Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На фестивале «Узнайки и Умейки-2011» мы хотим представить результаты нашего проекта в виде мультипликационного кукольного фильма по детской авторской...полностью>>
'Пояснительная записка'
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных усл...полностью>>
'Заседание'
Участники: судьи Актюбинского областного суда, суда г. Актобе, суда № 2 г.Актобе, специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской об...полностью>>
'Документ'
Міністру освіти і науки Автономної Республіки Крим, начальникам управлінь освіти і науки обласних, Київської та Севастопольської міських державних ад...полностью>>

Отдел обслуживания

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное учреждение культуры

« Централизованная библиотечная система»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА

г. СЫКТЫВКАРА

ОТДЕЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Литературный диспут

по рассказу Л.Е. Улицкой

«Генеле - сумочница»

и трагедии А.С. Пушкина

«Скупой рыцарь»

Сыктывкар 2008

Цель:

Изучение и сопоставление характеров главных героев А.С. Пушкина и Л.Е. Улицкой в аспекте одной проблемы (проблема денег, богатства)

Задачи:

  1. Охарактеризовать главных героев произведения;

  2. Выявить роль денег и богатства для каждого из героев;

  3. Определить сходства и различия в характерах героев.

Возраст

14-15лет

Ход мероприятия

Существует известное определение великого критика В.Г. Белинского о том, что «у каждой эпохи свой характер», в том числе и у эпохи литературной. Но случается так, что два совершенно разных по жанру произведения, написанные в разное время, оказываются очень похожими - это трагедия А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» и рассказ Л.Е. Улицкой «Генеле - сумочница»

Что их объединяет?

Совершенно верно, мотивы скупости, накопительства – именно эти качества главных героев мы сегодня с вами и будем обсуждать.

Каков возраст главных героев?

Одним из моментов, которые объединяют главных героев, является почтенный возраст.

В «Скупом рыцаре» Герцог упоминает, что барон Филипп был другом его деда; далее в тексте он называет его «стариком несчастным», да и сам Барон признается: «Стар, государь, я нынче».

Генеле в рассказе Л. Улицкой - «старуха на кривеньких костяных ногах», «маленькая, опрятно одетая, белокудрявая».

Что мы знаем о прошлом героев? В чем они видят смысл своей жизни?

У Пушкина: рыцарские турниры, праздники, жизнь при дворе - все это уже не волнует Барона. «Храбрый рыцарь» живет уединенно, он несказанно богат:

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастье, в ней честь моя и слава!

Я царствую….

У Улицкой: «…По темпераменту тетя Генеле была общественным деятелем, но крупные задачи ей в жизни как-то не подвернулись, и по необходимости она занималась проблемами относительно мелкими, в частности следила за чистотой северо-западного угла дворового довольно обширного скверика». Она следила за чистотой скверика, ругая прохожих, кидающих мусор мимо урн, кормила голубей, деля по справедливости хлебные крошки, умело выбирала самые лучшие продукты и очень хорошо готовила разные блюда. Но во всех жизненных ситуациях она оставалась непонятой родственниками.

Какие отношения существуют в семье старого Барона и Генеле?

Они одиноки.

Между старым Бароном и его сыном - смертельная вражда, в результате которой старик гибнет. А Генеле всячески пытается сохранять семью, выполняя «функции некоего цемента, не позволяющего семье окончательно распасться». Главным жизненным долгом Генеле считала визиты к родственникам, она посещала их строго по определенному графику.

Каков главный смысл жизни старого Барона и Генеле?

Смысл жизни – оберегать свои сокровища. Для старого Барона величайшая ценность - его сундуки.

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Не страх (о, нет! Кого бояться мне?

При мне мой меч: за злато отвечает

Честной булат), но сердце мне теснит

Какое-то неведомое чувство…

Для Генеле – величайшая ценность - заветная сумка:

«Она входила в дом, увешанная мелкими хозяйственными сумочками, а под левым локтем у нее плотно сидела большая дамская сумка, с которой она никогда не расставалась. Именно из-за нее она и получила свое прозвище - Сумочница.

Каково значение образов сундуков и сумки?

Давайте обратим наше внимание на то, как герои относятся к своим «драгоценностям».

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Заметьте, свои сундуки Барон называет « верными»!

Как вы считаете, почему?

Верными для человека могут быть друзья, родные и близкие, а у Барона нет близких, для него существует только золото, хранящееся в сундуках. Только оно, по мнению Барона, не предаст, не обманет, не потеряет своей ценности. Единственная радость и цель жизни для него - это его пять сундуков и шестой, «еще не полный». Для Барона нет хуже наказания, чем сознание того, что его «блаженству» когда-то настанет конец и наследник-сын осквернит все то, что для него свято. Ведь он выстрадал свое богатство ценой «горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных».

Также как Барон, Генеле тоже охраняет свое «богатство»: «Под левым локтем у нее плотно сидела большая дамская сумка, с которой она никогда не расставалась. Драгоценную свою сумочку Генеле прилюдно никогда не раскрывала». Из рассказа мы узнаем подробную историю сумки: «Сумка эта была привезена из Швейцарии еще до Первой мировой войны состоятельной тетей, изучавшей в Цюрихе зубоврачебное дело. Изначально сумка была коричневого цвета, темного, с богатым лиловым оттенком и шелковым блеском. С годами она сначала темнела, стала почти черной, а потом вместе с хозяйкой начала седеть и приобрела неописуемо изысканный желтовато-серый цвет. Сумка эта несколько раз входила в моду и выходила из нее. На заднем фасаде был глубокий шов, заделанный тщательной рукой хозяйки, - однажды, в сорок четвертом году, сумочка подверглась ножевому бандитскому нападению и пострадала. На замке растительно и вяло извивались линии умирающего модерна, тонкие узловатые пальчики хозяйки легко вплетались в узор, изношенная кожа обеих, казалось, происходила от одного и того же вымершего животного».

Автор, описывая сумку Генеле, говорит о ней как о живом существе.

Расскажите, как герои любуются своими драгоценностями?

О том, что именно «скрывает» Генеле в своей сумке, мы не знаем до последних строчек рассказа, а родственники не узнают никогда, только брат Наум предполагает, что Генеле достались бабушкины бриллианты. Зато мы можем проследить, какой эстетический восторг испытывает Барон, созерцая свои сундуки:

Хочу себе сегодня пир устроить:

Зажгу свечу пред каждым сундуком,

И все их отопру, и стану сам

Средь них глядеть на блещущие груды

Из всего выше сказанного мы приходим к выводу, что и Барон и Генеле чрезвычайно скупы. Давайте с вами выясним, что же такое скупость в понимании А.С. Пушкина и Л.Е. Улицкой и их героев?

По определению исследователя творчества А.С. Пушкина С.М. Бонди, «…скупость Барона является страстью, болезненным аффектом», а другой исследователь, Д.М. Лотман, считает, что «Барон в пьесе следует принципу накопительства. Жажда денег, жадность для героя - не физиологическая страсть, а принцип, от которого он не отступается. Этот принцип ужасен и следование ему приводит Барона к чудовищным поступкам»:

Мне все послушно, я же - ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен……

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,

Притворщица не трогалась; я мог бы

Ее прогнать, но что-то мне шептало,

Что мужнин долг она мне принесла

И не захочет завтра быть в тюрьме.

А это? Этот мне принес Тибо -

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно; или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще…

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп - я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

«А жила Генеле в глубочайшей нищете. Впрочем, если бы кто-нибудь ей намекнул на это, она бы удивилась. Потому она жила именно так, как хотела. Среди бесчисленного множества людей, живущих вынужденно, связанных разного рода узами, она была так независимо одинока, что даже свои родственные визиты рассматривала как дань людям, которые нуждаются в общении с ней, в ее советах и наставлениях. Ее бедность несла монашески-радостный оттенок, чистота в ее длинной одиннадцатиметровой комнате была праздничной и даже вызывающей: так жестко топорщилась накрахмаленная салфетка на маленьком столике с провощенными ножками, медицински пласталось белое покрывало, так официально-приветливы были суровые чехлы на двух белых стульях.… В гордой нищете она неукоснительно выполняла свой главный принцип - покупать все самое лучшее». Поэтому, не ленясь, она покупала самый лучший в мире калач в Филипповской булочной, В Елисеевском покупала сто граммов швейцарского сыра, хотя всю остальную пищу составляли гречневая и пшенная каши, которые она умела великолепно готовить. Раз год, на Пасху, она покупала курицу, из которой в ее мудреных руках она превращалась во множество явств.

Этим отличаются наши герои, если Барон за каждый дублон готов посадить человека в тюрьму, то Генеле свято хранит свою тайну, не доверяя ее никому (никогда не выпускает из рук свою заветную сумку).

Какой отпечаток наложило на характер Генеле и Барона обладание сокровищами?

Генеле с достоинством аристократа обходит по очереди дома своих бедных родственников, приносит им свои дары. В отличие от Барона она верит в семейные ценности. По ее мнению, семья должна быть незыблемой для каждого человека.

И Барон, и Генеле никогда не расстанутся со своими драгоценностями потому, что данная потеря для них равноценна смерти.

Почему родные не любят Генеле и Барона?

По мнению Альбера (сына), Барон является рабом своих денег:

О! Мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит

И как же служит? Как алжирский раб,

Как пес цепной. В нетопленной конуре

Живет, пьет воду, ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает

А родственники Генеле не любили, когда «она наставляла их в тонких законах ведения домашнего хозяйства, полагая себя корифеем в этом высоком жанре», еще «Галино бледное лицо покрывалось красными нервическими пятнами», когда они на рынке выбирали продукты и «Галя всю жизнь с ужасом вспоминала тот поход, рассказывала о нем своим дочерям. Тетушкины высказывания того базарного дня вошли в семейные устоявшиеся шутки».

Расскажите, как заканчиваются произведения?

Оба произведения заканчиваются смертью героев, такова их расплата за жадность и скупость.

Барон умирает далеко не как рыцарь, и в последние минуты жизни он думает только о своем золоте, произнося:

Где ключи? Ключи, ключи мои!..

А в рассказе Л. Улицкой у Генеле случается удар (кровоизлияние в мозг), и она попадает в больницу. Однако последние минуты жизни ее наполнены высочайшим драматизмом: «В голове Генеле посветлело, мучительная чехарда из бессвязных картинок внутри и снаружи замедлилась, и из нее выплыл один-единственный образ вместе со словом, к нему относящимся. Это была сумка…. Она сказала довольно громко:

- Сумка! Сумка!..

Так она умерла, скрючив левую руку и подогнув пальцы, сжимающие невидимый замок».

Вывод:

Прочитав и проанализировав эти два произведения, давайте попытаемся сделать выводы:

Главные герои схожи в том, что:

- Барон и Генеле находятся в почтенном возрасте;

- Они обладают богатством;

- Они скупы, жадны и, как следствие, живут в ужасной нищете;

- Их не любят и не понимают близкие;

- Они живут ради сохранения своего богатства, не желая делиться с другими;

- В конце произведений оба умирают.

Главные отличия:

- Генеле оказывается хитрее и мудрее Барона, сохранив тайну фамильных драгоценностей;

- В отличие от Барона она верит в семейные ценности, являясь своеобразным «цементом», скрепляющим всех членов семьи. А для Барона нет ничего ценнее его сундуков.

И, подводя итоги, нам хотелось бы отметить, что в совершенно разных по жанру и по времени написания произведениях раскрывается одна и та же тема накопительства и скупости. Эта тема была актуальна во все времена, актуальна она и сегодня.

Список литературы

  1. Пушкин А.С. Лирика; Поэмы; Драматические произведения (Текст) / А.С. Пушкин. - М.: ООО Изд-во «Астрель»; ООО Изд-во «АСТ»; 2003. - 862с.

  2. Улицкая, Л.Е Бедные родственники: Рассказы (Текст) / Людмила Улицкая.- М.: Изд-во ЭКСМО; 2003. - 224с.

  3. Учамбрина И. «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина и «Генеле – сумочница» Л.Е. Улицкой (Текст)/ И. Учамбрина // Литература.-2006.-№20. - С. 15-18.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фундаментальная библиотека бгу отдел обслуживания юридической литературой

    Документ
    Банковское право Российской Федерации. Общая часть : учебник / Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин, А. М. Экмалян ; под общ. ред. Б. Н. Топорнина ; Ин-т государства и права РАН.
  2. В. И. Ленина отдел обслуживания литературная композиция к 200-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева Н. Новгород 2004 1 вед.: Если бы встала задача

    Задача
    1 вед.: Если бы встала задача избрать из числа высших творцов мировой лирической поэзии даже самый узкий, самый тесный круг имён, имя Фёдора Ивановича Тютчева всё равно должно было бы в него войти, как бы мы этот круг ни ограничивали.
  3. Подготовила библиотекарь читального зала «Кругозор» отдела обслуживания читателей-детей мук «тцбс» Лапшина Т. Г

    Документ
    Ведущий 2: Здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу мы посвящаем монастырям России и назвали ее «Отречение от мира сего ». За последние 15 лет в России появилось более семисот монастырей и их подворий.
  4. «обслуживание читате­лей»

    Литература
    Миссию и деятельность библиотек традиционно связывают со сферой культуры, науки, образования и просветительства. Даже центральное для библиотечной теории и практики понятие «обслуживание читате­лей» долгое время не рождало ассоциации
  5. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации

Другие похожие документы..