Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
С целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с учетом современных подходов к тактике ...полностью>>
'Программа курса'
Главное назначение начальной школы — воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личност...полностью>>
'Инструкция'
Охранник – гражданин Российской Федерации, получивший в установленном Законом порядке лицензию на охранную деятельность, которую он осуществляет по т...полностью>>
'Документ'
(6) Фрагменты внешней перцепции как результат сборки сигналов, поступающих с поверхности энергетического тела. Ясновидение, яснослышание, предвидение...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» Бийск

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Кафедра педагогики

Педагогика

Учебно-методический комплекс дисциплины
«Теория и методика воспитания»

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК 74.00

П 24

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
БПГУ имени В.М. Шукшина Е.Б. Манузина

П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» / Автор-составитель: Е.П. Шабалина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ им. В.М. Шукшина», 2009. – 94 с. – 100 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям: технология и предпринимательство (050502), история (050401.65), русский язык и литература (050301.65), биология (050102.65), география (050103.65), изобразительное искусство (050602.65), физика (050203.65), математика (050201.65), педагогика и психология (050706.65), иностранный язык (050303.65), музыкальное образование (050601.65).

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009

Ó Е.П. Шабалина, 2009


Пояснительная записка

Курс «Педагогика» включен в федеральный компонент государственного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Содержание данной учебной программы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям и учебных планов образовательного учреждения.

Раздел «Теория и методика воспитания» способствует осознанию сущности процесса воспитания, формирует умения и навыки выбора оптимальных форм и методов воспитания, развивает коммуникативные, организационные и творческие способности студентов.

Цель курса – формирование у студентов педагогической позиции и профессиональной компетентности специалиста на основе осознания сущностных характеристик воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- сформировать у студентов современное научное представление о сущности воспитательного процесса;

- сформировать умения и навыки осуществления воспитательного процесса и обеспечить готовность к выполнению разнообразных видов собственной педагогической деятельности.

Методологическую основу данной программы составляют современные подходы, обоснованные в теории педагогики: комплексный, деятельностный, ценностный, культурологический, гуманистический и личностно-ориентированный.

Структура курса предусматривает лекции и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием науки о воспитании, обобщить и углубить знания по концепциям воспитания.

Задачи семинарских занятий: проверка знаний студентов по содержанию рекомендованной литературы.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции.

Составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных работ, направленных на узловые аспекты изучаемой проблемы.

В процессе освоения раздела студенты конспектируют литературу по темам изучаемого курса, ведут терминологический словарь, готовят рефераты, выполняют презентации, промежуточные и итоговые тесты.

Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый:

- текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов по теме, терминологического словаря);

- промежуточный – по завершению изучения темы (рефераты и тесты по теме);

- итоговый – по завершению курса (итоговые тесты).

В процессе изучения раздела «Теория и методика воспитания» студенты должны знать:

- основные понятия учебной дисциплины;

- содержание воспитательной деятельности педагога-воспитателя;

- психолого-педагогические условия и факторы, обеспечивающие целенаправленное развитие и воспитание личности;

- методику подготовки и проведения основных форм воспитательной работы с детьми.

После освоения раздела студент должен уметь:

- использовать различные методы и средства воспитательного влияния на личность в практике;

- проектировать воспитательные процессы, осуществлять воспитательные функции;

- анализировать воспитательную работу классного руководителя (воспитателя).

Итогом курса является экзамен. При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса.

В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, написание реферата, выполнение презентаций, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.

Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена, если же студент претендует на более высокую оценку, то сдает экзамен.

Примечание: на экзамене студент может улучшить свою оценку лишь на один балл.

Часть 1. Организационно-нормативная документация

1.1. Учебная программа
(рабочая модульная программа)

      1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Педагогика» включен в федеральный компонент государственного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Содержание данной учебной программы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностями и учебных планов образовательного учреждения.

Раздел «Теория и методика воспитания» способствует осознанию сущности процесса воспитания, современных воспитательных концепций и их содержания, формирует умения и навыки выбора оптимальных форм и методов воспитания, развивает коммуникативные, организационные и творческие способности студентов.

Цель курса – формирование у студентов педагогической позиции и профессиональной компетентности специалиста на основе осознания сущностных характеристик воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- сформировать у студентов современное научное представление о сущности воспитательного процесса;

- развить умения и навыки осуществления воспитательного процесса и обеспечить готовность к выполнению разнообразных видов собственной педагогической деятельности.

Методологическую основу данной программы составляют современные подходы, обоснованные в теории педагогики: комплексный, деятельностный, ценностный, культурологический, гуманистический и личностно-ориентированный.

Структура курса предусматривает лекции и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием науки о воспитании, обобщить и углубить знания по концепциям воспитания.

Задачи семинарских занятий: проверка знаний студентов по содержанию рекомендованной литературы.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции.

Составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных работ, направленных на узловые аспекты изучаемой проблемы.

      1. Содержание дисциплины
        ОПД.Ф. 02 Педагогика «Теория и методика воспитания
        »

Требования ГОС к содержанию курса ОПД.Ф. 02 Педагогика
«Теория и методика воспитания»

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

Тематическое содержание курса

п/п

Разделы

Лекции

Практические занятия

1.

Воспитание как
педагогическое

явление

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса (2 ч.)

2. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Цель и задачи воспитания (2 ч.)

3. Содержание воспитания в современной школе (4 ч.)

1. Закономерности и принципы воспитания (2 ч.)

2. Формирование базовой культуры личности (4 ч.)

3. Воспитывающая среда и ее развитие (2 ч.)

2.

Процессуальная
сторона воспитания

1. Формы и методы воспитания (4 ч.).

2. Коллектив как объект и субъект воспитания (2 ч.)

3. Воспитательная система школы (2 ч.)

4. Функции и основные направления деятельности классного руководителя (2 ч.)

1. Детский коллектив (2 ч.)

2. Взаимодействие семьи и школы (2 ч.)

3. Планирование воспитательной работы в школе и классе (4 ч.)

Итого:

18 ч.

16 ч.

      1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны обобщить и углубить знания, полученные в изучении раздела педагогики «Теория и методика воспитания».

Требования к экзамену

При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса: один более широкий, другой – более узкий.

Структура экзаменационного билета

1. Проблемный теоретический вопрос.

2. Более узкий теоретический вопрос.

Таблица 1.

1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины

Теория и методика воспитания - 34 часа

Модуль

Трудоемкость

в часах

№ раздела,
№ темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные

занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы

контроля

Вопросы изучаемые
на лекции

часы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

часы

Содержание

(или номера заданий)

часы

1

4

Раздел 1,

Тема 1.

Воспитание как часть образовательного процесса. Воспитание как педагогическое явления: сущность и назначение воспитания. Современная парадигма воспитания, ее прогрессивные идеи. Воспитание, его специфика и характерные особенности: понятие воспитания, его основные признаки. Воспитание (воспитательный процесс) и воспитательная работа. Воспитание как управление процессом развития отношений личности (нравственных, правовых, трудовых, эстетических и т. д.).

2

Самостоятельное изучение следующих вопросов: воспитание религиозной толерантности и веротерпимости; умственное воспитание; воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности; воспитание экономической культуры; воспитание экологической культуры; воспитание эстетической культуры; воспитание физически здоровой личности.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Контроль присутствия на занятии.

1

4

Раздел 1,

Тема 2.

Философские основы воспитания: его основные фундаментальные характеристики. Диалектический характер процесса воспитания. Противоречия как движущая сила, источник воспитания. Понятие цели воспитания: Цель воспитания как идеализированное представление о конечном результате педагогической деятельности. Приоритет воспитательных целей в педагогическом процессе. Содержание нового социального заказа школе. Идея саморазвития и самосовершенствования в воспитании.

2

Занятие 1.

Составить терминологический словарь.

2

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Контроль присутствия на занятии.

4. Проверка терминологического словаря.

1

8

Раздел 1,

Тема 3.

Проблема содержания воспитания в современной теории и практике. Концепции воспитания школьников (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, О.С. Газман, Г.Н. Прозументова, З.А. Малькова и др.). Программы воспитания как основа отбора его содержания. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание. Специфика содержания воспитания в учебной, внеучебной деятельности учащихся и учреждениях дополнительного образования.

4

Занятие 2.

Подготовка к семинарскому занятию.

4

1. Проверка конспектов.

2. Опрос.

3. Контроль присутствия на занятии.

4. Тестирование.

2

8

Раздел 2,

Тема 1.

Понятие о формах и методах воспитания. Взаимосвязь содержания, форм и методов воспитания. Различные подходы к классификации форм и методов воспитания. Многообразие форм воспитания. Педагогические требования к формам воспитания. Дифференциация форм и методов воспитания школьников с учетом их возраста, пола, индивидуальных особенностей. Методика подготовки и проведения различных форм воспитательной работы.

4

Занятие 3.

Подготовить методики проведения беседы, диспута, дискуссии и их анализ.

4

1. Тестирование.

2. Контроль присутствия на занятие.

2

4

Раздел 2,

Тема 2.

Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, И.П. Иванов). Понятие о коллективе. Коллектив как цель и средство. Типы и структура детских коллективов. Педагогические функции коллектива: введение в систему общественных отношений; утверждение формы организации совместной деятельности; формирование нравственно-эстетической сущности личности; воздействие на личность. Развитие детского коллектива и его этапы. Специфика позиции классного руководителя на каждом этапе. Основные пути формирования коллектива: совместная целенаправленная деятельность; система перспектив; единые педагогические требования; самоуправление; соревнование; традиции; тон и стиль отношений в коллективе; взаимодействие с общешкольным коллективом. Критерии сформированности детского воспитательного коллектива.

Занятие 4.


2

Сбор и освоение разнообразных диагностических и прогностических методик. Составление «портфолио».

2

1. Проверка конспектов.

2. Проверка выполнения заданий.

3. Опрос.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 2,

Тема 3.

Понятие о воспитательной системе, ее основные компоненты и функции. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Развитие воспитательной системы: ее этапы, кризисные состояния в процессе развития системы, пути преодоления кризиса. Воспитательная система школы; ее реальное воплощение в опыте, степень изученности.

Гуманистические воспитательные системы в отечественном и зарубежном опыте; многообразие вариантов. Тенденции развития воспитательных систем в современных условиях: трудности и противоречия.

Занятие 5.

2

Подготовить доклады по теме: Авторские воспитательные системы.

1. Проверка конспектов.

2. Проверка выполнения заданий.

3. Опрос.

4. Контроль присутствия на занятии.

2

4

Раздел 2,

Тема 4.

Классный руководитель как субъект воспитания. Назначение классного руководителя, его права и функциональные обязанности. Классный руководитель и организация воспитывающей среды: создание и развитие ученического коллектива; координация деятельности учителей предметников; работа по созданию воспитывающей среды в семье и ближайшем окружении; организация воспитательного воздействия учреждений дополнительного образования, неформальных объединений.

Классный руководитель как организатор воспитывающей деятельности в коллективе учащихся: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-творческой, организаторской, физкультурно-спортивной деятельности свободного общения.

2

Занятие 6.

Сбор материала по одной из форм воспитания. Изучение структуры плана работы классного руководителя (воспитателя).

2

1. Тестирование.

2. Контроль присутствия на занятии.

Таблица 2.

1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (55)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А.Ю. Лахтин; Бийский пед. гос.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (41)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» / Автор-составитель: Е.Б. Манузина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины теория литературы Бийск 2008

    Учебно-методический комплекс
    1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности): Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы.
  5. Методика преподавания психологии учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

    Учебно-методический комплекс
    М Методика преподавания психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..