Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Порядок частей в сложном предложении как средство выражения тех или иных смысловых отношений....полностью>>
'Документ'
А. Зинкевич Е.Р. - Карасева Ксения Владимировна Эмоционально-личностные особенности лиц, занимающихся экстремальными видами спорта. Козина Н.В. Григор...полностью>>
'Закон'
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охра...полностью>>
'Книга'
И 29 Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Ба-рабанщикова. —М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 496 с. (Труды Институт...полностью>>

Программа профильного курса для 10-11-х классов средней общеобразовательной школы Ивлев С. А

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Программа
профильного курса
для 10-11-х классов
средней общеобразовательной школы


Ивлев С.А.

Пояснительная записка

Общие положения

Искусство – это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам. Законы развития искусства и должны лечь в основание курса мировой художественной культуры точно так же, как математические законы лежат в основании школьной математики, а физические законы – в основании школьной физики.

Однако законы математики, естественных наук или языка сегодня более или менее ясны. Из них выделены наиболее элементарные закономерности, которые и являются предметом изучения в школе. В преподавании же художественной культуры все пока еще не так ясно. Этой областью человеческой деятельности занимаются либо практики, которые создают произведения искусства, не всегда вдаваясь в смысл внутренних закономерностей, либо искусствоведы. Последние как раз и занимаются специально законами искусства. Но по традиции и в силу сложности предмета исследования каждый искусствовед работает только в своей области, являясь довольно узким специалистом. Существует, правда, область знаний, которая специально изучает сущность красоты вообще, в любых ее проявлениях – эстетика. Но это философская наука. Построения ее сложны и требуют как знакомства с конкретными областями искусства, так и знания общих философских категорий. Для школьников этот уровень пока еще сложен.

Таким образом, закономерности искусства в целом, во всем его многообразии, сегодня не изучает ни одна наука. Поэтому выделить элементарный, «школьный уровень» изучения искусства пока еще очень трудно.

С другой стороны, потребность в этом необычайно велика. Сегодня, после мировых катаклизмов XX века, мы как никогда понимаем, что художественная культура прошлого – это не культура прошедшего. Культура – это не пейзажи, мелькающие в окнах поезда истории, которые можно просмотреть и выбросить из головы. Художественная культура «вырастает» подобно дереву, в котором каждый следующий слой покрывает предыдущий, и каждая плодотворная ветка не только разветвляется, но и дает плоды. Вот плоды эти и есть те произведения искусства, которыми мы можем наслаждаться. Не надо только забывать, что культура создает эти плоды не для нашего наслаждения, а для продолжения себя – в каждом из плодов есть семена будущих растений (направлений, стилей, гениальных озарений).

Закономерности роста этого «древа искусства» и призван изучать предмет мировой художественной культуры. Это очень важно: изучать закономерности, а не просто эмоционально восторгаться красотой произведений искусства. Потому здесь и не место пустому эмоционально-восторженному восхищению произведениями искусства. «Посмотрите, как это красиво!» - типичное восклицание на уроках МХК. А если ученик в ответ решается заметить, что ему это вовсе не нравится, то следует обвинение в отсутствии у него чувства прекрасного.

При этом забывается, что важнейшими условиями понимания явлений художественной культуры является знание ответов на вопросы: «Как сделано то, чем мы восхищаемся?» и «Почему оно сделано так, а не иначе?» То есть, в искусстве необычайно важны два компонента – технология и смысл. Они и должны составлять основное содержание любого курса МХК и, тем более, профильного курса. Не общие разговоры о красоте того или иного произведения, а конкретное изучение его смысла и технологии выполнения. Ведь большинство учеников, освоивших профильный курс, будут, так или иначе, продолжать свою «жизнь» в сфере искусства.

Сегодня уже накопилось большое количество самых разнообразных программ, учебников и учебных пособий по МХК. В них прослеживаются две тенденции: желание авторов дать историческое развертывание художественной культуры и стремление научить разбираться в основах разных видов искусства. Все чаще появляются также программы, пытающиеся объединить эти два подхода. Обилие программ и их разнонаправленность как раз и свидетельствуют о периоде становления предмета.

Однако главной проблемой в преподавании МХК сегодня является проблема учителя. Ведь учитель, полноценно преподающий этот предмет, должен знать не только специфику различных искусств, не только разбираться в технологических тонкостях каждого из них, но и знать историю и философскую основу искусства. Иначе объединения отдельных видов искусства в единый стиль, которое только и возможно на мировоззренческой основе, не произойдет. Мало быть даже хорошим специалистом в какой-то одной области (художником, музыкантом, историком или литератором). В преподавании общего курса МХК нужно как бы подняться над отдельным видом искусства, увидеть его в ряду других искусств, а все искусство – в целостной культуре человечества.

Важно также постоянно помнить, что в центре урока МХК всегда находится произведение искусства, а не рассказ о нем. Как бы зажигательно учитель не рассказывал о произведении, это не заменит ученикам общения с самим живописным полотном, архитектурным сооружением или музыкальным произведением. Любое произведение искусства – это текст, который создан художником и который нужно хотя бы «прочитать», чтобы начать разговор о нем. Для ученика лучше увидеть одно произведение художника, чем услышать о десятках, не видя их. И потому учитель должен не только сам уметь воспринимать произведение искусства, но и учить этому своих учеников.

Именно поэтому в приложении к программе профильного курса мы даем список произведений искусства, обязательных для освоения в профильном курсе МХК. В ходе конкретных занятий произведений будет рассмотрено, разумеется, больше. Но учитель и ученик должны руководствоваться этим списком в качестве обязательной основы курса. Мы далеки от мысли, что все эти произведения «восхитят» ученика, но узнавать их он обязан.

Особенности дистанционного обучения

Современное дистанционное обучение отличается от традиционной классно-урочной системы, прежде всего, повышенной степенью активности учеников. Пассивное восприятие материала здесь сведено к минимуму. Урок ни в коем случае не должен выглядеть как лекция или страница из бумажного учебника. Здесь урок скорее напоминает активную работу ученика с Рабочей тетрадью, но в электронном виде. Именно задания и вопросы ведут ученика по теме занятия.

В связи с этим неизмеримо возрастает значение форм компьютерных технологий, как сетевых, так и локальных. Так в программе курса в течение каждой более или менее большой темы предусмотрен форум с проблемными вопросами. Причем вопросы, выносимые на форум столь объемны, что проводить его рекомендуется минимум 2-3 недели. Многие трудные темы курса вынесены для обсуждения в чате. Это своеобразная коллективная контрольная работа, которая лишь изредка удается в классе и легко проходит в сети.

Важной формой сетевой работы является организация поиска в Интернете. При этом важно отметить, что наиболее значимые ресурсы сети англоязычные. Поэтому для плодотворного поиска в занятии будут даны необходимые для этого англоязычные термины. Так постепенно ученик будет привыкать к работе не только в Рунете. При этом важно учитывать, что любой поиск должен быть организован по каким-то определенным критериям. Эти критерии, которые определяются в заданиях, и должны быть введены в поисковые машины.

В некоторых темах курса, связанных с живописью, присутствуют задания на создание цветовой диаграммы. Ученик при этом должен выявить наиболее предпочтительные в той или иной культуре или у того или иного художника цвета, и представить их с помощью любой программы (Word, Paint Brash и др.).

Многие темы курса логически завершаются (или сопровождаются) созданием небольших презентаций. Здесь ученик должен не просто собрать материал из сети, но и систематизировать его, выстроить в определенном порядке и по определенному признаку, указанному в задании. Как итоговое задание вообще для всего курса предполагается создание небольшого сайта (из нескольких страничек), отражающего культурную жизнь того населенного пункта, в котором живет ученик. Здесь ученик должен показать знание истории художественной культуры и ее теоретических основ.

Важным и трудным в дистанционном преподавании МХК является вопрос оценивания ученического труда. Мы постараемся в каждом конкретном случае предлагать критерии для оценивания и соответствующую шкалу. Однако многие виды учебной деятельности (участие в форумах, чатах, выполнение творческих заданий) четко и однозначно оценить трудно. Поэтому очень многое будет зависеть от сетевого учителя, от его компетенции. В любом случае предлагаем ориентироваться на государственный стандарт по МХК, в котором определены знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся.

Требования к выпускнику

Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

    • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

    • организации личного и коллективного досуга;

    • самостоятельного художественного творчества.

Тематическое планирование
курса МХК
Профильный уровень
10-11 класс
(210 часов)

Тема

Использование информационных технологий

Часы

Художественная культура Древнего мира - 28 часов

Первобытность - 4 часа

Понятие художественной культуры

1

Наскальная живопись

Поиск материалов по теме в Интернете

1

Мегалитическая архитектура

1

Основные мифологические мотивы в искусстве

Форум «Первобытность и примитив»

1

Древний Египет - 4 часа

Погребальные комплексы Древнего Египта

2

Храмовые комплексы Древнего Египта

Создание цветовой диаграммы росписей храмовых комплексов

1

Рельефы, росписи и скульптура Древнего Египта

Поиск материалов по теме в Интернете (мифологические персонажи)

1

Междуречье - 2 часа

Город и зиккурат в Междуречье

Форум «Пирамиды и зиккураты»

1

Миф о Гильгамеше и его воплощение в искусстве Междуречья

Чат для контрольной работы в группе

1

Древняя и средневековая Индия - 3 часа

 

Буддийские и индуистские храмы и монастыри Индии

1

Древнеиндийский эпос “Махабхарата” и “Рамаяна”

Поиск материалов по теме в Интернете (иллюстрации эпоса)

1

Синтез искусств в Древней и Средневековой Индии

1

Древние и средневековые Китай и Япония - 4 часа

 

Китайский дом, дворец, храм

Создание цветовой диаграммы китайской архитектуры

1

Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего и Средневекового Китая

1

Своеобразие культуры Японии

Форум «Восток и Запад»

2

Месоамерика - 2 часа

Древние культуры Месоамерики

Чат для контрольной работы в группе

2

Культура Древней Греции - 7 часов

Дворцы Крита и их росписи

Создание цветовой диаграммы росписей дворца в Кноссе

1

Классический древнегреческий храм и его ордерная структура

2

Афинский Акрополь

1

Этапы развития древнегреческой скульптуры

Поиск материалов по теме в Интернете (персонажи мифологии)

1

Греческая керамика и ее роспись

1

Древнегреческий театр и его творцы

Создание итоговой презентации «От мегалитов до Парфенона»

1

Культура Древнего Рима - 2 часа

Особенности древнеримской архитектуры

Составление сравнительной таблицы (Word) по архитектуре Древней Греции и древнего Рима

1

Древнеримская скульптура от каноп этрусков до скульптурного портрета

Форум «Античность и современность»

1

Художественная культура средневековья - 29 часов

Культура Византии в IV - XI веках - 3 часа

Византийские храмы и их структура

1

Иконоборчество в Византии и создание теории иконописи

Чат для контрольной работы в группе

1

Реформа церковной музыки в Византии, жанры церковного пения

1

Культура Киевской Руси IX - XI веков - 4 часа

Деревянное строительство в Древней Руси

2

Орнамент в художественной культуре

Поиск материалов по теме в Интернете (современный орнамент)

1

Летописи, поучения и хожения в древнерусской литературе

1

Раннехристианская культура - 4 часа

Раннехристианское искусство (катакомбы)

Форум «Византийская икона и живопись катакомб»

1

Придворная академия Карла Великого

1

Театр жонглеров и шпильманов раннего средневековья

1

Григорианский хорал и светская музыка средневековья

1

Романский стиль в западноевропейской культуре - 5 часов

Романская архитектура (собор и крепость)

1

Деревянная и каменная средневековая скульптура

1

Католическая месса (происхождение, смысл и структура)

1

Церковный театр средневековья (литургическая драма, миракль, мистерия)

1

Средневековая рукописная книга

Поиск материалов по теме в Интернете (средневековые миниатюры)

1

Культура мусульманского мира - 1 час

Основные особенности мусульманской архитектуры

1

Стиль готики в западноевропейской культуре - 5 часов

Средневековый город

1

Готический собор, его конструкция и интерьер

2

Герб в культуре средневековья

Форум «Элементы геральдики в современной символике»

1

Светский театр средневековья (фарс, соти, моралиэ, Адам де ла Аль)

1

Русская культура XI - XV веков - 7 часов

Каменное зодчество Древней Руси

Составление сравнительной таблицы (Word) по архитектуре Византии и Древней Руси

2

Символика православного храма и система его росписей

2

Древнерусское культовое пение

1

Развитие русской иконописи от Богоматери Владимирской до парсуны

Создание итоговой презентации «От фаюмского портрета до икон А. Рублева»

2

Художественная культура Возрождения - 25 часов

Культура итальянского Возрождения - 16 часов

Развитие архитектуры итальянского Возрождения

3

Европейская картина и ее особенности

Форум «Икона и картина»

2

Треченто в живописи

2

Поиски идеала в творчестве Рафаэля

Создание цветовой диаграммы живописи Рафаэля

2

Многогранность таланта Леонардо да Винчи

2

Скульптура итальянского Возрождения

Поиск материалов по теме в Интернете (материалы скульптора)

1

Творчество Микеланджело

2

Высокий ренессанс в Венеции

1

Музыка Возрождения

1

Культура “Северного Возрождения” в Германии и Нидерландах - 4 часа

Искусство гравюры (техника и выразительные возможности)

Поиск материалов по теме в Интернете (виды гравюры)

1

Творчество А. Дюрера

1

Протестантский хорал и нидерландские полифонисты

1

Протестантский настольный алтарь, его мастера. П. Брейгель Старший

Чат для контрольной работы в группе

1

Возрождение в Испании - 1 час

Мавританская культура

1

Английское Возрождение - 2 часа

Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир)

Поиск материалов по теме в Интернете (иллюстрации к произведениям В. Шекспира)

1

Музыка английского Возрождения (Г. Пёрселл)

1

Русская культура в XVI - XVII веках - 2 часа

Шатровые и столпные русские храмы, русское узорочье

Форум «Было ли возрождение на Руси?»

2

Художественная культура Нового времени - 90 часов

Культура западноевропейского барокко - 13 часов

Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны)

1

Опера барокко

2

Оратория, кантата, “страсти” (И.С. Бах и Г.Ф. Гендель)

1

Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин). Фуга

Форум «Полифония и человеческое мышление»

2

Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские)

Поиск материалов по теме в Интернете (типы парков)

1

“Золотой век” испанской живописи (Эль Греко, Д. Веласкес)

Создание цветовой диаграммы живописи Эль Греко

2

Жанр натюрморта в живописи

1

Фламандское барокко (П.П. Рубенс)

1

Голландское барокко (Рембрандт и “малые голландцы”)

2

Культура русского барокко - 3 часа

Петр I и быт начального Петербурга

1

Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др.)

Создание итоговой презентации «Архитектурные формы возрождения и барокко»

2

Классицизм в культуре Западной Европы - 4 часа

Принципы классицистической архитектуры

1

Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен и А. Ватто)

Создание цветовой диаграммы живописи Пуссена и Ватто

1

Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер)

1

Рождение и основные принципы сценического балета (Новерр, Люли)

Поиск материалов по теме в Интернете

1

Культура русского классицизма - 5 часов

Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков)

Составление сравнительной таблицы (Word) по архитектуре барокко и классицизма

2

Дворянский бал

Форум «Дворянский бал и современная дискотека»

2

Русская классическая дворянская усадьба

1

Культура эпохи Просвещения - 16 часов

Театр французского Просвещения (Бомарше, бульварные театры)

1

Расцвет английской живописи (У. Хоггарт, Т. Гейнсборо)

2

Опера Просвещения (К. Глюк, В. Моцарт)

2

Соната и симфония в творчестве “венских классиков” (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)

Форум «Венские классики в современной обработке»

3

Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский)

3

Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский)

Чат для контрольной работы в группе

2

Русские столичные, провинциальные и крепостные театры

1

Русская музыка конца XVIII века

2

Романтизм в мировой культуре - 19 часов

Романтическая литература

1

Поэтический романтизм (Г. Гейне, У. Блейк, П.-Б. Шелли, Э. По)

Создание презентации «Поэт-романтик» (по выбору ученика)

1

Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя)

2

Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер)

Форум «Вагнер и фэнтези»

3

Комическая опера

3

Инструменты романтической музыки: фортепиано (Ф. Шопен) и скрипка (Н. Паганини)

Поиск материалов по теме в Интернете (произведения живописи с музыкальными инструментами)

3

О. Кипренский, А. Венецианов, В. Тропинин

2

Жанр пейзажа в живописи

1

М. Глинка и пути развития русской музыки

Чат для контрольной работы в группе

3

Культура Западной Европы II половины XIX века - 12 часов

Литература реализма (Стендаль, Г. Флобер, Э. Золя, П. Мериме)

1

Эклектизм как стиль архитектуры

2

Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье)

1

Рождение оперетты (И. Кальман, И. Штраус, Ж. Оффенбах)

2

Реалистическая опера (Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно)

4

Импрессионизм в живописи, литературе, музыке

Создание цветовой диаграммы живописи импрессионистов

2

Русская культура II половины XIX века - 18 часов

Развитие русской архитектуры (историзм, эклектика)

Поиск материалов по теме в Интернете

2

Жанр бытовой картины в России (П. Федотов)

2

Академизм и антиакадемизм в русской живописи (“Передвижники”)

3

Разнообразие жанров в русской живописи (марина, портрет, пейзаж, батальный и исторический жанры)

Поиск материалов по теме в Интернете

3

Русский городской и профессиональный романс

Форум «Русский романс и современная авторская песня»

2

Разннобразие творческих интересов композиторов “Могучей кучки”

3

Национальное и интернациональное в творчестве П.И. Чайковского

Поиск материалов по теме в Интернете (Чайковский в современном театре)

3

Художественная культура XX века - 38 часов

Архитектура XX века - 4 часа

Стиль модерн (Ф. Шехтель)

Создание минисайта по культуре своего населенного пункта

2

Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура)

Составление сравнительной таблицы (Word) по архитектуре модерна и конструктивизма

2

Изобразительное искусство XX века - 11 часов

Разнообразие в русской живописи начала века (христианская живопись, реализм, жанровая и мифологическая живопись)

Создание презентации «Русский импрессионизм»

4

“Мир искусства”

1

Скульптура С.Т. Коненкова и А.С. Голубкиной

1

Постимпрессионизм живописи (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек)

1

Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)

Поиск материалов по теме в Интернете

2

Абстракционизм как способ видения мира

1

Сюрреализм как выражение подсознания художника

Форум «Живопись XX века – развитие или деградация?»

1

Театральная культура XX века - 5 часов

К.С. Станиславский и его “система”

2

Русский режиссерский театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова

Чат для контрольной работы в группе

1

“Русские сезоны” С. Дягилева и русский балет начала века

1

Новые формы театрального действа (театр абсурда, мюзикл, хэппенинг и др.)

1

Художественная культура и техника - 2 часа

Искусство кинематографа

Форум «Может ли кино подняться над реализмом?»

2

Музыкальная культура XX века - 16 часов

Поиски в русской музыке рубежа веков: религиозно-философская (С. Танеев), национально-романтическая (С. Рахманинов), национально-конструктивистская (И. Стравинский), символическая (А. Скрябин)

Поиск материалов по теме в Интернете (искусство светомузыки)

4

Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева

2

Творчество Д. Шостаковича

2

Массовая музыкальная культура XX века

Чат для контрольной работы в группе

1

Джаз, его стили и направления

1

Творчество композиторов “нововенской школы” и обновление классического музыкального языка

1

Национальные композиторские школы XX века

3

Современные системы профессионального музыкального языка (алеаторика, коллаж, сонористика, конкретная и электронная музыка)

Форум «Проблема происхождения искусства»

2

Произведения изобразительного искусства,
необходимые по профильному курсу
«Мировая художественная культура»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7»

    Публичный отчет
    В ходе подготовки самообследования администрацией МОУ СОШ №7 проведена аналитическая работа, отражающая результативность и динамику функционирования различных систем (учебной, воспитательной, методической, хозяйственной) школы, обеспечивающих
  2. Программа курса по выбору «Мировоззренческие аспекты математики и логические основы теории аргументации» для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля обучения

    Программа курса
    В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о месте и роли каждого школьного предмета.
  3. Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы средней общеобразовательной школы №1716 «эврика-огонек» юго-восточного административного округа города москвы по направлениям деятельности

    Документ
    Год основания образовательного учреждения – 1995. ГБОУ СОШ № 1716 «Эврика-Огонек» имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образование,
  4. Публичный доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края в 2010-2011 учебном году содержание

    Доклад
    Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН
  5. Основная образовательная программа моу «Крестьянская средняя общеобразовательная школа» Авторы программы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ширыхалова Л. И., учитель информатики Зотова Т. А. с. Крестьянка

    Основная образовательная программа
    Формирование нормативной основы управления образовательным процессом в школе идет через разработку локальных актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность школы.

Другие похожие документы..