Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Волжский проспект, 8 В/в протокол комиссии от 11.0 . 003 г. Улица Вольская Роддом № 5 1940-50-е гг....полностью>>
'Инструкция'
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Начальника отдела материально-технического обесп...полностью>>
'Документ'
Компания “Тюменьавиатранс” (ТАТ), входящая в пятерку лидеров российского авиарынка, с осени 2002 года будет называться UTair. Авиаперевозчику стало т...полностью>>
'Документ'
От ранней юности до самой смерти трудился Петр.  Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день.  Прежде всего, ходя по комнате, читал инос...полностью>>

37. Сравнительная характеристика искусства Итальянского и Северного Возрождения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

37.Сравнительная характеристика искусства Итальянского и Северного Возрождения.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности.

Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в

Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный

человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к

искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал

гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в

различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией

гуманистических концепций в периоды раннего, Высокого и позднего

Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла,

особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью,

прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность.

Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л.

Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика

которой поэтизирует представление Возрождения о человеке, рожденном для

великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторон ней картиной

общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-

комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В

позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и

созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались

пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения —

драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или

трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной

человека системой общественной жизни.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто

церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым

гуманистическим мироощущением. По являются различные жанры светского

музыкального искусства -фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в

Испании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший

повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появление новых музыкальных жанров — сольных песен,ораторий, оперы.

Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили

архитектура, скульптура, живопись. Отмети что в системе искусств в этот

период происходит перемещение центов. Архитектура перестала быть

«дирижером» оркестра и кусств. На первый план выходит живопись. И это не

случайно. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный

мир, его красоту, богатство, разнообразие.

Тесная связь науки и искусства — характерная черта

ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники

выходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемы

пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров

Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые

из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой,

поскольку искусство дает самое точно г и безу пречное изображение жизни.

Союз науки и искусства помог искусству решить многие, очень важные

изобразительные проблемы.

Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой

линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески,

Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся

картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир.

Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного

плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла

расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство,

пейзаж, архитектуру.

Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности

было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным позднее. Мастеров

Возрождения часто называют «титанами» , имея в виду их универсальность,

Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически ита льянское

Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) —

вторая половина ХIII-ХIV вв.; раннее Воз рождение — XV в.; Высокое

Возрождение — конец XV в. первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец

XVI в.

В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не

кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое:

.одухотворенность, психологизм, стремление к пере даче внутреннего мира

человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента.

Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не

только объемностью и пластикой, но и светотенью.

Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды,

Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на

целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию

своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового

мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по

форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая

прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу

божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность,

безграничность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве север ного Возрождения —

это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом,

возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490-1530)

стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что немецкий

портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения.

Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал

красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное —

передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда —

в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может в этом проявляются отголоски

типичной для средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная

могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый

план вышла эстетическая сторона, в северном — этическая.

Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах —

это бытовая картина. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность

письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней

тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее

разглядываешь, тем больше находишь там интересных вещей. Давая

сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует

выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому

Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры,

стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской

образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы

религиозно го совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

38.Основные представители Северного Возрождения.

Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля. В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.

Питер Брейгель-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude; ок. 1525—1569) — (фламандский) живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в провинции Брабант, а также деревушку Брейгель (Брёйхел) около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.

Учился у Питера Кука Ван Альста — придворного художника императора Карла V.

В 1551 году принят в антверпенскую Гильдию живописцев.

В 1553 совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья.

Свое главное прозвище «Мужицкий» получил за живописную серию «Времена года», в которой отразил с любовью красоту земледельца в действии — в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатой грации собирательницы колосьев.

В зрелые годы жил и работал в Антверпене, в 1563 г. переехал в Брюссель.

Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене.

Некоторые известные работы

«Путь на Голгофу», 1564, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Триумф смерти», 1562, Museo del Prado, Мадрид

«Обращение Савла», 1567, Kunsthistorishes Museum, Вена

«Перепись в Вифлееме», 1566, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Брюссель

«Избиение младенцев» 1566, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим

«На пути в Египет», 1563, Courtauld Institute Galleries, Лондон

«Падение Икара», 1558, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Брюссель

«Падение мятежных ангелов», 1562, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Брюссель

«Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена

«Страна лентяев», 1567, Старая Пинакотека, Мюнхен

«Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена

«Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь

«Поклонение волхвов», 1564, National Gallery, Лондон

«Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565

Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на Часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:

«Охотники на снегу» (Hunters in the Snow), 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Возвращение стада», 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена

«Сенокос», 1565, Nбrodnн galerie (Национальная галерея), Прага

«Уборка зерна», 1565, Metropolitan Museum, Нью-Йорк

«Пасмурный день», 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена

Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. 1435-40 — 1482) — фламандский живописец.

Родился в Генте. Вступил в гильдию св. Луки. Работал в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в.

Самое известное произведение — большой алтарный образ «Поклонение пастухов», или «Алтарь Портинари», который был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари — представителя семейства Медичи в Брюгге — и оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи и др.

После завершения работы художник принял монашеский сан в монастыре Родендале близ Брюсселя.

Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (Турне, 1399/1400 — Брюссель, 18 июня 1464) — фламандский живописец.

Родился в семье резчика по дереву. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте стал учиться живописи у Робера Кампена в Турне. В 1435 г. переехал в Брюссель в связи с женитьбой на уроженке этого города. Стал членом городской гильдии живописцев, разбогател. Многому научился у Яна ван Эйка. С 1435 г. городской живописец в Брюсселе, работал по заказам герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, знати, купцов-итальянцев.

Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. Сохранив спиритуализм средневекового искусства, наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности.

Ранние работы Рогира ван дер Вейдена — «Благовещение» (ок.1435), «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (ок.1435-1440). Одна из лучших работ — «Страшный суд» — полиптих, написанный в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николаса Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в г. Бон (Бургундия). Его наиболее значительное произведение позднего периода — триптих «Поклонение волхвов» (ок.1458-1459).

В 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию; был в Риме, Ферраре, во Флоренции.

Портретам Рогира ван дер Вейдена присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Особой известностью пользовался портрет «Франческо де’Эсте» (ок.1460).

39.Кризис Возрождения. Маньеризм.

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 века, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. Для итальянского маньеризма 1520-х годов (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур,

колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве маньеризма возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения.

К 1540-м годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Джорджо Вазари, Анджело Бронзино, Франческо Сальвиати, Томмазо Манцуоли, Федерико Бароччи, Алессандро Аллори, Франческо Приматиччо, отчасти Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и другие). В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Бандршелли) и архитектуре (Бартоломео Амманати, Буонталенти, Джорджо Вазари, Лигорио, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам , к экстравагантности деталей.

Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Челлини и др.), Испании (В. Кардучо), Чехии (Джузеппе Арчимбольди) и других странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Принципы маньеризма определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца Xанса фон Аахена, нидерландских мастеров Абрахама Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, Карела ван Мандера, Бартоломеуса Шпрангера, Корнелиса ван Харлема, Иохима Эйтевала, Корнелиса Флориса. Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532-1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, антверпенцу по происхождению, но получившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене и Праге, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия 16 века претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибывает Голциус, который с 1585 перевел многие произведения Шпрангера в гравюру. После 1583 года при участии Корнелиса ван Харлема и Карела ван Мандера, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений Программа (1)

    Программа
    Искусствоведение: Программа государственной итоговой аттестации. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2010. - 68 с.
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «История искусства» Специальность

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
  3. Культурологическая специфика английского гуманизма (сравнительная характеристика «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера и «Декамерона» Джованни Боккаччо)

    Рассказ
    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ специфика английского гуманизма (сравнительная характеристика «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера и «Декамерона» Джованни Боккаччо)
  4. Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков для специальности 020900 Искусствоведение

    Программа курса
    Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900 Искусствоведение.
  5. «История искусств»

    Пояснительная записка
    Предлагаемая рабочая программа по дисциплине История искусств составлена на основе учебного плана по направлению 072500 Дизайн, 071500.62 Народная художественная культура 051600 Педагогическое (профиль – Изобразительное искусство

Другие похожие документы..