Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
совершенствование экономических, организационных, правовых и иных условий для формирования конкурентной среды на товарных рынках и рынках услуг Оренб...полностью>>
'Документ'
0 – 31.07   «Мой край родной – мое ты вдохновенье…». Продолжение выставки - экспозиции томского фотографа М.А.Дронова МБ "Академическая" О В...полностью>>
'Документ'
Великая Книгяня Елизавета Федоровна родилась 1 ноября 1864 года. Она была дочерью герцога Гессен-Дармаштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери ...полностью>>
'Урок'
Мне очень нравится учиться в нашей школе. Особенно я люблю посещать уроки физкультуры, которые преподает Юрий Алексеевич Комиссаров. Юрий Алексеевич ...полностью>>

Налоговая система РФ (1)

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочно финансово-экономический институт

Филиал в городе Барнауле.

Факультет: Региональная кафедра:

Финансово-кредитный финансы и кредит

Курсовая работ

по дисциплине «Финансы»

тема: налоговая система РФ

Студентки: Илюшкиной.С.В.

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Группа:

№ личного дела:03 ФФД 10821

Руководитель:

Барнаул

2008

Содержание

Введение.……………………………………………………………………

3

Глава 1. Сущность налогов и налоговой системы………..

5

1.1. Экономическое содержание налогов, их функции……………………...

5

1.2. Классификация налогов…………………………………………………..

8

1.3. Виды налогов в современной России и полномочия органов власти в области налогообложения…………………………………………………….

14

1.4. Налоговые системы Франции и Великобритании………………………

19

Глава 2. Налоговые доходы бюджетов России……………...

28

2.1. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней…..

28

2.2. Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой…………………………………………………………….

36

2.3. Проблема задолженности по налоговым платежам…………………….

43

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы России………………………………………………………………………..

45

3.1. Совершенствование налогового администрирования в России………..

45

3.2. Пути снижения задолженности по налогам……………………………..

49

Заключение………………………………………………………………..

52

библиография……………………………………………………………..

57

Введение

С 1 января 2006 г. произошло окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России, т. е. наступил наконец период некоторой налоговой стабилиза­ции, исключающий резкие изменения в виде введения или отмены новых налогов. Тем не менее предусмотрена дальнейшая «доводка» системы налогообложения как в части введения новых глав Налогового кодекса, касающихся налогообложе­ния имущества граждан, разработки налоговых режимов свободных экономиче­ских зон и технопарков, так и реализации политики снижения налогового бремени и существенных изменении в налоговом администрировании.

Определенное отставание теоретических разработок в области налогообложе­ния применительно к условиям современной России вызывает очевидные прак­тические трудности как у непосредственных разработчиков налогового законода­тельства, депутатов Государственной думы, так и у хозяйствующих субъектов, финансовых служб, занимающихся территориальным планированием контингентов налоговых поступлений, налоговых и других органов, осуществляющих налого­вое администрирование.

В недалеком прошлом проблемы налогообложения интересовали сравнительно узкий круг профессионалов. Сегодня эти вопросы являются насущными практически для всех: руководителей предприятий и главных бухгалтеров, администрации каждого территориального образования, многочисленной армии налогоплательщиков, специалистов финансовой и налоговой систем. Государству необходимо соединить несоединимое: обеспечить надежную финансовую базу для выполнения им своих функций; создать налоговый режим, обеспечивающий стабильный экономический рост; убедить население в необходимости полной и своевременной уплаты налогов; обеспечить эффективный налоговый контроль.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современных налоговых систем.

При написании работы ставились следующие задачи:

  1. рассмотреть экономическое содержание налогов и их функции

  2. привести классификацию налогов;

  3. охарактеризовать виды налогов в современной России и полномочия органов власти в области налогообложения;

  4. рассмотреть налоговые системы Франции и Великобритании;

  5. определить роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней;

  6. проанализировать особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой;

  7. рассмотреть проблему задолженности по налоговым платежам;

  8. определить направления совершенствования налоговой системы;

  9. охарактеризовать пути снижения задолженности по налогам

Объектом исследования являются современные налоговые системы.

Предметом исследования данной работы являются особенности налоговых систем, в т.ч. России.

При написании работы использовалась Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, законы, а также учебные материалы и материалы статей финансово-экономических журналов.

Глава 1. Сущность налогов и налоговой системы

1.1. Экономическое содержание налогов, их функции

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. [26, с. 155] Определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как "обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством", экономически верное, но, думается, недостаточно полное.

Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Ст. 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [3]

В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [16, с. 308]

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правонарушения, установленные налоговым законодательством России. [28, с. 95]

Определив экономическое содержание налога и отличительные его признаки, кратко рассмотрим различные трактовки «функций» налога как экономической категории. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе еди­ное мнение по этому вопросу отсутствует. Так, в учебном пособии «Налоги» под редакцией Д. Г. Черника [19, с. 17] отмечается, что налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную функцию и стимулирующую подфункцию. Большинство авторов признают две налоговые функции: фискальную и регулиру­ющую. В учебнике Т. Ф. Юткиной «Налоги и налогообложение» [32, с. 85] автор счита­ет, что «налог» не исполняет никаких функций. В учебнике белорусских авторов 2000 г. [18, с. 28] выделяют 3 функции налогов: фискальная, стимулирующая и регулирующая.

Известно, что функции любой экономической категории выражают ее обще­ственное назначение, присущее именно данной категории. Государственные финан­сы — не распределительная, а перераспределительная категория, т. е. на их основе перераспределяется на макроуровне то, что уже было распределено на микроуров­не: на восстановление потребленных средств производства (с), выплату заработной платы и социальные платежи (v) и прибавочный продукт (т). Таким образом, рас­пределение совокупного продукта на с + v + т в условиях рынка производится под воздействием рыночных отношений, спроса и предложения на факторы производ­ства, предпринимательских интересов и интересов наемных рабочих (профсою­зов). Государство вмешивается в этот процесс опосредованно, устанавливая «пра­вила игры» (гражданское и трудовое законодательство), регламентируя порядок начисления амортизации, формирования затрат, относимых на себестоимость про­дукта (или налоговых вычетов), устанавливая минимальные ставки заработной платы, ставки социальных и налоговых платежей и т. д. Государство только в опре­деленной степени регулирует этот процесс. Реальное же перераспределение проис­ходит с помощью финансов и налогов, и прежде всего на макроуровне. Поэтому попытка наделить распределительной функцией налоги как экономическую катего­рию вряд ли оправдана.

В действительности, исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и является атрибутом налога: нет денежных перечислений в бюджетный фонд — нет и налога. Налогам как относительно самостоятельной подсистеме более сложной системы государственных финансов присуща прежде всего их первая функция — «форми­рование бюджетного фонда государства», т. е. фискальная, в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории — обеспечение государ­ства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурса­ми. Именно эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 75 до 95% (в России в 2004 г. — 75,5%).

На определенном этапе своего развития экономическое содержание налогов проявляется и в функции регулирования. По­следняя, естественно, тесно связана с первой, фискальной, и наиболее полно реали­зуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности и дости­жение определенных, не фискальных, а социальных целей. Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения «обычных» ставок налогов.

Что же касается других делегируемых налогам функций (контрольная, стимули­рующая), то они не имеют никакого отношения к налогу как экономической катего­рии, а являются функциями государства в системе управления процессом налогообложения. [17, с. 24-26]

1.2. Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т. с. си­стемной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин - таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходи­мых аналитических расчетов, составление отчетности и т. д. Многообразие нало­говых классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различны­ми исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификацион­ных признаков.

Классификации налогов помогают составить более полное представление об изучаемом предмете. Следует отметить, что они носят условный характер и в за­висимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют тот или иной срез, так как все без исключения налоги в различной степени влияют на все сто­роны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комп­лексное воздействие на экономику. Обилие классификаций убедительно доказы­вает, что невозможно выделить один критерий, по которому налоги можно было бы отнести к той или иной группе. Границы деления подвижны, поэтому при разграничении налогов имеется в виду их доминирующее влияние на какую-либо из групп экономических показателей. [17, с. 34]

Как альтернативу всем предложенным классификациям можно рассматривать имеющую длительную историю идею введения единого налога, которая периодически появлялась в проектах различных реформаторов и трудах экономистов раз­ных эпох (И.Т. Посошков, Дж. Милль, Ф. Кенз и др.). Так, в США в конце ХХ в. значительную поддержку получило движение за единый налог на землю: в " Ком­мунистическом манифесте" К. Маркса выдвигалось требование замены всех существующих видов налогов единым прогрессивным налогом. Положительный пример - введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян (продовольственного налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского сбора, местных налогов) единого сельскохозяйственного налога, что оказало позитивное воздействие на развитие товарно-денежного обращения. Следует отметить, что этот значительно упростивший налоговую систему налог был ориентирован не на всю совокупность налогоплательщиков, а лишь на опре­деленную категорию — крестьян (единый налог не всегда означает, что он един­ственный).

Современными западными экономистами постулируется идея введения всеоб­щего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога. Несостоятельность доктрины но введению единого (единственного) налога была аргументировано доказана еще в начале XX в. российскими учеными. Как под­черкивал А. А. Соколов, «множественность доходоприносящих объектов приво­дит и к множественности налогов», ни одна налоговая база не является всеобъем­лющей.

Не утихают дискуссии о необходимом количестве налогов. С одной стороны, введение многочисленных налогов позволяет более широко охватить все сторо­ны хозяйственной жизни и активно влиять на них, но при этом существенно воз­растают административные издержки по взиманию и контролю за поступлением налогов. Переход на единый налог упрощает систему учета и уплаты, но затруд­няет выбор оптимальной налогооблагаемой базы и не позволяет в полной мере реализовать функции налогов, учитывать иногда разнонаправленное изменение макроэкономических показателей. Поэтому наиболее существенным является вопрос не о количестве, а о качестве вводимых и собираемых налогов, об их адекватно­сти целям налоговой политики, преследуемым государством в данном конкретном периоде с учетом всех внутренних и внешних социально-экономических факторов. [22, с. 110-111]

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. (В Римской империи взимались и налог с наследства, и налог с оборота.)

Одна из первых классификаций налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (ХVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться "прямым налогом", а все остальные являются перелагаемыми (косвен­ными). А. Смит исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капи­тал ) добавил к числу прямых налогов (с доходом землевладельцев) еще два - на­логи на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам A. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителей товаров к услуг. Таким обра­зом, был принят первый действующий классификационный признак — разделение налогов на прямые и косвенные. [9, с. 146-147]

Исторически в теории налогов сложились три основные концепции подразделения их на прямые и косвенные. Сторонники первой считают, что примером такого деления является теоретическая возможность переложения налогов с номинального плательщика на конечного потребителя. Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя пли потребителя) и не могут быть переложены путем включения в продажные цены товаров, остальные же налоги относятся к косвенным. Это является лишь теоретическим предположени­ем, ибо на практике может происходить иное.

Иногда действительно очень сложно выявить конечного плательщика, и в целом ряде случаев законодатель, сознательно устанавливая налог, предполагает его пере­ложение (налоги с оборота, акцизы). Как правило, законодатель всегда стоит перед выбором формы налогообложения, ибо здесь необходимо оценить все плюсы и ми­нусы различных форм. Прежде всего при введении того или иного налога исходят из тактических и стратегических целей государства, учитывают уровень социаль­но-экономического развития страны и фискального аппарата. Так, введение кос­венных налогов предполагает организационную программу взимания, но при этом слишком высоки затраты по контролю; введение прямых налогов сопряжено с вы­сокими затратами по их учету и (относительно косвенных налогов) невысокими административными издержками по контролю. Общепризнанным является то, что взимание косвенных налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков; кроме того, система косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость до­ходов бюджета, особенно в условиях инфляции.

Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений.

Ряд исследований доказывают, что прямые налоги всегда увязаны с доходом налогоплательщика, а косвенные имеют отношение к ценам на потребление и связаны только с продажей товаров (как правило, налоги на товары и услуги). Сторонники третьего направления считают, что прямые налоги связаны непосредственно с характеристикой плательщика и взимаются с его дохода или собственности, а косвенные - с той деятельности, которой он занимается. При этом косвенные налоги определяются опосредованным путем исходя из размеров расходов плательщика. Несмотря на различные подходы к рассмотрению деления налогов на прямые и косвенные, общим для них является установление окончательного плательщика налога. [31, с. 272]

Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки, соглашения) вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие "косвенный" заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа "переложения", он активно используется в таксономии. [21, с. 263]

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относится также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги в мировой практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений и др.

Косвенные налоги, - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины. Косвенные налоги имеют длительную историю. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, полуфабрикатам, готовой продукции, мощности оборудования) и универсальные. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократный и налог на добавленную стоимость.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги (взносы) имеют строго определенное назначе­ние и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхо­вания, обязательного медицинского страхования и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фон­ды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги различаются следу­ющим образом:

1. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев — республиканского и местных бюджетов. Соответ­ственно существуют: государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет; местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

2. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имею­щие бюджеты земель. Для России также характерно трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (территориаль­ные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. [29, с. 145-146]

1.3. Виды налогов в современной России и полномочия органов власти в области налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный перечень налогов по Закону РФ "Об основах налоговой системы РФ" и по НК РФ представлены в табл. 1.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Налоговая система РФ (2)

    Документ
  2. Современная налоговая система РФ. Виды налогов в РФ

    Закон
    Налоговая система представляет собой совокупность определяемых законодательством правил исчисления , уплаты налогов и организации контроля за соблюдением законодательства.
  3. Эволюция налоговой системы РФ

    Реферат
    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
  4. Место и роль налога на недвижимость в налоговой системе РФ

    Документ
    Налог – это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами
  5. Воздействие налоговой системы РФ на национальную экономику

    Документ
    Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов.

Другие похожие документы..