Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Представляя Вашему вниманию годовой отчет Открытого Акционерного Общества «Гайский ГОК», второго предприятия по объемам производства медного концентр...полностью>>
'Программа'
Валерий Халилов. (*) 13:45 ИЗ ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ ТЕЛЕТЕАТРА. Б.Шоу. "Дома вдовца". Телеспектакль. Режиссер Л.Галлис. Запись 1975 года. «Росс...полностью>>
'Публичный отчет'
«Санаторий «Краснозерский» создан в 1965 г. и расположен в зоне удачного климатического баланса на границе Новосибирской области, Алтайского края и К...полностью>>
'Документ'
Реестр государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляющих реабилитацию инва...полностью>>

Библиотека психологии Р. С. Немов психология Втрех книгах

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

СТИМУЛ — то, что воздействует на органы чувств человека, (см. также раздражитель).

СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

679

СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать определенным образом.

СТРЕСС — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры (см. гештальт).

СУБЛИМАЦИЯ — (см. замещение).

СУБСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины (см. абсолютный порог ощущений).

СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к человеку — субъекту.

СУГГЕСТИЯ — (см. внушение).

СУРДОПСИХОЛОГИЯ — специальный раздел психологии, изучающий особенности глухих и слабослышащих людей.

СХЕМА МЫШЛЕНИЯ — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности. Т.д. разработана А.Н.Леонтьевым.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (см. культурно-историческая теория развития высших психических функций).

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — общее понятие, обозначающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными приобретается жизненный опыт.

680

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения и взаимодействия с людьми.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов, происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге.

ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике.

ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм условного рефлекса (см. рефлекс условный).

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

681

УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — способ математико-статистиче-ской обработки данных научного исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не воспринимаемые причины, называемые факторами.

ФАНАТИЗМ — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

ФАНТАЗИЯ — (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).

ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ — иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления.

ФЕНОТИП — приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.

ФИ-ФЕНОМЕН — иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга.

ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.).

ФРЕЙДИЗМ — учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено П.К.Анохиным.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН — прижизненно сформировавшаяся органическая система, обеспечивающая работу высших

682

психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой.

ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания.

ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - (см. ценности).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

ЭГОЦЕНТРИЗМ — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

ЭЙФОРИЯ — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

ЭКСПЕКТАЦИИ — (см. социальные ожидания).

ЭКСПРЕССИЯ — (см. выразительные движения).

683

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Э. противоположна интериоризацш (см.).

ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту.

ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный).

ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных.

684

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.........................................................................................................3

Раздел I. Введение в психологию.........................................................................5

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.............................................—

Значение психологических знаний для обучения и

воспитания детей................................................................................6

Психология как наука........................................................................8

Основные отрасли психологии........................................................ 12

Методы исследования в психологии............................................... 16

Глава 2. Естественнонаучные основы психологии...............................................28

Строение, функционирование и свойства центральной нервной

системы человека.............................................................................29

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы

связи..................................................................................................42

Анатомо-физиологическое представительство в мозге

психических процессов и состояний человека............................... 52

Генетические корни психологии и поведения...............................72

Глава 3. Психология и науки о человеке..............................................................91

Психология и история.....................................................................92

Психология и философия................................................................95

Психология и социология ...............................................................97

Психология и педагогика................................................................106

Глава 4. Развитие психики человека и животных.............................................109

Истоки психики живых существ....................................................ПО

Становление низших форм поведения и психики........................113

Развитие высших психических функций у человека.....................122

Сравнение психики человека и животных....................................125

Глава 5. Сознание человека......................,.........................................................132

Природа человеческого сознания.....................................................—

Возникновение и развитие сознания.............................................136

Сознание и бессознательное...........................................................139

Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов...................145

Глава 6. Деятельность.........................................................................................—

Понятие и строение человеческой деятельности.............................—

Виды и развитие человеческой деятельности................................152

Деятельность и психические процессы..........................................156

Умения, навыки и привычки.........................................................158

Глава 7. Ощущения и восприятие......................................................................165

Понятие об ощущениях..................................................................166

Измерение и изменение ощущений...............................................173

Восприятие, его виды и свойства...................................................181

Законы восприятия.........................................................................190

685

Глава 8. Внимание..............................................................................................201

Явления и определение внимания.................................................202

Функции и виды внимания............................................................206

Психологические теории внимания...............................................208

Развитие внимания.........................................................................211

Глава 9. Память................................................................................................217

Общее представление о памяти......................................................218

Виды памяти и их особенности .....................................................219

Индивидуальные различия памяти у людей..................................228

Теории и законы памяти................................................................232

Формирование и развитие памяти.................................................243

Глава 10. Воображение.......................................................................................260

Определение и виды воображения...................................................—

Функции воображения, его развитие.............................................265

Воображение и творчество..............................................................266

Воображение и органические процессы........................................268

Глава 11. Мышление...........................................................................................273

Природа и виды мышления............................................................274

Особенности творческого мышления.............................................282

Теории мышления в психологии ...................................................294

Развитие мышления........................................................................298

Глава 12. Речь....................................................................................................311

Речь и ее функции..........................................................................312

Речь как средство общения.............................................................318

Речь как инструмент мышления ....................................................323

Соотношение мышления и речи....................................................324

Раздел III. Психология личности......................................................................335

Глава 13. Введение в психологию личности..........................................................—

Общее представление о личности..................................................336

История исследований личности...................................................338

Современные теории личности......................................................341

Формирование и развитие личности .............................................356

Проблема устойчивости личности..................................................362

Глава 14. Способности.......................................................................................373

Понятие о способностях.................................................................374

Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379

Природа человеческих способностей.............................................386

Развитие способностей....................................................................388

Глава 15. Темперамент......................................................................................394

Типы темпераментов.........................................................................—

Свойства темперамента...................................................................397

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400

Темперамент и личность.................................................................401

Глава 16. Характер............................................................................................405

Определение характера.....................................................................—

Типология характеров......................................................................407

Формирование характера................................................................418

•Личность и характер человека........................................................420

Глава 17. Воля....................................................................................................424

Понятие о воле..................................................................................—

Теории воли.....................................................................................427

686

Волевая регуляция поведения.........................................................429

Развитие воли у человека................................................................432

Глава 18. Эмоции ...............................................................................................435

Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436

Психологические теории эмоций...................................................445

Эмоции и личность.........................................................................452

Глава 19. Мотивация.........................................................................................461

Мотив и мотивация.........................................................................462

Психологические теории мотивации .............................................469

Мотивация и деятельность.............................................................484

Мотивация и личность....................................................................496

Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений...................................511

Глава 20. Общение................................................................................................—

Понятие и виды общения...............................................................512

Роль общения в психическом развитии человека.........................516

Техника и приемы общения...........................................................519

Развитие общения...........................................................................522

Глава 21. Малая группа и коллектив.................................................................528

Понятия малой группы и коллектива..............................................—

Феноменология малых групп.........................................................538

Межличностные отношения в группах и коллективах..................547

Эффективность групповой деятельности.......................................558

Глава 22. Личность в группе..............................................................................572

Положительное воздействие общности на индивида....................573

Отрицательное влияние группы наличность................................576

Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585

Самочувствие личности в группе...................................................593

Глава 23. Интимные межличностные отношения.............................................601

Дружба...............................................................................................—

Любовь.............................................................................................604

Вражда.............................................................................................609

Одиночество....................................................................................613

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии...........................623

Возникновение психологических знаний......................................624

Развитие психологии с эпохи- Возрождения

до середины XIX в..........................................................................627

Преобразование психологических знаний с середины XIX в.

до второй половины XX в..............................................................630

Становление и современное состояние психологии

в нашей стране................................................................................644

Словарь основных психологических понятий.......................................................651

Учебное издание

Немов Роберт Семенович

ПСИХОЛОГИЯ

Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений

В трех книгах

4-е издание

Книга 1

Общие основы психологии

Зав. редакцией ВЛ. Салахетдинова

Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников

Компьютерная верстка A.if. Попов

Корректор JI.C. Верещагина

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 20.02.97. Подписано в печать 08.01.01.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 43,0.

Тираж 200 000 экз. (7-й завод 145 001—200 000 экз.). Заказ № 6655 (кР-г.).

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». ISBN 5-691-00553-7(11

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

Федеральное государственное унитарное предприятие

Смоленский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Www koob ru Р. С. Немов психология втрех книгах (1)

    Книга
    Предмет возрастной психологии. Понятие возрастной психологии и психологии возрастного развития, общее и различное в их содержании. Определение предмета возрастной психологии.
  2. Www koob ru Р. С. Немов психология втрех книгах (2)

    Книга
    Эта, вторая книга учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений служит программным продолжением первой, вышедшей под названием «Общие основы психологии».
  3. Василию Аксенову, стиляге и писателю от неглавных героев его книг с любовью, уважением и стебом

    Документ
    Слави впервые был на трассе не в качестве попутного груза, хичкакера, а водителя транспортного средства. Это все Диди, пристала как полис к пьяному - давай купим кар, давай купим кар, давай купим Ну купили.
  4. Учебное пособие предназначено для студентов, а также для ас­пирантов и преподавателей экономических вузов

    Учебное пособие
    дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество (Фонд Сороса) и рамках
  5. П. А. Флоренский Столп и утверждение истины

    Документ
    «- Не позазрите на мя, господия мои и бpaтиe яко юнейший аз всем вам, и дерзаю писати о чудесех святаго. Вемъ бо и аз свою худость и зазираем бываю совестию и худоумием своим; паче же и греха ради моего многа тягостно ми сие великое дело есть.

Другие похожие документы..