Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Задачи урока:- познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых...полностью>>
'Документ'
Аттестационная экспертиза проведена по материалам самообследования кафедры зоологии и экологии. В ходе самообследования дана оценка содержания профес...полностью>>
'Программа'
В Одессе 11 – 12 июня пройдет уже десятая по счету выставка Славянского клуба любителей икромечущих карпозубых «Killifish – 2011». Это ежегодное меро...полностью>>
'Документ'
І тривалість його не однакова: одна пісня раз і на навіки спалахує, а інша, мов метелик – одноденник, змахне крильцями, спломеніє, і згасне....полностью>>

Теоретико-правовые основы определения юридической личности военных организаций

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретико-правовые основы определения юридической личности

военных организаций1

В.В.Бараненков, доктор юридических наук, доцент

Участие военных организаций в различных видах правоотношений обусловливает объективную необходимость их точного позиционирования их в системе иных организаций, что не находит должного отражения в российском законодательстве.

Военные организации, юридическая личность, основы

Так, в частности, участники гражданского оборота должны иметь четкое представление о других его участниках – является ли организация юридическим лицом, какова ее организационно-правовая форма, каковы особенности правосубъектности, специфика правового режима имущества, особенности ответственности по обязательствам и т.п. Немаловажное значение имеют эти вопросы и для самих военных организаций, т.к. от этого во многом зависит правильная организация их финансово-хозяйственной деятельности. Для обозначения такой совокупности специфических свойств организации используются самые различные термины: «юридическая личность», «правовое положение», «правосубъектность», «правовой статус», но их содержание и соотношение ни легально, ни доктринально не определено. Что подразумевается под термином «юридическая личность»? Что необходимо рассматривать, исследуя «правовой статус» какой-либо организации? Что входит в содержание понятия «правовой положение» организации? Какие элементы включает в себя «правосубъектность»?

Термин «юридическая личность» применяется в отечественной правовой науке с XIX века2. По отношению к организациям это словосочетание применяется чаще всего в целях обозначения наличия у них статуса юридического лица3, ее способности выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского права4. Иными словами, понятие «юридическая личность» обычно используют в качестве аналога понятия «гражданская правосубъектность»5. Похожее мнение можно встретить и в военно-правовой науке6.

В то же время нередко в отечественной юридической науке понятие «юридическая личность» используется и в гораздо более широком смысле - например, для обозначения способности организации вступать в различные правоотношения, иные, чем гражданские7.

Отсутствие как легального, так и доктринального определения понятия «юридическая личность», затрудняет его однозначное толкование, определение его содержания и четкое отграничение от смежных понятий (юридическое лицо, правовой статус, правовое положение и т.п.).

В работах многих ведущих отечественных психологов личность рассматривается как сложная система, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, реализующих функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой8. Именно с этих позиций рассматривается личность не только конкретных индивидов, но и личность различных групп людей (например, личность военнослужащего9, личность юриста10, личность школьника11 и т.п.), что позволяет выявить их типологические12 свойства, определяющие особенности их поведения.

Аналогичный подход наблюдается и в применении термина «юридическая личность» в правовой науке13. Таким образом, понимание личности, как системной совокупности интегрированных свойств14 субъекта представляется возможным перенести и в правовую сферу. В свою очередь, термин «юридическая личность» может использоваться для обозначения системы типичных правовых качеств15 субъектов определенного вида (организаций вообще, военных организаций в частности и т.п.), определяющих особенности их участия в гражданском обороте.

Для более глубокого раскрытия природы юридической личности, рассмотрим соотношение понятий «юридическая личность» со смежными («правовое положение», «правовой статус», «юридическое лицо» и т.п.).

В качестве термина, характеризующего совокупность свойств организации, зачастую используют понятие «правовое положение»16. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но содержание понятия «правовое положение» легально не определено. Отождествление в научной литературе правового положения субъекта правоотношений с его правовым статусом17, правосубъектностью представляется не совсем удачным, так как применение в правовой сфере различных терминов, идентичных по содержанию, обозначающих одно и то же явление, так же, как и «расплывчатость», недостаточная определенность содержания какого-либо понятия неизбежно влечет проблемы правового регулирования. В то же время, определяя содержание того или иного понятия, следует учитывать и их системное соотношение между собой. Как же соотносятся достаточно близкие по смыслу и, казалось бы, взаимозаменяемые понятия «правовое положение» и «правовой статус»?

Сравнительный семантический анализ терминов «статус» и «положение» позволяет определить некоторые их существенные различия. В частности, использование слова «статус» в устоявшихся словосочетаниях «приобрести статус», «лишить статуса», «наделить статусом», «признать статус»18 позволяет сделать вывод о возможном значении термина «правовой статус» как статической характеристики (четко определенного, установленного кем-либо или чем-либо, уровня развития правового положения) лица, а также свидетельствует о зависимости статуса от оценки некого другого субъекта19. Важно отметить, что изменение правового статуса нередко обусловливается необходимостью регистрации и, как правило, сопровождается выдачей соответствующего документа (свидетельства, паспорта, диплома и т.п.).

Таким образом, правовое положение лица обусловливается его правовым статусом, который является «ролевой позицией» субъекта в правовых отношениях, определенным фиксированным уровнем (ступенью) развития правового положения, достижение которого влечет его скачкообразное существенное изменение, возникновение нового юридического состояния20. Иными словами, развитие правового положения до определенного критического уровня, образуя сложный юридический состав, создает качественно новый статус лица, влекущий одновременное новое изменение его правового положения21. Сравнительный анализ содержания понятий «правовое положение» и «правовой статус», позволяет сделать вывод о том, что правовой статус можно определить как фиксированный начальный уровень правового положения субъекта. Правовой статус организации определяет соответствующие особенности ее правового положения22. В свою очередь, под правовым положением предлагается понимать правовое состояние лица, характеризующееся совокупностью его правовых свойств. Так, например, при определенных условиях организация приобретает статус юридического лица23, затем, получив соответствующую лицензию, приобретает статус образовательной организации24, после чего, пройдя аккредитацию, получает статус аккредитованной образовательной организации25. Приобретение юридическим лицом статуса образовательной организации существенным образом изменяет ее права и обязанности организации, правовое положение в целом. Правовое положение является, таким образом, понятием более широким, чем статус26, характеризующим, в том числе и совокупность правовых статусов субъекта, «достигнутых» им к определенному моменту времени27. Правовое положение более точно, но, в то же время, более динамично характеризует субъект, чем правовой статус, более устойчивый по своей природе28. Так, если статус юридического лица характеризует организацию лишь в самом общем виде, то правовое положение военного института включает в себя, помимо статуса юридического лица, и иные статусы: образовательного учреждения, прошедшего аккредитацию, военной организации и т.п. Кроме того, правовое положение в значительной степени зависит от организационно-правовой формы, вида, типа организации и ряда других факторов.

Примером применения указанного подхода в законодательстве может служить статья 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»29, согласно которой все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. «Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации». В статье 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»30 указано также, что присвоение судье (в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств) квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Содержание понятия «правовое положение» имеет весьма важное практическое значение, так как ГК РФ31 в отношении целого ряда организационно-правовых форм юридических лиц содержит отсылочные нормы, устанавливающие, что особенности правового положения таких организаций определяются в соответствии с ГК РФ специальными законами. В то же время, в ходе законотворческой деятельности возникает вопрос: что же понимать под правовым положением и, соответственно, какие нормы должен включать в себя соответствующий специальный закон? Так, например, развитие понятийного аппарата института юридического лица идет по пути исключения норм о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, правах и обязанностях их участников (учредителей) из элементного состава и структуры понятия «правовое положение»32. Как уже отмечалось, согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но правовое положение конкретного юридического лица определяется в первую очередь – его организационно-правовой формой. В свою очередь, ГК РФ определяя особенности различных организационно-правовых форм юридических лиц, как правило, структурирует их примерно следующим образом:

1) общие положения (включая определение);

2) особенности ответственности юридического лица и его участников (учредителей) по обязательствам юридического лица;

3) требования к содержанию наименования;

4) источники правового регулирования;

5) правовой режим имущества, требования к уставному капиталу;

6) требования к субъектному составу;

7) права и обязанности участников (акционеров, товарищей, учредителей и т.п.);

8) требования к учредительным документам;

9) органы и порядок организации управления;

10) особенности правоспособности, включая ограничение прав совершения определенных видов сделок, иные особенности ведения дел;

11) особенности создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Таким образом, содержание понятия «правовое положение» юридического лица включает в себя:

1) особенности ответственности юридического лица;

2) требования к содержанию его наименования;

3) источники правового регулирования;

4) правовой режим имущества, требования к уставному капиталу;

5) требования к субъектному составу;

6) требования к учредительным документам;

7) органы и порядок организации управления;

8) особенности правоспособности, включая ограничение прав совершения определенных видов сделок, иные особенности ведения дел.

Что же касается прав и обязанностей участников (акционеров, товарищей, учредителей и т.п.), а также особенностей создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, то, как отмечалось выше, они выходят за рамки содержания понятия «правовое положение», хотя и очень важны для самого юридического лица и его контрагентов.

Учитывая то, что организационно-правовая форма юридического лица определяет помимо особенностей его правового положения, еще и особенности его создания, реорганизации и ликвидации, взаимоотношений с участниками (учредителями и т.п.), возникает объективная необходимость введения термина, обозначающего понятие более широкое по содержанию, чем «правовое положение». В связи с указанным, представляется целесообразным использовать понятие «юридическая личность» в качестве обобщающего, объединяющего в своем содержании элементы, включенные в понятия «правовое положение юридического лица», «правовое положение учредителей (участников) юридического лица», и, кроме того, характеризующие особенности создания, реорганизации, ликвидации юридического лица,.

С позиций указанного подхода исследование любой организации как участника правоотношений должно включать в себя не только анализ ее правового положения (в рамках, определенных ГК РФ), но и изучение правового положения участников (учредителей т.п.) указанной организации, порядка и особенностей возникновения, прекращения и изменения ее юридической личности33. Исходя из сопоставления названия и содержания параграфов 4. «Юридическая личность коммерческих организаций», 5. «Юридическая личность некоммерческих организаций» Главы 7. «Юридические лица как участники гражданских правоотношений» учебника «Гражданское право» (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова)34, именно в таком смысле используется термин «юридическая личность» в современной отечественно цивилистике35. Представляется целесообразным использовать этот термин в аналогичном значении и в законодательстве – при определении особенностей юридической личности различных видов юридических лиц.

Что касается разграничения понятий «юридическая личность» и «юридическое лицо», то они, как уже отмечалось, зачастую используются в качестве идентичных. Вместе с тем, исходя из легальной формулировки статьи 48 ГК РФ («юридическим лицом признается организация…»), термин «юридическое лицо» в законодательстве используется для обозначения организации, наделенной особым гражданско-правовым статусом, который означает признание ее субъектом гражданских прав. При этом статус юридического лица является одинаковым для всех организаций, своего рода «начальным», точкой отчета. Установление того, обладает ли организация статусом юридического лица, свидетельствует лишь о том, может ли она вступать в гражданские правоотношения от своего имени, но не позволяет определить индивидуальные или типологические особенности ее участия в гражданском обороте36. В то же время, военными учеными справедливо отмечается необходимость дифференциации правового положения субъектов37. Именно для этих целей может использоваться термин «юридическая личность»38. Определение юридической личности какого-либо вида (типа) организаций предполагает выявление типологических юридических свойств указанных организаций, характеризующих особенности их участия в гражданском обороте. Понимание особенностей правового положения самих организаций и их учредителей (участников), специфики их создания, реорганизации и ликвидации весьма важны для упорядочения их финансово-хозяйственной деятельности, для повышения надежности гражданского оборота.

Учитывая этимологию понятия «юридическая личность» и традиционную тесную связь с понятием «юридическое лицо», представляется целесообразным использовать термин «юридическая личность», прежде всего, для обозначения системы правовых качеств организации, являющейся юридическим лицом (но не его структурным подразделением).

Институт юридического лица как система норм права имеет сложную внутреннюю матричную структуру, в которой можно условно выделить «вертикальные» субинституты (например, организационно-правовые формы) и «горизонтальные» (субинституты правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности, наименования, правоспособности, управления, учредительных документов и т.п.), которые должны быть взаимосогласованы и взаимообусловлены. В свою очередь, это означает, что и обусловленные указанными нормами качества юридической личности должны быть взаимоувязаны как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что особенности юридической личности организации (в т.ч. военной) детерминируются занимаемым ею местом в системной классификации юридических лиц.

Деление организаций на классы означает их деление на коммерческие или некоммерческие39. Особенности юридической личности, присущие тому или иному классу организаций, установлены ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»40.

Род (форма) – организационно-правовая форма юридического лица. Родовые особенности юридической личности организаций устанавливаются ГК РФ и иными федеральными законами, определяющими правовое положение различных организационно-правовых форм юридических лиц. организационно-правовая форма юридического лица в наибольшей мере определяет особенности юридической личности организаций, участвующих в гражданском обороте концентрированно воплощая наиболее важные сущностные организационные и правовые свойства различных категорий юридических лиц. Классификация юридических лиц по видам организационно-правовых форм является, пожалуй, наиболее удобной и практически значимой из всех других классификаций, так как позволяет чётко представить себе всю систему юридических лиц, во всём многообразии возможных форм создания и функционирования таких организаций.

Разделение на типы позволяет отграничить организации, относящиеся к одной организационно-правовой форме, но различающиеся наглядно выделяющимися правовыми характеристиками организации деятельности. Деление организаций на типы связано обычно с правовыми особенностями управления и с порядком принятия решений по наиболее значимым вопросам. Таким образом, например, унитарные предприятия в зависимости от правового режима имущества можно разделить на унитарные предприятия, наделенные имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; учреждения – в зависимости от способа финансирования– на бюджетные и автономные; акционерные общества – в зависимости от особенностей управления – на ОАО, ЗАО41 и акционерные общества работников (народные предприятия). Особенности юридической личности различных типов организаций устанавливаются ГК РФ и иными федеральными законами, «определяющими правовое положение»42 различных организационно-правовых форм юридических лиц.

Вид определяет отраслевую принадлежность (вид деятельности). Значительные особенности юридической личности организаций определятся тем, какую деятельность они осуществляют43. Видовые особенности юридической личности организаций устанавливаются федеральными законами, регулирующими правоотношения в определенных сферах деятельности и предопределены спецификой такой деятельности. Так, например специальными федеральными законами установлены существенные особенности правового положения таких видов потребительских кооперативов (как единой организационно-правовой формы), действующих в различных сферах деятельности, как жилищные44, жилищные накопительные45, сельскохозяйственные46, кредитные потребительские кооперативы граждан47 и т.п. Организация может относиться одновременно к нескольким видам (например, военно-медицинское образовательное учреждение).

Отнесение организаций к той или иной группе обусловлено специальными требованиями к ним – например, образовательные организации делятся на различные категории48. Можно также выделить различные группы организаций, на которые распространяется льготный режим налогообложения, юридические лица с особыми уставными задачами (организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия)49 и т.п. В данной классификации отнесение организации к той или иной группе определяет только отдельные особенности правового положения (например, особенности совершения отдельных видов сделок – сделок с отдельными видами имущества).

Таким образом, модель юридической личности военной организации, представляет собой систему взаимосвязанных взаимообусловленных правовых качеств, в структуре которой можно условно выделить две подсистемы.

1. «Горизонтальная» подсистема:

1.1) гражданско-правовое положение организации (включающее в себя, в свою очередь, гражданско-правовой статус, особенности правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности, наименования, правоспособности, управления, учредительных документов);

1.2) права, обязанности и ответственность учредителя;

1.3) особенности создания, реорганизации, ликвидации.

2. «Вертикальная» подсистема (совокупность качеств, детерминированных принадлежностью организации к определенным классу, организационно-правовой форме, типу, виду, группе), среди которых ключевое значение имеют видовые (военно-административные) особенности, обусловленные публично-правовой природой военных организаций.

Родовые особенности юридической личности военных организаций определяются их организационно-правовой формой учреждения.

Но военные организации относятся к типу бюджетных учреждений, поэтому типовые особенности юридической личности военных организаций обусловлены их бюджетно-правовым статусом и определяются не только гражданским законодательством, но и бюджетным.

Научно обоснованная совокупность важнейших видовых (военно-административных) особенностей публично-правовой природы военных организаций, определяющих специфику их юридической личности, включает в себя:

  1. предназначение военных организаций, обязательность выполнения поставленных перед ними задач, необходимость обеспечения устойчивости правоотношений с их участием обусловливают ярко выраженную императивность правового регулирования их деятельности;

  2. необходимость достижения высокого уровня управляемости военными организациями определяют особенности управления ими (в основе которого - принципы единоначалия и централизации), что, в свою очередь, неминуемо влечет ограничение их правоспособности;

  3. характер выполняемых военными организациями задач обусловливают необходимость поддержания высокого уровня их готовности к действиям в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства (в том числе, к передислокации в кратчайшие сроки);

  4. специфика комплектования военных организаций влечет необходимость учета в правовом регулировании их деятельности законодательства о воинской обязанности и военной службе;

  5. создание, реорганизация, ликвидация военных организаций имеют свои особенности, обусловленные военным законодательством (спецификой формирования и деятельности военных организаций, принципами единоначалия и централизации управления);

  6. значительная часть информации о военных организациях и их деятельности относится к сведениям, составляющим государственную тайну;

  7. правовой режим имущества военных организаций и иных принадлежащих им объектов гражданских прав должен обеспечивать выполнение задач не только самими военными организациями, но и ведомством в целом;

  8. материальное обеспечение военных организаций производится преимущественно в централизованном порядке;

  9. финансирование деятельности военных организаций производится централизованно в основном из федерального бюджета.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов:

  1. Анализ содержания понятий «правовое положение» и «правовой статус», позволяет сделать вывод о том, что правовой статус можно определить как фиксированный начальный уровень правового положения субъекта.

  2. Гражданско-правовое положение организации включает в себя, прежде всего, такие ее наиболее важные правовые характеристики, как организационно-правовая форма, а также обусловленные ею особенности правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности, наименования, правоспособности, управления, учредительных документов.

  3. Статус юридического лица является основой юридической личности организации и определяет ее правовое положение в различных видах правоотношений.

  4. Юридическая личность - это система типичных правовых качеств определенной категории субъектов, определяющих сущностные особенности их участия в гражданском обороте, возникновения, изменения и прекращения.

  5. Юридическая личность военной организации определяется системой ее правовых статусов и включает в себя правовое положение организации и ее учредителей (участников), специфику правового регулирования ее создания, реорганизации и ликвидации. Системообразующей основой юридической личности организации является статус юридического лица. Весьма важное значение играет не только организационно-правовая форма, но и тип, вид военной организации.

  6. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что особенности юридической личности организации детерминируются занимаемым ею местом в следующей классификации:

классы (коммерческие или некоммерческие);

род (форма) (организационно-правовая форма юридического лица);

типы (организации, относящиеся к одной организационно-правовой форме, но различающиеся явными наглядно выделяющимися правовыми характеристиками - особенностями управления и т.п.);

вид (определяет отраслевую принадлежность (вид деятельности));

группа (определяет отдельные особенности правового положения, например, особенности совершения отдельных видов сделок – сделок с отдельными видами имущества).

  1. Анализ юридической личности военных организаций должен включать в себя не только исследование особенностей гражданско-правового положения этих организаций, но и анализ специфики прав и обязанностей собственника их имущества, а также особенностей их создания, реорганизации и ликвидации, а также влияние на эти качества «горизонтальной» подсистемы других качеств, детерминированных принадлежностью организации к определенным классу, организационно-правовой форме, типу, виду, группе), среди которых ключевое значение имеют видовые (военно-административные) особенности.

1 Рецензенты: Кудашкин А.В., доктор юридических наук, профессор; Фатеев К.В., доктор юридических наук, доцент.

2 См., например: Нерсесов Н.О. Представительство и ценные бумаги в гражданском праве. - Москва, типография Московского университета, 1878 г. С. 24; Братусь С.Н. Юридическая личность государства и бюджетных учреждений. - М., Ученые труды ВИЮН. 1971. Выпуск 9; Генкин Д.М. Значение применения юридической личности во внутреннем и внешнем товарообороте СССР: Сб. науч. трудов Института народного хозяйства. Вып. IX. М., 1955; Пушкин А.А. Юридическая личность промышленного предприятия, треста, комбината // Советское государство и право. 1956. N 6; Якушев B.C. Юридическая личность государственного производственного предприятия. Свердловск, 1973; Тариканов Д.В. Юридическая личность коммерческих организаций в гражданском праве России. – М.: Статут, 2006.

3 См., например: Мейер Д.И. Русское гражданское право. - Петроград, типография "Двигатель", 1914 г. Глава вторая, раздел 2 «Лица юридические. Условия юридической личности и ее виды»;

4 См., например: Беневоленская З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Серия "Библиотека профессионала" - Волтерс Клувер, 2005 г; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 65; Караваев Н.В. Юридическая личность негосударственного высшего учебного заведения: Дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2006. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). - М.: - Волтерс Клувер, 2005; 2005 г. Суворов Н.С. Учебник церковного права /Под ред. И с предисл. В.А. Томсинова. М. Издательство «Зерцало», 2004. С. 395;

5 Зачастую эти понятия прямо отождествляются. Так, например, по мнению Д.В. Тариканова, «юридическая личность хозяйственного общества – это его гражданская правосубъектность. Она состоит из трех структурных элементов: право-, сделко-, и деликтоспособности» (Тариканов Д.В. Юридическая личность хозяйственных обществ по гражданскому праву России: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 7). См., также: Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003, № 5.

6 Так, например, А.Ю. Виноградов считает юридическую личность формой гражданской правосубъектности организации, отмечая, что «гражданская правосубъектность организации не может иметь иной формы, чем юридическая личность этой организации, не может существовать в рамках какого-либо иного образования, чем юридическое лицо» (Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., ВУ, 2000. С. 23).

7 См., например: Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. - Волтерс Клувер, 2005 г.; Аскназий С.И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями // Ученые записки Ленингр. юрид. ин-та. Вып. IV. – Л., 1947. С. 33. Б.С. Эбзеев рассматривает народ в качестве «особой юридической личности, которая стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации» (Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) - Система ГАРАНТ, 2003 г. (Комментарий к статье 4)), а, по мнению В.В. Лазарева, местное самоуправление в смысле ст. 133 Конституции России «следует понимать как особую "юридическую личность", представляемую вовне своими органами, чаще всего наделенными правами юридических лиц» (Там же. Комментарий к статье 4).

8 Утлик Э.П. Психология личности (личность в общей и военной психологии), М.: ВУ, 2006. С. 91 - 92.

9 См., например, Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. – М., 1965.

10 Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юрист, 2000. С. 315 – 324.

11 См., например, Мальковская Т.Н. Динамика позиции личности школьника // Личность и группа. Л.:ЛГПУ. 1971. С. 33 – 55.

12 Типология – классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998. С. 798).

13 Так, например, по мнению Н.В. Караваева под юридической личностью негосударственного вуза понимается «установленная законом индивидуально определенная совокупность юридически значимых черт организации, позволяющая ей участвовать в правовых отношениях» (Караваев Н.В. Юридическая личность негосударственного высшего учебного заведения: Дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2006. С. 4 – 5). См., также: Братусь С.Н. Юридическая личность государства и бюджетных учреждений. - М., Ученые труды ВИЮН. 1971. Выпуск 9; Пушкин А.А. Юридическая личность промышленного предприятия, треста, комбината // Советское государство и право. 1956. N 6; Тариканов Д.В. Юридическая личность коммерческих организаций в гражданском праве России. – М.: Статут, 2006; Якушев B.C. Юридическая личность государственного производственного предприятия. Свердловск, 1973. О типологическом значении понятия «личность» см., например: Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации//Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2007. – Вып. 73. С. 272

14 Свойства – качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998. С. 704).

15 Качество – совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998. С. 270).

16  См., например: Башканский Я.З. Правовое положение агропромышленных объединений // Советское государство и право. – 1977. - № 5. - С. 80 – 83. Греков А. Правовое положение армии в государстве. - СПб.: «Комиссионер военно-учебных заведений», 1908. 234 с.; Портной К. Правовое положение холдингов в России/Научно-практическое пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2004; Курбатов Г.А. Правовое положение органов управления военных округов: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1988.; Ху Цзяньмин. Правовое положение государственных предприятий в России и КНР в условиях рыночной экономики: Дис. канд. юрид. наук. - М.: РАН ИГП, 1994.

17  См. подробнее обзор различных взглядов на соотношение указанных понятий, например: Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. – ООО «Новая правовая культура», 2007. Раздел 2.5.2.3.3. По мнению самого В.В. Кудашкина, статус субъекта правоотношений является одним из наиболее важных элементов его правового положения.

18 В свою очередь, для слова «положение» более характерны словосочетания «изменение правового положения», «проанализировать правовое положение» и т.п.

19 В психологии под статусом понимают позицию, занимаемую индивидом в социальной группе и обществе в целом. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель – професииональная позиция, отец – семейная и т.п.), различающихся по своему сзначению, определенности и другим признакам. См. подробнее: Дивитовская Н.А. Опыт социально-психологического исследования некоторых аспектов позиции личности // Личность и группа. Л.:ЛГПУ. 1971. С. 5 – 7.

20 Каждый новый правовой статус определяет новое юридическое состояние субъекта.

21 Как справедливо отмечают военные ученые, доктринальное толкование норм законодательства о статусе военнослужащих позволяет сделать вывод, что в отдельных случаях прохождение военной службы (в рамках перемещения по службе) влияет на правовой статус военнослужащих, в частности на права военнослужащих, связанные с продвижением по службе (карьерой). Перемещения военнослужащих самым непосредственным образом затрагивают служебно-правовое положение военнослужащих, нередко довольно сильно меняют круг их служебных обязанностей и прав, а также условия и порядок дальнейшего прохождения ими военной службы (например, при переводах из одного рода войск в другой, при первичных назначениях на офицерские должности и т. д.) (Шанхаев С.В. Перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как основание изменения их правового статуса//Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2007. – Вып. 73. С. 317).

22 Правовое положение лица можно условно разделить на гражданско-правовое, административно-правовое и т.п.

23 Получая право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в качестве субъекта гражданского права.

24 Получая право осуществления образовательной деятельности.

25 Получая право выдачи диплома государственного образца и т.д.

26  Так, например, по мнению В.В. Кудашкина, «Правовое положение лица охватывает значительно более широкий круг аспектов правоспособности, включая статические элементы, собственно статус, а также динамические элементы при осуществлении лицом какой-либо деятельности и отражающих специфику правового регулирования этой деятельности в зависимости от сфер действия локальных запретов (ограничений) и общих запретов (Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. – ООО «Новая правовая культура», 2007 (Раздел 2.5.4.5)).

27 Как, например, указывает В.М. Корякин, «одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы» (Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации//Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2007. – Вып. 73. С. 270). «С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана» (Там же, С. 274).

28 Так, например, правовое положение физического лица может характеризоваться такими его статусами, как статус военнослужащего по контракту, старшего офицера, слушателя военной академии, дееспособного лица, имеющего право управления автомобилем, избирателя, кандидата в депутаты Государственной Думы, супруга и родителя. В то же время, наличие у него определенных конкретных льгот, выслуги лет, курс обучения, участие в конкретных правоотношениях в качестве, например, одаряемого, пассажира автобуса, представителя, действующего по доверенности и т.п. характеризует не статус, а конкретное правовое положение указанного лица на определенный момент времени.

29 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1.

30 Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1792.

31 См.: пункт 3 статьи 87, пункт 3 статьи 96, пункт 4 статьи 107, пункт 6 статьи 113, пункт 6 статьи 116, пункт 3 статьи 117, пункт 3 статьи 120 ГК РФ.

32 Например, согласно пункту 6 статьи 113 ГК РФ, «Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746), «Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия». См.: также, например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 785.

33Так, например, по мнению Е.А. Злобиной, «Действующее законодательство понимает под реорганизацией юридического лица - прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующий организаций» (Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". // Система ГАРАНТ, 2005 г. (комментарий к статье 13)).

34 Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004. Интересно, что в Программе курса «Гражданское право» предусмотрен раздел «Особенности юридической личности отдельных разновидностей товариществ и обществ», что явно свидетельствует о том, что ее авторы понимают под юридической личностью организации гораздо больше, чем простое наделение ее статусом юридического лица (Гражданское право. Том II. Полутом 2 (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Издательство БЕК, 2003 г.). См. также: Тариканов Д.В. Юридическая личность коммерческих организаций в гражданском праве России. – М.: Статут, 2006.

35 Аналогичный подход использовал О.А. Красавчиков (Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1/Илларионова Т.И., Кириллова М.Я., Красавчиков О.А. и др.; Под ред. О.А. Красавчикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. С. 161 - 169).

36 Так же, как статус военнослужащего еще мало о чем говорит. Более конкретно характеризует военнослужащего его правовое положение, которое определяется его должностью, воинским званием, квалификацией и т.п.

37 Нельзя говорить о статусе военнослужащих, необходимо говорить о конкретном статусе конкретной однородной группы военнослужащих (Загидулин Р.А. Теоретико-правовые основы дифференциации статуса военнослужащих //Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2007. – Вып. 73. С. 261 – 264); См. также: Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации//Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2007. – Вып. 73. С. 270 – 274.

38 Как справедливо отмечает О.А. Красавчиков, «необходимость разграничения двух указанных категорий определяется тем, что они, хотя и взаимосвязаны друг с другом, тем не менее нетождественны. Юридическое лицо – это сама организация, обладающая совокупностью материальных и правовых признаков, выступающая в качестве субъекта гражданского права. Что же касается «юридической личности», то она является правовой формой, определяющей юридические границы возможного и необходимого участия данной организации в гражданских и иных правоотношениях» (Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1/Илларионова Т.И., Кириллова М.Я., Красавчиков О.А. и др.; Под ред. О.А. Красавчикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. С. 136).

39 Возможно также деление организаций на такие классы, как учреждения (с единоличным учредителем) и корпорации (с множественностью учредителей).

40 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

41 Ранее они так и назывались – акционерные общества закрытого и открытого типа.

42 См., например, п. 3 ст. 120 ГК.РФ. На самом деле, указанные законы определяют не только особенности правового положения, но и специфику юридической личности организаций в целом.

43 См., например, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с посл. изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

44 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.

45 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть I). Ст. 41.

46 Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4870; Российская газета». 1995. 16 дек.

47 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3420.

48 См., например, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с посл. изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Федеральный закон от 19 июля 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с посл. изм.) // Российская газета. 1996. 29 авг.

49 Статья 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретико-правовые основы государственного регулирования адвокатуры в российской федерации как демократическом правовом государстве

    Документ
    Адвокатура является профессиональным сообществом адво­катов и, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления1.
  2. I. Теоретико-правовые основы института 12 морального вреда в Российской Федерации I

    Документ
    Одним из важнейших факторов становления и развития демократического правового государства в Российской Федерации является нормативное закрепление высокого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, создание эффективной
  3. К. В. Фатеев военная безопасность российской федерации и правовые режимы ее обеспечения теоретико-правовое исследование

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации,
  4. Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламент

    Регламент
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламентируется развернутой системой нормативных
  5. Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим

    Реферат
    Г л а в а III. Организационно-правовые основы исполнения уголовных наказаний, назначаемых осужденным военнослужащим, по действующему законодательству Российской Федерации и проблемы их совершенствования.

Другие похожие документы..