Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство «Устюг-тур» (реестровый № ВНТ-007312 в едином федеральном реестре туроператоров), име...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образо...полностью>>
'Документ'
Анотація. У статті представлені результати дослідження проявів толерантності та інтолерантности у змісті етнічних стереотипів сучасної української мо...полностью>>
'Документ'
В статье описан процесс изготовления с обоснованием экономической эффективности производства детали сложной конструкции - опорной рамы рулевой колонки...полностью>>

Программа дисциплины "Концепция современного естествознания" Рекомендуется Министерством образования России для направления подготовки дипломированных специалистов

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

содержания высшего профессионального

образования

________________Л.В. Попов

«____»________________2004 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

"Концепция современного естествознания"

Рекомендуется Министерством образования России

для направления подготовки дипломированных специалистов

658200 – Инноватика

Программа дисциплины

Концепции современного естествознания”

1. Цели и задачи дисциплины

Изучение дисциплины “Концепции современного естествознания” преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины подразумевалось как целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Для этого требовался строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир.

Понимание задач и возможностей рационального естественнонаучного метода, его дополнительной природы по отношению к художественному методу освоения действительности.

Понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений. Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

Понимание принципов преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу.

Понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в ее эволюции. Осознание природы, базовых потребностей и возможностей человека, возможных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.

Представление о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

Представление о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.

Понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

255

2

3

4

Аудиторные занятия

136

51

51

34

Лекции

68

34

17

17

Практические занятия (ПЗ)

68

17

34

17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

и (или) другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

119

34

34

51

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

и (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

Cам

1

2

3

4

5

6

1

Раздел I. Наука в контексте культуры

2

3

2

Раздел II. Точное естествознание

Тема 1. Эволюция дисциплинарного знания

2

2

4

3

Тема 2. Классическая физика – механика

2

2

2

4

Тема 3. Классическая физика – термодинамика

2

2

2

5

Тема 4. Классическая физика – электромагнетизм

2

2

2

6

Тема 5. Проблемы классического синтеза

2

2

2

7

Тема 6. Неклассика - релятивистская физика (специальная теория относительности)

2

2

4

8

Тема 7. Неклассика - квантовая физика

2

2

4

9

Тема 8. Многообразие биологических видов

2

2

4

10

Тема 9. Неклассика - релятивистская квантовая физика (физика квантовых полей и элементарных частиц)

2

2

4

11

Тема 10. Неклассика - квантовая статистическая физика

2

2

2

12

Тема 11. Неклассика - релятивистская статистическая физика (классическая космология)

2

2

2

13

Тема 12. Неклассика - релятивистская квантовая статистическая физика (финальная стадия синтеза фундаментальной физики, квантовая космология)

2

2

2

14

Тема 13. Химические системы

2

2

4

15

Раздел III. ЖИЗНЬ

Тема 1. От атомов к протожизни

2

2

4

16

Тема 2. История Земли

2

2

4

17

Тема 3. Жизнь во Вселенной

2

2

4

18

Тема 4. Химия жизни

2

2

4

19

Тема 5. Живые системы против энтропии

2

2

4

20

Тема 6. Биологическое многообразие

2

2

4

21

Тема 7. Организм

2

2

4

22

Тема 8. Многообразие биологических видов

2

2

4

23

Тема 9. Биологическая эволюция

2

2

4

24

Тема 10. Индивидуальное развитие (онтогенез)

2

2

4

25

Тема 11. Человек: биологическая индивидуальность и личность

2

2

4

26

Тема 12. Биосфера и цивилизация

2

2

4

27

Тема 13. Основные концепции биологии и парадигмы нового мышления

2

2

4

28

Тема 14. Основные достижения современной биологии

2

2

4

29

Раздел IY. Эволюционно-синергетическая парадигма: синергетика

Тема 1. Междисциплинарность и синергетика. Введение

2

2

4

30

Тема 2. Начала эволюционно-синергетического мышления. Принципы синергетики

2

2

4

31

Тема 3. Теория катастроф. Флаги катастроф. Философия нестабильности - от Пуанкаре до наших дней

2

2

4

32

Тема 4. Качественные методы в эволюционных задачах

2

2

4

33

Тема 5. Динамический хаос

2

2

4

34

Тема 6. Самоорганизация

2

2

35

Тема 7. Проблемы междисциплинарного синтеза

2

4

Всего:

68

68

119

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Наука в контексте культуры


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация в инновационной сфере" Рекомендуется Министерством образования России для направления подготовки дипломированных специалистов

    Программа дисциплины
    Выход России на международный рынок товаров, услуг и технологий приводит к тому, что метрология, стандартизация и сертификация приобретают практическое значение для каждого конкретного инновационного проекта и для каждого специалиста
  2. Программа дисциплины "Концепции современного естествознания"

    Программа дисциплины
    Настоящая программа составлена в соответствии с «Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучные
  3. Дипломированного специалиста 620200 лингвистика и новые информационные технологии

    Диплом
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки лингвиста, реализуемой в рамках направления подготовки дипломированного специалиста 620200 – Лингвистика и новые информационные технологии, при очной форме обучения – 5 лет.
  4. Министерство образования Российской Федерации Уральская государственная горно-геологическая академия

    Документ
    Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области прикладной геологии в качестве учебного пособия по дисциплине "Литология" для студентов,
  5. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 6 (2)

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.

Другие похожие документы..