Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Наверное, у каждого, кто в первый раз выходил в мировую Сеть, дух захватывало от обилия возможностей и самой разнообразной информации. Все было безум...полностью>>
'Публичный отчет'
В соответствии с календарем массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений города Челябинска на 2011/2...полностью>>
'Программа'
С 2008 года в крае формируется целостная структура поддержки малого и среднего бизнеса с участием всех уровней власти – от федерального до муниципаль...полностью>>
'Документ'
1. Французы ведут свое летоисчисление со дня основания Республики, которое совершилось 22 сентября 1792 года обычного летоисчисления, в тот день, ког...полностью>>

Остапчук Василий Николаевич учебно-методический комплекс (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ярославский филиал


Утверждено Ученым советом

ЯФ АТ и СО

Протокол № 1

От «26» августа 2010 г.

Председатель Ученого совета

ЯФ АТ и СО

___­­­­­________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Тюрин С.Б.

Специальность 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Кафедра экономики труда и профсоюзного движения

Остапчук Василий Николаевич

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Деньги, кредит, банки»

учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Ярославль 2010.

Печатается по решению Ученого совета

Ярославского филиала Академии труда и

социальных отношений

Остапчук В.Н. к.э.н., доцент. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки». ______ редакция – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 2010.

Рецензент:

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры экономики труда и профсоюзного движения ЯФ АТ и СО Протокол № ___ от _______ 200__г.

Зав. кафедрой ____________ Тюрин С.Б.

Содержание

Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Деньги, кредит, банки»: 3

Раздел №1. Программа учебного курса по дисциплине 4

Цель изучения дисциплины 4

Задачи изучения дисциплины 5

Содержание разделов и тем. 7

Раздел № 2. Организация изучения курса по дисциплине 12

Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Деньги, кредит, банки»:

Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег; роль денег в условиях рыночной экономики; виды денег и их осо­бенности; функции денег; роль денег в воспроизводственном про­цессе; выпуск денег в хозяйственный оборот; кредитный характер современной денежной эмиссии; эмиссия безналичных денег; сущ­ность и механизмы банковского (депозитного) мультипликатора; налично-денежная эмиссия; каналы движения денег; экономические и нормативные основы организации безналичного денежного оборота; основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота; система безналичных расчетов, ее основные элементы; формы безналичных расчетов; характеристика денежной системы и форм ее развития; характеристика денежной системы администра­тивно-распределительного типа экономики; основные черты денеж­ной системы стран с рыночной экономикой; принципы организации и элементы; сущность и формы проявления инфляции; виды инфля­ции и ее причины; влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения; регулирование инфля­ции; валютные отношения и валютная система: мировая валютная система и ее эволюция; валютная система России; платежный и рас­четный балансы; международные расчеты; необходимость кредита; сущность кредита; субъекты кредитных отношений: формы и виды кредита; роль и границы кредита; понятие границы применения кре­дита на макро- и микроуровнях; ссудный процент и его экономиче­ская роль; взаимодействие кредита и денег; возникновение и разви­тие банков; правовые основы банковской деятельности; формирова­ние банковской системы страны; виды банков и их структура: цен­тральные и коммерческие банки; классификация банковских операций; пассивные операции банка; понятие банковских резервов; соб­ственные и привлеченные средства банка; депозитные операции; эмиссионные операции; активные операции коммерческого банка; активно-пассивные операции: специфика доверительных (трастовых) операций банка; балансовые и забалансовые операции банка; финан­совые риски в деятельности коммерческого банка; основы банков­ского менеджмента и маркетинга; международные финансовые и кредитные институты.

Раздел №1. Программа учебного курса по дисциплине

Дисциплина "Деньги, кредит, банки" является специальной, она фор­ми­рует профессиональную подготовку студентов по выбранной специальности.

Цель изучения дисциплины

Изучение дисциплины "Деньги, кредит, банки" ставит целью:

- дать студентам систему знаний о деньгах, кредите и банках современного общества;

- способствовать формированию экономического мышления студентов;

  • вырабатывать навыки анализа современных экономических явлений в России и за рубежом.

Задачи изучения дисциплины

Курс "Деньги, кредит, банки" имеет следующие задачи:

1. Дать теоретическую основу знаний по дисциплине.

2.Обеспечить выпускника конкретными знаниями в области денег, кредита и банков.

Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами формирует профессиональные знания студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

З Н А Т Ь:

- основные положения теории денег и кредита;

- сущность и состав денежной и кредитной систем;

- организацию денежного обращения и безналичных расчетов;

- методы денежно-кредитного регулирования;

- основы банковского дела;

- основы валютных, расчетных и кредитных отношений между странами;

- структуру, функции и операции Центрального банка Российской Федерации.

У М Е Т Ь:

- творчески применять теорию денежного обращения и кредита при изуче­нии финансово-экономических дисциплин и в своей практи­ческой деятельности;

- анализировать и критически оценивать современные процессы в денежно-кредитной системе;

- правильно понимать и разъяснять денежно-кредитную политику госу­дар­с­тва в современных условиях и в историческом прошлом;

- готовить профессионально-грамотные, актуальные доклады и выступ­ле­ния по денежно-кредитной тематике.

Б Ы Т Ь О З Н А К О М Л Е Н:

- с основами организации денежно-кредитных систем развитых стран;

- с основными этапами эволюции российской денежно-кредитной системы;

- с положениями основных зарубежных теорий денег и денеж­но-кредитной по­литики.

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары, а по от­дель­ным темам, наиболее актуальным для практической работы, пре­дусмотрены самостоятельные занятия под руководством преподавателя.

Лекции являются основой для изучения наиболее актуального и сложного материала курсантами. На лекциях изучаются базовые эконо­мические категории, реализация их механизма в современных условиях как в развитых странах, так и в России.

На семинарские занятия выносятся наиболее сложные вопросы дис­цип­лины. Семинары проводятся с целью углубления и закрепления теоретических зна­ний студентов, привития им навыков современного экономического мыш­ле­ния, обобщения изученного материала.

Успешное изучение дисциплины "Деньги, кредит, банки" предпо­лагает сис­тематическую самостоятельную работу студентов с рекомен­дованной ли­те­ра­турой.

Значение систематической самостоятельной работы студентов особенно актуально в современных условиях, характеризующихся боль­шими изменениями в денежно-кредитной системе страны и, как следс­твие, быстрым старением материала.

Содержание разделов и тем.

Введение

Предмет и задачи курса "Деньги, кредит, банки", его место в системе экономических наук. Основные экономичес­кие категории в области денежно-кредитных отношений. Понятие бан­ковского права.

Методы изучения и структура курса. Виды занятий. Требования кафедры к студентам по изучению дисциплины. Работа с учебной лите­ратурой.

Раздел I. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Тема № 1. Происхождение, сущность и роль денег.

Необходимость денег в рыночной экономике, их происхождение. История русских денег. Товарное производство - основа происхожде­ния и существования денег. Развитие формы стоимости. Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости товаров. Эволюция денежного товара и функциональных форм денег. Военные деньги.

Функции денег. Содержание и назначение функции денег как меры стоимости. Стоимость и цена. Ценообразование в условиях рыночной экономики.

Деньги как средство обращения. Сфера действия этой функции и ее экономическое назначение.

Деньги как средство платежа. Функционирование денег в качест­ве средства платежа в безналичном и наличноденежном обороте.

Функция денег как средства накопления. Виды и формы денежных накоп­ле­ний.

Деньги в сфере международного экономического оборота. Мировые деньги.

Взаимосвязь функций денег. Роль денег в поддержании общеэко­но­ми­чес­кого равновесия.

Тема № 2. Денежное обращение

Денежный оборот и денежное обращение. Особенности налично-де­неж­но­го обращения. Факторы, определяющие потребность в деньгах для обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. Закон денеж­ного обращения. Денежные агрегаты. Понятия М1, М2, М3. Эмиссия денег и организация эмис­сион­ных операций.

Порядок выпуска денег в обращение и их изъятие из обращения. Безна­лич­ный денежный оборот. Система безналичных расчетов.

Принципы организации и формы безналичных расчетов. Расчеты платеж­ными поручениями. Чековая форма расчетов. Расчеты аккредитивами. Вексельная форма расчетов. Домициляция векселей. Организация межбанковских расчетов.

Основные экономические методы регулирования денежной массы в обращении. Прогнозы баланса денежных доходов и расходов населения и кассовых оборотов в Российской Федерации. Спрос и предложение денег.

Сущность и причины инфляции. Виды инфляции. Социально-экономи­ческие последствия инфляции. Методы стабилизации денежного обраще­ния.

Тема № 3. Денежная система

Понятие денежной системы. Элементы денежной системы.

Типы денежных систем. Системы металлического обращения и их виды. Системы бумажных и кредитных денег, закономерности их обра­щения.

Денежные системы развитых стран: США, Англии, Франции, ФРГ, Япо­нии, Италии, Канады.

Денежная система Российской Федерации. Основные правила орга­низации денежного обращения в Российской Федерации. Денежная еди­ница России. Суррогаты денег. Виды денежных знаков. Регулирование денежного обращения, роль Центрального Банка РФ.

Раздел II. КРЕДИТ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Тема № 4. Сущность, формы и функции кредита

Необходимость и сущность кредита.

Особенности кругооборота производственных фондов предприятий - основа возникновения кредитных отношений. Источники временно свободных денежных средств в хозяйстве.

Функции и роль кредита. Законы и закономерности кредитных от­ношений. Роль и границы кредита. Теории кредита.

Понятие ссудного процента и его виды. Факторы, влияющие на величину ссудного процента. Процентные ставки за кредит и их виды.

Формы и виды кредита. Ростовщический кредит. Коммерческий кредит и вексельное обращение. Банковский кредит и его виды. Пот­ребительский кредит. Виды потребительского кредита, предоставляемого военнослужащим. Госу­дарст­венный кредит. Международный кредит. Проблемы внутреннего госу­дарст­венного долга Российской Федерации. Общее понятие внешнего государствен­ного долга. Факторинг. Лизинг.

Тема № 5. Кредитная система

Понятие кредитной системы. Элементы кредитной системы. Банковская система, ее элементы. Понятие банка. Типы банков.

Банковская инфраструктура. Роль банков в развитии экономики. Сущ­ность и функции центральных банков. Основные методы денежно-кре­дитной политики в условиях рыночной экономики.

Центральный Банк Российской Федерации: структура, функции и виды операций.

Сущность и функции коммерческих банков. Организационное уст­ройство и принципы деятельности коммерческих банков. Характеристи­ка бухгалтерского баланса коммерческого банка. Универсализация и специализация банковского дела. Концентрация и централизация бан­ковского капитала.

Специальные кредитные институты, их отличия от банков. Виды спе­циаль­ных кредитных институтов и их операции.

История русских банков и кредита. Государственные кредитные учрежде­ния в России. Русские акционерные банки. Кредитные реформы 1930-1932гг.,1987-1990 гг. Проблемы развития банковской системы в Российской Федерации.

Кредитные системы США, Англии, ФРГ, Японии, Франции, Италии и Канады.

Проблемы денежно-кредитного регулирования в развитых странах. Всемирная компьютерная сеть. Место СВИФТ в мировых банковских се­тях.

Тема № 6. Операции коммерческих банков

Основы организации и деятельности коммерческих банков. Поря­док соз­дания коммерческого банка. Организация работы с клиентурой. Депозитные операции. Основы расчетно-кассового обслуживания, расчетно-кассовое обслуживание воинских частей. Кас­совые операции. Риски в банковской практике.

Кредитные операции банков. Субъекты кредитных отношений. Кре­дитные ресурсы банка. Классификация банковских кредитов. Принципы банковского кредитования. Кредитный договор банка с заемщиками. Доверительный (бланко­вый) кредит. Контокоррентный кредит. Залого­вые операции. Ломбардный кредит.

Комиссионно-посреднические операции банков. Виды ценных бумаг и опе­раций с ними коммерческих банков. Лизинговые операции.

Агентские (комиссионные) операции банков. Факторинговые опе­рации. Трастовые операции.

Анализ банковских операций. Регулирование банковских опера­ций. Бан­ков­ские риски и проблемы управления ими.

Раздел III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема № 7. Валютная система и валютные отношения

Понятие валютной системы. Элементы валютной системы.

Валюта и валютный курс. Виды валютных курсов. Факторы, влияю­щие на состояние курса национальной валюты. Конвертируемость наци­ональной валю­ты, ее типы. Теории регулирования валютного курса. Валютная система России. Валютный рынок России. Инфраструктура валютного рынка.

Платежный баланс. Основные и балансирующие статьи. Показатели пла­теж­ного баланса и методы классификации его статей. Регулирова­ние между­на­род­ных валютных отношений. Валютная политика.

Международные расчеты. Валютно-финансовые и платежные условия внеш­не­экономических сделок. Формы международных расчетов. Валютные кли­рин­ги.

Тема № 8. Международные кредитные отношения

Международный кредит как экономическая категория. Формы меж­дуна­ро­д­ного кредита. Фирменный (коммерческий) кредит. Банковские, финансовые кредиты. Кредит покупателю. Акцептно-рамбурсный кредит. Лизинг и факто­ринг. Форфетирование.

Валютно-финансовые и платежные условия международного креди­та. Валюта кредита и платежа. Сумма (лимит) кредита. Срок междуна­родного кре­дита. Элементы стоимости кредита. Виды обеспечения меж­дународных креди­тов.

Государственное регулирование международных кредитных отноше­ний. Фор­мы межгосударственного регулирования международного креди­та. Особен­нос­ти международного кредитования развивающихся стран.

Тема № 9. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки

Международные финансовые потоки и мировые финансовые центры. Ва­лют­ные рынки и валютные операции. Мировой кредитный и финансовый рынок. Евро­рынок. Мировые рынки золота и операции с золотом. Ва­лютные и кре­дит­ные риски, способы их страхования. Информационные технологии в между­на­род­ных валютных, расчетных и кредитно-финансо­вых операциях.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые орга­ни­зации. Международный валютный фонд (МВФ). Международный банк ре­кон­струк­ции и развития (МБРР). Европейский банк реконструкции и развития. Ре­ги­ональ­ные банки развития. Региональные валютно-кре­дитные и финансовые орга­низации ЕС. Банк международных расчетов. Международный банк эконо­мичес­кого сотрудничества. Международный инвестиционный банк.

Международное кредитование и финансирование России. Проблемы учас­тия России в международных финансовых институтах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Остапчук Василий Николаевич учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080109 «Бухгалтерский учёт,
  2. Анализ работы муниципального учреждения «Информационный методический центр» 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Августовская педагогическая конференция работников образования города Усолье – Сибирское, «Развитие потенциала учителя как условие нового качества образования», 28.
  3. Ветераны Великой Отечественной Войны, фронта и тыла педагоги, ученые и сотрудники Уральского государственного экономического университета. Данная книга

    Книга
    В 39 Ветераны Великой Отечественной войны, фронта и тыла -педагоги, ученые и сотрудники Уральского государственного экономического университета / Под ред.
  4. Опыта (педагогические инициативы) в упто брестской области

    Документ
    Создан на основе обобщения результатов инновационной деятельности педагогических работников учреждений профессионально-технического образования Брестской области в 2006-2010г.
  5. Департамент образования и молодежной политики

    Документ
    Безуевская Валерия Александровна – заместитель директора, начальник управления профессионального образования Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югра.

Другие похожие документы..