Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Устройство человеческой психики таково, что при изменениях социокультурных условий – кризисом нравственных ценностей, культурной идентичности, как ли...полностью>>
'Урок'
Когнитивная технология обучения предполагает деление изучаемого материала на декларативную и процедурную информацию. На данном уроке сочетается то и ...полностью>>
'Закон'
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обес...полностью>>
'Публичный отчет'
Аттестовано 450 учеников (не аттестованы 60 – это учащиеся 1 классов). Успешно окончили учебный год 446 учащихся, 4 ученика отстают по результатам го...полностью>>

Характеристика мышления, его специфики в историческом познании

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление:

Введение...................................................................................1-5

Глава 1. Характеристика мышления, его специфики

в историческом познании............................................................6-22

1.1. Общая характеристика мышления.............................................6-11

1.2. Особенности процесса исторического познания............................11-19

1.3. Принципы развития исторического мышления учащихся.................19-22

Глава П. Психолого-педагогические условия развития

логического мышления учащихся на уроках истории............................23-53

2.1. Дидактические условия преподавания истории и развитие

логического мышления учащихся......................................................23-34

2.2. Включение операций логического мышления

в процесс обучения истории.............................................................34-41

2.3. Формирование умений логического мышления на уроках истории..42-53

Глава Ш. Некоторые способы формирования умений

логического мышления учащихся на уроках истории в 5-8 классах............54-58

3.1. Описание условий экспериментальной работы ...............................54

3.2. Результаты экспериментального исследования...............................55-58

Заключение..................................................................................59-61

Список литературы..................... ..................................................62-63

Приложение

Введение.

Актуальность.

Проблема формирования логического мышления учащихся в процессе преподавания истории нами избрана неслучайно, выбор продиктован недостаточной разработкой методического аспекта данной проблемы.

Формирование логического мышления у школьников происходит, в первую очередь, в учебно-познавательной деятельности. В процессе учебных занятий учащиеся приобретают умения переработки учебной информации, ее использования в различных ситуациях обучения. Степень развития у школьников умений и навыков мышления зависит от условий их формирования. Часто на уроке учитель, задавая вопрос, выслушивает ответ ученика, который пересказывает пункт из параграфа школьного учебника, если пересказ был полным, он ставит хорошую отметку, тем самым, оценивая степень усвоения учеником учебного материала. Мы считаем: простой пересказ исторического материала - это не главное. В процессе передачи информации таким путем мы имеем простую репродукцию знаний, без их осмысления, творческой переработки. Однако чрезвычайно важно, чтобы ученик на уроке понял, осознал и вывел логическую цепочку исторического факта.

Чтобы выявить уровень развития мыслительной деятельности, необходим диалог с учениками. Первый вопрос, на наш взгляд, в нем будет звучать так: какова роль истории в нашей жизни? Работая дальше, в течение учебного года, мы не просто пересказываем историю, а продолжаем этот диалог: задаем вопросы, учащиеся отвечают, выдвигают свои точки зрения, объясняют их, обобщают услышанное и увиденное на уроке, формируют собственную точку зрения. Таким образом, они начинают понимать суть учебного содержания, главный смысл исторического знания.

Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с конца ХУП века. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление.

Один из наиболее известных психологов начала XX века, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития мышления, которая получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция по Ж.Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)».1

Современник и оппонент Жана Пиаже, выдающийся отечественный ученый Выготский Л.С. считал мышление системой внутренней организации опыта, которая позволяет включать элементы опыта в «разрешении текущей задачи». Кроме того, Л.С.Выготский отмечал, что в обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания в готовом виде.

Развивая идеи Л.С.Выготского, известный советский психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта. Он писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций... Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой.

В современной психологической науке общее мышление рассматривается как сложная функция сознания, включающая способность к анализу, синтезу, обобщению и другим мыслительным процессам, отражение объективной реальности в суждениях, понятиях, теориях. С.Л.Рубинштейн утверждал: «Существует общее мышление, которое есть нечто большее и нечто иное, чем простая сумма отдельных видов мышления» ; он так определял задачи развития мышления: при изучении многообразного содержания различных наук школьники должны овладеть развернутой системой логических операций и, в конечном итоге - наиболее зрелой формой мышления - диалектической.

В начале XX столетия в своей работе «Психология и педагогика мышления» известный американский педагог Дж. Дьюи подчеркивал исключительное значение активности в процессе интеллектуального развития и прослеживает развитие отношения действия к мысли. Как считал ученый, мышление должно быть воспитано, что означает не простое приобретение знаний, а овладение методами исследования и рассуждения. Главная задача воспитания мышления - это создание условий, способствующих развитию наблюдения, представления и исследования.

В более поздний период в педагогической теории проблемой развития у школьников логического мышления занимались многие ученые: Бабанский Ю.К., Беспалько В.П., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Ильина Т.А., Талызина Н.Ф. Методические работы Н.Г.Дайри, П.В.Горы, Ф.Б.Горелика, Г.М.Донского, Г.А.Кревера, М.И.Круглякова подготовили реальный материал для теоретического и методического обобщения средств и путей формирования логики исторического мышления. В настоящее время продолжается поиск новых путей, методов и форм обучения, влияющих на формирование логического мышления (М.В.Короткова, А.Я.Юдовская, В.О.Пунский, Н.И.Павленко).

Все вышеизложенное позволило нам выдвинуть в данной работе следующую гипотезу: использование заданий и задач по формированию приемов и действий логического мышления способствует росту уровня сформированности логического мышления учащихся.

Объектом исследования в настоящей работе является мыслительная деятельность учащихся, организуемая в процессе обучения истории.

Предметом исследования является использование логических заданий и задач в системе уроков истории.

Цель исследования: определить возможные пути и способы формирования умений логического мышления.

Поставленная таким образом цель, конкретизируется рядом исследовательских задач:

1. Определить роль мышления в историческом познании и выявить систему принципов исторического мышления.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования логического мышления на уроках истории.

3.Сформировать систему уроков с использованием заданий и задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности и развитие логического мышления школьников.

Структура исследования: настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.

Глава 1. Характеристика мышления, его специфика в историческом познании.

1.1. Общая характеристика мышления.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления -расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды -человеческого общества.

Исторически изменялись формы мышления человека, закреплённые культурой общества. Это связано с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?)). Так, медведей можно считать только до шести, так как никому не доводилось убить больше на охоте. Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит «прелогический» характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и всё более переходит к обобщённому, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, неподдающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений.

Мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает.

Логическое мышление - самый сильный интеллектуальный инструмент, который имеет человек для познания мира. До тех пор пока умственные операции не сформировались, человек не может понять то, что его окружает. Без умственных: мыслительных операций мы не можем обучить ребёнка. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. К.Д Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаём любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например: прилагательное и глагол, умножение и деление, рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познаёт особенности данных предметов или явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, то есть происходит с определённой точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что аналитически расчленено. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Овладевая чтением, ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет слова, в словах слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов - слова, из слов - предложения). Для запоминания определённого текста ученик выделяет в нём отдельные части, смысловые куски (анализирует) и пытается понять, как они связаны в единое целое (синтезирует).

Анализ может быть простым и сложным, то есть сводиться или к выделению отдельных единичных признаков, или к всестороннему рассмотрению многих признаков предмета или явления.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают в начале в практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться собирать и разбирать его на практике.

В процессе познания возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а важные существенные признаки. Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования существенные признаки предметов и явлений обычно бывают и общими для труппы сходных предметов и явлений.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах классификации. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

Психологи различают два типа обобщения: формально - эмпирическое и содержательное (теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих признаков, отношений и зависимостей. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация - это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

Познания совершаются в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления - это понятия, суждения и умозаключения.

Так, понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Первая точка зрения о взаимосвязи понятия и представления принадлежит ещё Дж. Локку. Она очень хорошо иллюстрируется с помощью коллективных фотографий Ф. Гамильтона: накладывая множество снимков, друг на друга, он получал общий портрет, в котором единичные черты стирались, а общие подчеркивались. Таким же образом поначалу представлялся и процесс образования понятий как суммы представлений. Однако это неверно, во-первых, понятие не наглядно, так как связано с восприятием. Кроме того, в понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь. Понятие – более развитая и всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление.

С другой стороны, реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто существуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднения: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение- это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще всего оно насыщено эмоциональностью. Так же суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение - это работа мысли над суждением.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Рассуждение является обоснованным, если исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждения являются умозаключением, если, исходи из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное -умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядностей, но так же не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня взаимосвязаны.

1.2. Особенности исторического процесса познания и



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование логического мышления у школьников происходит, в первую очередь, в учебно-познавательной деятельности

    Документ
    Проблема формирования логического мышления учащихся в процессе преподавания истории нами избрана неслучайно, выбор продиктован недостаточной разработкой методического аспекта данной проблемы.
  2. Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей

    Документ
    Поиск комплексных многомерных предикторов спортивного мастерства на генетическом, нейрофизиологическом, биохимическом, психологическом и т.д. уровнях,- одна из важных задач в теоретическом и прикладном значении.
  3. Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение

    Документ
    Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
  4. Бурыкина Н. Б. Историческое сознание как феномен гуманизации онтологических условий личности в переходную эпоху

    Документ
    Смысловая напряженность вопросов сознания, исходящая из центральной для современной философии антропологической тематики, вызвана проблемой сохранения целостности человека, его связи с миром, возвращения человека в философском плане к своей подлинности.
  5. Задачи дисциплины: 1 сформировать представление об основных этапах Всеобщей и отечественной истории и особенностях исторического познания; 2 овладеть необходимым категориально-понятийным аппаратом

    Документ
    Целью освоения дисциплины является формирование современного и целостного представления об основных этапах и тенденциях развития всеобщей и отечественной истории; овладение основами исторического мышления, умение свободно, а не национально-обособленно

Другие похожие документы..