Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс составлен на основе требований государственного стандарта. Данное издание содержит несколько разделов: программу курса «...полностью>>
'Доклад'
Данный доклад составлен в рамках работы по составлению доклада о положении с правами человека в Российской Федерации, готовящегося Московской Хельсинк...полностью>>
'Урок'
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, предварительная работа в группах (1,2 группы – подбор исторического материала, 3 группа – создание през...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Санитарных правил и норм 2.2.1.1 3-5-2006 «Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предп...полностью>>

Учебно-методический комплекс по специальности: 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация выпускника

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра народного танца

КОСТЮМ И СЦЕНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАНЦА

Учебно-методический комплекс

по специальности: 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография»

квалификация выпускника

«Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»

Тюмень, 2010

Выписка из государственного образовательного стандарта

СД.Ф.04.07 Костюм и сценическое оформление танца

Историческое развитие сценического оформлении танцевальных произведений в России. Оборудование сцены. Создание художественной среды для танца, сценического костюма, простейших декораций, сценического освещения, реквизита и элементарных сценических эффектов. Совместная работа хореографа и художника. Костюмы народов России и других стран в их сценическом преломлении.

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Костюм и сценическое оформление танца» федерального компонента цикла СДФ составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография», квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» на основе анализа ранее изданных программ, составленных Макаровой К. П., Мирным В. И., Исенко С. П., Ивановой Л.В.

Программа курса «Костюм и сценическое оформление танца» составлена с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, педагогов-хореографов. Данный курс содержит основы теории и практики декорационного оформления хореографического произведения, истории национальных костюмов и основные вопросы развития форм сценического костюма. Необходимость знаний, заложенных в программе данного курса, обусловлена тем, что перед руководителем хореографического коллектива в процессе постановки танцевальной композиции стоят задачи и её художественного оформления: подбора костюмов, декораций, сценического освещения. Курс изучается с учётом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкреплённых практическими заданиями.

I.Организационно – методический раздел

Цель курса:

- овладение на материале национального народного костюма основами теории и истории народной художественной культуры, получение студентами профессиональных знаний и практических навыков в области сценографии и художественного оформления танца.

Задачи курса:

- ознакомление с историей костюма разных эпох и национальностей;

- изучение традиционных русских народных костюмов (в том числе народных костюмов Западной Сибири) в аспектах их истории и типологии развития;

- ознакомление студентов с лучшими образцами традиционных и сценических костюмов

- формирование умений и навыков проектирования и ношения сценических костюмов;

- ознакомление со спецификой театрально-декоративного искусства и приёмами оформления сценического действия;

- ознакомление с историей развития и современным устройством сценических площадок, возможностями сценического освещения;

- обогащение эстетических представлений студентов лучшими образцами традиционных и сценических народных костюмов и воспитание на их основе ценностных ориентаций и художественного вкуса;

- совершенствование творческих способностей хореографа, развитее образного мышления для выражения художественных задач, решаемых руководителем хореографического коллектива;

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс «Костюм и сценическое оформление танца» является неотъемлемой частью профессионального образования хореографа и тесно связан с другими дисциплинами специализации, а именно: «Мастерство хореографа», «Основы хореографической драматургии», «Образцы танцевального репертуара», «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», «Теория и методика преподавания русского танца», «Теория и методика преподавания классического танца», «Теория и методика преподавания историко-бытового танца», «Теория и методика преподавания спортивного бального танца», «Теория и методика преподавания эстрадного танца». Знание законов сценографии, особенностей костюмов разных эпох и народов позволяет постановщику более полно раскрыть замысел и эмоциональную атмосферу хореографического произведения, что ставит курс « Костюм и сценическое оформление танца » в ряд ведущих дисциплин в учебном плане данной специальности.

Структура курса.

Учебный материал программы курса состоит из 4-х разделов:

-теоретический раздел (лекции) – формирует систему знаний законов сценографии и особенностей костюмов традиционных и сценических.

-практический раздел (семинарские и практические занятия) – закрепляют и систематизируют полученные теоретические знания, позволяя применить их в практической творческой деятельности, выступают в роли промежуточной аттестации.

-раздел индивидуальных занятий (самостоятельная работа студентов) – выполнение заданий по созданию эскизов танцевальных костюмов и сценического оформления хореографического произведения.

-контрольный раздел, целью которого является дифференцированное и объективное выявление знаний и навыков студентов по результатам их учебной и практической деятельности.

Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной программы

На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры народного танца Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий в цикле дисциплин по специализации выделено на изучение курса «Костюм и сценическое оформление танца» 80 часов на весь период обучения с итоговой аттестацией:

2 курс –3 семестр – «Зачет»

Курс

Количество часов по разделам программы

Всего

часов

Теоретический раздел

Практический

раздел

Самостоятельная работа

2

18

18

44

80

Требования к уровню освоения материала курса:

Студент, изучивший курс «Костюм и сценическое оформление танца» должен знать:

- основные особенности и национальный колорит традиционных народных костюмов разных эпох и народов;

- эстетические принципы и классификацию русских народных костюмов;

- особенности национальных костюмов народов Западной Сибири;

- основные этапы развития сценического костюма, его особенности;

- современные требования к сценическому костюму и методологию его проектирования;

- эволюцию театрально-декорационного искусства;

- законы сценографии, светового и звукового оформления хореографических произведений.

Студент должен уметь:

- использовать полученные знания в практической творческой деятельности;

- передавать художественный замысел танца в единстве с оформлением сцены и костюмов исполнителей;

- самостоятельно создавать эскизы костюмов для национальных и современных танцев;

- создавать эскизы декорационного оформления сцены и световой партитуры сценического действия.

Форма итогового контроля

Студенты специальности «Художественный руководитель хореографического коллектива. Преподаватель», выполнившие учебную программу курса «Костюм и сценическое оформление танца» в 3 семестре сдают «Зачет», согласно отчетности. Условием допуска к зачету является регулярное посещение учебных занятий, выполнение практических заданий, сдача предварительных аттестаций.

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:

- посещение занятий;

- предварительные положительные аттестации;

- ответ на вопросы, вынесенные на зачет;

- показ практической работы.

Тематический план курса «Костюм и сценическое оформление танца»

Наименование темы

Количество часов

всего

лекции

практ.

самост

Введение

1

1

Раздел 1.

Национальный костюм

33

7

8

18

Тема 1

Историко-культурный анализ национального костюма, этапы его развития.

7

1

2

4

Тема 2

Основные черты и традиции национальных костюмов народов Западной и Восточной Европы.

8

2

2

4

Тема 3

Эстетические и художественные принципы русского народного костюма.

8

2

2

4

Тема 4

Областные особенности русского народного костюма.

5

1

1

3

Тема 5

Традиционный национальный костюм народов Западной Сибири.

5

1

1

3

Раздел 2.

Сценический костюм

26

6

6

14

Тема 1

Создание сценического костюма на основе бытового.

5

1

1

3

Тема 2

Костюм на балетной сцене

8

2

2

4

Тема 3

Особенности сценического костюма в современном танце

5

1

1

3

Тема 4

Основные требования к сценическому костюму и особенности его проектирования.

8

2

2

4

Раздел 3.

Сценическое оформление танца

20

4

4

12

Тема 1

История эволюции сценической площадки и её формы

4

1

3

Тема 2

Современное устройство и техника сцены, осветительная аппаратура.

6

1

2

3

Тема 3

Театрально – декоративное искусство и его эволюция

4

1

3

Тема 4

Виды декораций. Современная одежда сцены.

6

1

2

3

ИТОГО:

80

18

18

44

II.Содержание курса

Теоретический раздел

ВВЕДЕНИЕ

Задачи и назначение предмета Костюм и сценическое оформление танца на хореографических отделениях. Краткий обзор разделов курса.

Причины возникновения сценического оформления и театрального костюма.

Единство содержания и формы в сценическом оформлении.

Мера условности сценического оформления.

РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Тема 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА. ЭТАПЫ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Костюм - ансамбль гармонично согласованных между собой предметов одежды, дополнений и украшений, причёски, грима; это произведение прикладного искусства и предмет первой необходимости. Костюм как выражение социальной и индивидуальной характеристики человека, его национальности, пола, возраста, вкуса. Костюм как средство формирования внешнего облика человека в соответствии с общественными, эстетическими и нравственными идеалами, как выражение господствующего художественного стиля.

Костюм Древнего Востока и античного мира. Костюм Византии и средневековой Европы (романский и готический стиль). Костюм эпохи Возрождения. Западноевропейский костюм XVIII-XX веков.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Характерные особенности национального костюма Западной Европы: Франции, Италии, Испании, Англии, Германии и других стран. Костюм народов стран Восточной Европы: Чехии, Словакии, Польши, Болгарии, Сербии, Хорватии, Македонии, Румынии, Венгрии, Черногории. Основные предметы мужских и женских костюмов. Социальные различия в одежде. Обрядовая и праздничная одежда. Профессиональная одежда. Особенности покроя и материала, излюбленные цвета и мотивы орнаментов. Обувь. Причёски.

Белорусский костюм. Общие черты и отличия от русского костюма. Относительное единство национального костюма и его основных частей на всей территории Белоруссии. Преобладание белого цвета.

Молдавский костюм. Многообразие особенностей костюма в результате влияния стилей одежды украинцев, румын, цыган, болгар и др. Своеобразие цветового решения одежды: бархатные корсажи, расшитые фартуки, кружева и пр. Обрядовая и праздничная одежда. Украшения.

Украинский костюм. Областные особенности. Основные районы с ярко выраженными различиями в фактуре и деталях национального костюма: Левобережье, Правобережье, Слободская Украина, Западная Украина. Основные формы, цветовая гамма, орнаментов

Национальный колорит и оригинальность конструктивных и стилевых традиций костюма народов Кавказа и Закавказья

Тема 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Общая характеристика искусства русского костюма как одного из древнейших и массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом, как бесценного памятника духовной и материальной культуры народа. Крестьянство – хранитель древних традиций русской национальной одежды. Традиция, то есть историческая преемственность идейно-эстетических достижений предшествующих поколений, - основа процесса создания народного костюма. Коллективный тип творчества. Принципы вариативности и импровизационности. Русский костюм как неотъемлемая часть обрядового синкретизма. Народный костюм – рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, и одновременно - художественный образ. Высшее достижение в искусстве русского костюма – это такой его образец, который вызывает сильное эстетическое чувство и глубокое художественное переживание, воплощает органичное единство рационального и эмоционального, всех факторов художественной выразительности, превращающее костюм в концепцию красоты, воплощение народного представления о прекрасном.

Семиотический анализ: костюм как потенциальный текст, как образная и знаковая система. Материал, крой, силуэт, колористика, орнаментика, способы носить и комплектовать детали костюма, а также манера носить костюм – важнейшие элементы знаковой системы костюма, которая отражала не только социальное и семейное положение, говорила о возрасте и месте проживания владельца, но и о религиозных, эстетических и этических представлениях русских крестьян.

Структурный анализ: принципы классификации русского костюма по региональным, этнолокальным, половозрастным, социальным признакам, по социально-бытовым функциям.

Тема 4: ОБЛАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Северорусский комплекс одежды с сарафаном (Архангельская, Вологодская, Костромская, Тверская, Ярославская губернии).

Южнорусский комплекс одежды с поневой (Воронежская, Калужская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская губернии).

Костюм центральных промышленных районов; смешанный тип одежды.

Костюм донского и кубанского казачества. Великорусские, украинские, кавказские элементы в одежде как результат своеобразия формирования населения. Костюм русского населения Урала, Алтая. Отражение культурно-бытовых особенностей в одежде и влияние на костюм стилей одежды местного населения.

Создание скоморохами первого русского сценического костюма.

Характерные особенности и многообразие национальных элементов в костюме народов Поволжья (башкиры, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши). Отражение в покрое одежды двух этнохозяйственных групп: охотничье-земледельчески-лесные финские племена и степные тюркские племена. Общность одежды у всех народов Поволжья с дунайскими болгарами и македонцами. Отражение в одежде культурных связей с другими народами

Тема 5: ТРАДИЦИОННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Специфика комплектов традиционной одежды крестьян Западной Сибири. Факторы определяющие эту специфику: особенности социально-экономического развития региона, процессы имущественной дифференциации, пополнение этнической среды населения за счёт переселенцев из разных регионов России, взаимовлияние с коренными народами Сибири.

Основные виды одежды, её элементы, крой. Костюм праздничный, рабочий и обрядовый. Мужская одежда: основные части – рубаха, порты, пояс. Виды верхней одежды – зипун, кафтан, тулуп, камзол, пиджак, лопатин. Женская одежда: основные части – рубаха, сарафан, фартук. Типы сарафанов. Женские головные уборы: кокошник, шашмура, платок, полушалок и шаль. Девичий и детский костюм. Материал, расцветка, отделка, орнамент, украшения.

РАЗДЕЛ 2. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Тема 1: СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА НА ОСНОВЕ БЫТОВОГО

Исторические и социальные основы возникновения сценических народных костюмов. Создание скоморохами первого русского сценического костюма. Костюм - часть сценического образа. Основные законы сцены: расстояние, освещение. Обобщенность форм костюма, заостренность силуэта, повышенная звучность цвета. Форма, детали, цвет как отражение индивидуальности, эпохи, художественного стиля и образа костюма. Соответствие образа костюма жанру и содержанию танца. Костюм эпохи и костюм роли. Мода и сценический костюм. Костюм женский и мужской. Общность и отличие материальных и художественных возможностей создания сценического костюма на любительской и профессиональной сцене. Степень соавторства хореографа в создании сценического костюма. Удобство и особая условность танцевального костюма. Положительные и негативные тенденции в подходе к созданию сценических народных костюмов.

Тема 2. КОСТЮМ НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ

Костюм как компонент оформления спектакля, отвечающий требованиям специфики хореографического искусства. Костюм, характеризующий персонажи, выявляющий их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности. Балетный костюм легкий, удобный для танца, подчеркивающий структуру тела. Две крайности в создании балетного костюма: чрезмерное «обытовление» и схематичное обеднение. Оправдание крайностей особым содержанием и жанром произведения.

Колористически-цветовое согласование с декорациями. Индивидуализация костюмов солистов и унификация костюмов кордебалета.

Исторические изменения балетного костюма в связи с эволюцией хореографического искусства. Костюм в спектаклях барокко и в период классицизма. Реформа балета и балетного костюма Ж.Ж. Новер. Коренная реформа костюма в искусстве романтизма: длинный тоник, предшественник пачки; пуанты (Филипп и Мария Тальони).

Художники «Мира искусств» и их роль в развитии балетного костюма в начале XX века.

Тенденции обытовления костюма, свойственные балетам середины XX века в театрах на территории бывшего Советского Союза и сведение порой к униформе костюма в балетах на западной сцене.

Работа художника С. Б. Вирсаладзе (особенно в балетах Ю.Н. Григоровича) как образец создания сценического костюма, отвечающего особенностям хореографии.

Тема 3. ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ ТАНЦЕ

Из истории сценического костюма для современного танца от А. Дункан до М. Бежара. Форма, цвет, детали как отражение индивидуальности, художественного стиля и образа. Роль фантазии хореографа и художника.

Цветовые соотношения объема и цвета, цветовые гармонии. Комплекция исполнителя, тип и пол человеческой фигуры и цветовая гамма. Эмоциональное, психологическое, символическое значение цвета. Выражение цветом настроения, темперамента, вкуса. Цветовые эффекты: увеличение, сокращение форм; приближение, удаление; пластическое удлинение фигуры; изменение пропорциональных соотношений основных линий фигуры. Зрительные иллюзии в зависимости от свойств блестящих и матовых фактур, плотных и легких, темных и светлых.

Тема 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕНИЧЕСКОМУ КОСТЮМУ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Изучение традиции национальной одежды. Соответствие образа костюма образу танца. Необходимость учитывать объективные законы сцены.

Основные требования к костюму: необходимость облегчения веса костюма, обеспечения большей свободы движений и быстроты при переодевании, учёта удалённости от зрителя, взаимообусловленности цвета костюма, грима и света, соответствие жанру и стилю танца.

Этапы разработки сценических костюмов руководителями коллективов:

1. Определение соответствующего постановке территориального народного художественного стиля и выявление наиболее самобытных, выразительных в художественном отношении его особенностей.

2. Определение прототипов для сценических костюмов с учётом жанровой специфики коллектива и постановки.

3. Выбор способов варьирования декора и структуры костюмов в рамках установленного образца и территориального стиля, а также методов имитации традиционных материалов и технологий в целях удобства сценического костюма и экономии средств.

Современные материалы и технологии изготовления сценических костюмов. Способы быстрого изменения облика исполнителей во время выступления. Зависимость конструкции силуэта костюма от свойств ткани, покроя, качества обработки. Прочность материала. Особенности рационального раскроя. Правильность выполнения швов, подбор ниток и т.п.

Выбор цвета материала. Цветовое соотношение объема и цвета, цветовые гармонии. Законы смешения цветов: фон и костюм солиста; костюм в ансамбле; фон одежды сцены и костюмы ансамбля. Роль цвета костюма при построении мизансцен – введение контрастирующих по цвету костюмов или их элементов, использование особенностей человеческого восприятия тёплых и холодных цветов, символического значения некоторых из них. Усиление с помощью костюма характерности отдельных персонажей или их групп, включение костюма в драматургию постановки в качестве действенного звена. Удобство сценического костюма и особая условность танцевального костюма.

РАЗДЕЛ 3. СЦЕНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАНЦА

Тема 1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ И ЕЁ ФОРМЫ

Прототип европейской сцены-орхестра в древнегреческом театре. Передвижная сцена в средневековом театре. Появление сценических площадок различных типов в период расцвета религиозных жанров (мистерия, моралите). Появление симультанного устройства сцены бродячих трупп. Сложившийся в XVII веке так называемый шекспирский тип сцены. В эпоху Возрождения в Италии возникает тип сцены, близкий современному.

Появление оперы нового сценического жанра. Зрелищность его потребовала частой смены декораций. Первое кулисное оборудование в театрах Флоренции. Появление в Японии (середина XVIII века) вращающейся сцены, а в Германии (конец XIX века) - поворотного круга. Во второй половине XIX века сцене придают карманы, появляется сложная механизация планшета.

Тема 2. СОВРЕМЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ТЕХНИКА СЦЕНЫ, ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

Современная театральная сцена — замкнутая коробка. Зеркало сцены (портальное отверстие) большой проем, соединяющий сцену со зрительным залом. Деление сценической коробки на три части: трюм, планшет, колосники. Планшет и его части: авансцена, игровая часть, арьерсцена, карманы.

Механическое оборудование сцены: колосники, где установлены блоки сценических механизмов; основная сцена, где размещается осветительная аппаратура, декорации; трюм, где размещены установки различных механизмов, подъемно-опускные устройства.

Типы сцен; обыкновенная, вращающаяся, гидравлическая.

Свет как художественно-постановочное средство. Осветительные приборы с широким, средним и узким углом рассеяния света (снопосветы, софиты, прожекторы). Виды осветительного оборудования: аппаратура верхнего освещения, аппаратура бокового освещения, аппаратура выносного освещения, переносная осветительная аппаратура, специальные осветительные и проекционные приборы для создания динамических проекционных эффектов (облака, волны, дождь и пр.) или статических, заменяющих какие-либо детали декоративного оформления (так называемые светопроекционные декорации).

Цветовая-система освещения сцены. Цвета основные и дополнительные, теплые и холодные, родственные и контрастные. Цветовые гармонии и гаммы. Светофильтры разнообразных цветов. Светофильтры стеклянные и пленочные. Приемы цветовых изменений по ходу сценического действия.

Сценические эффекты с помощью лазерных светоароэкционных установок.

Тема 3. ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

Взаимосвязь художественных задач с техникой сцены при создании зрительного образа сценического действия. Связь театральной декорации с различными видами и жанрами искусства (архитектурой, живописью, скульптурой).

Возникновение декорации (Греция, Рим).

Театр средневековья — литургический театр, площадные представления. Симультанная декорация и живописная перспектива.

Декорации театра романтизма. Декорации рубежа XIX-XX веков: помпезность, неоромантизм и символизм, элементы натурализма.

Русская театральная декорация XVHI-XIX веков. Патриотические, героические, фантастические сюжеты и форма их сценического воплощения.

Пышный оперно-балетный спектакль. Художники частной оперы СИ. Мамонтова..

Творчество К. Коровина, А. Головина и утверждение нового направления в театральной декорации.

Русские сезоны 1905-1914-х годов. Работа в театре художников группы «Мир искусства» (А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих).

Художник В. Симов и декорационное искусство в МХАТе. Декорационное искусство XX века и влияние на него новых направлений: кубизм, конструктивизм, футуризм (А. Экстар, Н. Акимов, В. Шестаков и другие).

Сценическая .живопись и монументально-эпическая тема в хореографии; принципы применения живописного панно.

Работа ведущих театральных художников В. Рындина, Б. Волкова, С. Вирсаладзе и других.

Тема 4. ВИДЫ ДЕКОРАЦИЙ. СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА СЦЕНЫ

Создание декорации с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре, - живописи, фафики, архитектуры, освещения, проекции, кино и других.

Основные системы декораций: кулисная, объемная, симультанная, проекционная, пространственная, условная (декорация в сукнах), световая.

Кулисная система как часть декорации. Функции кулис: художественные и технические. Кулисы и падуги, образующие одежду сцены- систему подвесных драпировок. Создание на сцене с помощью оформления «в сукнах» вневременного отвлеченного пространства.

Приемы оформления хореографических произведений в любительских коллективах.

Практический раздел

Перечень семинарских и практических заданий

Раздел 1. Национальный костюм

Тема 1. Историко-культурный анализ национального костюма, этапы его развития

Содержание занятия – демонстрация знаний прикладных, социальных и эстетических функций национального костюма, его места в народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве в целом; знаний особенностей костюмов разных исторических эпох (Древнего Востока, античного мира, Византии, средневековой Европы (романский и готический стиль), эпохи Возрождения, Европы XVIII-XX веков); умений определять историческую принадлежность предложенного костюма.

.

Тема 2.Основные черты и традиции костюмов стран Западной и Восточной Европы

Содержание занятия – демонстрация знаний характерных особенностей национальных костюмов народов стран Западной и Восточной Европы, общности и различия в белорусском, молдавском и украинском костюме; умений определять национальную принадлежность предложенного костюма.

Тема 3. Эстетические и художественные принципы русского народного костюма

Содержание занятия – демонстрация знаний о русском костюме как о неотъемлемой части обрядового синкретизма, образце эстетических и художественных представлений народа; знаний основных принципов процесса создания народного костюма, семиотического и структурного анализа русского костюма.

Тема 4-5. Областные особенности русского костюма, традиционный костюм народов Западной Сибири

Содержание занятия – демонстрация знаний областных особенностей русского костюма; отличительных черт в костюмах народов южных и северных областей России, Поволжья, донского и кубанского казачества; специфики традиционных костюмов крестьянства Западной Сибири и коренного населения края.

Раздел 2. Сценический костюм

Тема 1. Создание сценического костюма на основе бытового

Содержание занятия - демонстрация знаний исторических и социальных основ возникновения сценических народных костюмов, основных отличий национального сценического костюма от бытового, соответствия образа костюма образу танца; положительных и негативных тенденции в подходе к созданию сценических народных костюмов; материальных возможностей создания сценического костюма на профессиональной и любительской сцене.

Тема 2. Костюм на балетной сцене

Содержание занятия - демонстрация знаний основных требований к балетному костюму; исторических этапов эволюции балетного костюма и его зависимости от развития техники хореографического искусства; основных частей современного балетного костюма.

Тема 3. Особенности сценического костюма в современном танце

Содержание занятия - демонстрация знаний истории сценического костюма для современного танца от А. Дункан до М. Бежара, особенностей современного сценического костюма, формы, цвета, деталей, цветовых эффектов, зрительные иллюзии.

Тема 4. Основные требования к сценическому танцевальному костюму и особенности его проектирования

Содержание занятия - демонстрация знаний особенностей проектирования сценических народных костюмов, основных требований к танцевальным костюмам, этапов создания их эскизов; умений нахождения форм костюма по заданной хореографической теме и создания эскиза сценического танцевального костюма.

Раздел 3. Сценическое оформление танца

Темы 1-2. История эволюции сценической площадки, её формы. Современное устройство и техника сцены, осветительная аппаратура

Содержание занятия – демонстрация знаний истории и современного устройства сценической площадки, функционального назначения аппаратов для освещения сцены; умения создавать цветовую партитуру для хореографических произведений различных жанров.

Темы 3-4. Театрально-декоративное искусство, его эволюция. Виды декораций, современная одежда сцены

Содержание занятия – демонстрация знаний истории театрально-декоративного искусства, приёмов оформления разных жанров и стилей сценических действий при решении определенных художественных задач; умений применять их на практике.

Раздел самостоятельная работа

По заданию педагога студенты самостоятельно создают художественные эскизы сценических танцевальных костюмов по заданной хореографической теме, эскизы декорационного оформления сцены и световой партитуры сценического действия. Создание эскизов для каждого студента подбирается индивидуально в соответствии с его возможностями и интересами. Студенты знакомятся с декорационным искусством, посещая спектакли театра драмы и комедии, гастролирующих хореографических коллективов, русских народных хоров, балетных трупп России, просматривая иллюстрации к балетным спектаклям прошлого (книги по искусству, диафильмы, видеоматериалы).

Самостоятельная работа студентов строится в соответствии с учебной программой, тематическим планом и носит постоянный характер.

Контрольный раздел

В процессе изучения программы студенты по итогам работы на семинарских занятиях проходят предварительную аттестацию.

По итогам прохождения учебной дисциплины «Костюм и сценическое оформление танца» студенты сдают «Зачет», состоящий из двух частей: практической и теоретической. Теоретическая часть состоит из ответа на вопросы по билетам, составленным по изученному материалу. Практическая часть состоит из разработки эскизов костюмов танцевальных композиций.

Студент, ответивший на вопросы билета, получает оценку:

отлично – показал глубокие и прочные знания по данной дисциплине, дал четкий ответ на дополнительные вопросы;

хорошо – хорошо знает теоретический материал, не допускает существенных ошибок;

удовлетворительно – ответы содержат значительные пробелы, допускаются существенные ошибки и неточности;

неудовлетворительно – знания весьма поверхностные и фрагментарные.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Раздел 1

  1. Понятие костюма, его место в народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве в целом.

  2. Прикладные, социальные и эстетические функций национального костюма.

  3. Особенности костюмов Древнего Востока, античного мира, Византии.

  4. Костюмы Древнего Востока, античного мира, Византии.

  5. Костюмы эпохи Возрождения, Европы XVIII-XX веков.

  6. Развитие европейского костюма XVIII-XX веков.

  7. Характерных особенности национальных костюмов народов стран Западной и Восточной Европы.

  8. Особенности белорусского, молдавского и украинского костюма их общность и различия.

  9. Понятие обрядового синкретизма, русский национальный костюм как его неотъемлемая часть.

  10. Русский костюм как образец эстетических и художественных представлений народа.

  11. Семиотический анализ русского костюма.

  12. Структурный анализ русского костюма.

  13. Областные особенности русского костюма (отличительные черты костюмов народов южных и северных областей России, Поволжья, донского и кубанского казачества).

  14. Специфика традиционных костюмов крестьянства Западной Сибири и коренного населения края.

Раздел 2

  1. Исторические и социальные основы возникновения сценического костюма.

  2. Отличие национального сценического костюма от бытового.

  3. Современные положительные и негативные тенденции в подходе к созданию сценического народного костюма.

  4. Балетный костюм, основные требования.

  5. Исторические этапы эволюции балетного костюма и его зависимости от развития техники хореографического искусства.

  6. Основные части балетного костюма.

  7. История сценического костюма для современного танца от А. Дункан до М. Бежара.

  8. Особенности современного сценического костюма (формы, цвета, деталей, цветовых эффектов, зрительные иллюзий).

  9. Основные требования к танцевальным костюмам для народного танца, зависимость формы костюма от заданной хореографической темы.

  10. Особенности проектирования сценических народных костюмов, этапы создания их эскизов.

Раздел 3

  1. История эволюции сценической площадки.

  2. Формы сценической площадки

  3. Современное устройство и техника сцены.

  4. Осветительная аппаратура, значение освещения и цветовой партитуры для хореографических произведений различных жанров.

  5. Театрально-декоративное искусство, его эволюция.

  6. Приёмы оформления разных жанров и стилей сценических действий при решении определенных художественных задач.

  7. Виды декораций, современная одежда сцены.

Библиографический список

  1. Базанов, В. В. Техника и технология сцены : учебное пособие для высших и
    средних учебных заведений / В. В. Базанов. – Ленинград., 1976.

  1. Всеобщая история искусств. – Москва., 1956 – 1965. Т. 1- 6.

  1. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены /Р. В. Захаржевская. – Москва., 1976.

  1. Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. – Москва., 1970.

  1. Логофет, С. Образ танца и костюм танцора // Клуб и художественная
    самодеятельность, -1976 . - № 14.- С. 19 - 20.

  1. Логофет, С. Сюжетный танец и сюжет костюма // Клуб и художественная
    самодеятельность. - 1976. - № 20.- С. 14-16.

  1. Мерцалов, М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалов. – Москва., 1975.

  1. Николаев, Н. А. Оформление спектакля на школьной сцене и клеевая
    живопись / Н. А. Николаев – Москва, 1972.

9.Шпак, Л. Ц. Световое оформление спектакля / Л. Ц. Шпак – Москва., 1975.

10.Шульгина, А. Костюм для танцевальных и хоровых коллективов / А. Шульгина, Л. Томилина, Л. Замалина. – Москва., 1974.

11.Журналы «Балет», «Диалог искусств», «Силуэт», «Этнография».

12. Монографии, статьи, посвященные изобразительному искусству в театре и театральным художникам. Книги по изобразительному искусству.

13. Литературные произведения, мемуары, журналы мод.

14. Анализ сценического оформления спектаклей, выступлений музыкальных и хореографических коллективов.

15. Анализ костюмных экспозиций художественных и краеведческих музеев.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль эстрадного танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания эстрадного танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченных композиций)
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль народно-сценического танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания народно-сценического танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной
  3. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Стили современной хореографии Цикл: сд. Р. 02

    Учебно-методический комплекс
    Материал рабочей программы «Стили современной хореографии» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев.
  4. Отчет о работе орловского государственного института искусств и культуры

    Публичный отчет
    Успешно прошли итоговые аттестационные испытания на дневном и заочном отделении. Удачным оказался первый выпуск заочников на специальности 070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников, что подтверждает отчёт государственной
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального

    Публичный отчет
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный институт искусства и культуры» (далее – Институт) образован в 1975 году приказом Министерства культуры РСФСР от 01.

Другие похожие документы..