Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целевая аудитория тренинга: директора компаний, PR–менеджеры, бренд-менеджеры, начальники отдела маркетинга, менеджеры по рекламе, работники PR-агентс...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Специальность 0405 Фармация утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении Государственн...полностью>>
'Документ'
12/04 ЭРФУРТ Завтрак. Выселение из отеля. Нас ждет средневековый городок с декоративными домиками, задумчивыми мостиками через тихую речку Геру, и уз...полностью>>
'Методичні рекомендації'
• Вступ.Учитель і його педагогічний простір. Портрет учителя. Коментар про значимість вчительської праці , який може слугувати роздумам при формуванн...полностью>>

Программа дисциплины опд. Ф. 01. Основы менеджмента для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» направления

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________ С.Б. Бурухин

«______»____________ 200__ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

для студентов специальности 080507 - «Менеджмент организации»

направления 080500 - «Менеджмент»

Форма обучения: очная

Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

250

123

127

Аудиторные занятия

119

68

51

Лекции

68

34

17

Практические занятия и семинары

51

34

34

Лабораторные работы

-

-

-

Курсовой проект (работа)

К.раб.(2 к.т.)

-

К.раб.(2 к.т.).

Контрольная работа (рейтинг)

5 к.т.

3 к.т.

2 к.т.

Самостоятельная работа

131

55

76

Расчетно-графические работы

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зач.,Экз., зач. с оц.

Зач.

Экз., зач. с оц.

Обнинск 2009

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 - «Менеджмент».

Программу составила:

Ю.П. Садченкова, доцент каф. МФКБУ, к.э.н., доцент

Программа рассмотрена на заседании кафедры “Менеджмент, финансы и кредит и бухгалтерский учет” (МФКБУ) (протокол № _ _ от _ _._ _.200_ г.)

Заведующий кафедрой МФКБУ

___________________ М.В.Шубин

«____»_____________ 200__ г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Учебно-методического

Управления ИАТЭ

___________________ Ю.Д.Соколова

«____»_____________ 200__ г.

Декан социально-экономического

факультета (СЭФ)

___________________ В.Н.Тябин

«____»_____________ 200__ г.

1. Цели и задачи дисциплины.

Основной целью учебной дисциплины «Основы менеджмента» является ознакомление студентов с основами управления организацией как сложной социально-экономической системой, обзор развития управленческой мысли и теоретических положений современной концепции менеджмента, а также формирование у студентов научного представления об управлении, имеющего конкретное практическое значение и определяющего профессионализм деятельности современного менеджера. В ходе изучения данного курса на лекционных занятиях рассматриваются основные понятия менеджмента, зарождение и историческое развитие мировой и отечественной управленческой мысли, особенности современного российского менеджмента, взаимодействие субъекта и объекта управления в социально-экономических системах, функции, структуры и методы управления, критерии эффективности менеджмента организации, человеческий фактор менеджмента. Учебный курс содержит как общетеоретические положения концепции управления социально-экономическими системами, так и положения, характеризующие менеджмент как систему гибкого управления, сформировавшегося в условиях рыночных отношений и способного своевременно реагировать на рыночную конъюнктуру и иные факторы. Практические занятия посвящаются выполнению тестовых заданий, анализу деловых ситуаций, работе в группах над анализом и разрешением конкретных управленческих проблем (обучение по проблемным ситуациям). Важной формой проведения семинарских занятий являются деловые игры, которые способствуют развитию навыков принятия управленческих решений и повышению практической ценности полученных знаний.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Результатом обучения является освоение основ менеджмента: общей теории управления, закономерностей управления социально-экономическими системами (организациями), истории менеджмента: методологии менеджмента; инфраструктуры менеджмента; изучение социофакторов и этики менеджмента; интеграционных процессов в менеджменте; природы и состава функций менеджмента; стратегических и тактических планов в системе менеджмента; организационных отношений в системе менеджмента; форм организации системы менеджмента; мотивации деятельности в менеджменте; методов регулирования и контроля в системе менеджмента; динамики групп и лидерства в системе менеджмента; факторов эффективности менеджмента, а также овладение основами моделирования ситуаций и разработки решений;

3. Содержание дисциплины

Дидактические единицы Государственного образовательного стандарта

  1. Общая теория управления.

  2. Закономерности управления различными системами.

  3. Управление социально-экономическими системами (организациями)

  4. Методологические основы менеджмента.

  5. Инфраструктура менеджмента.

  6. Социофакторы и этика менеджмента.

  7. Интеграционные процессы в менеджменте.

  8. Моделирование ситуаций и разработка решений.

  9. Природа и состав функций менеджмента.

  10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

  11. Организационные отношения в системе менеджмента.

  12. Формы организации системы менеджмента.

  13. Мотивация деятельности в менеджменте.

  14. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

  15. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

  16. Управление человеком и управление группой.

  17. Руководство: власть и партнерство.

  18. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

  19. Конфликтность в менеджменте.

  20. Факторы эффективности менеджмента.

  21. Природа управления и исторические тенденции его развития.

  22. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

  23. Этапы и школы в истории менеджмента.

  24. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.

  25. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.

  26. Развитие управления в России.

  27. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

3.1. Лекции

Раздел 1. Сущность и содержание науки управления - 18 часов

Дидактические единицы 1, 2, 3, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26

Тема 1. Общая характеристика менеджмента. Базовые понятия и терминология (3 часа)

Роль менеджмента в обществе. Общее управление и менеджмент. Управление как функция и процесс. Виды управленческой деятельности. Предмет и метод науки управления. Управление социально-экономическими системами. Научное обоснование успешной практики управления. Наука и искусство управления. Объективные закономерности и принципы управления.

Тема 2. Возникновение и развитие теоретических основ управления (4 часа)

Возможность, необходимость и потребность теории менеджмента. Эволюция управленческой мысли. Первые работы по теории управления. Научные принципы управления. Развитие науки управления в 20 веке. Новые принципы управления. Управленческие аспекты экономических реформ.

Тема 3. Особенности современного российского менеджмента (3 часа)

Социально-экономические основы современного российского менеджмента. Особенности национальной деловой культуры и её роль в системе современного менеджмента. Формирование практической концепции менеджмента в России. Использование зарубежного опыта менеджмента: японского, американского, немецкого и пр. Отечественный опыт совершенствования управления.

Тема 4. Организация как объект управления (4 часа)

Понятие организации. Роль организации в обществе. Организация как система. Внешняя и внутренняя среда организации. Виды процессов в организации. Параметры описания организации как объекта управления. Классификация организаций. Формальные и неформальные организации. Интеграция организаций. Особенности социально-экономических систем как объекта управления.

Тема 5. Менеджер в организации (4 часа)

Характерные черты и содержание управленческого труда. Роль менеджеров в организации. Требования к специальным знаниям, умениям и личностным качествам менеджера. Характерные черты менеджера 21 века. Модель современного менеджера. Разделение и кооперация труда в управлении. Групповая (командная) работа и её роль в современном управлении. Предпринимательство и менеджер. Лидерство.

Раздел 2. Методология менеджмента – 25 часов

Дидактические единицы 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 19

Тема 6. Функции современного менеджмента (4 часа)

Понятие, состав и содержание функций управления. Классификация функций менеджмента. Управленческий цикл. Закрепление функций и формирование связей. Основные и процессные функции менеджмента. Функции профессионализации менеджмента. Функциональная модель управления.

Тема 7. Организационные структуры систем управления (4 часа)

Назначение и содержание организационных структур управления. Характеристики структур управления. Принципы формирования структур управления. Бюрократические и органические структуры управления. Виды структур управления организацией. Выбор структуры управления. Тенденции развития организационных структур управления. Оценка структуры управления организацией.

Тема 8. Процесс и методы управления (4 часа)

Понятие и основные элементы процесса управления. Свойства и характеристики процесса управления. Этапы процесса управления и их характеристики. Типология процессов управления. Принципы осуществления процессов управления. Методы управления – способы воздействия, формы восприятия. Выбор и комбинация методов управления. Понятие механизма управления. Формирование механизма управления.

Тема 9. Принятие управленческих решений (4 часа)

Понятие управленческого решения. Правила формулирования проблемы. Участники процесса принятия решений. Требования к решениям. Классификация решений. Базовые концепции процесса принятия решений. Алгоритм выработки, принятия и реализации управленческих решений. Рациональная модель процесса принятия решений. Альтернативные модели процесса принятия решений. Качество управленческих решений.

Тема 10. Мотивация деятельности (2 часа)

Мотивация и стимулирование. Мотивация как функция процесса управления. Теория мотивации и её место в менеджменте. Методы мотивации. Формирование мотивационных комплексов в процессе активизации деятельности персонала. Прямое и косвенное стимулирование. Мотивационный механизм активизации деятельности в системе менеджмента. Система непрерывного обучения как фактор мотивации.

Тема 11. Организационная культура (2 часа)

Понятие, структура и содержание организационной культуры. Формирование и развитие организационной культуры. Типы организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Соответствие культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой. Национальное в организационной культуре.

Тема 12. Планирование и стратегия развития организации (2 часа)

Планирование как функция управления. Система планов организации. Современные подходы к стратегическому планированию и его роли. Миссия и видение. Цели организации, дерево целей. Система управления по целям (результатам). Стратегия организации. Модель стратегического управления. Выбор и обоснование стратегии. Организация выполнения планов. Проведение плановых изменений в организации.

Тема 13. Организационное проектирование (3 часов)

Значение и задачи организационного проектирования. Основные методологические принципы организационного проектирования. Процесс формирования организационной структуры. Методы организационного проектирования. Оценка эффективности организационных проектов. Корректировка организационных структур. Реорганизация. Эффективность организационных изменений.

Раздел 3. Современные тенденции повышения эффективности менеджмента

- 8 часов.

Дидактические единицы № 7, 14, 18, 20, 27

Тема 14. Качество, результативность и эффективность менеджмента (3 часа)

Методологические основы оценки менеджмента. Качество и результативность менеджмента. Эффективность управления. Методы оценки и измерения эффективности управления. Оценка профессионализма управленческих кадров. Модель эффективной организации. Реструктуризация как метод повышения эффективности управления.

Тема 15. Менеджмент производственных корпоративных систем (3 часа)

Корпоративные объединения. Концепция корпоративного управления. Основные тенденции и международные нормы развития корпоративного управления. Особенности российской модели корпоративного управления. Принципы управления сетевыми образованиями. Особенности управления виртуальной корпорацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины опд. В. 01 Экономика промышленности для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» направления

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Менеджмент»
  2. Программа дисциплины опд. В. 01. Деловое общение в менеджменте Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Подготовка специалистов к управленческой, организационной деятельности, способных демонстрировать, анализировать и способствовать соблюдению принятых принципов, правил и норм общения.
  3. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080507 «Менеджмент организации» асоу

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации»,
  4. Код, название дисциплины

    Документ
    1 курса всех специальностей и состоят из краткого грамматического справочника с упражнениями на закрепление грамматического материала и двух контрольных работ.
  5. Основной образовательной программы по специальности 080507 -менеджмент организации гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800 ч

    Краткое содержание
    Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Другие похожие документы..