Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сюжет и герой - основные теоретико-литературные понятия, которыми должен овладеть ученик. Умение кратко пересказывать фрагменты художественного произ...полностью>>
'Реферат'
Во второй половине XX в. бурно развивались аналитические методы биохимии, молекулярной биологии и вычислительной техники. Выдающиеся успехи, достигнут...полностью>>
'Документ'
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) и Федеральным ...полностью>>
'Закон'
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 861 "О рационах питания экипажей - морских, речных и воздуш...полностью>>

Задачи: ознакомление студентов с всесторонней характеристикой специфики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Цель, задачи и сведения о содержании дисциплины

Цель: описание фонетического строя современного английского языка как системы разноуровневых функциональных единиц, их использования в различных коммуникативных целях, а также определение основных направлений развития английской фонетической системы.

Задачи:

  • ознакомление студентов с всесторонней характеристикой специфики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка;

  • предоставление совокупности знаний о фонетической интерференции и различительных чертах фонетической базы английского и русского языков;

  • всесторонне исследование речевой деятельности с позиции произносительной нормы и её допустимых вариантов; выявление тенденций развития нормы;

  • формирование у студентов умения применять современные методы лингвистического анализа в экспериментально-фонетическом исследовании;

  • развитие у студентов умения анализировать и обобщать фонетические явления;

  • совершенствование лингвистической компетенции студентов, развивая их умение пользоваться специальным понятийным и терминологическим аппаратом, новейшими методами анализа языковых явлений и применять полученные теоретические знания в практической и научной деятельности;

  • Способствование дальнейшему совершенствованию навыков адекватной коммуникации на основе знаний о фоностилистической и социальной дифференциации произношения.

2. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

семе-

стра

Кол.

не-

дель

в се-

мест-

ре

Количество часов по плану

Количество аудиторных

часов в неделю

Всего часов самостоя-

тельной

работы

студентов

Кол-во индиви-дуальных заданий

Форма

Итоговой

аттестации

Всего

Лекций

Практич.

занятий

Всего

Лекций

Практич.

занятий

3

18

36

26

10

1,5

1

0,5

40

≈ 1 к.р. по каждой теме

экзамен

Всего

18

36

26

10

1,5

1

0,5

40

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем, краткое содержание тем

Аудиторные занятия

Источники учебной информации

Лекции

Практи-ческие занятия

Всего часов

I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ФОНЕТИКУ

Введение.

Предмет и задачи фонетики. Место фонетики в общей системе языка. Разделы фонетики (артикуляционная, акустическая, перцептивная фонетика, фонология). Методы лингвистического анализа (экспериментально-акустический, семантический, дистрибутивный, трансформационный, компьютерно-статистический). Связь фонетики с другими лингвистическими науками. Теоретическая и прикладная фонетика. Теоретическая и практическая значимость дисциплины.

2

1

3

Теоретическая фонетика английского языка: / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 6 – 17, 39 – 47.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С. 10 – 25, 36 – 41.

Retunskaya M.S. A course of lectures in theoretical phonetics of the English language. – Nizhny Novgorod, 2004. – P. 4 – 15.

Vassilyev V.A. English phonetics: A theoretical course. – Moscow: Higher school publishing house, 1970. – P. 7 – 35.

II. СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ АНГЛИЙСКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Учение о фонеме

Теория фонемы, основные направления в рамках учения о фонеме и различные трактовки понятия фонемы. Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Функции фонемы. Фонемы и аллофоны. Сравнение фонетических баз английского и русского языков.

2

1

3

Теоретическая фонетика английского языка:/ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С.,39 – 47.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С. 10 – 25, 36 – 41.

Retunskaya M.S. A course of lectures in theoretical phonetics of the English language. – Nizhny Novgorod, 2004. – P. 4 – 15.

Vassilyev V.A. English phonetics: A theoretical course. – Moscow: Higher school publishing house, 1970. – P. 7 – 35.

Консонантизм английского языка

Классификация согласных. Принципы классификаций, используемые русскими и зарубежными фонетистами. Система согласных фонем английского языка. Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских и русских согласных. Различные трактовки английских аффрикат.

2

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 182 – 195.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M., 2004. – С. 30 – 36, 68 – 75, 174 – 189.

Retunskaya M.S. A course of lectures in theoretical phonetics of the English language. – Nizhny Novgorod, 2004. – P. 15 – 17.

Vassilyev V.A. English phonetics – Moscow, 1970. – P. 7 – 35.

Вокализм английского языка

Классификации гласных. Принципы классификаций гласных. Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских и русских гласных. Проблема безударного вокализма в английском языке. Классификации оппозиций.

4

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996. – С. 78 – 100.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004. – С.75 – 81, 174 – 189.

Retunskaya M.S. A course of lectures in theoretical phonetics of the English language. – Nizhny Novgorod, 2004. – P. 17 – 23.

Vassilyev V.A. English phonetics – Moscow, 1970. – P. 195 – 219.

Модификации гласных и согласных звуков в разговорной речи

Позиционно-комбинаторные изменения фонем английского языка. Виды, направления и природа звуковых трансформаций. Тенденции развития английского вокализма и консонантизма

2

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996. – С. 78 – 100.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004. – С.75 – 81, 174 – 189.

Структура слога

Проблема слога и теории слогообразования. Структура слога.Слогоделение в английском языке. Функции слога в фонетической структуре слова и фразы

2

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996. – С. 112 – 121.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004. – С. 205 – 233.

Акцентная структура слова

Акустико-физиологическая природа словесного ударения. Виды и градация словесного ударения. Основные тенденции, определяющие место и различную степень ударения в английских словах. Акцентная типология слов в английском языке. Функции словесного ударения.

2

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996. – С. 121 – 135.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004. – С. 242 – 260

Интонация и просодия

Понятие интонации и просодии и их соотношение как акустико-физиологического и лингвистического явления. Физические параметры интонации. Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса и пауза. Функции просодии.

4

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996. – С. 135 – 246.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004. – С.75 – 81, 174 – 189.

Диалектология

Диалекты и варианты английского языка. Понятие о стандарте языка. Национальные и региональные варианты английского языка. Сходство и различия между произносительной нормой в Великобритании и США (вокалическая и консонантная система, ударение, интонация). Социальная вариативность произношения. Социальная дифференциация английского произношения.

4

1

3

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996. – С. 247 – 283.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004. – С.261 – 274.

Методы исследования звукового строя английского языка

Понятие метода в науке. Методы лингвистического анализа (экспериментально-акустический, семантический, дистрибутивный, трансформационный, компьютерно-статистический).

2

1

2

Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М., 1996.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M. 2004.

ИТОГО

26

10

36

4. Содержание семинарских занятий

Тематика и содержание семинара

Цель

Задачи

Продолжитель

ность занятия

Источники информа

ции

1

2

3

4

5

Семинар 1. Теоретическая фонетика как наука

  1. Письменная работа.

  1. Связь фонетики с другими науками. Дистантные и лингвистические связи. Примерные межуровневые корреляции фонетики с другими аспектами языка.

  1. Разделы фонетики, изучаемые ими звуковые аспекты и специфика методики исследования.

  1. Различия в артикуляционной базе английских и русских звуков. Звуковая субституция, характерная для русскоязычных студентов.

  1. Дефиниции фонемы. Теоретические основания дефиниционного разнообразия. Существующие тенденции в определении фонемы.

  1. Понятие кинакемы. Отличие кинакемы от фонемы. Релевантность существования нового термина.

  1. Свойства звуков. Характеристика звуковых свойств, их природа и аспекты изучения.

Семинар 2. Консонантизм английского языка

  1. Письменная работа.

  2. Русская классификация согласных. Классификационные принципы, используемые русскими фонетистами.

2) Различия в принципах классификации согласных у русских и зарубежных лингвистов. Проблема терминологии. Вопрос природы и количества английских аффрикатов.

3) Особенности русских и английских согласных. Основные и частные различия систем согласных.

4) Фонологически релевантные и нерелевантные характеристики английских согласных.

5) Модификации согласных в связной речи. Типы модификаций согласных по направлению и дистрибуции. Стадиальность звуковых комбинаций. Специфика ассимиляции, акоммодации и элизии.

Семинар 3. Система вокализма английского языка.

  1. Письменная работа.

  2. Классификации гласных. Специфика существующих классификаций гласных.

  3. Принципы классификации гласных.

  4. Релевантные и нерелевантные черты английских гласных. Фонологические и фонетические ошибки. Законы фонологической системы.

  5. Модификации гласных в связной речи. Исторические и современные модификации гласных в речи.

  6. Классификации оппозиций.

Семинар 4. Супрасегментная фонетика

  1. Письменная работа.

  1. Теории слога. Недостатки и особенности отдельных теорий.

  1. Слогообразование. Основные проблемы и пути решения.

  1. Слогоделение. Методика установления границ слога. Специфика слогоделения в английском языке.

  1. Словесное ударение и его функции. Природа словесного ударения в английском языке и тенденции, определяющие его местоположение в слове.

  1. Виды ударения и акцентная типология английского языка.

  1. Интонация и её структура. Элементы интонации. Терминологическое соответствие «интонации» и «просодии».

  1. Интонационный рисунок. Синтагма и интонационная группа. Основные типы интонации.

  1. Функции интонации.

.

Семинар 5. Диалекты и варианты английского.

  1. Письменная работа.

  2. Диалектология. Понятие диалекта, акцента и варианта языка. Территориальные и социальные варианты.

  3. Диалекты и варианты английского, их взаимоотношения. Характеристики основных особенностей диалектов и вариантов на фонетическом уровне.

  1. Приобретённое произношение как стандарт Британского английского. Социальный статус стандарта, основные тенденции современных изменений. Гетерогенность стандарта.

  1. Американский английский. Американский стандарт, его особенности в сравнении с Британским стандартом.

Изучение студентами сведений об основах теоретической фонетики

Изучение студентами информа-

циии о системе согласных в английском и русском языках

Дать аспектную характеристику гласных английского языка

Изучение студентами супрасегментной специфики

английского

языка

Ознакомление с языковой вариативностью в пределах нормы.

1. Учить

студентов

находить логические междисциплинарные связи.

2. Учить

студентов

определять

внутренние и внешние характеристики явлений.

3. Учить студентов анализировать и аргументировать

теоретические положения.

1. Обсужде

ние

информа-

ции о

консонантизме.

2.Информация о систематизации согласных.

1. Обсужде

ние студен-

тами информа

ции о вокализме

английско

го языка.

2. Анализ

Фонологической релевантности в системе

английских

гласных.

1.Анализ

фонети

ческой

структуры

слов.

2. Анализ

Интонационной особенности английского языка

1. Анализ варьирования произношения английского языка

2. Развитие у студентов диалектной компетенции

(2 часа)

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 6 – 17, 39 – 47.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С. 10 – 25, 36 – 41.

Жадейко М.Н. Семинарские занятия по теоретической фонетике. – Тольятти: ТГУ, 2005. – C. 3 – 4.

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 182 – 195.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С. 30 – 36, 68 – 75, 174 – 189.

Жадейко М.Н. Семинарские занятия по теоретической фонетике. – Тольятти: ТГУ, 2005. – C. 6 – 7.

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 78 – 100.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С.75 – 81, 174 – 189.

Жадейко М.Н. Семинарские занятия по теоретической фонетике. – Тольятти: ТГУ, 2005. - C. 9 – 10.

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 112 – 232.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С.205 – 233, 242 – 260.

Жадейко М.Н. Семинарские занятия по теоретической фонетике. – Тольятти: ТГУ, 2005. - C. 11 – 12.

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 247 – 283.

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004. – С.261 – 274.

Жадейко М.Н. Семинарские занятия по теоретической фонетике. – Тольятти: ТГУ, 2005. - C. 13 – 14.

5. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Изучение теоретического материала по учебникам и учебным пособиям (список литературы представлен ниже).

    2. Подготовка к практическим занятиям (семинарам) по лекциям, учебникам, и учебным пособиям (список литературы представлен ниже).

6. КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Первый семестр

Наименование видов

самостоятельной

работы

Номера недель семестра

Всего

часов

Форма

итоговой

аттестации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Количество часов в неделю и формы контроля

  1. Изучение

теоретического

материала

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

экзамен

  1. Подготовка к

семинарским

занятиям

2

Р

2

Р

2

Р

2

Р

2

Р

10

3. Всего часов

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

36

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Количество книг в библиотеке

1

2

3

Основная литература

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 1996.

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз./ М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Жадейко М.Н. Семинарские занятия по теоретической фонетике. – Тольятти: ТГУ, 2005.

Дополнительная литература

Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – M.: Изд-во «Менеджер», 2004.

3

7

66

51

1

8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Студенты должны знать основные положения фонетической теории языка, составляющие основу теоретической и практической профессиональной подготовки специалиста, специфику организации и функционирования английской звучащей речи, современные проблемы фонетики и новейшие методы исследования фонетических явлений, фонетические средства реализации различных типов дискурса для достижения определённых коммуникативных задач.

Студенты должны приобрести следующие умения и навыки:

  • практически применять приобретённые теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации;

  • работать с научной литературой, самостоятельно пользоваться новейшими мультимедийными средствами;

  • анализировать фонетическую структуру слов с целью определения его фонетических и фонологических особенностей;

  • характеризовать фонетический состав английского языка;

- самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения.

Студенты должны научиться самостоятельно изучать специальную литературу, составлять планы-конспекты изучаемых теоретических материалов, работать со словарями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа
    В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.
  2. Как составить конспект урока русского языка. Конспект урока

    Конспект
    Уроки, их виды, структура. Психолого-педагогические требования к урокам изучения нового материала. Уроки закрепления знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Задача
    Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  4. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  5. Д г. м н., профессор В. М

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.

Другие похожие документы..