Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Курсовая работа по дисциплине: «Бухгалтерский учёт» Тема: «Учёт капитала»
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Бухгалтерский учёт и аудит»
Курсовая работа
по дисциплине: «Бухгалтерский учёт»
Тема: «Учёт капитала»
Выполнил: | студент группы К-007 Флоренцев А. С. |
Проверила: | Антипова М. М. |
Санкт-Петербург
2001 г.
Содержание
Содержание 2
1.Введение 3
2. Основные нормативные документы 3
3. Обзор литературы 4
4. Учёт собственного капитала 5
4.1. Понятие капитала 5
4.2. Учёт уставного капитала 10
4.3. Формирование и учёт уставного капитала акционерного общества 13
4.4. Формирование и учёт уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью (ООО) 15
4.5. Учёт уставного фонда государственного и муниципального унитарного предприятия 16
4.6. Формирование и учёт уставного капитала товариществ 18
4.7. Формирование и учёт паевого (неделимого) фонда производственных и потребительских кооперативов 20
5. Учёт добавочного капитала 21
6. Учёт резервного капитала 24
7. Заключение 26
Список использованной литературы 27
Введение
Значение капитала для организации трудно переоценить. Именно с составления капитала начинается образование любой организации. А формирование уставного капитала связано с целями создания организации и её организационно-правовой формы.
Таким образом, миссия организации неразрывно связана с её капиталом. Общие же принципы его образования являются основой деятельности хозяйствующего субъекта.
Но кроме своего непосредственного значения для организации капитал имеет ещё одно немаловажное аналитическое значение для физических и юридических лиц, вступающих в какие-либо взаимоотношения с данной организацией. При анализе финансового состояния партнёра, например для предоставления кредитов или заключения крупных сделок, партнёры, в первую очередь, обращают внимание именно на размер уставного капитала организации для того, чтобы составить представление о масштабах организации, а также на размер резервного капитала, средства из которого будут задействованы для погашения возможных задолженностей.
Учёт капитала – сложная составляющая бухгалтерского учёта, без знания которой невозможно ведение отчётности в организации. Именно поэтому целью данной работы является более детальное изучение как самого понятия капитала организации и его составляющих, так и методы ведения их учёта.
2. Основные нормативные документы
Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129-Ф3.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. – М.: Проспект, 1998.
Положение по введению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).
План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов СССР от 01.11.01 г. № 56 и рекомендованы для применения на территории управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19.12.91 г. №18-5, с изменениями, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 г. № 173, от 28.07.95 г. № 81 и от 17.02.91 г. № 15.
«О формах бухгалтерской отчётности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 г. № 49.
«О прядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества». Приказ от 05.08.96 г. Минфина РФ № 71, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ № 49.
«Об акционерных обществах». Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ.
«Об обществах с ограниченной ответственностью». Федеральный закон от 26.12.95 г. № 14-ФЗ.
«Об отражении в бухгалтерском учёте и отчётности операций, связанных с приватизацией предприятий». Письмо Минфина РФ от 23.12.92 г. № 117.
«О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.07 г. № 123-ФЗ.
«О порядке составления и представления эмитентами ценных бумаг отчётов об итогах выпуска ценных бумаг». Инструкция Минфина РФ от 05.05.94 г. № 59.
3. Обзор литературы
Вопросам капитала организаций в современной литературе, посвящённой бухгалтерскому учёту, уделено очень много внимания. Это вызвано важностью обсуждаемого вопроса и необходимостью знания и понимания всех его нюансов и особенностей.
Однако здесь есть и «оборотная сторона медали». При рассмотрении этого вопроса возникают различные понятия – капитал собственный, привлечённый капитал, активный капитал и пассивный капитал. И в разной литературе даются разные толкования этих понятий, что может привести к путанице.
Например, в учебнике под ред. П. С. Безруких капитал рассматривается как совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации. [1, стр. 479] А американские учёные Нидлз, Андерсон и Колдуэлл считают, что это экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, которые отражают совокупность денежных ценностей (денежных средств и долговых обязательств покупателей); материальных ценностей (товарные запасы, земельные участки, здания и оборудование) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патенты, авторские права и товарные знаки). [Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учёта/Под ред. Я. В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1994. – стр. 21]
Но расхождения в определениях не означают, что одно из определений неверно, в данном случае оба определения, в целом, правильно раскрывают понятие капитала, используемое в бухгалтерском учёте. Просто оно дано с учётом национальных особенностей (как в случае с приведённым примером) или тех особенностей, которые автор считает наиболее значимыми или хочет выделить.
Поэтому при чтении литературы необходимо учитывать указанные нюансы и составлять всеобъемлющие определения с учётом встречающихся расхождений.
4. Учёт собственного капитала
4.1. Понятие капитала
Каждая организация независимо от организационно-правовых форм собственности должно располагать экономическими ресурсами, т. е. капиталами, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. [2, стр. 122]
Первоначально капитал образуется у коммерческих организаций за счёт взносов учредителей, у государственных унитарных предприятий создаётся государством в минимальных для начала деятельности размерах. Затем капитал возрастает за счёт использования части собственной прибыли организаций и предприятий, путём приобретения ими дополнительного имущества и поступления из других источников. Но первоначальная минимальная величина капитала как гарантия исполнения обязательств перед кредиторами при любых обстоятельствах продолжает отражаться в бухгалтерском учёте и отчётности обособленно.
В конечном итоге капитал коммерческой организации формируется из учредительного (уставного) капитала, т. е. взносов собственников, акционеров, членов товарищества, которые они осуществляют в денежной или имущественной форме, капитализированной прибыли самой организации, т. е. накоплений, использованных на создание нового имущества организации, оставшегося в её хозяйственном обороте, и безведомственного поступления материального имущества или денежных средств из государственных, общественных или частных источников в виде субсидий, пожертвований, целевого финансирования и передачи определённых объектов имущества в собственность организации.
По характеру отражения в бухгалтерском учёте и отчётности следует отличать функционирующий, т. е. действующий, капитал, состав и структура которого приводится в активе баланса, от источников финансирования этого капитала, указываемых в пассиве баланса.
Всё имущество организации (назовем его условно «функционирующий капитал») состоит из внеоборотных и оборотных активов (основных и оборотных средств). Исходя из длительности функционирования, имущество принято подразделять на основной (внеоборотные активы) и оборотный (оборотные активы) капитал (рис. 1).
Рис. 1 Составляющие основного и оборотного капитала [1, стр. 480]
Внеоборотные активы включают стоимость основных средств, нематериальных активов, незавершённых капитальных вложений и долгосрочных финансовых инвестиций. Он предназначен для создания и развития материально-технической базы производственно-хозяйственной деятельности организации.
Оборотные активы реализуют основную целевую задачу коммерции – получение прибыли. Они включают денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, средства в текущих расчётах и материальные оборотные средства.
В совокупности основные и оборотные средства определяют стоимость имущества коммерческой организации. Собственные средства количественно приравниваются к собственному капиталу организации, заёмные средства включают ссуды, займы, авансы, кредиторскую задолженность (рис. 2).
Рис. 2 Составляющие собственного и заёмного капитала [1, стр. 481]
Источником формирования собственных средств являются уставный, добавочный, резервный капитал, нераспределённая прибыль, использованная на инвестиции, целевые резервные фонды, безвозмездные поступления и правительственные субсидии. [1, стр. 481]
В настоящее время для характеристики той части собственного капитала, размер которой указывается в учредительных документах, используют понятия «уставный капитал», «складочный капитал» и «уставный фонд», «паевой фонд».
Уставный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при её создании для обеспечения деятельности в размерах, определённых учредительными документами.
Складочный капитал – совокупность вкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, внесённых в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные организации вместо уставного или складочного капитала формируют в установленном порядке уставный фонд, под которым понимают совокупность выделенных организации государством или муниципальными органами основных и оборотных средств.
Паевой фонд – совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретённого и созданного в процессе деятельности. [5, стр. 505]
Добавочный капитал включает стоимость имущества, внесённого учредителями (акционерами) сверх зарегистрированной величины уставного капитала (эмиссионный доход), суммы, образующиеся в результате изменений стоимости имущества при его переоценке, другие поступления в собственный капитал организации.
Резервный капитал – это часть собственного капитала, выделяемого из прибыли организации, для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством Российской Федерации и уставом организации.
Нераспределённая прибыль – основной источник накопления имущества организации. Это часть валовой прибыли, оставшаяся после уплаты налога на прибыль в бюджет и отвлечения средств за счёт прибыли на другие цели.
Специальные фонды образуются за счёт отчислений от прибыли, оставшейся в распоряжении организации в соответствие с учредительными документами и принятой учётной политикой. К ним, в частности, относятся фонды накопления, потребления и развития социальной сферы.
Целевые фонды, субсидии и поступления образуются в результате специальных ассигнований из бюджета, внебюджетных фондов, других организаций и физических лиц.
Имущество организации служит материальной и финансовой основой её деятельности. Его величина, состав и структура непосредственно влияют на все основные показатели коммерческой деятельности организации, в том числе на издержки производства и обращения, результаты хозяйствования, уровень ликвидности, на величину многих налогооблагаемых показателей, в первую очередь суммы налога на имущество.
Имущество, включая вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, относится к объектам гражданских прав. Согласно действующему законодательству имущество юридического лица должно быть обособлено от имущества его учредителей.
Конкретные формы реализации этих требований зависят от особенностей правового статуса хозяйствующих субъектов, определяющих специфику формирования уставного капитала тех или иных организаций.
За счёт заёмных источников покрывается часть стоимости имущества организации, приобретённого в счёт обязательства вернуть поставщику или банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заёмных средств различают краткосрочные и долгосрочные заёмные средства.
Долгосрочные заёмные средства – это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения которых наступает не раньше, ем через год.
Краткосрочные заёмные обязательства – обязательства, срок погашения которых не превышает одного года. Среди этих средств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчётных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда, задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и др. [1, стр. 479 – 483]
4.2. Учёт уставного капитала
В соответствии с нормативными документами уставный капитал для разных групп организации и организаций оплачивается полностью или частично на момент их государственной регистрации.
Перед регистрацией организация открывает специальный накопительный счёт в банке, с которого банк до момента государственной регистрации владельца счёта не производит никаких операций. После регистрации накопительный счёт преобразуется в расчётный. Если в течение года с момента регистрации организации её частично оплаченный уставный капитал не будет доведён до заявленного в учредительных документах, организация обязана зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если уменьшенный уставный капитал по сумме меньше установленной законодательством нижней границы, организация ликвидируется.
Учёт уставного капитала (и его разновидностей) ведётся на пассивном счёте 80 «Уставный капитал».
В зависимости от меры ответственности перед акционерами и участниками общества счёт 80 может иметь следующие субсчета:
объявленный (зарегистрированный) капитал (80/1) – в сумме, указанной в уставе и других учредительных документах;
подписной капитал (80/2) – по стоимости акций, на которые произведена подписка, гарантирующая их приобретение;
оплаченный капитал (80/3) – в размере средств, внесённых участниками в момент подписки и реализованных в свободной продаже (80/4);
изъятый капитал (80/5) – в сумме стоимости акций, изъятых из обращения путём выкупа их обществом у акционера.
На дату регистрации все акции организации учитывают на субсчёте 80/1 «Объявленный (зарегистрированный) капитал», а затем, по мере подписки, оплаты и выкупа перечисляют с одного субсчёта на другой.
По кредиту 80-го счёта отражается сумма вкладов в уставный капитал при преобразовании организации, сразу после её регистрации, в сумме подписки на акции, в доле или безвозмездно вносимой учредителями и государством, а также увеличение уставного капитала за счёт дополнительных вкладов и отчислений части прибыли организации.
По дебету 80-го счёта при уменьшении уставного капитала производят записи на: сумму вкладов, возвращённых учредителям; стоимость аннулированных акций; часть уставного капитала, направляемого в резервный капитал и др.
Сальдо 80-го счёта показывает размер уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации. После государственной регистрации организации, её уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту 80 «Уставный капитал» и по дебету 75 «Расчёты с учредителями». [2, стр. 124 – 125]
Счет 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации.
Сальдо по счету 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 "Уставный капитал" производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями". Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей.
Аналитический учет по счету 80 "Уставный капитал" организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.
Счет 80 также применяется для обобщения информации о состоянии и движении вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. В этом случае счет 80 именуется "Вклады товарищей".
Имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется по дебету счетов учета имущества (51 "Расчетные счета", 01 "Основные средства", 41 "Товары" и др.) и кредиту счета 80 "Вклады товарищей". При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.
Аналитический учет по счету 80 "Вклады товарищей" ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора. [5]
Счет 80 "Уставный капитал" корреспондирует со счетами:
по дебету: | по кредиту: | ||
01 | Основные средства | 01 | Основные средства |
03 | Доходные вложения в материальные ценности | 03 | Доходные вложения в материальные ценности |
04 | Нематериальные активы | 04 | Нематериальные активы |
07 | Оборудование к установке | 07 | Оборудование к установке |
08 | Вложения во внеоборотные активы | 08 | Вложения во внеоборотные активы |
10 | Материалы | 10 | Материалы |
11 | Животные на выращивании и откорме | 11 | Животные на выращивании и откорме |
15 | Заготовление и приобретение материальных ценностей | 15 | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
16 | Отклонение в стоимости материальных ценностей | 16 | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
20 | Основное производство | 20 | Основное производство |
21 | Полуфабрикаты собственного производства | 21 | Полуфабрикаты собственного производства |
23 | Вспомогательные производства | 23 | Вспомогательные производства |
29 | Обслуживающие производства и хозяйства | 29 | Обслуживающие производства и хозяйства |
41 | Товары | 41 | Товары |
43 | Готовая продукция | 43 | Готовая продукция |
50 | Касса | 50 | Касса |
51 | Расчетные счета | 51 | Расчетные счета |
52 | Валютные счета | 52 | Валютные счета |
55 | Специальные счета в банках | 55 | Специальные счета в банках |
58 | Финансовые вложения | 58 | Финансовые вложения |
75 | Расчеты с учредителями | 75 | Расчеты с учредителями |
81 | Собственные акции (доли) | 83 | Добавочный капитал |
84 | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 84 | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
Источник – [5]
Похожие документы:
Темы курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет» Основы рациональной организации бухгалтерского учёта и условия их реализации на предприятии
ДокументУчёт движения основных средств на предприятии и пути их совершенствования. Учет операций использования основных средств организации (амортизация, затраты на ремонт).Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему: «Организация учета материально-производственных запасов (мпз) на складе и в бухгалтерии»
КурсоваяЭта тема была выбрана нами, т. к. нам хотелось бы в данной курсовой работе ознакомить, раскрыть особенности, а так же привести примеры в цифрах как осуществляется Учёт материально-производственных запасов (МПЗ) на складе и в бухгалтерии.Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему: «прямое налогооблажение и формирование доходов бюджетной системы»
КурсоваяЦель работы состоит в изучении места прямых налогов в доходах федерального бюджета страны. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине бухгалтерский финансовый учет для студентов, обучающихся по специальности
Методические указанияКурсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ееМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине бухгалтерская финансовая отчетность для студентов, обучающихся по специальности
Методические указанияКурсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее