Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Клинико-функциональная эффективность микроволновой резонансной терапии у лиц молодого возраста с гипертонической болезнью I стадии по данным 6-месячно...полностью>>
'Программа'
Предлагаемая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образовани...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Краткосрочная финансовая политика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ...полностью>>
'Расписание'
С. Ауд. 30 Каждую неделю МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖУРНАЛИСТИКИ Доц. Смирнов С.С. С 4 октября по 8 ноября Ауд. 101б ИСТОРИЯ РОССИЙСКО...полностью>>

Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ,

РУССКОГО И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 18 » 06 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2009/10 учебный год

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 74.266

ББК 70(07)

Д68

Авторы-составители:

Ф.Ф. Авдеев, Е.В. Васильева, О.В. Загоровская,

В.В. Инютин, Н.Г. Корниенко, Л.А. Межуева,

М.А. Слинько, О.А. Сунцова, А.Б. Удодов

Ответственный редактор

Н.Г. Корниенко

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 104 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей русского языка и литературы отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями русского языка и литературы модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом.

Печатается по решению кафедры литературы, русского и
иностранных языков ВОИПКиПРО.

УДК 74.266

ББК 70(07)

ã ВОИПКиПРО, 2009

ã Авдеев Ф.Ф., Васильева Е.В., Загоровская О.В.,

Инютин В.В., Корниенко Н.Г., Межуева Л.А.,

Слинько М.А., Сунцова О.А., Удодов А.Б., составление, 2009

Блок

«РУССКИЙ ЯЗЫК И МЕТОДИКА

ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ»

Пояснительная записка

Язык – живой организм, подверженный постоянным изменениям. Современный русский язык находится под большим давлением иноязычной лексики, а также просторечий, сленга и даже ненормативной лексики. В этих условиях учителю особенно важно быть в центре этих процессов и контролировать их влияние на учащихся.

Цель – познакомить учителей русского языка и литературы с основными процессами, происходящими в современном русском языке.

Задачи обрисовать современную языковую ситуацию; показать роль учителя на современном уроке в процессе модернизации образования; выявить основные требования к современному уроку русского языка.

Формы работы: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Актуальные проблемы изучения

русского языка в условиях модернизации образования

2

1

1

лекция

практика

круглый стол

2.

Трудные случаи орфографии

1

2

1

лекция

практика

лабораторная работа

3.

Стилистика и культура речи

2

2

практика

лабораторная работа

4.

Языковой анализ текста

2

2

практика

посещение уроков

5.

Требования к современному уроку

русского языка

1

1

1

1

практика

круглый стол

контрольная работа

посещение уроков

6.

УМК по русскому языку на базовом

и профильном уровне

1

1

1

1

лекция

практика

круглый стол

посещение уроков

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Актуальные проблемы изучения русского языка в условиях модернизации образования.

Особенности содержания предмета «Русский язык». Роль русского языка в развитии и воспитании личности ребенка. Русский язык – государственный язык РФ – средство межнационального общения граждан. Его роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности, приобщение учащихся к культуре русского народа. Отбор содержания и построения курса углубленного изучения русского языка.

Тема 2. Трудные случаи орфографии.

Трудные случаи орфографического разбора. Обращение к этимологическому анализу. Орфографическая грамотность – часть речевой компетенции учащихся. Принципы русской орфографии и реализация их в школьном курсе русского языка. Явление интерференции и пути его преодоления. Организация работы по формированию орфографических умений и навыков учащихся.

Тема 3. Стилистика и культура речи.

Язык и речь. Стилистика и ее подразделы. Соотношение и взаимодействие литературного языка и языка художественной литературы в аспекте культуры речи. Коммуникативные ошибки и их предупреждение. Стили речи. Словари и пособия как источники нормализации и совершенствования речи. Лексические, фразеологические и грамматические средства разных стилей.

Тема 4. Языковой анализ текста.

Комплексный анализ текста. Специфика художественного текста и особенности его анализа. Лексико-стилистический анализ художественного текста. Семантизация лексики. Система языковых средств. Лингвистический анализ отдельных средств выразительности художественного текста.

Тема 5. Требования к современному уроку русского языка.

Создание условий эффективного учебно-воспитательного процесса. Преподавательская компетентность. Техника объяснений. Учебное взаимодействие. Создание продуктивной атмосферы на уроке. Типы уроков. Учет возрастных особенностей интеллектуального развития учащихся. Учет специфики учебного материала при выборе формы работы. Приемы активизации умственной деятельности учащихся на уроках русского. Урок как организационная форма обучения.

Тема 6. УМК по русскому языку на базовом и профильном уровне.

Анализ действующих УМК по русскому языку в средних и старших классах. Отличие УМК под ред. Т.А. Ладыженской от УМК под ред. М.М. Разумовской и В.В. Бабайцевой. Учебники по русскому языку для старших классов Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова; А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. Преимущества каждого из УМК. Использование учебников и пособий на базовом и профильном уровне.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – конспект урока с применением инновационных технологий (из опыта работы).

Список литературы

  1. Валгина Н.С. Актуальные процессы в современном русском языке : учебное пособие / Н.С. Валгина. – М., 2001.

  2. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе / Гаврилова Г.Ф. [и др.]. – Ростов-на-Дону.

  1. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова... / В.В. Колесов. – СПб. : Златоуст, 1999.

  2. Протченко И.Ф. Словари русского языка / И.Ф. Протченко. – М., 1996.

  3. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995) / под ред Е.А. Земской. – М. : Языки русской культуры, 1996.

6. Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 96 с.

7. Скворцов Л.И. Культура русской речи / Л.И. Скворцов. – М., 1995.

  1. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 1997.

Блок

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

И МЕТОДИКА ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Пояснительная записка

В новых социокультурных условиях изменился подход к литературному образованию.

Цель – показать учителям литературы и русского языка основные изменения в интерпретации художественных текстов, а также раскрыть «секреты» преподавания литературы в условиях модернизации образования.

Задачи:

  1. раскрыть новое прочтение русской классики XIX века;

  2. познакомить с литературным процессом XX – XXI веков;

  3. дать представление о разных типах уроков литературы.

Большое внимание уделяется литературоведческому анализу текста.

Формы занятий: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, круглые столы, посещение открытых уроков.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Духовная биография русской классики XIX в.

2

2

лекция

круглый стол

2.

Мифы и реалии литературного процесса ХХ в.

1

2

1

1

1

2

лекция

практика

семинар

круглый стол

контрольная работа

посещение уроков

3.

Русская литература ХХI в.

2

2

лекция

семинар

4.

Литературоведческий анализ художественного текста разных жанров

2

1

1

практика

круглый стол

посещение уроков

5.

Особенности анализа постмодернистского текста

2

2

практика

лабораторная работа

6.

Современное прочтение русской классики ХХ века на уроках литературы

в профильных классах

2

1

1

практика

круглый стол

посещение уроков

7.

УМК по литературе на базовом

и профильном уровнях

1

1

1

1

лекция

практика

круглый стол

посещение уроков

Итого

32

Содержание тем

Тема 1. Духовная биография русской классики ХIХ века.

Новое содержание образования по литературе. Христианство и его место в русской художественной культуре. Связь русской литературы с Евангельскими традициями. Библейские сюжеты и образы.

Тема 2. Мифы и реалии литературного процесса ХХ века.

ХХ век – «мифотворец». Мифы советской эпохи и неомифотворчество постсоветского периода. Демифологизация на современном этапе – преодоление однозначности оценок, социологизированных критериев, избирательного рассмотрения литературных явлений.

Тема 3. Русская литература ХХI века.

Традиционная и авангардная литература. Новые задачи критики и литературоведения. Современная проза и ее особенности. Жанровое своеобразие поэзии ХХI века. Новые имена. Термины. Литературные союзы. Художественные журналы.

Тема 4. Литературоведческий анализ художественного текста разных жанров.

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы. Совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний. Пути анализа произведения: пообразный, целостный, проблемный. Основные приемы и формы анализа.

Тема 5. Особенности анализа постмодернистского текста.

Постмодернизм. Принципы построения потмодернистских текстов. Гиперреальность, симулякр, интертекст, эхокамера. Дискурс. Язык и текст. Лингвопластика, морфемная волна, палиндром, заумь. Римейк, травестия, киберпанк, антиутопия.

Тема 6. Современное прочтение русской классики ХХ века на уроках литературы в профильных классах.

Современное определение литературной классики и проблемы изучения. М. Горький как знаковая фигура для судеб российской культуры первой трети ХХ века. «Русская картина мира» в творчестве писателя. «Шолоховские вопросы» биографического, историко-литературного и художественно-эстети­ческого характера. Перспективы шолоховедения и формирование регионального образовательного компонента по шолоховской тематике.

Тема 7. УМК по литературе на базовом и профильном уровнях.

Новое содержание образования по литературе. Стандарт. БУП. Сравнительный анализ учебников, пособий и справочной литературы для 5-11 классов. Обзор учебников и пособий, входящих в федеральный компонент, их методическое обеспечение для 10-11 классов на базовом и профильном уровне.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – краткое описание опыта изучения произведений М. Горького, М. Шолохова, В. Маяковского и др. (на выбор) с учетом деидеологизации, принятой в постсоветскую эпоху. На лекции подробно будет освещен вопрос о новом прочтении русской классики ХХ века.

Список литературы

  1. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе / Л.И. Вуколов. – М., 2002.

  2. Винокур Г.О. Биография и культура / Г.О. Винокур. – М., 2007.

  3. Голубков М.М. Русская литература XX века / М.М. Голубков. – М., 2001.

  1. Ерёмина Т.Я. Учение. Общение. Творчество / Т.Я. Ерёмина. – СПб., 2000.

5. Ильин И. Постмодернизм / Илья Ильин. – М., 2001.

  1. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

  1. Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9 – 11 кл. / В.Е. Пугач. – СПб., 2003.

  2. Роговер Е.С. Русская литература XX века / Е.С. Роговер. – СПб., 2002.

  3. Русская литература XX века в зеркале критики. – СПб., 2003.

  4. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература / И.С. Скоропанова. – М., 1999.

  5. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века / А.Г. Соколов. – М., 1999.

12. Чупринин С. Русская литература сегодня / С. Чупринин. – М., 2003.

Блок

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

Пояснительная записка

На современном этапе идёт интенсивный процесс модернизации образования. Учитель должен быть знаком с основными его этапами и содержанием.

Цель – познакомить учителя русского языка и литературы с особенностями преподавания русской литературы в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Задачи:

- познакомить с алгоритмом предпрофильной подготовки;

- сформировать навыки создания программ электива-9;

- показать методику работы по подготовке к ЕГЭ и ИГА

Формы деятельности: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, посещение открытых уроков.

Форма контроля – контрольная работа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  4. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 4 курса заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  5. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.

Другие похожие документы..