Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Нам предстоит начать разговор об одном из самых интересных, сложных и высокохудожественных произведений литературы 20 века. Встреча с такой книгой дл...полностью>>
'Заседание'
27 июня 2008 г. в Киеве состоялось заседание экспертной комиссии по проблемам хронического вирусного гепатита В в Украине под эгидой «Новартис». Ведущ...полностью>>
'Документ'
Предметом названного курса является японское искусство на фоне широкой панорамы эпох начиная с древнейших времен (У1в.) до современности (ХХв.). Инте...полностью>>
'Документ'
Психолого-педагогический семинар- практикум «Школа начинающего педагога первого года работы». Семинар. Образовательные технологии на современном этапе...полностью>>

России 2009: стратегии выхода из кризиса

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

XI Всероссийская банковская конференция

«Банковская система России 2009: стратегии выхода из кризиса».

Аксаков А.Г.

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, начиная работу нашей конференции, я бы даже сказал, что у нас сегодня рабочее совещание, мы наше мероприятие проводим в очень ответственный период. Правительство России недавно опубликовало проект программы антикризисных мер в текущем году и сейчас этот документ широко обсуждается по всей России, я думаю и сегодня в этом зале будет всестороннее обсуждение этого документа, в соответствии с этим документом нам предстоит работать в текущем году в чрезвычайно сложных условиях, очевидно, что эта программа должна ответить на вызовы, которые стоят перед нашей страной, на мой взгляд, первое, на который должна ответить эта программа- это макроэкономическая стабильность, все говорят о социальной защите, на мой взгляд, если не будет макроэкономической стабильности, предсказуемости уровня рубля, уровня инфляции, понимания бизнесом ситуации на рынке, какая продукция востребована, в каких объемах, по какой цене, нельзя будет обеспечить социальную защиту, поэтому задача номер один перед правительством, на мой взгляд - обеспечение макроэкономической стабильности. Вызов номер два - это решение социальных проблем, обеспечение занятости, защита населения или создание условий для того, чтобы люди могли поменять работу, зарабатывать деньги, наращивать доходы. Вызов номер три, на мой взгляд, связан с шансами, которые дает кризис. Кризис дает шанс осуществления диверсификации нашей экономики и шанс для технологического развития нашей экономики. И на наш взгляд, может быть основным институтом, обеспечивающим решение всех этих проблем, являться ответом, на вызовы, которые стоят перед страной, является развитая, устойчивая крепкая банковская система. Именно кровеносная система могла бы доносить денежные средства именно до того бизнеса, который сегодня может производить востребованную рынком продукцию, либо услуги. Может создавать условия не для того, чтобы получали какое-то социальное пособие, помощь, а создавать условия для работы бизнеса, чтобы люди могли зарабатывать деньги. Если говорить о макроэкономических условиях, которые сейчас есть у нас в России, можно сказать, что она находится в относительно стабильном состоянии, благодаря действиям ЦБ, правительства, удалось обеспечить снижение девальвационных ожиданий. В ближайшее время будет принята новая редакция бюджета, которая позволит бизнесу понимать уровень государственного спроса на его продукцию, сколько средств будет направлено на выполнение военных заказов, сколько денег будет направлено на иные формы государственного заказа. Это позволит обеспечить определенную предсказуемость ситуации. Нестабильность связана с тем, что мы не знаем какая будет цена на нефть, бюджет рассчитывается исходя из цены 41 доллар за баррель. На мой взгляд можно было бы взять меньшую планку, для того, чтобы обеспечить большую предсказуемость бюджета, все дополнительные доходы могли бы пойти на покрытие дефицита. Естественно этот непредсказуемый внешний спрос создает ситуацию нестабильности и нам нужно находить ресурсы, для того, чтобы обеспечивать внутренний спрос и таким образом замещать влияние внешнего спроса, если говорить о банковской системе, она также находится в относительно стабильном положении, ситуация с ликвидностью более- менее стабилизировалась. Проблемы остаются и надо находить формы решения проблем обеспечения ликвидностью наших кредитных организаций. Острейше стоит проблема долгосрочного фондирования кредитных организаций, и самая большая проблема - рост просроченных задолжностей. Если говорить о текущей ликвидности, мы считаем, необходимо осуществить следующие меры. Во-первых ЦБ сделал очень многое для того, чтобы кредитные организации могли пополнять свою ликвидность с помощью беззалоговых аукционов, был расширен ломбардный список, был расширен перечень активов, которые по 312му положению банки могли бы использовать в качестве обеспечения для получения кредитов у ЦБ. В том числе с помощью новых инструментов, например кредитные организации не могут сегодня выпускать облигации, обеспеченные кредитом. На наш взгляд облигации, обеспеченные кредитами, предоставленные субъектам Федерации, предоставленными предприятиям, входящим в список системообразующих предприятий, вполне могли бы выпускаться и могли бы являться активом, который мог бы использоваться для включения в ломбардный список, либо как обеспечение по 312му положению под кредиты ЦБ. Для этого нужно принятие соответствующего закона, закон готов, он с администрацией президента согласован, поскольку основным критиком этого законопроекта была администрация, его надо принимать. Сейчас есть опасения у некоторых, что это, связано с производными финансовыми инструментами, а это сдерживает его внесение и рассмотрение в Госдуме, я думаю надо перешагнуть через эти опасения, потому что мы значительно отстаем в развитии финансовых инструментов и вот один из этих инструментов, как облигации, обеспеченные кредитами, должен на нашем рынке появиться. Далее по 312му положению не включаются, не используются как обеспечение - кредиты гарантированные субъектами РФ. Мы соответствующее письмо в ЦБ направляли, но пока позитивного ответа на наше предложение не поступило. А некоторые банки предоставляют кредиты бизнесу, о чем говорят в правительстве и везде звучат призывы, под гарантии субъектов Федерации. Хорошо обеспеченный кредит, его вполне можно включить как обеспечение по 312му положению, таким образом расширить инструментарии для кредитных организаций. Далее я хотел бы несколько слов сказать об МБК. ЦБ сделал вроде бы серьезный шаг по поддержке межбанковского рынка, но ситуация сложилась таким образом, что банки - агенты, которые определены ЦБ, часто являются диктаторами, занимая монопольное положение, они закатывают такие ставки на рынке межбанковского кредитования, что их брать невозможно, на рынке работать невозможно. Поэтому надо эту тему очень внимательно рассмотреть и расширить перечень банков - агентов, включив туда опорные кредитные организации, работающие в регионах. Таким образом мы снимем монопольное положение некоторых государственных банков, фактически диктующих, используя это положение, свою волю банкам и устанавливая запредельные ставки, 35% и выше. Хотя 90% этого кредита ЦБ хеджировал. Фактически никаких рисков у предоставляющих межбанковские кредиты, кредитных организаций нет. Мы считаем, что ЦБ мог бы активнее использовать такой инструмент, как процентные свопы и валютные срочные контракты, для того, чтобы хеджировать риски кредитных организаций по предоставлению рублевых кредитов. Известно, что сейчас значительная доля валютных средств и очевидно, что заемщики брать кредиты в валюте не желают и банки могли бы выдавать рублевые кредиты, но им необходимо хеджировать свои риски, связанные с валютными риски. На наш взгляд ЦБ мог бы эти риски хеджировать и таким образом активизировался бы процесс кредитования с использованием рублевых средств. Ну и понятно, что многие банки, получившие кредиты на револьверной форме погашают эти кредиты, получая новые беззалоговые кредиты. С этим возникает ситуация, когда банки должны участвовать в аукционах и известно какой лимит будет установлен на аукционе, какая процентная ставка, но прежде всего банки беспокоит именно объем, средств, которые представляются на этом аукционе. На наш взгляд должны существовать неконкурентные заявки, чтобы те банки, которые собираются в револьверном порядке гасить беззалоговые кредиты, они должны иметь такую возможность на неконкурентной основе. Если говорить о фондировании, то прежде всего я хотел бы остановиться на кредитовании малого бизнеса. Сегодня много говорят о том, что банки должны кредитовать реальный сектор и в основном это происходит под давлением крупных компаний, которые перекредитованы, нахватали кредитов в благоприятный период, очевидно, что им просто страшно давать кредиты, непонятно что с ними произойдет, будут ли они "раздербанены", будет ли этот долг реструктурирован, соответственно возникает риск, что в текущий период реструктурированные предприятия не смогут оплачивать предоставленные кредиты и очевидно что банки таким компаниям стараются не давать кредиты. Они это могут предоставлять под гарантии. Вроде бы в бюджете заложена сумма 300 млрд. рублей под гарантии компания и это правильно, но сумма, которая там предусмотрена, не решает проблемы, поскольку, если взять весь кредитный портфель, сейчас он оставляет примерно 17 триллионов рублей, исключим из этого кредиты, предоставленные физическим лицам - 4 триллиона рублей. 13 триллионов рублей. 300 миллиардов проблему не решит, ситуацию не изменит, поэтому сумма гарантий должна быть увеличена, чтобы оживить рынок кредитования. Без гарантий предоставлять кредиты крупному бизнесу, перекредитованному, вряд ли банки будут. И они этого не должны делать, если они ведут осознанный и ответственный бизнес. Вот кредиты малому бизнесу банки дают охотнее. Причем многие с удовольствием очень активно обращаются в Российский банк развития с просьбой выделить дополнительные лимиты для кредитования малого бизнеса, предусмотреного решением Правительства, что будут предоставлено 30 миллиардов рублей через Российский банк развития для кредитования малого бизнеса. Во-первых эта сумма не поступила в Российский банк развития и не понятно, когда эта проблема будет решена, во-вторых эта сумма чрезвычайно маленькая. Недавно было совещание, председатель правления Уралсиба Донских, сказал, что только у них портфель кредитов малому бизнесу составляет 200 миллиардов рублей. Очевидно, что сейчас может обеспечить диверсификацию экономики развитие таких новых технологичных направлений малый бизнес и надо найти механизмы для более широкого кредитования малого бизнеса. Более того малый бизнес исполняет свои обязательства более ответственно и возвращает свои кредиты более ответственно и возвращает кредиты лучше чем крупный бизнес. Поэтому одно из направлений на наш взгляд, эту сумму 30 млрд. увеличить до 100 млрд. и направлять через Российский банк развития. Во-вторых, учитывая, что Российский банк развития выдаёт эти кредиты по стандартам, достаточно жестким и соответственно возвращаемость кредитов очень высокая, можно было бы эти кредиты либо секьюритизировать, выпускать под обеспечение этих кредитов ценные бумаги и эти бумаги включать в ломбардный список, либо под обеспечение самих кредитов выдавать по 312му положению ресурсы Российскому банку развития, а он мог бы направлять по своим стандартам эти деньги в регионы. Хотел бы отметить такую деталь, неделю назад мы в Сургуте проводили совещание и я попросил дать характеристику кредитования банками предприятия. Статистика о чем говорит, региональные банки нарастили кредитование, филиалы сократили кредитование довольно существенно, региональные банки на 50 миллиардов нарастили кредитование и Сбербанк чуть-чуть поднялся выше того уровня, кредитов которые он выдавал в прошлом году. Это говорит о том, что региональные банки сейчас более активно кредитуют, естественно малый и средний бизнес и один из путей - это направление через Российский банк развития для кредитования малого бизнеса. Это решит и проблему трудозанятости, в своё время в Татарстане, когда в Набережных челнах сгорел Камаз, то решали проблему трудозанятости с помощью развития малого бизнеса. Вот этот опыт можно было бы распостронить и на всю страну. Теперь несколько слов о субординированных кредитах, этот инструмент является главным источником долгосрочного фондирования банков, понятно, что Сбербанк, ВТБ и Россельхоз банк получили свои ресурсы, а вот частные банки выбирают эти субординированные кредиты очень медленно и фактически не выбирают свой лимит, который установлен для частных банков. В два раза меньше изъяли из того лимита, получили эти частные банки 225 млрд. рублей. Это связано с тем, что очень жесткие условия для получения субординированного кредита. Всё-таки в условиях экономического кризиса найти средства соинвесторам, учредителям тяжело, им приходится решать свои проблемы, связанные с их бизнесом и отвлекать средства на выдачу субординированных кредитов кредитным организациям достаточно сложно, поэтому или увеличение своей доли в этой субординированных кредитов, софинансирование субординированных кредитов. На наш взгляд можно уменьшить планку для частных компаний, которые... сделать 5% доли частных компаний. Софинансирование надо оставить, но условия для соинвестирования сделать более либеральными для собственников. И естественно, что проблема плохих долгов требует системных решений, прежде всего возникает проблема, что делать с проблемными кредитами, они должны быть структурированы или реструктурированы. Есть ипотечные кредиты, у которых есть хорошее обеспечение, причем в значительной степени ипотечные кредиты формировались под влиянием политики правительства, призывали банки активнее кредитовать, существовали планы увеличения ипотечных кредитов, банки орентируясь на программу правительства, наращивали ипотечное кредитование. На наш взгляд правительство несет ответственность за сформированный пакет ипотечных кредитов, по крайней мере по той части, которая выдана по стандартам агентства по ипотечным жилищным кредитованиям, это примерно 60% кредитов. И вот эти кредиты на наш взгляд, возможность дисконтов, но они должны выкупаться и вот АИЖК, которое недавно было создано, могло бы этим заняться 60% это примерно 600 млрд. рублей. Не все кредиты являются проблемными. Как правило банки очень тщательно изучали заемщиков, прежде чем предоставить ипотечный кредит, достаточно значительной части из них из за того, что люди теряют работу, что снижаются доходы, АИЖК, на наш взгляд должны выкупать эти кредиты, для того чтобы освободить балансы банков, чтобы они получили определенные средства для дальнейшей своей работы. Далее есть кредиты, предоставленные корпорациям под обеспечение. На наш взгляд при Агентстве по страхованию вкладов можно было бы создать структуру, такую же как АИЖК и эта бы структура могла бы заниматься выкупом этих активов, этот выкуп должен происходить вместе с соинвесторами, причем в Ассоциацию было уже несколько обращений от иностранных и Российских инвесторов, которые интересовались проблемными и кризисными активами, которые они готовы выкупать для того, чтобы с этими активами работать. Очевидно что многие из этих активов являются вполне эффективными, если соинвестор готов участвовать в выкупе таких активов, государство готово поддержать их. Причем некоторые соинвесторы говорят, что работая с активами, они готовы рассчитываться с государством той частью, которую несет на выкуп активов государству. Надо поддержать банки в этой ситуации. В любом случае выкуп активов с дисконтом, выкуп проблемной задолженности - это понижение капитала, поэтому необходимо решать проблему рекапитализации банков, мы считаем, что здесь либо государственные институты, либо ЦБ либо само государство, должны входить в капитал банков, предоставляя право собственникам кредитных организаций выкупать долю государства, как только сменится экономическая ситуация. Предоставлять такой аукцион собственникам кредитных организаций. Сумма, которая может быть выделена на эти цели, мы записали 2 триллиона, по оценкам экспертов проблемная задолженность будет составлять 15% на конец года. Это как раз те самые 2 триллиона рублей от общей суммы кредитов, предоставленных бизнесу и физическим лицам. Причем мы полагаем, что можно было бы эти средства найти с помощью выпуска государственных облигаций, их внести как долю государства в капитал банков и предоставив возможность эти облигации включить в ломбардный список, чтобы банки могли с помощью этих финансовых инструментов пополнять свою ликвидность. На наш взгляд этот круг замыкается и позволяет решить проблему рекапитализации банков и пополнение ресурсами банков и не тратить живые деньги государства на решение этой проблемы. Я хотел бы несколько слов сказать, по поводу закона, который был недавно принят, о минимальном размере капитала с 1го января следующего года - 90 млн. рублей, с 1го января 2012 года - 180 млн. рублей. Возможно это правильное решение, но на наш взгляд оно не своевременное. Этот слайд показывает, что количество филиалов кредитных организаций в регионах уменьшается довольно резкими темпами, доп.офисы, которые еще год назад быстрыми темпами увеличивались в количестве, сейчас сокращаются, банкам не выгодно работать особенно в депрессивных регионах. Банки, имевшие маленький капитал до 90 млн. рублей, подавляющая часть работали в депрессивных регионах. Я знаю что регион, от которого я избран, есть банк Городской, 60 млн. рублей, чистый банк, работают на основе закона, никаких отмывочных операций, предоставляют 100 млн. кредита малому бизнесу, зачем? Вот сейчас, когда есть проблема доступности финансовых услуг, когда надо решать проблему кредитования того же малого бизнеса, зачем надо было принимать закон, нам не понятно. Преодолели бы кризис, потом можно было бы устанавливать более жесткие требования. Мы в ближайшее время внесем, очевидно, законопроект, который будет направлен на перенос этого закона, надеемся, что министерство финансов, ЦБ поддержат нас в этом вопросе, именно учитывая, что сейчас сокращается количество филиалов, сокращается количество офисов, а доступность финансовых услуг - одна из задач, которая поставлена Правительством в антикризисной программе. Ну по проблеме задолженности я говорил, я считаю, что, во-первых мы не имеем точной картины по проблемной задолженности, по официальной статистике ЦБ около 4х процентов. Все здесь сидящие в зале понимают, что реальная просрочка намного больше, кредиты реструктурируются, пролонгируются и очевидно, что они не включаются в официальную статистику, на наш взгляд, для принятия более выгодных решений, для мониторинга необходимо внести изменение в законодательство и может быть предоставить право центральному каталогу кредитных историй получать информацию о всех пролонгированных кредитах, о всех реструктурированных кредитах и естественно о просроченной задолженности. Опираясь на такую информацию, ЦБ было бы проще принимать решения о этой проблеме. Далее необходимо создать фонд для выкупа проблемной задолженности, для того, чтобы помочь освободить балансы банков от этой задолженности. Следующее направление, которое должно быть реализовано, это из мировой практики - принудительное управление собственностью. То есть менеджмент, который работал с бизнесом, попавшим в тяжелую ситуацию, отстраняется от деятельности, кредиторы входят в это предприятие и начинают управлять бизнесом сами, для того чтобы этот бизнес рассчитывался по предоставленным кредитам. Сейчас у нас законодательной основы для реализации этой меры нет, на западе она очень часто применяется. Не надо уничтожать бизнес, не надо растаскивать его имущество, а войти в него, очень много достаточно перспективных форм бизнеса существует реально, но нахватав кредиты, они сейчас не могут успешно работать даже имея спрос на продукцию, которую они производят. Поэтому принудительное управление бизнесом на наш взгляд законодательно обеспечит и вполне возможно, что таким образом мы позволим сохранить бизнес. И ситуация с мировыми соглашениями реструктуризации долгов, сейчас она активно дискутируется, возникают часто ситуации, когда многие кредиторы готовы реструктурировать кредиты, готовы пойти навстречу заемщику, понимая, что сейчас сложная ситуация, что это временные трудности и компания, попавшая в эту ситуацию вполне возможно в будущем окажется в более благоприятной ситуации и смогут рассчитаться с кредиторами. Есть положительный опыт, деятельность АРКО после 98 года, которая имела право заключать мировые соглашения с кредитными организациями, мировые соглашения с кредиторами. И банки, которые такие мировые соглашения заключали сейчас продолжают нормально работать на рынке, преодолели свои проблемы, возникшие в 98м году, на наш взгляд этот опыт необходимо распространить, но для этого надо внести соответствующие изменения в законодательство, предоставить право большинству голосов кредиторов принимать решение о реструктуризации долга и тогда не будет ситуации, когда 99% кредиторов решили реструктурировать долг, а один решил действовать агрессивно и взыскать задолженность, то он оказывается в более выигрышной ситуации чем остальные кредиторы. Вот для этого надо внести соответствующие изменения в законодательство. Следующий слайд. Вот здесь перечислены меры законодательной поддержки, те, которые на наш взгляд необходимо реализовать, залоговое законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании, здорово, что был принят 306й закон, он позволяет многие проблемы с залогами урегулировать, надо двигаться дальше, например нами подготовлен законопроект о регистрации транспортных средств, при этом я хочу подчеркнуть, я был в Сургуте, некоторые банкиры говорили, что это решение уже вроде принято, не принято. Есть констатация фактов, что такой закон нужен, что надо регистрировать залог транспортных средств, но в законодательстве это не утверждено, очевидно там требуется изменения налогового законодательства, поскольку является новый вид пошлины, поскольку вряд ли ГИБДД будет регистрировать залог транспортных средств. Поэтому мы просили Алексея Леонидовича законопроект отправить Правительству, но мы до сих пор не получили отзыва на этот законопроект, по тому, что даже та программа, которая реализовывается Правительством, о предоставлении льготных кредитов о приобретении отечественных автомобилей, она может тормозиться, из-за того, что высоки риски перепродажи этих автомобилей третьим лицам и об этом банки знать не будут. Нужна регистрация залога транспортных средств и тогда банки будут охотнее выдавать автокредит. В принципе законопроект подготовлен и направлен Правительству. Нужно получить соответствующую поддержку и его быстро можно будет принять в государственную думу. Безотзывные вклады, сейчас ажиотаж по поводу вкладов снялся, население уже спокойно относится к этой теме, на наш взгляд можно принимать новую редакцию, которая будет подготовлена в ближайшее время о безотзывных вкладах. В комитете Государственной Думы этот вопрос обсуждался, там были высказаны обоснованные замечания, мы сейчас дорабатываем этот законопроект, в ближайшее время его внесем, нужна поддержка правительства, не думаю, что он отрицательно повлияет на рынок и создаст проблему, в принципе уже можно принимать, осенью я сам был против принятия этого закона, были опасения что возникнет ажиотаж на рынке вкладов. По поводу потребительского кредитования, законопроект находится в министерстве финансов, он необходим для того, чтобы оградить банковское сообщество от тех регуляторов, которые не смыслят в банковской деятельности, есть ЦБ, там работают профессионалы, они профессионально могли бы регулировать рынок кредитования, но у нас этим занимается Роспотребнадзор, где нет специалистов и часто создает нервозную обстановку на этом рынке и необходимо принять соответствующее решение, это норма, о том, что регулирует рынок потребительского кредитования ЦБ, прописано в законопроекте, далее там прописана деятельность коллекторских агентств, которые необходимо узаконить, сегодня не секрет, что часто коллекторы действуют за рамками закона и человеческих норм с помощью утюга и паяльника. Надо этот рынок защитить, оградить, установить требования для коллекторских агентств, чтобы здесь работали солидные компании, занимающиеся проблемной задолженностью. Жилищные накопления граждан, у нас в Государственной Думе долго дискутировался вопрос о сберегательных кассах, вопрос о том, чтобы использовать французский опыт, там жилищные накопления могут формировать универсальные банки, к ним должны быть специальные требования и эти банки накапливают у себя первоначальный взнос, причем этот взнос может быть 20% от ипотечного кредита и это будет сумма, которая позволила бы банкам иметь определенный долгосрочный ресурс, а населению иметь возможность получить через некоторое время ипотечный кредит, причем горячие деньги уходили бы с рынка, люди бы не тратили эти деньги на текущее потребление, а формировали бы свои сбережения, накапливали свои сбережения в банке, таким образом снимая инфляционное давление на рынок. Не буду останавливаться на других наших законодательных инициативах, может быть о секьюритизации скажу, тема сейчас не очень популярная, поскольку секьюритизация ограниченная сейчас умерла. В рамках России, об этом говорят и иностранные банки, на наш взгляд, этот механизм необходимо запускать. Сейчас много говорят об инфраструктурных облигациях и собираются их выпускать с помощью S.P.V., наше законодательство не предусматривает эту форму юридическую, надо будет привлекать зарубежную S.P.V., для выпуска Российских инфраструктурных облигаций, мы давно готовы к тому, чтобы изменить законодательство и дать возможность с помощью этих S.P.V. выпускать ценные бумаги, в том числе для распространения инфраструктурных облигаций. В заключение я хотел бы выразить, что у нас будет деловой рабочий разговор, Алексей Леонидович попросил, чтобы мы высказались, пришли банкиры, сказали о том, что они думают, что необходимо делать, чтобы изменить ситуацию и уверен, что те трудности, с которыми мы сталкиваемся, наша сторона и банковская система, мы вместе с вами преодолеем и антикризисная программа, которая будет принята правительством после обсуждения поможет решению этой задачи. Спасибо за внимание.

Аксаков А.Г.

Сейчас я хотел бы предоставить слово Первому заместителю Председателя Правления банка «Уралсиб», Вайсману Констанит Михайловичу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информация об итогах работы комитетов тпп РФ в 2009 году

    Документ
    В 2009 году деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях кризиса и подготовке на этой основе предложений по антикризисным
  2. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в первом полугодии 2009 года

    Документ
    В первом полугодии 2009 года деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях кризиса и подготовке на этой основе предложений
  3. Новости 13 (2)

    Документ
    03. 009, 07:00 15 ВЕСТИ 15 Россия, 0.03. 009, 08:00 15 ВЕСТИ 1 Россия, 0.03. 009, 11:00 1 ВЕСТИ 1 Россия, 0.03. 009, 14:00 1 ВЕСТИ 1 Россия, 0.03. 009, 17:00 1 ПЕТРОВКА, 38 17 ТВЦ, 0.
  4. Iii региональная научно-практическая студенческая конференция городу Камышину (1)

    Документ
    СГА – Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования (филиал) Современной Гуманитарной Академии
  5. Теория «устойчивость развития», как основа определения состояния региона и ключ к выходу из кризисов

    Программа
    Работа по направлению «устойчивость развития» ведется мной более чем 3 года. В данной работе собрано все, что было сделано за эти годы. Мой багаж знаний и как итог этих знаний – результаты исследований пополнялись благодаря моим наставникам.

Другие похожие документы..