Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Международные научные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки» (далее - Научные соревнования) проводятся ежегодно в преддве...полностью>>
'Документ'
1. Классификации предприятий гостеприимства, типы предприятий размещения. 2. Классификации предприятий питания, типы предприятий питания. 3. Технолог...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Значение работ отечественных ученых для развития фармакогнозии. Работы П.М. Максимовича-Амбодика, И.Д. Двигубского, А.П. Нелюбина, А.Ф. Гаммерман, А....полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «14» марта 2012 г. в 13 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.146.02 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный универс...полностью>>

О состоянии законодательства в российской федерации (2)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ

ПОЛИТИКИ В 2004 ГОДУ)

В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:

К омитета Совета Федерации по конституционному законодательству, Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по бюджету, Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по международным делам, Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту, Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Комитета Совета Федерации по промышленной политике, Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комиссии Совета Федерации по информационной политике, Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

При подготовке доклада использовались предложения:

Государственного Совета Хасэ Республики Адыгея, Народного Собрания Республики Дагестан, Законодательного Собрания Республики Карелия, Государственного Собрания Республики Мордовия, Парламента Республики Северная Осетия–Алания, законодательного собрания Краснодарского края, Государственной Думы Ставропольского края, Законодательного Собрания Ивановской области, Московской областной Думы, Мурманской областной Думы, Новгородской областной Думы, Новосибирского областного Совета депутатов, Законодательного Собрания Пермской области, Самарской Губернской Думы, Государственной Думы Томской области, Тюменской областной Думы, Московской городской Думы.

Материал для использования в работе над докладом предложили:

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

В докладе нашили отражение предложения:

Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государства и права Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Гуманитарного университета (город Екатеринбург), Академии труда и социальных отношений (город Москва).

О ГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ЧАСТЬ I

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

Глава 1
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и стратегия законодательной деятельности
10

1.1. Конституционный статус и значение посланий
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 10

Российской Федерации 10

1.2. Гуманитарно-правовая стратегия России как основа формирования базовых направлений государственной политики России 14

Глава 2
Программа и приоритеты законодательной деятельности 2004 года 17

2.1. Программа и практические приоритеты основных направлений внутренней и внешней политики 17

2.2. Законодательный процесс в 2004 году: методология анализа и динамика развития 23

ЧАСТЬ II

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 27

Глава 1
Стратегия развития государства, институтов
гражданского общества и обеспечение политических прав граждан
(укрепление федерализма; разграничение полномочий; реформа местного самоуправления; административная реформа и реформирование государственной службы; модернизация судебной системы; формирование гражданского общества) 27

Глава 2 57

Стратегия экономического развития, обеспечение прав человека и гражданина в экономической сфере
(удвоение ВВП, развитие рыночных отношений; развитие бюджетно-налоговой системы; развитие транспортной инфраструктуры; создание эффективной системы использования природных ресурсов; расширение возможностей для предпринимательства) 57

Глава 3 91

Стратегия гуманитарного развития России, обеспечение прав человека и гражданина в социально-культурной сфере
(реформирование системы социальной защиты; обеспечение граждан доступным жильем; модернизация здравоохранения; преодоление бедности, преодоление демографического спада; развитие отечественного образования, науки и культуры) 91

Глава 4 135

Стратегия национальной безопасности, защита личных прав человека и гражданина 135

(безопасность личности и защита прав человека и гражданина; безопасность государства; борьба с терроризмом; модернизация армии; развитие международно-признанных правовых инструментов и коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз) 135

Глава 5 171

Стратегия внешней политики, укрепление гарантий прав человека и гражданина
(устранение барьеров в экономической и общественно-политической сферах; развитие международно-признанных правовых инструментов и коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз; укрепление антитеррористической коалиции; защита прав соотечественников за рубежом) 171

ЧАСТЬ III

ИТОГИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 182

Глава 1
Некоторые итоги законодательной деятельности в 2004 году 182

Глава 2
Основные направления совершенствования российского законодательства 213

Глава 3
Методология и организация законодательного регулирования общественных отношений 223

Глава 4
Контроль и мониторинг в системе законодательного регулирования 246

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 258

ВВЕДЕНИЕ

Доклад "О состоянии законодательства в Российской Федерации" (далее — доклад) подготовлен в соответствии с решением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) и является формой представления результатов мониторинга системы законодательного регулирования общественных отношений.

Совет Федерации впервые представляет доклад исходя из особенностей своего конституционно-правового статуса:

Совет Федерации призван нести ответственность за качество законов наряду с другими участниками законодательного процесса;

Совет Федерации является органом, обладающим правом законодательной инициативы и наиболее полно на федеральном уровне выражающим позицию субъектов Российской Федерации;

Совет Федерации взаимодействует с Президентом Российской Федерации в реализации своих полномочий по законодательному регулированию важнейших сфер жизнедеятельности государства.

Доклад адресован прежде всего членам Совета Федерации, а также всем остальным субъектам права законодательной инициативы и правоприменительной практики в целях принятия консолидированных усилий по совершенствованию законодательства Российской Федерации и системы регулирования общественных отношений в целом.

Правовой основой подготовки доклада являются:

статьи 2, 10, 11, 18, 80, 84, 102, 104, 105, 106 и 108 Конституции Российской Федерации, определяющие в нормативном единстве конституционные полномочия Совета Федерации как палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ);

Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации";

положения статьи 30 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принятого постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ.

Подготовка доклада велась также с учетом решений первой и второй всероссийских научно-практических конференций "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение", состоявшихся в 2003—2004 годах при активном участии Совета Федерации.

По своему назначению, предмету анализа и задачам доклад занимает особое место в системе существующих экспертно-аналитических материалов, представляемых федеральными органами государственной власти, таких как:

доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации;

доклады Счетной палаты Российской Федерации по вопросам контроля за расходованием бюджетных средств и доклад "Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы";

доклады Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции: о ходе выполнения договоров о СНП и о СНВ; о положении детей в Российской Федерации; о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации; о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и другие.

Важное место в анализе законодательства и перспектив его совершенствования занимает работа различных организаций и учреждений. Например, Торгово-промышленная палата Российской Федерации подготовила Концепцию правовой политики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2004—2008 годы. Доклады по отдельным сферам общественных отношений готовят многочисленные экологические и правозащитные организации.

Настоящий доклад является первым в деятельности Совета Федерации. В нем акцентируется внимание на наиболее важных факторах развития законодательства: конституционных положениях, содержащих базовые ценности в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина; посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации как источнике основных целей и приоритетов внутренней и внешней политики государства.

В докладе:

оцениваются результаты и итоги законодательной деятельности и правоприменительной практики в 2004 году;

предпринята попытка анализа законодательства с точки зрения соответствия целям и задачам государственной политики, конституционным положениям о правах и свободах человека и гражданина, а также требованиям системности законодательства и юридической техники;

выявляются ведущие тенденции развития российского законодательства;

даны рекомендации по совершенствованию организации законотворчества и законодательной деятельности, а также правоприменительной практики.

Докладом закладывается традиция представления ежегодных докладов Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации, отрабатываются организационные и методические основы их подготовки.

Доклад имеет следующую логическую структуру: конституционные основы и приоритеты законодательной деятельности (анализ предпосылок); содержание законодательной деятельности (анализ результатов); практика законодательной деятельности (анализ тенденций); перспективы развития законодательной деятельности (выводы и рекомендации).

Первая часть доклада посвящена осмыслению конституционных основ законодательной деятельности.

Во второй части раскрываются вопросы законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики государства.

В третьей части анализируются общие итоги и основные тенденции законодательства Российской Федерации.

В заключении доклада содержатся выводы и рекомендации, касающиеся перспектив развития российского законодательства.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

(Статья 2 Конституции Российской Федерации)

ЧАСТЬ I

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и стратегия законодательной деятельности

Анализ итогов законодательной деятельности предполагает ориентацию на определенную "систему координат", в пространстве которой протекает процесс законотворчества. В соответствии с целями и задачами настоящего доклада такую систему образуют:

положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие базовые ценности в сфере прав и свобод человека и гражданина;

послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

1.1. Конституционный статус и значение посланий
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

Российской Федерации

Законодательная деятельность в Российской Федерации корреспондируется с содержанием ежегодных посланий Президента Российской Федерации прежде всего с точки зрения состояния и динамики законодательного обеспечения основных приоритетов, которые глава государства определяет, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации. Послание является конституционной формой сотрудничества главы государства с парламентом России и, по существу, основным документом, устанавливающим приоритеты, цели и задачи деятельности всей системы государственной власти в стране.

Практическая роль послания, масштаб его жизненного значения (фактически "Послание народу России") и коренная связь с законодательной деятельностью определяются прежде всего такими положениями Конституции Российской Федерации:

"Статья 84. Президент Российской Федерации:

… г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства".

В этой последовательности отражены не только полномочия главы государства, но, что существенно для целей нашего доклада, раскрываются взаимоотношения главы государства с Федеральным Собранием на всех этапах законодательного процесса: ежегодное послание определяет приоритеты законодательной деятельности, законопроекты, вносимые Президентом, задают инициируемый главой государства вектор законодательной деятельности, а подписание и обнародование федеральных законов завершает законодательный процесс.

Послание демонстрирует обществу приоритеты власти. В нем находят оценку уровень реализации в России прав и свобод человека, духовное состояние страны. В нем – импульсы к консолидации власти и общества в решении приоритетных задач, стоящих перед страной. В нем – сигнал мировому сообществу о тенденциях и путях развития России. В нем – прагматичная программа поручений органам власти на текущий год и среднесрочную перспективу. В нем – своеобразный отчет Президента Российской Федерации перед народом о собственной работе и деятельности всех ветвей и уровней власти за прошедший год.

Ежегодные послания, определяющие стратегические ориентиры и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, являются основой законодательной деятельности палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы и системообразующим источником их конституционного партнерства.

Конституция Российской Федерации наделяет послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию статусом документа, определяющего государственную политику Российской Федерации. В связи с этим послание является актом особого стратегического масштаба, определяющим важнейшие политические и социально-экономические общенациональные задачи.

Послания Президента Российской Федерации последовательно раскрывают и конкретизируют стратегические цели государственной политики во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, направленные на реализацию базовых ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, нового уровня социально-экономического развития страны, политического состояния общества, национальной безопасности, положения России в международном сообществе.

Послания Президента Российской Федерации содержат развернутую совокупность текущих задач, решение которых должно обеспечить последовательность развития страны.

Положения Конституции Российской Федерации, предписывающие Президенту Российской Федерации обращаться к Федеральному Собранию с ежегодным посланием, определяют конституционный механизм сотрудничества Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации в законодательной сфере.

Принципы конституционного партнерства предполагают согласованное взаимодействие органов государственной власти по законодательному обеспечению государственной политики, а конституционный принцип разделения властей – четкое разграничение компетенции и политической ответственности между органами государственной власти за ее конечные результаты.

Оценка конечных результатов законодательной деятельности может быть дана на основе мониторинга состояния законодательства и эффективности практики его применения.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, несмотря на свой ежегодный формат, является основополагающим стратегическим документом, определяющим вектор развития России на долгосрочную перспективу, ясно формулирующим важнейшие общенациональные задачи, среди которых самая главная и самая сложная задача – создание в России свободного общества свободных людей.

1.2. Гуманитарно-правовая стратегия России как основа формирования базовых направлений государственной политики России

Исторический смысл существования сегодняшней России подводит нас к идее гуманитарно-правовой стратегии России, которая в основных своих ценностях заложена в российской Конституции.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Гуманитарно-правовая стратегия — это система долговременных целей по постоянному повышению уровня гарантий обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией России гуманитарно-правовая стратегия развития страны является фундаментальной составляющей государственной политики. И любая другая составляющая стратегии, относится ли она к сфере государственно-правового или социально-экономического развития, к сфере обеспечения национальной безопасности и пр., должна оцениваться на соответствие гуманитарно-правовой стратегии.

Гуманитарно-правовая стратегия, непосредственно выражающая дух Конституции Российской Федерации, в совокупности со стратегическими установками государственной политики, определяемыми Президентом России, является основой деятельности всех органов власти и ориентиром в разработке конкретных программ реализации внутренней и внешней политики.

Если послания Президента России содержат целевую составляющую общей стратегии развития страны, то гуманитарно-правовая стратегия представляет собой ее ценностную компоненту. Таким образом, гуманитарно-правовая стратегия одновременно содержит в себе и обязательные условия, в рамках которых прокладываются все остальные стратегические направления развития России, и линию горизонта, к которому следует стремиться обществу, системе власти и стране в целом. И обе эти составляющие задают систему базовых критериев, на соответствие которым должны проверяться все результаты решения текущих задач государственной политики. В том числе — и итоги законодательной деятельности.

Какие бы проблемы ни ставились и ни обсуждались в нашем обществе – внешнеполитические и внутриполитические, экономические и социальные, долговременные и текущие, региональные и отраслевые, связанные ли со стратегией развития конкретных сфер жизнедеятельности государства и общества или с эффективностью сотрудничества между странами, государствами и регионами, — в конечном счете все подходы к их решению должны отвечать на главный вопрос: с какими ценностями жизни человека связаны эти усилия.

Необходимым условием согласованного взаимодействия органов государственной власти при формировании и реализации основных направлений внутренней и внешней политики является понимание приоритетности конституционных положений, определяющих систему прав и свобод человека и гражданина.

Определяющим субъектом гуманитарно-правовой стратегии является Президент Российской Федерации как гарант Конституции. Эта роль главы государства проявляется в реализации всех его конституционных полномочий, в том числе и в законодательной сфере. Среди них и полномочие обращаться с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, и полномочие вносить в Государственную Думу проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, и право отклонять принятые федеральные законы, и право подписывать и обнародовать их.

При этом и все иные органы государственной власти, как субъекты гуманитарно-правовой стратегии, обязаны занимать свое, соответствующее статусу конституционно незаменимое место в целостной системе согласованного взаимодействия в реализации гуманитарно-правовой стратегии России.

Глава 2
Программа и приоритеты законодательной деятельности 2004 года



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации»

    Закон
    Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (далее – Доклад) стал важным событием политической жизни России, поскольку он позволяет своевременно выявить проблемные вопросы, требующие законодательного
  2. О состоянии законодательства в российской федерации (1)

    Закон
    Работа над текстом доклада осуществлялась под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова на основании распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
  3. О состоянии законодательства в российской федерации (3)

    Закон
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  4. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии закон

    Закон
    Настоящий доклад является итогом работы по анализу и оценке законодательства Тульской области. Его цель – обобщить опыт законодательной деятельности, дать аналитическую оценку законодательства области и разработать рекомендации по
  5. Российская федерация земельный кодекс российской федерации (2)

    Кодекс
    1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте,

Другие похожие документы..