в малых группах) предлагается выбрать и раскрасить какую-то часть дома. У каждого участника – конверт с вырезанными частями. «Дом» собирают из выбранных частей.

Формирование и развитие способности распознавать изучаемое чувство у себя и у других

Что происходит с Королем, когда приходит слуга-чувство: в каких ситуациях приходит чувство? Какое лицо у Короля (у тебя, у мамы, у других людей), когда приходит это чувство? (обсуждение и моделирование соответствующей мимики) Как ведет себя человек, к которому приходит это чувство? (этюды на выражение эмоций)

Введение понятия Меры

Для чего Король зовет слугу-чувство? (в каких ситуациях слуга помогает Королю). Что будет с Королем, если слуга-чувство забудет о своем доме и надолго задержится во дворце Короля? (обсуждение, игры, моделирование ситуаций)

Вывод: Любое чувство хорошо в меру. Мера должна напомнить чувству, что ему пора уходить.

Формирование и развитие навыков саморегуляции

Как помочь Мере? Обучение навыкам саморегуляции (упражнения на мышечную релаксацию, элементы аутотренинга). Выработка и тренировка приемов снижения напряжения (уменьшения силы) эмоции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ниже приведены конспекты занятий, проведенных нами с учащимися 1-3 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Мы постарались представить максимально подробное описание занятий. Это, однако, не означает, что от ведущего группы требуется дословное их воспроизведение. Наоборот, чем больше творчества, соединенного со знанием особенностей детей в группе, будет проявлено, тем более эффективной будет профилактическая работа. Подробные инструкции и комментарии ведущего (выделенные курсивом) мы приводим для того, чтобы по возможности передать атмосферу занятий, которая имеет для профилактики злоупотребления ПАВ не меньшее значений, что и их содержание.

Многие важные нюансы, к сожалению, остаются, что называется, «между строк». Эту проблему мы попытались разрешить, добавляя в конспекты занятий комментарии для ведущего: значком «поднятый кверху указательный палец» () выделено то, на что следует обратить пристальное внимание, а после «ключа» () приведены варианты проведения того или иного упражнения, или примеры решения возникавших на занятиях сложных ситуаций.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков (Алан И. Лешнер)

    Документ
    C 1991 потребление психоактивных веществ американской молодежью возросло. Для противодействия этой тенденции мы должны усилить наши меры по профилактике злоупотребления на федеральном, государственном и местном уровне.
  2. Программа профилактики злоупотребления психоактивным веществами Предупреждение вредных привычек у детей Целевое назначение программы

    Программа
    Цели программы могут быть условно разделены на общие (напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ) и спе­цифические (напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ).
  3. Межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами
  4. Концепция муниципального образовательного стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательных учреждениях 3

    Документ
    Концепция муниципального образовательного стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательных учреждениях
  5. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"

    Решение
    Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2 г. N 619"О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществамив образовательной среде"

Другие похожие документы..