Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гватемала-Сити – оз. Атитлан – Антигуа – Копан (Гондурас) – Киригуа (Гватемала) – Флорес – Паленке (Мексика) – Кампече – Ушмаль – Чичен-Ица – Канкун ...полностью>>
'Лекция'
Лекция и презентация по профилактике экстремизма и правонарушений среди учащихся в сфере межнациональных отношений. Лекцию проводит школьный инспектор...полностью>>
'Документ'
Внешнеторговый оборот за I квартал 2007 года составил 1 798,7 млн. долларов США и по сравнению с I кварталом 2006 года увеличился на 264,6 млн. долла...полностью>>
'Документ'
Практичне завдання: За умов, коли на підприємстві працює директор і 4 його заступників, є 8 штабних (функціональних) служб і 12 виробничих підрозділі...полностью>>

Деятельность русской православной церкви на аляске в 1741 1867 гг

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КАПАЛИН ГЕРМАН МИХАЙЛОВИЧ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НА АЛЯСКЕ

в 1741 — 1867 гг.

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва — 2010

Работа выполнена на кафедре истории российской государственности в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор,

Р.Г. Пихоя

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук,

Н.А. Кривова

доктор исторических наук, профессор, С.В. Мироненко

Ведущая организация:

Поморский Государственный университет

Защита состоится « 21 » января 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.04 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, корпус II, зал № 5.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Автореферат разослан “____” ____________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор

О.Г. Малышева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется особым интересом, проявляемым в современном российском обществе к Аляске, которая более 100 лет являлась частью России и была продана США в 1867 г. С ее открытием туда была принесена русская цивилизация и русская духовная культура. Интерес к истории этого края отечественных авторов — это попытка осмыслить экономическое, политическое, социальное, цивилизационное и духовное своеобразие русского освоения Аляски.

Особая роль в этом многостороннем и неоднозначном процессе принадлежит Русской Православной Церкви (далее — РПЦ), которая внесла значительный вклад в развитие культуры местных народов, возвысив и обогатив ее христианскими духовными и нравственными понятиями и традициями, создав письменность и распространив среди местного населения грамотность, сохраняя при этом этническую индивидуальность народностей Аляски. Русские миссионеры способствовали освобождению коренных жителей от общественных пороков: рабства, межплеменной вражды, многоженства, — способствовали появлению у них гражданского сознания и внедрению более развитых норм права. Миссионеры выступали в защиту местного населения и содействовали улучшению его социального положения.

Эти факты признавались еще советскими исследователями, но свойственная тому времени идеологическая направленность научных изысканий, особенно в области отечественной истории, не позволяла создать полную и объективную картину зарождения, становления и расцвета деятельности РПЦ на Аляске. В связи с этим в контексте изучения истории русского присутствия в этом крае в настоящее время особую актуальность приобретает всестороннее изучение вопросов, касающихся церковной деятельности на территории Аляски.

Кроме того, обращение к историческому опыту миссионерского служения РПЦ жизненно важно для развития миссии Церкви в современном мире.

Вышесказанное определяет цель данного исследования: наиболее полно исследовать историю православных приходов, синодального управления и миссионерского служения РПЦ на Аляске от открытия этой земли русскими экспедициями до 1867 г.

В соответствии с обозначенной целью и, исходя из степени научной разработанности проблемы, в ходе данного исследования были поставлены следующие основные задачи:

  • исследовать вопрос о присутствии духовенства в составе Второй Камчатской экспедиции;

  • реконструировать процесс соприкосновения туземного населения Аляски с православными традициями в ходе открытия и начального освоения Алеутских островов русскими промысловыми компаниями;

  • изучить деятельность первой духовной миссии на Аляске с 1794 по 1823 г. и выявить характерные особенности деятельности первых миссионеров в распространении православной веры среди коренного населения Аляски;

  • проанализировать служение на Аляске святителя Иннокентия (Вениаминова) сначала в качестве священника, а затем — в архиерейском сане; обобщить его вклад в установление и развитие традиций миссионерского служения на ее территории, его попечительскую деятельность, направленную на укрепление православной паствы на Аляске в русский период;

  • систематизировать материал по всем существовавшим на Аляске православным приходам и миссиям, изложить его в хронологической последовательности отдельно по каждой миссии в продолжение всего русского периода.

Характеристика и анализ социально-экономической ситуации и политических событий на Аляске не являлись ни целью, ни отдельной задачей исследования. Отдельные внешние факторы рассмотрены лишь постольку, поскольку социальные, экономические и политические условия сказывались на распространении и сохранении православной веры среди туземного населения.

Постановка проблемы

Начавшаяся в русский период деятельность Православной Церкви среди народов Аляски продолжается, несмотря на изменение государственной принадлежности края в 1867 г. Вместе с тем распространение Православия среди туземцев не было легким процессом по целому ряду причин.

В общественной и частной жизни аляскинских аборигенов были крепки языческие традиции. Отрицательно на успехе миссии сказывались малочисленность священников, разбросанность туземных селений, удаленность их от центров миссий, кочевой образ жизни многих племен и трудность передвижения как по суше, так и по воде. Все это, в совокупности, не позволяло сделать просветительскую работу и пастырское окормление многих новокрещенных постоянными.

Отдаленность региона от Санкт-Петербурга и несовершенство средств сообщения с ним из России затягивали сроки рассмотрение кадровых и административных вопросов, а порой требовалось их срочное решение. На согласование в далекой столице предпринимаемых духовенством шагов уходили годы. Негативное действие оказал и конфликт между членами Первой духовной миссии и служащими Российско-Американской компании.

Однако, вопреки всем перечисленным факторам, история Православия на Аляске насчитывает уже более 200 лет, продолжаясь в течение всего американского периода. Осмысление данного феномена представляет собой проблему, решение которой еще не нашло отражения в научных исследованиях. В диссертации положено начало ее решению через исследование разных сторон деятельности там русских миссионеров до 1867 г., ибо благодаря их жертвенному служению, несмотря на имевшиеся в разное время серьезные трудности, православная вера смогла распространиться и прочно укорениться в сознании и образе жизни ее коренных жителей.

Хронологические рамки данной работы полностью совпадают с эпохой русского присутствия на Североамериканском континенте. Нижней границей является 1741 г., когда берегов Аляски достигла Вторая Камчатская экспедиция, после которой началось русское освоение этого края; верхней границей стал 1867 г., когда произошла продажа российских владений в Америке Соединенным Штатам.

В соответствии с этим, работа построена по хронологическому принципу. Исключение составляет последняя глава настоящей работы, в которой изучен вопрос организации и развития приходов и миссий в соответствии с порядком их возникновения. Это позволяет сохранять хронологию повествования лишь в границах каждого отдельного прихода или миссии.

Географические границы исследования строго совпадают с территорией современного штата Аляска.

По этой причине в работе нашли отражение только те стороны деятельности Святейшего Синода, царского правительства и служивших на Аляске миссионеров, которые существенно сказались на судьбе Православия в границах данной территории. Например, отдельный этап в истории Православия на Аляске связан с личностью святителя Иннокентия, митрополита Московского. Однако в посвященной его деятельности части работы не ставилась цель описывать всю его жизнь, но лишь исследовать существенные для развития Православной Церкви на Аляске стороны его наследия.

В качестве исключения приведены ознакомительные сведения о форте Росс в Калифорнии, но полное изучение деятельности там Православной Церкви осталось за рамками данной работы.

Объектом данного исследования является история Православной Церкви в Северной Америке.

Предметом изучения выступает деятельность РПЦ на Аляске до ее продажи США.

В работе рассматривается, в каких формах и в каких условиях развивалась церковная деятельность в течение всего указанного времени. Необходимо подчеркнуть, что в предпринятом исследовании церковное служение не ограничено совершением богослужений или крещением туземцев, но представляет собой в совокупности всю многогранную работу, осуществляемую миссионерами на Аляске, включая школьное дело, церковное образование, духовно-нравственное просвещение, переводы Священного Писания, богослужебных текстов и поучений на языки народов Аляски, книгоиздание, церковное администрирование, научно-исследовательскую работу.

Эта, в широком смысле трактуемая, деятельность Церкви осуществлялась не только священнослужителями, но и мирянами. Характерной чертой для Аляски стало то, что последним принадлежит отнюдь не меньшая заслуга в распространении и сохранении Православия среди местных народов, чем духовенству, которое никогда не было многочисленным на обширной территории, принадлежащей Российской империи в Северной Америке.

В ходе многообразной церковной деятельности духовные, культурные, бытовые традиции русского народа были восприняты туземцами Аляски и стали частью их самосознания и образа жизни, несмотря, и даже вопреки, тем негативным явлениям, которые имели место в ходе хозяйственно-экономического освоения края.

Историография проблемы исследования

Оценивая изученность темы, необходимо отметить, что она постоянно привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных авторов.

Значительную часть предпринятых ранее исследований по церковной истории на Аляске представляют собой разного характера работы о жизни и деятельности отдельных миссионеров, осуществлявших там свое служение. К ним относятся книга И. П. Барсукова «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников», современные исследования С. А. Корсуна о преподобном Германе Аляскинском (Джорданвилль, 2002. и СПб., 2005). Общим недостатком для всех исследований такого рода является то, что все они, как это явствует из названий, посвящены деятельности на Аляске той или иной личности, а не Церкви в целом. По этой причине сведения о состоянии внутренней и внешней церковной жизни приводятся в них в рамках жизнеописания и, следовательно, не имеют системного характера.

Первой работой, посвященной собственно истории Православия на Аляске, является брошюра святителя Иннокентия «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» (СПб., 1840 г.). В данной работе присутствуют систематизация и анализ, но ее временные рамки ограничиваются 1839 г.

В конце XIX в. в ряде периодических изданиях были опубликованы статьи и очерки о Православии на Аляске, посвященные столетнему юбилею прибытия на Аляску первой духовной миссии в 1794 г. Из них своей основательностью выделяется статья А. Львова в Прибавлениях к Церковным ведомостям (1894, № 38), в которой подробно изложена история Первой духовной миссии. Она полностью основана на документах архива Святейшего Синода, что одновременно является как ее достоинством, поскольку обеспечивает ей большую достоверность, так и недостатком, ограничивая освещение темы лишь официальными документами. В это же время Валаамским монастырем отдельной книгой был издан «Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794—1837)» (Спб., 1894, репринт 1900 г. назван «Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия)»), составленный по воспоминаниям современников и опубликованным на тот момент сведениям об Аляске, а также по документам и материалам, собранным Валаамским монастырем и хранившимся в его архиве. Эта книга более подробно описывает историю пребывания миссии в Америке, в частности, в ней подробно описан конфликт служащих РАК и членов миссии. Все эти публикации являются хронологическими повествованиями, описывающими лишь начальный период присутствия Православной Церкви на Аляске, не далее 30-х годов XIX в.

Анализ отдельных сторон деятельности РПЦ среди народов Аляски предпринят в ряде неопубликованных диссертаций: Н. В. Карташова (М., 2000) исследовала влияние РПЦ на культурное развитие народов Русской Америки на примере миссионерских трудов святителя Иннокентия, Н. Н. Жуков (Магадан, 2001) — интеграцию христианства в сознание коренного населения Тихоокеанского региона, В. А. Тукиш (Магадан, 2006) — характер деятельности святителя Иннокентия по христианизации культуры народов, не имевших своей письменности, а также соотношение понятий «миссия» и «просвещение», как методов церковной деятельности.

Эпоха освоения Аляски русскими подробно изучалась и в светской литературе. В силу значительного влияния Православия на развитие этого края вся история Русской Америки тесно переплетена со становлением и развитием церковной деятельности. По этой причине в исследованиях светских авторов освещены отдельные факты церковной истории.

Первый изданный монументальный труд по истории Русской Америки — «Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени» (СПб., 1861, 1863), составленное П. А. Тихменевым, несмотря на свою пристрастность, является источником фактографического материала благодаря широкому привлечению документов из архива РАК.

Нельзя не отметить значительный вклад советских историков — А. В. Ефимова, А. И. Андреева, Р. В. Макаровой и др. — в изучение русских географических открытий в Тихом океане и последующего хозяйственного освоения Аляски. Но в своих трудах они не упоминают о начале крещения туземного населения в ходе продвижения русских к берегам Северной Америки, несмотря на то, что они ссылаются на многие из тех архивных документов, которые использованы в настоящем исследовании. Это объясняется главенством атеистической идеологии в советское время. В одной из статей Р. В. Макаровой, не только из всех названий русских купеческих судов опущено слово «святой», но таким же образом изменены географические названия о-вов Прибылова. В письме Г. И. Шелихова А. А. Баранову от 9 августа 1794 г., опубликованному в сборнике документов «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.» намеренно опущен текст о строительстве и названии церквей. В советской литературе положительные высказывания в адрес православного духовенства неминуемо сопровождались атеистическими выкладками, святитель Иннокентий, при упоминании его бесспорно признанного вклада в развитие культуры туземцев Аляски, обычно именовался как светское лицо: Иван Евсеевич Вениаминов. Понятно, поэтому, что книги по истории Аляски советского периода не могли содержать исчерпывающую информацию по церковной истории. Тогда было трудно дать положительную оценку деятельности в Северной Америке Церкви, а в этой связи — и действиям царского правительства или Российско-Американской компании, направленным на поддержку там Православия. Эта тенденция прослеживается и в более поздних изданиях.

Отдельные данные по церковной истории на Аляске, сведения по историографии и анализ документальных источников по теме содержат вступительные статьи и примечания к архивным документам и материалам, опубликованных в сборнике «Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев» (М, 1994 г.).

Элементы своеобразной культуры тлинкитов и влияние на нее европейской цивилизации обстоятельно рассмотрены в монографии А. В. Гринёва «Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741—1867)» (Новосибирск, 1991). В частности, автор уделил внимание деятельности среди тлинкитов РПЦ. Особый интерес с точки зрения темы исследования представляют анализ духовной культуры тлинкитов, а также собранный и выявленный фактографический материал о принятии ими Православия.

Ряд сведений о книжной культуре, в том числе и о переводах на языки народов Аляски, а также оценка просветительской деятельности там православных миссионеров содержит книга Н. В. Вишняковой «История русской книги в США (конец XVIII в. — 1917 г.)» (Новосибирск, 2004).

Единственная последовательная попытка изучения истории РПЦ на Аляске предпринята современными учеными в трехтомнике «История Русской Америки (1732—1867)» (М., 1997, 1999), ответственным редактором которого был академик Н. Н. Болховитинов, крупнейший отечественный исследователь истории Русской Америки. Но в данном сборнике центральное место занимают экономические и политические аспекты истории Аляски до и во время ее продажи США, многие сведения о деятельности миссионеров рассеяны в основном материале, а собственно вопросам церковной истории этого периода посвящены лишь 63 из 1 507 страниц.

За рубежом опубликованы монументальные труды, посвященные открытию, истории, географии и этнографии Аляски, но их авторы не упоминают о деятельности на ее территории РПЦ, даже те из них, кто широко цитирует книги святителя Иннокентия.

Непосредственно теме диссертации посвящены книги американских церковных историков: Bensin B. M. «Russian Orthodox Church In Alaska 1794—1967» (N.Y., 1967); Gregory (Afonsky), bishop. «A History of the Orthodox Church in Alaska (1794—1917)» (Kodiak, Alaska, 1977), а также сборники статей «Orthodox America 1794—1976: development of the Orthodox Church in America» под общей редакцией Constance J. Tarasar (Syosset, N.Y., 1975) и «Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке» (N.Y., 1944) и др. Их общим достоинством является то, что они охватывают весь исследуемый в настоящей работе период. Особый вклад американских церковных историков в изучение объекта обусловлен тем обстоятельством, что они имеют доступ к редким в нашей стране дореволюционным изданиям и неопубликованным архивным источникам по истории Аляски и деятельности РПЦ на ее территории. Наконец, весьма ценным представляется и то, что их позиция не испытывала влияния советской атеистической идеологии. Все это дает основания полностью согласиться с академиком Н. Н. Болховитиновым, сказавшим, «что изучить историю Русской Америки без привлечения иностранной литературы и источников теперь невозможно».

К общим недостаткам американских публикаций можно отнести отсутствие аналитического подхода и той скрупулезности в выявлении и доказательстве отдельных фактов, которая свойственна советской школе. По причине всего сказанного исследования американских авторов по истории РПЦ на Аляске широко использовались в настоящей работе и позволили поставить цель и задачи исследования, но, вместе с тем, потребовали уточнений и тщательной проработки источников. Ссылки на их работы, в основном, даны в тех случаях, когда были выявлены противоречия с выявленным или опубликованным фактическим материалом или же, когда таковой вообще отсутствовал, из соображений, что они располагали другими, не менее надежными, источниками.

Таким образом, несмотря на неоднократные обращения исследователей к истории Аляски, до сегодняшнего дня комплексное изучение возникновения и распространения Православной Церкви на ее территории на протяжении всего русского периода в отечественной историографии еще не предпринято. Следовательно, церковная деятельность в Русской Америке, во всем ее многообразии, является малоизученной темой, требующей всестороннего освещения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Православного Гуманитарного Университета Дворкин Александр Леонидович Очерки по истории Вселенской Православной Церкви курс лекций

    Курс лекций
    Набрано по: Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
  2. История Российской Церкви

    Документ
    Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.
  3. Л. А. Тресвятский влияние православной культуры

    Документ
    Простак С.Л., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и связей с общественностью Новокузнецкого филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.
  4. Русская митрополия (861-1997 гг.)

    Документ
    Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую русскую Церковь миссийного епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован).
  5. Русская Америка. Влияние русской культуры на развитие народов населяющих тихоокеанское побережье Северной Америки

    Реферат
    Конец XVIII – начало XIX века - это время стремительного взлета в культурном развитии России. В экономическом и социально-политическом плане Россия заметно отставала от передовых стран европейских государств, однако в области культуры

Другие похожие документы..