Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Монография'
Современное развитие научного знания показывает, что историческую науку сегодня трудно представить без трудов эмигрантов 20-30-х годов ХХ века. Нам д...полностью>>
'Практикум'
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебну...полностью>>
'Документ'
Российской Федерации», постановления Губернатора Новосибирской области от 13.10.2007 № 400 «О мерах по реализации территориальной информационной сист...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
40. Породы пуховых, шерстных и молочных коз: краткая история, место и время выведения; продуктивность, биологические и экстерьерные особенности; зоны...полностью>>

Содержание логопедической работы по преодолению онр (3 уровня речевого развития) у детей с нарушением зрения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание логопедической работы по преодолению

ОНР (3 уровня речевого развития)

у детей с нарушением зрения

(первый год обучения)

Основной компонент

Компонент ДОУ:

развитие моторики, памяти, внимания, мышления,

задания для коррекции зрительных процессов

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Фонематическое

восприятие

Произношение

Просодика

Лексические темы

Содержание Словарь

Формирование лексико-

грамматических категорий

Развитие связной речи

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Две последние недели сентября логопедическое обследование детей. Заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов работы с детьми с учётом зрительной и речевой патологии. Выявление уровня психического развития ребёнка.

Развитие слухового внимания и памяти:

а) целенаправленное внимание с помощью слуха;

б) осознанное различие звуков;

в) узнавание на слух неречевых звуков и их воспроизведение.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Дидактические игры: «Угадай-ка»,

«Кто кричит?», «Угадай, на чем я играю», «Угадай, что я делаю», «Как шуршат листья?»

Понятие «звук» Знакомство с артикуляцией гласных: А, О, Ы, У, И, Э. Выделение звука из ряда других звуков, различение их на слух. Определение первого гласного звука в слове. Наличие гласного звука в односложных словах типа: кот, рак, дуб.

Усвоение понятия «звук».

Уточнение произношения согласных звуков М, Н, П, Б, Т, Д, В, Ф. Выделение последнего согласного в конце слова.

Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Развитие чувства ритма, деление слов на части с помощью отхлопывания и пропевания слогов.

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Окошко», «Трубоч­ка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чашки», «Лошадки» и др.

Массаж мышцы языка для детей с дизартрическим компонентом. Развитие речевого дыхания.

Постановка отсутствующих в речи звуков

(в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, словосочетании ( использование авторского речевого материала).

Автоматизация звуков в чистоговорках и предложениях.

Воспитание правильной ритмико-интонационной

и мелодической

окраски речи. Обучение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.

Времена года. Осень.

Причины смены времен года. Сезонные изменения в неживой природе (солнце меньше греет, с каждым днем становится холоднее, день становится короче, а ночь - длиннее; часто идут дожди, ненастная погода), растительном мире (изменение окраски листьев, листопад, увядание травы и цветов). Природа готовится к зимнему сну.

Осенние заботы.

Сезонные изменения в мире животных. Подготовка к зиме: перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, а зимующие птицы перебираются ближе к жилью человека; некоторые животные меняют окраску шерсти, делают запасы, готовятся к зимней спячке. Изменения в деятельности человека (сбор урожая, заготовки, сезонная одежда).

Мир растений.

Условия, необходимые для жизни растений: свет, вода, воздух, тепло, земля. Строение, классификация: деревья - кустарники - травянистые растения.

Овощи - фрукты.

Описание, вкус, съедобная часть (корни, листья, плоды), употребление в пищу, способы заготовки. Активизировать употребление антонимов: твёрдый – мягкий, горький – сладкий, гладкий – шершавы, крупный – мелкий…

Грибы. Ягоды

Грибы съедобные - несъедобные. Ягоды лесные - садовые (черника, брусника, клюква, малина, смородина, клубника). Грибы (подосиновик, подберезовик, белый гриб, сыроежка, мухомор) и ягоды Кольского полуострова.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Классификация: по сезонам; по назначению: праздничная, повседневная, рабочая, домашняя, спортивная. Части и детали: воротник, рукава, карманы, манжеты, застежка (пуговицы, молнии, кнопки), оборка. Дифференциация: сарафан -платье; свитер — кофта; шорты — брюки; шапка -берет - панама - кепка - шляпа. Дифференциация глаголов надеть (на себя), одеть (другого). Материалы: ткани различного происхождения (животного: шерсть, шелк; растительного: хлопок, лен); кожа, мех. Дифференциация обуви: туфли — босоножки -сандалии, ботинки - сапоги - кроссовки.

Дикие животные.

Домашние животные

Общие признаки и различия. Условия жизни (жилище, способы питания, повадки); детеныши. Значение в природе и жизни человека. Классификация: дикие (Лиса, заяц, медведь, волк, белка, еж, лось) и домашние (кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овцы: баран, овца, ягненок. Словарь: стая (волков, собак), стадо.

Дикие птицы, домашние птицы

Общие признаки, жизненный цикл, жилище, птенцы. Классификация: дикие и домашние (куры, утки, гуси, индюки); перелетные (ласточка, грач, скворец, аист) и зимующие (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь). Дифференциация: ворона-грач-сорока, воробей-синица-снегирь. Словарь: водоплавающие птицы, стая, клин, гнездо, скворечник.

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на протяжении всех тем..

Образование форм множественного числа имён существительных на –и, -ы, -а, -я именительного (овощи, фрукты, листья, деревья) и родительного падежей ( много овощей, фруктов, листьев, деревьев).

Учить образовывать часто употребляемые сложные слова с помощью сложения основ (листопад). Учить находить родственные слова (жёлтый лист, листья желтеют, желтеющая трава; гриб, грибник, грибной)

Учить образовывать прилагательные от имён существительных (осень – осенний, ветер – ветреный; дождь – дождливый).

Учить образовывать сравнительные прилагательные (холодно – холоднее, высокий – выше, низкий – ниже, сладкий – слаще…) и употреблять их в речи..

Упражнять детей в образовании новых слов с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов (помидор – помидорчик, капуста - капустка – капусточка, гриб-грибок-грибочек, берёза – берёзка – берёзонька, рябина – рябинка - рябинушка).

Учить образовывать относительные прилагательные с помощью суффикса – ов, - чн (берёза – берёзовый, осина – осиновый, яблоко – яблочный, черника - черничный).

Упражнять детей в употреблении простых предлогов НА, ПОД, С, ИЗ (на дереве – с дерева – под деревом, на ветке – с ветки, в земле – из земли -под землёй…).

Упражнять в образовании форм Мн. числа именительного и родительного падежей (платья, платьев, сапоги, много сапог; куртки, много курток, о).

Продолжать учить образовывать слова с помощью суффиксов:

- очк, - иц, - ек, - ик, - к (куртка – курточка, платье – платьице, носок – носочек, шарф – шарфик, шуба – шубка).

Упражнять детей в употреблении притяжательных местоимений и согласовывать их с именами сущ. (моя шапка, мой шарф, мои сапоги).

Учить детей согласовывать числительные (от 1 до 5) с именами существительными: 1 шапка, 2 шапки…5 шапок.

Учить образовывать названия детёнышей и изменять их по числам и падежам (лиса – лисёнок – лисята, много лисят, о лисятах, лисятами…)

Закрепить умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

- ик, - чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк (зайчик, ёжик, лисонька, кошечка…). Учить детей образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные: волчий, лисий, собачий…

Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги: К, ЗА, ОТ, В, ИЗ, ЗА, ПОД, НАД (лисёнок бежит к лисе, за лисой, от волка, в нору, из норы, под дерево, над норой). Учить детей использовать в речи сложные предлоги: ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД (из – за дерева, из – под куста).

Учить детей различать смысловые оттенки глаголов с приставами: за-, вы-, пере-, у-, при- (бежал, убежал, забежал, выбежал, прибежал, перебежал).

Учить детей говорить внятно, не торопясь. Побуждать детей к высказыванию о прочитанном, увиденном, пережитом.

Упражнять детей в составлении распространённых предложений

(Осенью листья жёлтые, красные, оранжевые - разноцветные).

Упражнять детей в употреблении сложноподчинённых предложений:

- Почему ты надел резиновые сапоги?

- Я надел резиновые сапоги потому, что на улице идёт дождь. Учить составлять сравнительные конструкции с противительным

союзом А, (лимон кислый, а апельсин сладкий).

Учить составлять описательный рассказ об осени, используя карточки – символы.

Учить составлять детей описательные рассказы об овощах и фруктах, опираясь на схемы.

На протяжении всех тем:

-учить детей правильно отвечать на вопросы и задавать их, т.е. совершенствовать диалогическую речь;

- учить детей последовательно пересказывать небольшой текст с помощью взрослого, а далее без него;

- учить самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок (2-3);

- определять последовательность действий и событий, изображённых на картинках.

Учить детей составлять предложения, правильно используя глаголы надеть и одеть (Я надел футболку и шорты. Мама одела малыша на прогулку).

Учить повторять образцы описания животного.

Учить детей составлять загадки – описания о животных по плану или с помощью карточек – символов.

Упражнять детей в употреблении сложноподчинённых предложений:

- Почему люди разводят домашних птиц?

- Люди разводят домашних птиц, потому что птицы приносят человеку

пользу…

Упражнять детей в составлении распространённых предложений.

(Во дворе гуляют куры, петухи и цыплята.)

Развитие моторики:

а) общей (при проведении физ. минуток);

б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия (пальчиковые гимнастики, определение на ощупь фактуры материала, обводка изображений по контуру, штриховка, раскрашивание цветными карандашами).

Развитие зрительно-пространственных представлений (понятия: далеко – близко, высоко – низко, слева – справа, вверху – внизу).

Развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности

Вкусовые ощущения: сладкий, кислый, кисло – сладкий, горький; ощущения запахов: слабый, сильный, душистый; тактильные ощущения: гладкий, пористый, шероховатый, мягкий, твёрдый, холодный, тёплый.

Развитие зрительного

восприятия. Восприятие натуральных объектов. Использование игр с натураль­ными объектами, объемными моде­лями, игрушками; задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым призна­кам (на основе тем: овощи , фрукты, грибы, ягоды, дикие животные,

домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.).

Восприятие силуэтного изображения (на основе тех же тем).

Восприятие контурного изображения (на основе тех же тем).

Цветоразличение. Закрепление названий основных цветов, знакомство с оранжевым и серым цветом (на основе тем: осень, овощи, фрукты). Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (на основе тем: овощи, фрукты, грибы, ягоды, одежда, головные уборы)..

Развитие зрительного внимания и памяти Запоминание словесных рядов по темам, вычленение общих и различных признаков предметов и изображений, игры: «Что изменилось ?», «Кто ушёл?» определение целого по части ( на основе тем: осень, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы).

Развитие логического мышления. Формирование процессов обобщения, классификации и дифференциации (Игры: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Путаница»).

2-ой период (декабрь, январь, февраль)

Обучение анализу слов, состоящих из двух звуков (закрытый слог типа: АХ, ОХ, УХ, ЭХ…; открытый слог типа: МА, ПА, БА, ГА…). Определение наличия звуков в слове (игра: «Услышишь звук – хлопни в ладоши». Определение места гласного звука в слове (начало, середина, конец). Определение последнего согласного звука в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков по глухости – звонкости : [п]– [б], [к] – [г], [в] – [ф], [д] – [т]; (на слух, по картинкам) .

Различение слов, близких по звуковому составу. Знакомство с понятием «слог». Определение количества слогов в двух – трёхсложных словах с открытым слогом.

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

Постановка отсутствующих звуков и дальнейшая их автоматизация в слогах, словах (параллельно упражняя детей в образовании форм Мн. числа Р.п. имён существительных в образовании новых слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, в образовании относительных и притяжательных прилагательных…) Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация поставленных звуков в слогах и словах.

Зима.

Сезонные изменения в неживой природе (снег, снежинка, хлопья, крупа; метель - вьюга; иней, гололедица), растительном и животном мире, деятельности людей.

Времена года

Закономерность смены времен года. Знакомство с календарем

Временные представления.

Дни недели. Части суток. Вчера, сегодня, завтра.

Семья

Фамилия, имя, отчество родителей, домашний адрес. Родственные связи. Обязанности членов семьи, увлечения, традиции, семейные праздники.

Дом.

Строение дома (фундамент, стены, перекрытия, крыша, лестницы, окна, двери, лифт, этажи, подвал, чердак, подъезд, балкон). Материалы: камень, кирпич, дерево, бетон, металл. Названия и назначение помещений в квартире.

Мебель.

Назначение. Материалы. Развитие ориентировки в пространстве. Дифференциация: стол (обеденный, письменный, кухонный, журнальный, школьный, детский); шкаф (для одежды, посуды, книг); табурет — стул — кресло - диван. Названия частей предметов мебели: сиденье, спинка, ножка, подлокотник, крышка, стенка, полка, ящик, столешница, дверца…

Посуда.

Посуда. Назначение, материалы (стекло, глина, металл, дерево, фарфор, пластмасса); классификация, части (дно, стенки, ручки, крышка, носик, горлышко).

Продукты

Продукты. Классификация (молочные, мясные, мучные, кондитерские), вкусовые ощущения

Человек

Строение тела (левая и правая половины). Ориентировка на себе. Части тела: голова (лицо, уши, волосы, макушка, затылок), шея, туловище (грудь, живот, спина, ягодицы, лопатки). Рука: локоть, кисть (ладонь, пальцы, ногти). Нога: колено, стопа (пятка, пальцы, ногти). Ориентировка на себе (голова вверху, ноги внизу, правая и левая рука (нога), вперед - :грудь, живот; сзади - спина).

Мимика, жесты, позы.

Коммуникативная деятельность. Эмоциональное состояние человека.

Активизировать употребление антонимов: высокий – низкий, добрый – злой, веселый - грустный, полный – худой, больной – здоровый и т.д.

Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже на протяжении изучения всех тем.

Однокоренные слова: снег, снежинка, снеговик, снежок, Снегурочка…

Формы множественного числа имён сущ - х (морозы, сугробы, метели, холода, снега…) и их изменения по падежам.. Сложные слова (снегопад).

Употребление глаголов в разных временных категориях (рисовал, рисую, буду рисовать)

Учить детей образовывать слова с помощью суффиксов:

мама – мамочка, матушка; дочь – доченька; сын – сынок, сыночек, сынуля,

Понятия родовых отношений. Употребление притяж. Местоимений (мой папа, моя мама, мои родные, моё окно…).

Упражнять детей в употреблении простых предлогов В, ИЗ, ЗА, ПЕРЕД, НАД (в дом, из дома, за домом, перед домом, над домом) Учить детей образовывать слова с помощью приставок: шёл – вошёл, вышел, обошёл, подошёл.

Формы Мн. Числа И.п., Р.п. (стулья – стульев, кровати – кроватей). Словообразование (стул – стульчик, стол – столик). Дифференциация предлогов: НА – С (СО), В – ИЗ, НАД – ПОД (на столе – со стола, в шкафу – из шкафа, над кроватью – под кроватью)

Учить образовывать относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов (-ое-, -ин, -ев-, -ан-, -ян-): деревянный, стеклянный, кирпичный, каменный, пластмассовый…

Учить образовывать слова с помощью суффиксов:

- ечк, - ик, -очк, -ек, -к (чашечка, тарелочка, ножичек, ножик, кастрюлька).

Учить согласовывать числительные с им. сущ - ми (одна чашка, две чашки…пять чашек…)

Учить детей образовывать слова с помощью приставок (ходить – выходить – заходить – подходить – переходить-отходить). Учить составлять предложные конструкции с предлогами: К, ОТ, В, ИЗ, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ (человек к дому подошёл, от дома отошёл, в дом вошёл, из дома вышел, вокруг дома обошёл).

Упражнять в составлении противительных конструкций с антонимами и сравнительными прилагательными ( Взрослый человек сильный, а ребёнок слабый. Волшебница добрая, а колдунья злая…).

Упражнять детей в употреблении сложноподчинённых предложений:

- Почему наступила зима?

- Зима наступила потому, что солнце перестало прогревать землю.

Образование сравнительных конструкции с союзом А. (Летом тепло, а зимой холодно). Учить детей рассказывать о приметах зимы по опорным картинкам.

Учить детей составлять небольшие рассказы о своей семье по плану

Упражнять детей в употреблении сложноподчинённых предложений:

- Почему ты любишь гостить у бабушки?

(Я люблю ходить к бабушке в гости потому, что …) Учить детей составлять распространённые предложения, осложнённые однородными членами (Мой дом большой, тёплый, светлый и красивый.

Учить детей составлять рассказ – описание о своей комнате по образцу.

Упражнять детей в употреблении распространенных предложений

(Мама поставила на стол тарелки и чашки, положила ложки.).

Учить детей составлять загадки – описания о предметах посуды по их частям и назначении.

Упражнять детей в образовании сложно – подчинённых предложений

Учить детей составлять предложения из четырех – пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия.

Учить детей описывать внешность человека, особенности фигуры.

Развитие моторики:

а) общей (при проведении физ. минуток на протяжении изучения всех тем);

б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия: пальчиковые гимнастики, определение на ощупь фактуры материала (дерево, стекло, пластмасса, камень, песок, крупы: рис, гречка, манка, горох, фасоль), обводка изображений по контуру, штриховка, раскрашивание цветными карандашами (домашние задания на основе тем: мебель, посуда, продукты).

Развитие сенсорного восприятия с помощью перцептивной деятельности

Вкусовые ощущения: сладкий, кислый, кисло – сладкий, сладковатый, кисловатый, горький, безвкусный; ощущения запахов: ароматный, резкий, слабый, сильный, душистый; тактильные ощущения: гладкий, мягкий, жёсткий холодный, тёплый (на основе тем: продукты, мебель, посуда).

Развитие логического мышления. Формирование процессов обобщения, классификации и дифференциации (Игры: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Путаница», «Угадай целое по частит»).

Развитие зрительного восприятия. Восприятие натуральных объектов. Использование игр с натураль­ными объектами, объемными моде­лями, игрушками; задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым призна­кам (на основе тем: дом, мебель, посуда, продукты).

Восприятие силуэтного изображения (на основе тех же тем).

Восприятие контурного изображения (на основе тех же тем).

Цветоразличение. Закрепление названий основных цветов, знакомство с розовым и голубым цветами (на основе темs^ посуда). Геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник (на основе тем: дом, мебель)..

Развитие зрительно-пространственных представлений (понятия: далеко – близко, высоко – низко, слева – справа, вверху – внизу).

3-й период (март, апрель, май)

Обучение анализу слов, состоящих из трёх звуков (односложных).

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Дифференциация на слух сохранных звуков по твёрдости – мягкости: Б – БЬ, Т – ТЬ, Д – ДЬ..

Дифференциация поставленных звуков в словах (на слух по изображению), словосочетаниях, коротких фразах.

Подготовка детей к синтезу звукового состава слова.

Определение количества слогов в двух – трёхсложных словах с открытым слогом; односложных со стечением согласных звуков в слове (стол, стул, волк…).

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков

(согласно индивидуальным планам).

Закрепление правильного произношения звуков.

Автоматизация звуков, поставленных в течении первого обучающего периода в связной речи при обучении пересказу небольших текстов, содержащих автоматизированный звук. Разучивание коротких потешек и стихов.

Совершенствование

дикции. Совершенствование

интонационной выразительности речи

Автоматизация звуков, поставленных в течении второго обучающего периода в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях.

Профессии.

Дать детям представление о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость.

Расширить представление о труде работников транспорта, детского
сада, ателье, стройки, почты.

Инструменты.

Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный...

Профессии родителей.

Транспорт

Конкретизировать представление детей о средствах передвижения
(транспорте).

Познакомить детей с различными видами транспорта, расширить
представление о профессиях на транспорте.

Правила поведения на дороге.

Словарь: автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус, поезд , вагон, груз, пароход, корабль, самолет, вертолет, грузовик, пассажир, пешеход, водитель, кондуктор, машинист, капитан , летчик, опасность; основные части разных видов транспорта…

Что из чего?

Материалы: ткань, дерево, кожа, металл, стекло, пластмасса. Свойства и качества: структура поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура.

Весна.

Сезонные изменения в неживой природе (с каждым днем становится теплее, появляются сосульки, капель; тает снег, появляются проталины, начинается ледоход; бегут ручьи), растительном (набухают почки, появляются листья, трава, цветы) и животном мире: просыпаются животные появляются насекомые.

возвращаются перелетные птицы, деятельности людей: посевные работы, смена одежды (пальто - куртка - плащ - комбинезон).

Деревья и кустарники. Травянистые растения.

Общие признаки и различия. Растения леса, луга, сада. Названия деревьев: береза, рябина, ель, дуб, осина, клен, сосна. Ягодные кустарники: черника, брусника, клюква, малина, смородина и сирень. Части: ствол, стебель, ветки, листья, цветы, плоды.

Различение деревьев по листьям, стволам и плодам. Польза: выделение кислорода, употребление в пищу плодов, дом для животных, птиц, насекомых, материал для строительства домов и изготовления различных предметов. Растения Кольского полуострова.

Цветы.

Цветы садовые: роза, тюльпан, гвоздика и полевые (луговые): мать-и-мачеха - одуванчик, ромашка, колокольчик, василек, лютик.

Расширение словаря признаков, обозначающие цвета и их оттенки.

Насекомые.

Насекомые (бабочка, божья коровка, пчела - оса муха, комар, кузнечик, муравей): польза или вред? Строение тела: голова, грудь, брюшко, три пары лапок, крылья, усики. Простейшие цепи питания. Место обитания, жилище (улей, гнездо, муравейник), условия обитания.

Лето.

Сезонные изменения в неживой природе: солнечно, жарко, теплые дожди, гроза, молния, гром, радуга; растительном мире: рост растений, созревание ягод, фруктов, овощей; и животном мире: много насекомых и птиц, подрастают детеныши и птенцы; в деятельности людей: летний отдых. Словарь: солнцепек, тенек, пляж, загар, купание.

Упражнять детей в образовании различных падежных конструкций со словами, обозначающих профессии в единственном числе (врач, врача, врачу, врачом, о враче)
Учить образовывать слова, обозначающие профессию или род деятельности

( воспитывает - воспитатель, учит - учитель, строит –строитель, читает - читатель…).

Упражнение в употреблении простых, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Упражнять в образовании слов приставочным способом
(войти, выйти, перейти, зайти, дойти, отойти; лететь, вылететь,
долететь, залететь, перелететь..).

Закрепление употребления предлогов НА, С, В, ИЗ, ПО, НАД, ПОД. Использование сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (из-за поворота, из-под воды). Активизация употребления предлогов ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, МЕЖДУ. Образование сравнительных прилагательных (быстрый - быстрее, медленный - медленнее...).

Упражнять детей в образовании относительных прилагательных (деревянный, кожаный, металлический, пластмассовый...)

Учить детей образовывать формы множественного числа имён существительных (ручьи, проталины, сосульки, лужи…) и изменять их по падежам (много ручьёв, о ручьях, ручьями…).

Учить образовывать сложные слова с помощью сложения слов (ледоход).

Учить детей образовывать слова с помощью суффиксов: трава, травка, травинка, травушка.

Продолжать учить детей образовывать слова с помощью суффиксов (береза – березонька, дуб – дубок, рябина – рябинушка…).

Упражнять детей в употреблении простых предлогов НА, С, В, ИЗ, ПО (на дереве – с дерева, на ветке – с ветки…). Научить использовать в речи предлоги НАД, ПОД.

Упражнение детей в образовании относительных прилагательных: береза – березовый, рябина – рябиновый, ель – еловый и т. д.

Учить детей согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже (У меня два березовых листочка. У Саши пять березовых листьев.).

Упражнение в согласовании всех слов в предложении

Согласование числительных с именами существительными (две ромашки, пять ромашек…)

Продолжать учить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей (жуки – жуков, пчелы – пчел, муравьи – муравьев…).

Закрепить употребление в речи простых предлогов – антонимов: НА – С (на цветке – с цветка), В – ИЗ (в улье – из улья), НАД, ПОД (над цветком, под грибком).

Продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными (два жука, пять жуков; два муравья, пять муравьев).

Учить детей образовывать сравнительные прилагательные (ясный – яснее, светлый – светлее, жаркий – жарче…)

Учить детей образовывать слова с помощью приставок: греть – пригреть, согреть, отогреть…

Учить детей составлять сравнительные конструкции с союзом А (летом жарко, а зимой холодно).

Совершенствование диалогической речи. Развитие умения поддерживать непринужденную
беседу.

Учить (по плану и образцу) составлять рассказ по серии сюжетных
картинок или из личного опыта.

Поощрение развития монологической формы речи: развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты
(четыре — пять предложений).

Составление детьми предложений из четырех - шести слов.

Развитие умения составлять рассказы из личного опыта (по плану).

Совершенствовать диалогическую речь (учить правильно отвечать на вопросы и задавать их). Развивать монологическую речь.

Упражнять детей в творческом описании деревьев и кустарников.

Закрепить умение детей составлять предложения из 4 – 5 слов (На лугу растут голубые колокольчики.)

Совершенствовать диалогическую речь, развивать монологическую.

Учить детей составлять рассказы – описания по плану, по картинке, придумывать загадки – описания.

Учить детей составлять рассказы из четырёх – пяти предложений, опираясь на карточки – символы, на предложенный план или серию сюжетных картинок.

Развитие моторики:

а) общей (при проведении физ. минуток на протяжении изучения всех тем);

б) мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия: пальчиковые гимнастики, определение на ощупь фактуры материала: дерево, стекло, пластмасса, камень, кожа, различные ткани(тема: Что из чего); обводка изображений по контуру, штриховка, раскрашивание цветными карандашами (домашние задания на основе тем: транспорт, весна, деревья и кустарники, цветы, лето).

Развитие логического мышления. Формирование процессов обобщения, классификации и дифференциации (Игры: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Путаница», «Угадай целое по частит», «Чего не хватает»).

Развитие зрительного восприятия. Восприятие натуральных объектов. Использование игр с натураль­ными объектами, объемными моде­лями, игрушками; задания на анализ частей предмета и его опознание по значимым призна­кам (на основе темы : транспорт).

Восприятие силуэтного изображения (на основе тем: транспорт, цветы).

Восприятие контурного изображения (на основе тех же тем).

Цветоразличение. Закрепление названий основных цветов, закрепление оранжевого, голубого и розового цветов.

Знакомство с фиолетовым и сиреневым цветом (на основе тем: цветы, лето). Закрепление геометрических фигур (на основе темы: что из чего)..

Две последние недели мая - логопедическое обследование, далее – закрепление пройденного материала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие пространственных представлений в системе коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников

    Реферат
    Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной де­ятельности логопеда. С детского сада приходится уделять особое внимание детям, страдающим общим недоразвитием
  2. Развитие внимания в процессе логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи

    Документ
    Происходящие изменения в обществе не только оказывают влияние на общее развитие детей, но и выдвигают новые требования к их воспитанию, обучению и развитию.
  3. Iii. Логопедическая работа по формированию и развитию просодического оформления речи у дошкольников с речевыми нарушениями

    Программа
    Результаты проведенного экспериментального исследования, представленные во II главе, доказывают, что просодические нарушения у дошкольников связаны с уровнем сформированности слухового самоконтроля.
  4. Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 031800 логопедия рекомендовано нмс факультета логопедии

    Методические рекомендации
    В учебно-методических материалах излагаются общие и специфические требования, особенности выполнения курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 031800 – ЛОГОПЕДИЯ с учетом Государственного стандарта.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи

    Документ
    «Особенности использования игры в процессе фронтальных занятий в группе детей с фонетико-фонематнческим недоразвитием речи» — Ю.Ф. Гаркуша. Н.М. Трифонова;

Другие похожие документы..