Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Данная публикация подготовлена в рамках проекта "Реформа системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров на средст...полностью>>
'Тезисы'
Прошедшие два года с момента проведения отчетно-выборной конференции в мае 2007 года вместили в себя большую целенаправленную работу регионального от...полностью>>
'Документ'
Постнов С.Е., Подчерняева Р.Я., Мезенцева М.В., Щербенко В.Э., Зуев В.А. Необычные свойства воды пограничного слоя Вестник Российской Академии Естес...полностью>>
'Документ'
Институт продвижения инноваций (далее – Институт) создается при Общественной палате Российской Федерации решением совета Общественной палаты Российск...полностью>>

Проблемы общей теории

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II. Заключение

Хотя я являюсь противником смертной казни, я также против и пожизненного заключения. Цель лишения свободы может заключаться только в исправлении преступника. Если это невозможно, то человек, совершивший преступление, не имеет права находиться в нашем обществе.

На мой взгляд, большую опасность представляет не само преступление и преступник, а та среда, субкультура, которая складывается в нашей стране. А самое опасное свойство криминального мира, я считаю, способность оказывать влияние на все сферы жизни общества. Я считаю, что гуманизм по отношению к данному явлению не уместен. Можно говорить о человеколюбии к законопослушным гражданам.

Основная цель изгнания – это возможность уберечь общество от насилия по отношению к преступнику (необходимость казнить или содержать), частное предупреждение, отделение криминального мира от нашего общества.

Если эта мера и будет применяться, то данное наказание должно налагаться на всех преступников, исправление которых невозможно.

Зло порождает не зло. Зло порождает слабость, нерешительность и непоследовательность. Трудно определить, кто более повинен в ситуации, которая сложилась в нашей стране: преступный мир, который разлагает и уничтожает наше общество, или общество, которое позволяет преступному миру это делать.

Проанализируйте целесообразность и эффективность предложений А.В. Мельникова. Следует ли подобным образом реформировать уголовное законодательство?

1.10. В западноевропейских государствах в последнее десятилетие популярностью пользуются модели так называемого восстановительного правосудия: примирение вместо наказания, примирение жертвы и преступника и т.п. Как вы относитесь к подобным проектам? Имеются ли в российском уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве положения, позволяющие осуществлять восстановительное правосудие?

1.11. Приведите пример социальной меры предупреждения преступности, которая бы по своему масштабу была региональной.

1.12. Для профилактики пьянства и совершаемых на его почве правонарушений у зданий райотделов милиции и в витринах нескольких магазинов были помещены стенды "Они позорят наш город". На стендах вывешивались списки и фотографии лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в пьяном виде, а также лиц, ведущих аморальный образ жизни. Еженедельно в городской газете публиковались сведения о лицах, доставленных в медвытрезвитель, а также лиц, совершивших преступления в нетрезвом состоянии.

Соответствуют ли указанные меры требованиям, предъявляемым к мерам предупреждения преступности?

1.13. В некоторых зарубежных странах досрочно освобожденным от наказания или условно осужденным вменяется в обязанность носить крохотные радиопередатчики (на запястье или у пояса). У каждого передатчика особый сигнал. Снимать аппарат нельзя, иначе это сочтут правонарушением. По сигналам радиопередатчика соответствующие службы знают о местонахождении лица.

С 1983 г. в США передатчики применяются для домашнего ареста. Электронные наручники решают проблему нехватки тюрем.

Возможно ли применение таких систем в нашей стране? Аргументируйте свой ответ.

1.14. В последние годы при задержании подозреваемых, проверке документов и проведении других оперативных, а иногда даже следственных мероприятий используются специальные маски, затрудняющие опознание сотрудников. Некоторые правозащитники полагают, что применение масок недопустимо, поскольку сотрудники правоохранительных органов обязаны представиться и объявить, на каком основании осуществляется задержание или иное следственное действие. Кроме того, нельзя установить личность конкретного сотрудника, злоупотребившего своим служебным положением. Какие функции выполняет маска? Можно ли назвать использование маски мерой безопасности и каким нормативным актом это предусмотрено?

1.15. Помощник прокурора края по кадрам отказал в приеме на должность следователя райпрокуратуры В.Я. Иванову, мотивируя это тем, что последний 15 лет назад, будучи несовершеннолетним, привлекался к уголовной ответственности за угон автотранспорта и был осужден к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 3 года.

Иванов решение помощника обжаловал прокурору края, указав в своей жалобе: во-первых, в соответствии со ст. 57 УК РСФСР он не является судимым, во-вторых, он закончил юридический факультет и исключительно положительно характеризуется, и, в-третьих, судимость не должна быть препятствием для поступления на работу в органы прокуратуры, поскольку никаким нормативным актом это не предусмотрено. Обоснован ли отказ в приеме на работу? Правомерны ли доводы Иванова? Какое решение должен принять прокурор края?

1.16. В Советском Союзе существовала система так называемой общественной профилактики: добровольные народные дружины (ДНД), общественные пункты охраны правопорядка (ОПОП). С распадом Союза разрушилась и эта система. Специалисты по-разному оценивают целесообразность возрождения системы ДНД. Выскажите и аргументируйте ваше мнение на этот счет? Существуют ли подобные общественные формирования в странах Западной Европы, США?

1.17. Проанализируйте временное положение «О создании Красноярской муниципальной добровольной народной дружины», принятое решением городского Совета от 7 июня 2000 г. № 24-274. Какие полномочия предоставлены народным дружинникам? Могут ли народные дружинники осуществлять задержание граждан? Соответствуют ли полномочия, предоставляемые народным дружинникам, Конституции РФ? Оцените целесообразность, эффективность и законность создания народных дружин.

Контрольные вопросы

  1. Дайте краткую характеристику предупреждения преступности.

  2. Назовите принципы деятельности по предупреждению преступности.

  3. Что является объектом предупреждения преступности?

  4. По каким критериям классифицируются меры предупреждения преступлений?

  5. Дайте классификацию мер предупреждений преступлений по уровню, механизму, направленности, субъектам, объектам и другим критериям.

  6. Что такое социальная профилактика? Приведите примеры мер социальной профилактики.

  7. Каковы роль и значение наказания (ответственности) в сдерживании преступности?

  8. Что такое меры безопасности? Приведите примеры мер безопасности.

  9. Приведите примеры мер восстановления (компенсации).

  10. Назовите отличительные признаки мер социальной профилактики, восстановления, наказания, безопасности.

  11. Назовите субъекты (органы) социальной профилактики, юридической ответственности и мер безопасности.

  12. Можно ли считать меры специального (специально-криминологического) предупреждения синонимами мер безопасности?

  13. Что является основанием применения мер безопасности?

  14. Что такое сроки криминологической давности и каково их практическое значение?

  15. Что составляет содержание мер безопасности?

  16. Какие специальные запреты и обязанности вы знаете?

  17. Назовите известные вам процедурно-процессуальные меры в институте мер безопасности.

  18. В чем отличие общей и индивидуальной профилактики?

  19. Назовите субъектов социальной профилактики, уголовного наказания и мер безопасности.

  20. Назовите субъекты, которые осуществляют координацию предупредительной деятельности.

Тема 2. Материальное и ресурсное обеспечение предупредительной деятельности.

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение.

2.2. Организационное обеспечение и координация.

2.4. Нормативно-правовое обеспечение.

2.5. Проблемы формирования социально-криминологического мышления.

2.6. Информационно-аналитическое и научно-методическое обеспечение.

2.7. Криминологическое прогнозирование и планирование.

Литература:

Задания

2.2. Депутат Красноярского горсовета Владимир Тетельмин обратился с просьбой к осужденным через городскую вечернюю газету.

"Мы, депутаты, - пишет Тетельмин, - поддерживаем справедливые требования заключенных и будем содействовать их реализации. В свою очередь я, как уполномоченный народа, вправе обратиться к авторитетам того мира, который именуют преступным, с убедительной просьбой. Господа, если это в ваших силах, то сделайте все возможное, чтобы в это тревожное время в нашем городе не совершались преступления против личности. Помогите демократам в преобразовании нашей жизни. Чем лучше и спокойнее будут люди на воле, тем лучше будет жизнь в зонах. Используйте свой высокий авторитет на то, чтобы в обозримой перспективе не было грабежей на ночных улицах, чтобы здоровые мужики не врывались в квартиры, в которых живут одинокие люди и дети... Пусть спокойно пройдут выборы или назначение глав города и края. В обстановке тревоги и страха нам, демократам, победить будет трудно. А поражение демократов будет нашим общим поражением».

Дайте оценку обращению депутата. Возможны ли компромиссы и договоры между властью и преступным миром?

2.3. Вам предлагается отрывок из книги В.Пикуля "Фаворит": "Богатейшая страна Россия! - пребывала в унизительной бедности. Генерал-прокурор Глебов советовал для исправления финансов снова ввести смертную казнь. Елизавета спросила: "Так что я с удавленников иметь-то буду?"

Глебов объяснил, что, упорствуя в милосердии своем, царица семьдесят тысяч преступников живых оставила, а еще десять тысяч солдат стерегут их по тюрьмам и каторгам. "Сто тыщ сидит на шее нашей - всех корми! А за што? Не лучше ли сразу голову отсекать? По Вашей милости число преступников увеличилось, а само преступление без наказания осталось. Народ же наш столь закоснел в упрямстве, что кнута уже не пужается.

- А что скажут... Эвропы? - спросила Елизавета".

Оцените совет генерал-прокурора Глебова. Действительно ли уничтожение преступников более "выгодный" для государства способ борьбы с преступностью? Как вы думаете, что "дороже" обществу: лишение свободы или отсрочка исполнения приговора? Какую методику расчета вы использовали? Правомерно ли рассматривать уголовную политику через призму категорий "издержки-польза"?

2.4. Широко известно выражение, что дешевое правосудие дорого обходится государству. А можете ли вы представить ситуацию, когда затраты на правосудие и всю предупредительную систему будут больше, чем ущерб от преступности? Как соотнести показатели того и другого? Каково относительное соотношение затрат и ущерба?

2.5. Для укрепления материально-технической базы правоохранительных органов во многих регионах и даже районах создаются внебюджетные фонды. В Красноярском крае для этих целей создан внебюджетный фонд «Правопорядок» (см.: соответствующее постановление). Кроме того, в 2000 г. создано государственное учреждение «Правопорядок», которое осуществляет управление расходованием на правоохранительную деятельность средств из бюджета Красноярского края. Любопытно, что обе структуры возглавляет одно должностное лицо.

Однако наряду с положительными сторонами подобного финансирования исследователи отмечают и негативные. Во-первых, к «благотворительности» многих граждан и предпринимателей вынуждает определенная зависимость от правоохранительных органов, которые таким образом «откупаются» от прессинга правоохранительных и контролирующих органов или приобретают «милицейские крыши». Не заплативший «благотворительный взнос» водитель будет очень долго оформлять документы. Во-вторых, через подобные фонды местные власти получают дополнительный рычаг для управления даже федеральными правоохранительными структурами, превращают милицию и прокуратуру в «карманные» органы. В-третьих, расходование внебюджетных средств слабо поддается контролю. Что вы думаете по этому поводу? Аргументируйте свой ответ.

2.6. Угадайте, кому из известных мыслителей принадлежат эти строки: "...Если изучить законы, управляющие теперь человечеством, то оказывается, что их можно разделить на три главных разряда: охрана собственности, охрана правительства и охрана личности. И ближе всматриваясь в содержание каждого из этих разрядов, приходишь к неизбежному выводу: "ненужность и зловредность закона". "...Лучшее употребление таких законов - большой праздничный костер." "...В современных государствах выпустить новый закон считается лекарством от всех зол. Вместо того, чтобы самим изменить то, что плохо, люди все время просят нового закона. Если дорога между двумя деревнями станет непроходимой, западноевропейские крестьяне вместо того, чтобы исправить ее, болтают промеж себя, что надо бы издать новый закон насчет прокладки дорог."

Анализируя современные подходы к роли законов в организации жизнедеятельности общества, можно выделить две крайних позиции. Одна из них состоит в том, что все стороны жизнедеятельности общества должны быть зарегламентированы правом и правовые нормы должны неукоснительно соблюдаться. Как говорили древние, «пусть рухнет мир, но торжествует юстиция».

Согласно другой точке зрения, значение позитивного права в современном обществе преувеличено. Главным регулятором поведения человеческого поведения должна быть мораль. Безнравственные законы вредны. Пусть рухнет безнравственная юстиция и торжествует мир. Для обозначения неоправданной тяги к законотворчеству появилось даже специальное понятие - «легисломания». Попытки зарегламентировать все стороны общественного бытия влекут за собой негативные последствия. Чем больше законов, тем больше их нарушений.

Определите вашу позицию. В каких пределах должна регламентироваться деятельность по предупреждению преступности? Обозначьте основные проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности по предупреждению преступлений.

2.7. Более 20 лет предлагаются различные проекты закона о профилактике, который регламентировал бы все стороны деятельности по предупреждению преступлений. Однако ряд исследователей скептически относятся к принятию подобного закона, указывая, что деятельность по предупреждению преступлений можно регламентировать в отраслевом законодательстве (административном, трудовом и т.п.), а также в законах, регламентирующих основную деятельность каждого субъекта профилактики.

Аналогичные дискуссии ведутся между сторонниками и противниками принятия комплексных (межотраслевых) законов о коррупции, о борьбе с организованной преступностью. Какой вариант представляется вам предпочтительным: создание комплексных законов или совершенствование отраслевого законодательства? Аргументируйте вашу позицию.

2.8. Некоторые общественные деятели и политики обращают внимание на появление кино, видеофильмов, которые якобы негативно влияют на формирование правовой и криминологической культуры. Одни кинофильмы романтизируют преступный образ жизни, а сотрудников милиции выставляют в неприглядном свете («Бригада»). Героями других сериалов являются сотрудники, постоянно нарушающие закон («Менты», «Особенности национальной охоты»). Очень часто в основе сюжета лежит идея восстановления справедливости и борьбы с преступностью незаконными и даже преступными средствами («Антикиллер»).

Что вы думаете по этому поводу? Действительно ли имеет место тенденция «героизации преступного мира»? Согласны ли вы с мнением, что тем самым населению прививают правовой нигилизм и принижают авторитет правоохранительных органов? Следует ли целенаправленно формировать социальный заказ деятелям киновидеоиндустрии, СМИ на образ положительных и правильных «борцов с преступностью» и как это сделать? Может быть ввести цензуру, как в советские времена, или иным образом формировать социальный заказ к деятелям киновидеоиндустрии?

2.9. В любом развитом государстве налогоплательщики знают, какое количество сотрудников полиции оберегает их покой. Можете ли вы сказать, какое количество сотрудников милиции оберегает покой россиян? Сколько сотрудников милиции в Красноярском крае и в г. Красноярске? Если не можете, то почему? Как вы думаете, где больше сотрудников милиции в расчете на 100 тыс. чел. - в США или в России? Во Франции или в России? В Германии или в России? В Японии или в России? В каком направлении нам двигаться дальше: наращивать или сокращать численность милиции?

2.10. Государственная Дума приняла обращение «К Президенту России Владимиру Путину в связи с обострением криминогенной ситуации в России». В обращении отмечается, что депутаты Госдумы «выражают глубокую озабоченность по поводу обострения криминогенной ситуации в России». Люди живут в страхе за свою жизнь и жизнь своих детей. К сожалению, многие свыклись с этой трагической реальностью. Не без помощи СМИ притупляется острота восприятия чужой боли и чужих страданий. Самым незащищенным от преступных проявлений оказался простой народ», - говорится в документе.

В нем подчеркивается, что обострение криминогенной ситуации в России таит потенциальную угрозу национальной безопасности страны. Депутаты просят Президента «принять безотлагательные и жесткие меры по искоренению преступности, наведению порядка в стране, защите жизни и обеспечению спокойствия наших сограждан». Со своей стороны, Госдума выражает готовность рассмотреть во внеочередном порядке внесенные главой государства законопроекты по борьбе с преступностью и «обеспечению диктатуры закона в нашем государстве» (Красноярский рабочий. 2001. 22 сент.).

В советские времена в Литературной газете была рубрика «Если б я был директором», где каждый читатель мог представить себя человеком, имеющим властные полномочия, а соответственно предложить решение той или иную проблемы.

Представьте себе, что вы (по вашему выбору) президент, министр МВД, министр юстиции и губернатор и т.п. Что бы вы сделали для снижения уровня преступности? Представьте на обсуждение курса вашу программу борьбы с преступностью.

2.11. Известный криминолог из Латвии Л.В. Тэсс в одной из своих статей обозначил основные направления реформирования уголовной политики государств, расположенных на территории бывшего Советского Союза:

«Начнем со следствия. Если преступник взят на месте преступле­ния - суд должен рассмотреть дело на следующий день. Если пре­ступление требует розыска, то после ареста обвиняемого дело должно быть рассмотрено в суде через 10 дней после ареста.

Во всех случаях следствие не должно продолжаться больше од­ного месяца, а судебный процесс - больше недели или 10 дней. За­дача следствия на этом этапе заключается в документировании од­ного или нескольких фактов, имеющих твердую доказательствен­ную базу, оценку ущерба, причиненного преступлением, с учетом всех издержек по его раскрытию и реальные возможности обвиняе­мого для покрытия этих расходов. К этим материалам следователи прилагают досье на обвиняемого, если по их данным за ним чис­лятся еще какие-либо преступления.

Во всех случаях, если началось следствие, преступник должен твердо знать, что «счетчик» по расходам на его уголовное дело включен. Отсюда вывод: если он не хочет, чтобы его «грузили», наращивая сумму затрат, то ему выгодней явиться с повинной. Это конкретный и очень серьезный стимул для перелома в сознании преступника относительно явки с повинной. Сегодня этот стимул не работает.

Суд, получив материалы уголовного дела, рассматривает его по существу и выносит соответствующее решение. В ходе его рас­смотрения суд должен огласить материалы досье и предложить подсудимому явку с повинной, если он совершил какие-либо про­чие преступления, о которых не знает следствие.

Если подсудимый является с повинной, то это не должно, как правило, ни затянуть рассмотрение дела, ни приостановить его. То­гда суд выносит решение по расследованному факту, отмечает в приговоре существо явки с повинной и устанавливает: 1) сумму, подлежащую компенсации подсудимым, 2) определяет время, не­обходимое для того, чтобы в условиях мест исполнения наказания (далее – МИН), осужденный эту сум­му заработал и рассчитался с государством, т.е. определяет объек­тивный срок наказания и

3) обязывает оперативную часть МИН документально оформить явку с повинной.

Если суд оправдывает подсудимого, затраты по делу компенси­руют следственные органы. Если наказание не связано с лишением свободы - определяется срок погашения произведенных затрат по этому делу. Если осужденный будет уклоняться от выплаты ком­пенсаций, дело подлежит пересмотру и направлению осужденного в МИН для отработки всей суммы долга. По вынесении решения и прохождения процедуры кассации, осужденный направляется в МИН.

В этой связи новое место в системе защиты интересов подсуди­мого должен занять и адвокат. И это должно быть не только слово­прение, не только поиск допущенных процессуальных огрехов, но и аргументированный анализ предъявляемой к оплате суммы ущерба и оценка срока, необходимого подзащитному для компенсации причиненного ущерба.

С изменением следственного и судебного процесса в корне должно измениться и положение мест исполнения наказания (МИН). Именно сюда должен быть перенесен центр по разработке информационного поля уголовного мира и обеспечен взаимообмен получаемой информации с органами следствия.

Бывшие ИТК (исправительно-трудовые колонии) сегодня долж­ны превратиться в обычные поселки городского типа с условиями размещения осужденных по гостиничному образцу, если это со­стоятельные люди, и коммунальному образцу, если это бомжи.

Сами МИН должны располагать локальными зонами для диффе­ренцированного размещения осужденных, обеспечивая размещение контингента не только по степени тяжести совершенных преступ­лений и количеству судимостей, но и половому и возрастному принципам, что позволит обеспечить абсолютно нормальную сферу обитания людей, лишенных свободы, но не условий человеческого общения и требований морали, принятых обществом, общения, ко­торого их лишили. Условия изоляции мужчин от женщин, а подро­стков от взрослых порождают не только половые извращения и ма­ниакальные состояния. Они порождают извращенное отношение в самих изолированных группах, извращая моральные и эстетические ценности общества.

Отказ от условий сегодняшних МИН с их физически истязаю­щими условиями позволит получить совершенно новые условия взаимоотношений, как между осужденными, так и между админист­рацией и контингентом.

На первых порах перестройки МИН должны находиться под опе­кой государства, чтобы обеспечить себя необходимыми производ­ственными связями, которые должны способствовать развитию ча­стнопредпринимательской деятельности, чтобы в дальнейшем та­кой поселок мог отстроить всю необходимую инфраструктуру и превратиться в самостоятельную территориально-административную единицу с собственным бюджетом.

Это позволит полностью решить проблему трудоустройства и жилья для тех, кто, освободившись, захочет остаться и работать как по вольному найму, так и в качестве частного предпринимателя.

Это же позволит создать своеобразный «испытательный поли­гон» для выяснения дальнейших намерений освобождающихся. Но основная функция МИН должна быть определена как инстанция по раскрытию нераскрытых преступлений: тот срок, который получит осужденный, должен быть использован оперативно-следственным аппаратом МИН для того, чтобы, не нарушая процессуальных сро­ков расследования, вести оперативные действия и готовить мате­риалы для передачи в суд по тем делам, которые, по оперативным данным, числятся за подозреваемым, а по мере их готовности пе­редавать их в суд.

В этом случае не будут возникать издержки по пребыванию в следствен­ных изоляторах, появится интерес самих преступников не накручи­вать себе срок за счет увеличения затрат на процесс следствия и су­да, не копить преступный багаж, а избавляться от него за счет явки с повинной и т.д. Перевод основной задачи по раскрытию нерас­крытых преступлений на оперативные аппараты МИН позволит по-новому перестроить структурные подразделения правоохранитель­ных органов и в то же время четко определить экономическую со­ставляющую каждого направления работы этой системы, что давно пора было сделать.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что кардинальная перестройка правоохранительной системы государства не потребу­ет крупных материальных затрат, ибо рассчитана на использование и реконструкцию действующей системы в пределах сумм, выде­ляемых на их деятельность бюджетом, но в результате реконструк­ции и нововведений отдача от их деятельности должна дать при­бавку и бюджету страны.

Главным здесь видится перенос тяжести раскрытия преступле­ний в места содержания преступников, освобождение милиции и прокуратуры от вычисления «процентов раскрываемости» и вклю­чение экономической составляющей в деятельность правоохрани­тельных органов для получения представления о рентабельности этих затрат.

Все это можно грамотно решить при условии, что законодатель освоит главную идею времени: государство приняло условия ры­ночной экономики и в этих условиях преступность выступает как отрасль предпринимательства, оппонирующего официальной вла­сти и защищающего свой экономический базис - теневую экономи­ку. Перемирия в этой конфронтации не намечается» (Тэсс Л.В. Борьба с преступностью и ее концепция в ХХI веке // Проблемы преступности: традиционнные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 40 – 43).

Согласны ли вы с предложенными направлениями реформирования правоохранительной системы? Обоснуйте свое мнение.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте основные проблемы материально-технического, кадрового, информационно-аналитического, научно-методического и юридического (правового) обеспечения предупредительной деятельности.

  2. Сформулируйте основные проблемы координации предупредительной деятельности?

  3. Какие виды криминологического прогнозирования вы знаете?

  4. Какие методы криминологического прогнозирования вам известны?

  5. Какие виды криминологического планирования вы знаете?

  6. Что такое криминологическая экспертиза и для решения каких задач она проводится?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы общей теории права и государства

    Учебник
    Проблемы общей теории права и государства Учебник для юридических вузов Под общей редакцией академика Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора В.
  2. Проблемы общей теории права

    Документ
    Наличие проблем в науке свидетельствует о ее существовании. Не любая проблема, которая возникает, является научной. Знание всегда представляет в науке диалог, что предполагает различную интерпретацию, наличие различных точек зрения.
  3. Проблемы уголовной ответственности

    Документ
    Среди многочисленных точек зрения на проблему уголовной ответственности нельзя не высказать и свое видение этой ключевой категории уголовного права. Это, как представляется, необходимо еще и пото­му, что ряд позиций уголовной ответственности
  4. Общая теория физической культуры и ее фундаментальные проблемы

    Документ
    S: Вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями,
  5. Примерный план Предмет общей теории права. Место теории права в системе иных наук. Система общей теории права

    Задача
    Алексеев С.С, Чиркин В.Е. О системе наук, изучающих проблемы политической организации общества, государства и права Советское государство и право. 1965.

Другие похожие документы..