Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сьогодні ми живемо в світі високих швидкостей, величезних можливостей, фантастичних досягнень, а також: цілої низки соціальних та особистісних пробле...полностью>>
'Документ'
Розвиток туризму на Сумщині спрямований на створення безпечних умов для подорожуючих, що забезпечується функціонуванням системи безпеки і ґрунтується...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями освоения дисциплины «Технико-экономическое проектирование» являются: изучение особенностей разработки инженерных проектов различных направлений...полностью>>
'Программа'
Поступающие в аспирантуру должны обнаружить глубокие и прочные знания истории русской литературы ХI – ХХ веков, теоретически осмысливать ее художеств...полностью>>

Учебно-методический комплекс по специальности: 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация выпускника

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра народного танца

КОСТЮМ И СЦЕНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАНЦА

Учебно-методический комплекс

по специальности: 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография»

квалификация выпускника

«Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»

Тюмень, 2010

Выписка из государственного образовательного стандарта

СД.Ф.04.07 Костюм и сценическое оформление танца

Историческое развитие сценического оформлении танцевальных произведений в России. Оборудование сцены. Создание художественной среды для танца, сценического костюма, простейших декораций, сценического освещения, реквизита и элементарных сценических эффектов. Совместная работа хореографа и художника. Костюмы народов России и других стран в их сценическом преломлении.

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Костюм и сценическое оформление танца» федерального компонента цикла СДФ составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография», квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» на основе анализа ранее изданных программ, составленных Макаровой К. П., Мирным В. И., Исенко С. П., Ивановой Л.В.

Программа курса «Костюм и сценическое оформление танца» составлена с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, педагогов-хореографов. Данный курс содержит основы теории и практики декорационного оформления хореографического произведения, истории национальных костюмов и основные вопросы развития форм сценического костюма. Необходимость знаний, заложенных в программе данного курса, обусловлена тем, что перед руководителем хореографического коллектива в процессе постановки танцевальной композиции стоят задачи и её художественного оформления: подбора костюмов, декораций, сценического освещения. Курс изучается с учётом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкреплённых практическими заданиями.

I.Организационно – методический раздел

Цель курса:

- овладение на материале национального народного костюма основами теории и истории народной художественной культуры, получение студентами профессиональных знаний и практических навыков в области сценографии и художественного оформления танца.

Задачи курса:

- ознакомление с историей костюма разных эпох и национальностей;

- изучение традиционных русских народных костюмов (в том числе народных костюмов Западной Сибири) в аспектах их истории и типологии развития;

- ознакомление студентов с лучшими образцами традиционных и сценических костюмов

- формирование умений и навыков проектирования и ношения сценических костюмов;

- ознакомление со спецификой театрально-декоративного искусства и приёмами оформления сценического действия;

- ознакомление с историей развития и современным устройством сценических площадок, возможностями сценического освещения;

- обогащение эстетических представлений студентов лучшими образцами традиционных и сценических народных костюмов и воспитание на их основе ценностных ориентаций и художественного вкуса;

- совершенствование творческих способностей хореографа, развитее образного мышления для выражения художественных задач, решаемых руководителем хореографического коллектива;

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс «Костюм и сценическое оформление танца» является неотъемлемой частью профессионального образования хореографа и тесно связан с другими дисциплинами специализации, а именно: «Мастерство хореографа», «Основы хореографической драматургии», «Образцы танцевального репертуара», «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», «Теория и методика преподавания русского танца», «Теория и методика преподавания классического танца», «Теория и методика преподавания историко-бытового танца», «Теория и методика преподавания спортивного бального танца», «Теория и методика преподавания эстрадного танца». Знание законов сценографии, особенностей костюмов разных эпох и народов позволяет постановщику более полно раскрыть замысел и эмоциональную атмосферу хореографического произведения, что ставит курс « Костюм и сценическое оформление танца » в ряд ведущих дисциплин в учебном плане данной специальности.

Структура курса.

Учебный материал программы курса состоит из 4-х разделов:

-теоретический раздел (лекции) – формирует систему знаний законов сценографии и особенностей костюмов традиционных и сценических.

-практический раздел (семинарские и практические занятия) – закрепляют и систематизируют полученные теоретические знания, позволяя применить их в практической творческой деятельности, выступают в роли промежуточной аттестации.

-раздел индивидуальных занятий (самостоятельная работа студентов) – выполнение заданий по созданию эскизов танцевальных костюмов и сценического оформления хореографического произведения.

-контрольный раздел, целью которого является дифференцированное и объективное выявление знаний и навыков студентов по результатам их учебной и практической деятельности.

Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной программы

На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры народного танца Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий в цикле дисциплин по специализации выделено на изучение курса «Костюм и сценическое оформление танца» 80 часов на весь период обучения с итоговой аттестацией:

2 курс –3 семестр – «Зачет»

Курс

Количество часов по разделам программы

Всего

часов

Теоретический раздел

Практический

раздел

Самостоятельная работа

2

18

18

44

80

Требования к уровню освоения материала курса:

Студент, изучивший курс «Костюм и сценическое оформление танца» должен знать:

- основные особенности и национальный колорит традиционных народных костюмов разных эпох и народов;

- эстетические принципы и классификацию русских народных костюмов;

- особенности национальных костюмов народов Западной Сибири;

- основные этапы развития сценического костюма, его особенности;

- современные требования к сценическому костюму и методологию его проектирования;

- эволюцию театрально-декорационного искусства;

- законы сценографии, светового и звукового оформления хореографических произведений.

Студент должен уметь:

- использовать полученные знания в практической творческой деятельности;

- передавать художественный замысел танца в единстве с оформлением сцены и костюмов исполнителей;

- самостоятельно создавать эскизы костюмов для национальных и современных танцев;

- создавать эскизы декорационного оформления сцены и световой партитуры сценического действия.

Форма итогового контроля

Студенты специальности «Художественный руководитель хореографического коллектива. Преподаватель», выполнившие учебную программу курса «Костюм и сценическое оформление танца» в 3 семестре сдают «Зачет», согласно отчетности. Условием допуска к зачету является регулярное посещение учебных занятий, выполнение практических заданий, сдача предварительных аттестаций.

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:

- посещение занятий;

- предварительные положительные аттестации;

- ответ на вопросы, вынесенные на зачет;

- показ практической работы.

Тематический план курса «Костюм и сценическое оформление танца»

Наименование темы

Количество часов

всего

лекции

практ.

самост

Введение

1

1

Раздел 1.

Национальный костюм

33

7

8

18

Тема 1

Историко-культурный анализ национального костюма, этапы его развития.

7

1

2

4

Тема 2

Основные черты и традиции национальных костюмов народов Западной и Восточной Европы.

8

2

2

4

Тема 3

Эстетические и художественные принципы русского народного костюма.

8

2

2

4

Тема 4

Областные особенности русского народного костюма.

5

1

1

3

Тема 5

Традиционный национальный костюм народов Западной Сибири.

5

1

1

3

Раздел 2.

Сценический костюм

26

6

6

14

Тема 1

Создание сценического костюма на основе бытового.

5

1

1

3

Тема 2

Костюм на балетной сцене

8

2

2

4

Тема 3

Особенности сценического костюма в современном танце

5

1

1

3

Тема 4

Основные требования к сценическому костюму и особенности его проектирования.

8

2

2

4

Раздел 3.

Сценическое оформление танца

20

4

4

12

Тема 1

История эволюции сценической площадки и её формы

4

1

3

Тема 2

Современное устройство и техника сцены, осветительная аппаратура.

6

1

2

3

Тема 3

Театрально – декоративное искусство и его эволюция

4

1

3

Тема 4

Виды декораций. Современная одежда сцены.

6

1

2

3

ИТОГО:

80

18

18

44

II.Содержание курса

Теоретический раздел

ВВЕДЕНИЕ

Задачи и назначение предмета Костюм и сценическое оформление танца на хореографических отделениях. Краткий обзор разделов курса.

Причины возникновения сценического оформления и театрального костюма.

Единство содержания и формы в сценическом оформлении.

Мера условности сценического оформления.

РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Тема 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА. ЭТАПЫ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Костюм - ансамбль гармонично согласованных между собой предметов одежды, дополнений и украшений, причёски, грима; это произведение прикладного искусства и предмет первой необходимости. Костюм как выражение социальной и индивидуальной характеристики человека, его национальности, пола, возраста, вкуса. Костюм как средство формирования внешнего облика человека в соответствии с общественными, эстетическими и нравственными идеалами, как выражение господствующего художественного стиля.

Костюм Древнего Востока и античного мира. Костюм Византии и средневековой Европы (романский и готический стиль). Костюм эпохи Возрождения. Западноевропейский костюм XVIII-XX веков.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Характерные особенности национального костюма Западной Европы: Франции, Италии, Испании, Англии, Германии и других стран. Костюм народов стран Восточной Европы: Чехии, Словакии, Польши, Болгарии, Сербии, Хорватии, Македонии, Румынии, Венгрии, Черногории. Основные предметы мужских и женских костюмов. Социальные различия в одежде. Обрядовая и праздничная одежда. Профессиональная одежда. Особенности покроя и материала, излюбленные цвета и мотивы орнаментов. Обувь. Причёски.

Белорусский костюм. Общие черты и отличия от русского костюма. Относительное единство национального костюма и его основных частей на всей территории Белоруссии. Преобладание белого цвета.

Молдавский костюм. Многообразие особенностей костюма в результате влияния стилей одежды украинцев, румын, цыган, болгар и др. Своеобразие цветового решения одежды: бархатные корсажи, расшитые фартуки, кружева и пр. Обрядовая и праздничная одежда. Украшения.

Украинский костюм. Областные особенности. Основные районы с ярко выраженными различиями в фактуре и деталях национального костюма: Левобережье, Правобережье, Слободская Украина, Западная Украина. Основные формы, цветовая гамма, орнаментов

Национальный колорит и оригинальность конструктивных и стилевых традиций костюма народов Кавказа и Закавказья



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль эстрадного танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания эстрадного танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченных композиций)
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль народно-сценического танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания народно-сценического танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной
  3. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Стили современной хореографии Цикл: сд. Р. 02

    Учебно-методический комплекс
    Материал рабочей программы «Стили современной хореографии» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев.
  4. Отчет о работе орловского государственного института искусств и культуры

    Публичный отчет
    Успешно прошли итоговые аттестационные испытания на дневном и заочном отделении. Удачным оказался первый выпуск заочников на специальности 070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников, что подтверждает отчёт государственной
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального

    Публичный отчет
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный институт искусства и культуры» (далее – Институт) образован в 1975 году приказом Министерства культуры РСФСР от 01.

Другие похожие документы..