Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Температура, свет, влага, ветер, воздух, давление. Механический состав почвы, ее проницаемость, влага. Содержание в почве или воде элементов питания, ...полностью>>
'Документ'
В 2011 году Россия и весь мир отметили 50-летие первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина – начало космической эры человечества! Изменения в ...полностью>>
'Рабочая программа'
1 Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста по направлению 220500 «Управление качеством»,...полностью>>
'Викторина'
«Нужно говорить, чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова…» Достоевский так и говорит с читателем, веря в человека, в духовн...полностью>>

Э. А. Ярных Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика коммерческой деятельности» иразделу составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального высшего

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)

Кафедра статистики и эконометрики

Одобрено учебно-методическим советом

Экономического факультета

СТАТИСТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

Специальности: 080105 Финансы и кредит

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

(раздел дисциплины «Статистика коммерческой деятельности»)

080111 Маркетинг

032401 Реклама

080301 Коммерция (торговое дело)

Москва 2009

Авторы-составители: д.э.н., профессор О.Э.Башина,

к.э.н., профессор Г.В.Агентова,

доцент М.Ю.Меженный,

к.э.н., профессор Э.А.Ярных

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика коммерческой деятельности» и разделу составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования.

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения статистики коммерческой деятельности в федеральных и региональных

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С О Д Е Р Ж А Н И Е 3

1.Цели и задачи дисциплины 6

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины 7

3. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса Статистика коммерческой деятельности 8

4.Объем дисциплины 11

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 11

4.2Распределение часов по темам и видам учебной работы 13

5. Содержание курса 41

6. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр. 50

Торговые сети 53

Наименование показателей 56

7. Самостоятельная работа студентов 60

8.Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению 68

Торговые сети 70

Наименование показателей 70

в фактических ценах 75

в сопоставимых ценах 75

в фактических ценах 75

в сопоставимых ценах 75

125 75

100 75

180 75

140 75

140 75

108 75

190 75

145 75

120 75

91 75

210 75

150 75

110 75

82 75

220 75

160 75

100 75

71 75

240 75

170 75

150 75

100 75

245 75

180 75

Наименование показателей 105

Наименование показателей 107

Периоды 107

Периоды времени 123

Наименование показателей 124

9. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету 134

10.Учебно-методическое обеспечение 138

10.1Литература 138

10.2. Методическое обеспечение дисциплины. 139

10.3.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин 140

Приложение 1 140

Торговые сети 140

Наименование показателей 141

в фактических ценах 145

в сопоставимых ценах 145

в фактических ценах 145

в сопоставимых ценах 145

125 146

100 146

180 146

140 146

140 146

108 146

190 146

145 146

120 146

91 146

210 146

150 146

110 146

82 146

220 146

160 146

100 146

71 146

240 146

170 146

150 146

100 146

245 146

180 146

Наименование показателей 171

Наименование показателей 178

Наименование показателей 181

Периоды 181

Периоды времени 187

  1. Цели и задачи дисциплины

Сформировавшаяся в России рыночная экономика характеризуется наличием коммерческих отношений, имеющих количественное измерение.

В коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, представляющей собой совокупность массовых стохастических процессов и явлений, существует множество причинно-следственных связей, и могут быть выявлены определённые тенденции и закономерности. Их изучением занимается самостоятельная отрасль социально-экономической статистики — статистика коммерческой деятельности, обеспечивающая, прежде всего экономические потребности органов государственного управления и коммерческих структур. Это означает, что коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг должна опираться на объективную, достоверную, всеобъемлющую и научно обоснованную информацию о действии рыночного механизма.

Актуальность курса и раздела «Статистика коммерческой деятельности» обусловливается также и тем, что успех коммерческой деятельности во многом зависит от адекватной оценки рыночной ситуации, собственных ресурсов и потенциала конкурентов, обоснованности прогноза последствий принятых решений, степени экономического и коммерческого риска и учёта других факторов (демографических, социально-экономических и т.д.).

Сбор и обработку подобной информации, а также разработку методологии оценки, анализа и прогнозирования рыночной ситуации как раз и осуществляет статистика коммерческой деятельности.

Для того чтобы стать высококвалифицированным бухгалтером, экономистом и аналитиком необходимо изучить и усвоить приёмы и методы статистического учёта, анализа и прогнозирования.

Глубокое овладение статистическим аппаратом исследования и моделирования позволяет обеспечить всесторонний и глубокий анализ рыночной конъюнктуры, составить надёжный прогноз спроса и предложения, определить уровень инфляции, разработать программу обеспечения целевой прибыли. Статистика коммерческой деятельности тесно связана с маркетингом и способствует выработке оптимальной рыночной стратегии и принятию адекватных управленческих решений в конкретных хозяйственных ситуациях.

Таким образом, статистика коммерческой деятельности, будучи составной частью бизнес-статистики, занимает важное место в системе подготовки специалистов высшей квалификации для коммерческих предприятий и организаций.

Данный курс и раздел способствует выработке у студентов фундаментальных знаний в области своей будущей профессиональной деятельности, помогая овладеть статистическим инструментарием.

Целью преподавания данного курса является изучение студентами статистической методологии учёта, анализа и прогнозирования важнейших тенденций и закономерностей развития рынка товаров и услуг, процессов формирования и использования доходов и прибыли, состояния финансов коммерческих предприятий и организаций, условий эффективного инвестирования бизнеса в торговле и сфере услуг. Для этого студентам необходимо ознакомиться с системой показателей статистики коммерческой деятельности, её иерархией, социально-экономической сущностью каждого показателя, техникой их расчёта, условиями и областью применения на практике.

К основным задачам курса «Статистика коммерческой деятельности» и раздела следует отнести изучение статистических методов оценки коммерческого риска, эффективности инвестиций, анализ, моделирование и прогнозирование процессов продажи товаров и услуг, анализ финансового состояния коммерческих предприятий и организаций, оценка оптимальности затрат и исследование процесса налогообложения в торговле и сфере услуг.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс статистика коммерческой деятельности и раздел базируется на знании студентами экономической теории, общей теории статистики и математической статистики, бухгалтерского учета и экономического анализа, экономики торговли, логистики. Он тесно связан со статистикой рынка, маркетингом.

В результате изучения курса студент должен:

- знать основные стандарты, классификации и группировки статистики коммерческой деятельности, соответствующие системы показателей, использующиеся в российской и международной статистической практике, и методы их измерения или расчёта;

-уметь составить план статистического исследования, сформировать круг исходных показателей, провести целенаправленный статистический анализ, содержательно интерпретировать полученные производные статистические показатели;

- иметь представление об основных источниках экономической статистической информации, особенностях проведения статистического исследования на макроуровне, возможностях и границах применения статистических методов;

- обладать навыками самостоятельного сбора и первичной обработки необходимой статистической информации.

3. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса Статистика коммерческой деятельности

Групповая совместная работа студентов – комплекс педагогических методов обучения, предлагающих освоение обучающимися ряда алгоритмов, приемов, технологий совместного принятия решения, выработки общей стратегии действий и поиска решения возникающих проблем, которые успешно используются в дальнейшем в ходе дискуссий, диспутов, выполнения групповых заданий (проектов) и т.д. При этом иногда может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в весьма жесткие сроки. На методе групповой совместной работы построены обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, метод «мозгового штурма».

Тема 1. Предмет, метод, задачи и организация статистики коммерческой деятельности

.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме заданной преподавателем. Дискуссия может проходить как в онлайновом так и в офф- лайновом режиме. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Тема З. Система показателей статистики коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющийся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Информационные технологии обеспечивают возможность интерактивного общения студентов и преподавателя в диалоговом режиме. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Тема 2. Информационное обеспечение статистики коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющие собой изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, (лектором, координатором, и т.д.), приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, то при дистанционном обучении присутствующие находятся на расстоянии друг от друга, а сам доклад проводится в виде телекоммуникационной конференции в режиме реального времени.

Доклад в условиях Интернет так же может быть предоставлен в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды Power Point, иллюстрации, и т.д., вплоть до видеозаписи этого доклада) и размещает это все на одном из сайтов Интернет. Студенты получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомится с этим докладом. Преимуществом является то, что студенты будут знакомиться с материалами подобных «докладов» гораздо внимательней, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации.

Тема 5. Статистические методы анализа эффективности функционирования предприятий и организаций торговли, общественного питания и сферы услуг.

Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмене опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также возможности для всех желающих вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особо «горячих» вопросов придает круглому столу особую динамичность и насыщенность. С применением дистанционных технологий возможно проведение «виртуальных» круглых столов.

Тема 6.Статистика рынка труда в торговле, общественном питании и сфере услуг.

Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Центральным понятием метода является понятие ситуация т.е. набор переменных, когда их выбор решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать.

Тема 4. Статистические методы изучения экономической конъюнктуры.

Пре-тест – тест, за который не ставится оценка. Он определяет насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущей темы требуют пояснения преподавателя или дополнительной практики. Используется для более сфокусированного преподавания.

Тема 7. Статистика биржевой деятельности

Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условий (вопроса) и, в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Варианты предоставления тестовых вопросов: выбрать правильный ответ, расположить в нужной последовательности, заполнить пропуски и проч.

Тема 8. Статистика финансов в коммерческой деятельности.

Электронный словарь – справочное электронное издание, содержащие собрания слов, расположенных по определенному принципу, и дающие сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деталях в какой- либо области науки, культуры, и т.д. Электронный словарь в отличие от традиционного словаря представляет собой компьютерную базу данных и наряду с текстом и графическими изображениями может содержать видео- и анимационные фрагменты, звук, музыку и пр. Особым образом закодированные словарные статьи позволяют осуществлять быстрый поиск нужный слов или сочетания слов (часто с учетом морфологических форм) Разновидностью электронных словарей являются онлайновый словари с функцией поиска, размещенные в Интернете.

Темы лекций № 1-8

4.Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для студентов специальности 080109- «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Вид учебных работ

Количество часов по форме обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Заочная (сокращ.)

№ семестра

6

10

7

5

Аудиторные занятия,

в т.ч.

54

36

12

8

Лекции

26

16

6

4

Практические и семинарские занятия

28

20

6

4

Самостоятельная работа

76

94

118

122

Всего часов на дисциплину

130

130

130

130

Виды контроля

-

-

Контрольная работа - 1

Контрольная работа - 1

Виды итогового контроля

(экз., зачет)

Зачет

6 сем.

Зачет

10 сем.

Зачет

7 сем.

Зачет 5 сем.

Для студентов специальности 080105-«Финансы и кредит»

Вид учебных работ

Количество часов по форме обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Очная (сокр.)

Заочная (сокр.)

№ семестра

6

9

7

4

5

Аудиторные занятия,

в т.ч.

51

34

10

38

8

Лекции

26

18

6

19

6

Практические и семинарские занятия

25

16

4

19

2

Самостоятельная работа

49

66

90

47

92

Всего часов на дисциплину

100

100

100

85

100

Вид контроля

Контрольная работа – 1

Контрольная работа – 1

Виды итогового контроля

(экз., зачет)

Экзамен

6 сем.

Экзамен

9 сем.

Экзамен 7 сем.

Зачет

4 сем.

Экзамен 5 сем.

Для студентов специальности 080111 Маркетинг/080301 Коммерция (торговое дело)

Вид учебных работ

Количество часов по форме обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Очная

(сокращ.)

Заочная (сокращ.)

№ семестра

5

6/4

6/4

4

4

Аудиторные занятия,

в т.ч.

51

34

15

38

8/6

Лекции

28

18

9

19

4

Практические и семинарские занятия

23

16

6

19

4/2

Самостоятельная работа

49

66

85

44/62

74/94

Всего часов на дисциплину

100

100

100

82/100

82/100

Вид контроля

Контрольная работа

Контрольная работа

Виды итогового контроля

(экз., зачет)

Экзамен

5 сем.

Экзамен

6 сем./4 сем.

Экзамен

6 сем./ 4 сем.

Экзамен

4 сем.

Экзамен 4 сем.

Для студентов специальности 032401 Реклама

Вид учебных работ

Количество часов по форме обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Заочная (сокращ.)

№ семестра

5

6

6

3

Аудиторные занятия,

в т.ч.

51

13

6

6

Лекции

13

7

4

4

Практические и семинарские занятия

12

6

2

2

Самостоятельная работа

25

37

44

44

Всего часов на дисциплину

50

50

50

50

Вид контроля

Контр. раб.

Контр. раб.

Виды итогового контроля

(экз., зачет)

Экзамен

5 сем.

Экзамен 6 сем.

Экзамен 6 сем.

.Экзамен 3 сем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли, ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, культуры и искусства, операции с недвижимым имуществом), 080503 Антикризисное управление

    Учебно-методический комплекс
    080502 Экономика и управление на предприятии (торговли, ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, культуры и искусства, операции с недвижимым имуществом),
  2. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по Статистике составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования.
  3. С. Н. Зверяева финансовый менеджмент в отраслях экономики учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    АНО ВПО ЦС РФ«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»С.Н. ЗверяеваФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСдля специальности 080105 Финансы и кредитМосква 2008УДК 336ББК 65.
  4. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по статистике (раздел: общая теория статистики) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080111 Маркетинг Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Информационные системы маркетинга» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080 – «Маркетинг».

Другие похожие документы..