Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения и впредь до принятия соответствующих федеральных законов...полностью>>
'Документ'
Настоящие Правила создания и эксплуатации подземных хранилищ газа в пористых пластах (далее - Правила) разработаны с целью обеспечения эффективной и ...полностью>>
'Документ'
(с учетом его статуса и численности населения) относительно основного «каркаса» расселения страны и Самарской области (в сравнении с референтной групп...полностью>>
'Документ'
В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе порядка миллионов документов....полностью>>

Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

«этика и эстетика»

Учебно-методический комплекс
по специальности 080105 «Финансы и кредит»

МОСКВА 2008

Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании УМС МУГУ «___» ______________ 200__ г., протокол № _____

Рецензент: к. искусств., доцент Бутрова Н.Л.

Составитель: к.ф.н. Газина Г.М.

Этика и эстетика: Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит». – М.: МУГУ, 2008. – 23 с.

Ó МУГУ, 2008

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и эстетика» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалистов, обучающихся по специальности: 080105 «Финансы и кредит».

Курс «Этика и эстетика» способствует формированию у обучающихся знаний о нравственности и красоте. Данная дисциплина интересна и сложна. Встает вопрос о том, как соединить понятие долг и понятие красота. Мораль затрагивает вопросы нравственного (идеологического) воспитания, а эстетика затрагивает проблемы творчества. На сегодняшний день этика и эстетика очень разные науки. Они различны по содержанию и направленности, но их актуальность очевидна. Единство этики и эстетики обусловлено стремлением соединить красоту внешнюю и красоту внутреннюю. Знание философии искусства и нравственной философии будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Исходный уровень знаний и умений обучающегося: приступая к изучению материала курса обучающийся должен знать ключевые положения систематического курса философии, основные исторические типы философствования, этапы истории мирового искусства, владеть навыками логического мышления. Программа курса охватывает период развития этической и эстетической мысли с древнейших времён и до наших дней. Главное внимание уделяется проблемам философского осмысления духовного наследия, формированию этического и эстетического сознания личности.

Цель изучаемой дисциплины: сформировать у обучающихся целостное понимание нравственной философии и философии искусства, а также воспитание гармонично развитой личности, обладающей высокими моральными и эстетическими потребностями.

Основные задачи курса:

– сформировать у обучающихся представление об этике и эстетике как отдельных науках в системе гуманитарного знания;

– изучить основные направления исторического развития этической и эстетической мысли;

– раскрыть взаимосвязь этики и эстетики в философских концепциях выдающихся мыслителей: Платона, Аристотеля, Эпикура, Августина, Канта, Гегеля, Шиллера, Ницше, Фрейда, Толстого, Достоевского;

– ознакомить с общими моральными понятиями и основными категориями эстетики;

– охарактеризовать тенденции развития современной этической и эстетической мысли;

– повысить теоретическую и практическую подготовку обучающихся, изучая проблемы современной прикладной этики и постнеклассической эстетики.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения «Этики и эстетики» обучающиеся должны:

– иметь представление об этике и эстетике как отдельных науках, изучаемых в рамках одной дисциплины;

– знать основные этапы развития этической и эстетической мысли;

– иметь представление о взаимосвязи этики и эстетики на примере философских концепций выдающихся мыслителей;

– усвоить основные моральные и эстетические категории;

– знать особенности современного развития этической и эстетической мысли;

– уметь на практике применять полученные знания.

Требования к умениям обучающихся:

– владение основами философского (этического и эстетического) мышления;

– умение ориентироваться в современных проблемах этики и эстетики;

– умение критически осмысливать духовно-эстетические и моральные потребности человека и общества;

– умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к красоте и нравственности.

Форма обучения: лекции и практические занятия. В ходе изучения курса для студентов предполагаются следующие формы отчетности:

– текущий контроль – на семинарских занятиях,

– итоговый – зачет.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения: очная

Форма контроля: зачет

п/п

Наименование тем

Всего

Аудиторные
занятия в т.ч.

Сам. работа

лекции

семинары

1.

Этика в системе гуманитарных наук. Становление морали

6

1

1

4

2.

Нравственные ценности религий

6

1

1

4

3.

Античная этика

6

1

1

4

4.

Философские концепции морали средневековья и Возрождения

6

1

1

4

5.

Этическая мысль в философии Нового и Новейшего времени

6

1

1

4

6.

Развитие этической мысли в России

6

1

1

4

7.

Общие моральные понятия и прикладная этика

6

2

1

3

8.

Эстетика. Эстетическое сознание личности. Основные категории эстетики

7

2

2

3

9.

Художественное творчество и искусство

6

1

1

4

10.

Развитие эстетической мысли до эпохи Возрождения

6

1

1

4

11.

Особенности эстетики Возрождения и Нового времени

6

1

1

4

12.

Эстетические идеи в XIX веке

5

2

1

2

13.

Развитие русской эстетической мысли

6

1

1

4

14.

Эстетика в неклассической философии

6

1

1

4

15.

Основные направления в эстетике XX века

6

1

1

4

Итого:

90

18

16

56

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ Содержание уЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Этика в системе гуманитарных наук. Становление морали

Что означает термин «этика»? Место этики в системе гуманитарного знания. Предмет эстетической науки. Этика как «практическая философия». Ее функции.

Понятие «мораль». Концепции происхождения морали. Модель происхождения морали в конвенционалистской этике. Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре. Эволюционистская теория происхождения морали Дарвина, Спенсера, Кропоткина. Социогенетический подход к проблеме возникновения нравственности в философии марксизма. Человек как продукт общественных отношений в философии К. Маркс. Психоаналитические теории происхождения морали в психоанализе З. Фрейда.

Специфика морали и ее функций. Нравственное сознание, нравственные отношения и нравственная практика как основные компоненты морали. Нравы и нравственное измерение личности. Моральности, имморализм, аморальность.

Родовая мораль архаического сообщества. Матриархальная и патриархальная мораль. Появление примитивных норм нравственности. Например, запрет каннибализма, повиновение старшим. Табу как нормативный опыт общности. Первые законы и моральная ответственность.

Тема 2. Нравственные ценности религий

Этика конфуцианства. Основные категории конфуцианства: «Жень», «ли», «вэнь». «Золотое правило нравственности» в конфуцианстве. Концепция исправления имен. Моральные качества «благородного мужа».

Этика буддизма. Основные положения учения Будды – «четыре благородные истины». Пять запретов в буддизме. Программа нравственного совершенствования личности.

Этика иудаизма. Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог) Моисея – древнейшая нормативная система нравственности.

Этика христианства – этика любви. Заповеди Нагорной проповеди как ориентирующий пример вечной жизни. Христианские добродетели.

Этика ислама. Важнейшие устои ислама (пять столпов ислама). Особенности мусульманской этики и конкретные нормы нравственности, зафиксированные в Коране.

Тема 3. Античная этика

Досократическая этика. Этика Пифагора. Относительность моральных ценностей в воззрениях софистов. Проблема нравственного совершенствования личности и добродетельного бытия в философии Сократа.

Классическая этика. Эйдетическая этика Платона. Индивидуальная и политическая этика. Душа человека на пути к идее блага. Понимание справедливости в диалоге Платона «Государство». Этика добродетелей. «Никомахова этика» Аристотеля – первое научное исследование по теоретической и нормативной этике. Учение Аристотеля о золотой середине. Проблема нравственной гармонии в трактате «О душе».

Эллинистическая этика. Призыв к пренебрежению общепринятым нормам морали в философии древнегреческих циников Антисфена и Диогена.

Этика эвдемонизма. Эпикур о дружбе и свободе от социума. Стоическая этика о добродетели.

Неоплатоническая этика Плотина.

Тема 4. Философские концепции морали средневековья и Возрождения

Средневековая этика. Божественное озарение и моральное сознание человека в этике Августина Блаженного. Чувство вины как фундаментальное нравственное чувство. Учение о свободе воли и благодати.

Моральная философия Ф.Аквинского. Ее нацеленность на высшее благо. Благая цель и достойные средства ее осуществления. Классификация добродетелей (интеллектуальные, моральные, теологические). Этика разума и этика веры.

Этика Возрождения. Парадигма антроподицеи. Разрушение нормативно-ценностной структуры теоцентрической модели мироздания. Этика М. Монтеня. «Опыты» – вершина литературно-этической мысли Возрождения.

Н. Макиавелли о нравственности «нового государя». Его стремление освободить политику от морализирования. «Правильная жизнь» и нравственное развитие личности в социальных утопиях Т. Кампанеллы и Т. Мора.

Этика протестантизма (предпринимательская этика) и ее влияние на дальнейшее развитие западноевропейской жизни.

Тема 5. Этическая мысль в философии Нового и Новейшего времени

Этическая мысль Нового времени. Разум – универсальное средство утверждения новой морали. Благо и воспитание души в философии Ф. Бэкона.

Картезианская этика. Антропоцентризм Р. Декарта. Добродетели и пороки как «привычки души». Основополагающие этические принципы Р. Декарта. Приоритет разума над страстями, изначальная моральность человеческого разума, принцип социального служения.

Моральные взгляды Т. Гоббса. Т. Гоббс о недостатках предыдущей моральной философии.

Конвенциальная этика Дж. Локка. Роль социального опыта, воспитания в процессе формирования души человека. Способность человека соблюдать нравственные нормы.

Этика раннебуржуазного прагматизма. Принцип неотвратимости наказания. Пороки и преступность в философско-сатирическом сочинении Б. Мандевиля «Басня о пчелах».

Антропоцентризм Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного человека, или «доброго дикаря». Презумпция изначального добронравия людей, отсутствие у них склонности к порокам и преступлениям.

Развитие этической мысли в немецкой классической философии. И. Кант об автономии морали, о преодолении природного эгоизма во имя долга. Проблемы нормативной регуляции поведения («Критика практического разума»). Гипотетические и категорические императивы. Основные идеи морально-правовой философии И. Канта («Метафизика нравов»). Нравственная свобода человека и право каждого осознавать себя гражданином земли (мира).

Этика Г.В.Ф. Гегеля. Семья, гражданское общество, государство – основные формы развития нравственности. Не тождественность морали и нравственности в концепции Г.В.Ф. Гегеля. Государство как действительность нравственной идеи.

Неклассическая этика. Шопенгауэровская этика самоотречения и метафизика воли.

Мораль как воля к власти в творчестве Ф.В. Ницше. Характеристика морали рабов и морали господ. «Сверхчеловек» или «белокурая бестия» – антропологический концепт учения Ф.В. Ницше. Дионисийское влечение к беспорядку.

«Открытая» мораль (прорыв милосердия) и «закрытая» мораль (мораль кодифицированных норм) в философии А. Бергсона.

Утилитарная этика. И. Бентам о наибольшем количестве благ для наибольшего числа людей.

Этика прагматизма. У. Джеймс о неповторимости моральной ситуации. Добро – то, что отвечает потребности.

Тема 6. Развитие этической мысли в России

Характерные черты морали и этики на Руси. Русская духовность, коллективизм, «искания абсолютного добра», совершенной жизни «по правде».

Этическая мысль от Московского государства до XIX в. «Домострой» и идеал «мирского благочестия».

Нравственные учения в России XIX в. Славянофильство и западничество. Этическая концепция «разумного эгоизма» в творчестве Н.Г. Чернышевского.

Этическое учение В. Соловьева. Стыд, жалость и благоговение – основные стороны нравственного опыта человека. «Оправдание добра. Нравственная философия».

Творчество Ф.М. Достоевского как «законченная система этики». Неразрывное единство «философии добра» и «философии зла» в человеке.

Моральная философия Л.Н. Толстого. Морализирующая критика государства. Закон ненасилия и любви. И.А. Ильин о допустимости сопротивления злу силою.

Три вида этики: этика закона, этика искупления и этика творчества в философии Н.А. Бердяева.

Императивы космической этики К.Э. Циолковского.

Тема 7. Общие моральные понятия и прикладная этика

Объективация морали в языке. Категории этики. Идеал как устойчивое представление о благе, о том, что отвечает потребностям и интересам человека и общества, нормативно-ценностный образец должного. Оценка события, явления с позиций нравственных ценностей и морального идеала. Нравственный идеализм. Моральное благо.

Добро и зло – фундаментальные этические категории, выражающие морально положительное и отрицательное значение явлений. Абсолютное и относительное добро и зло. Интуитивное постижение добра Дж. Мура. Историческая изменчивость моральных представлений о добре и зле.

Справедливость – высшая государственная ценность и принцип взаимоотношений между людьми по поводу распределения блага. Богиня справедливости в греческом мифологическом пантеоне. Типология справедливости Аристотеля. «Теория справедливости» Дж. Ролза.

Счастье как внутренняя удовлетворенность человека. Счастье и радость. Счастье и страдание. Счастье и добродетель.

Любовь – высшая моральная ценность. Этика любви. Смысл жизни. Нравственный опыт и путь к совершенствованию. Истоки милосердия. Характер человека через призму добродетелей и пороков. «Кардинальные» и «богословские» добродетели. Понимание добродетелей В.С. Соловьевым. М.Е. Салтыков-Щедрин о добродетелях и пороках.

Долг универсальное нравственное требование, нравственная задача и мотивированный императив личности.

Совесть как основная моральная ценность. Соотношение «чистой совести» и реализация обязательств. Достоинство, честь и свобода воли.

Свобода и ответственность. Ж.-П.Сартр о «приговоренности к свободе». «Принцип ответственности» Г.Йонаса.

Практические моральные проблемы современности. Нравственно-правовой дискурс по проблемам эвтаназии, смертной казни, наказания преступников, терроризма и войны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Зарубежные фондовые рынки» изучает особенности экономических отношений, связанных с обращением при совершении гражданско-правовых сделок ценных бумаг, на национальных и мировом фондовых рынках.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение» подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для специальностей: 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Назначение программы. Дисциплина «Финансовая математика» является учебной программой базового уровня и в структуре основной образовательной программы относится к общеобразовательным дисциплинам.
  4. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 «Финансы и кредит» 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет

    Учебно-методический комплекс
    – общепрофессиональных дисциплин федерального компонента по специальности – 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080503 – Антикризисное управление;

Другие похожие документы..