Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, н...полностью>>
'Документ'
Структура Российской академии театрального искусства (ГИТИС) уникальна – восемь факультетов, обучение студентов обеспечивает 19 кафедр. Это огромный ...полностью>>
'Документ'
Ранним утром - прибытие во Львов (около 04:30-06:30 в зависимости от поезда). Посадка в автобус. Пересечение польской границы, переезд в Прагу. Вечер...полностью>>
'Рассказ'
4. Л.Н.Толстой. «Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев пове...полностью>>

Методика проведения такого занятия предполагает коллективно-индивидуальную деятельность, что способствует раскрытию творческих способностей. Открытое занятие позволяет активизировать большинство ребят, заинтересовать их в изучении данной темы

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ СПО «Йошкар-Олинский аграрный колледж»

РАССМОТРЕНА И УТВЕРЖДЕНА « УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МК ОГСЭ Заместитель директора

Протокол №_________ по учебной работе

«___»__________200__г. _________А.Г. Афанасьев

«____»___________200__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по дисциплине

«ЛИТЕРАТУРА»

ТЕМА:

«Родина в лирике С.А. Есенина»

Подготовила и провела:

преподаватель Иванова Е.Л.

Йошкар-Ола

2004

АННОТАЦИЯ

Данная работа Ивановой Е.Л. представлена в форме методической разработки, которая освещает методику проведения открытого занятия по дисциплине «Литература».

Методическая разработка содержит большой материал по воспитательной работе, где делается большой упор на патриотическое воспитание.

Методика проведения такого занятия предполагает коллективно-индивидуальную деятельность, что способствует раскрытию творческих способностей.

Открытое занятие позволяет активизировать большинство ребят, заинтересовать их в изучении данной темы.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

1-2

2. План открытого занятия

3-10

3. Ход занятия

11-13

4. Критерии оценки творческой работы студентов

14-15

5. Структура занятия

16-32

6. Рефлексия

33

7. Заключение

34

8. Рецензия

35

9. Приложения

36-46

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетная роль при формировании ценностного самосознания молодежи, духовно-этических принципов отводится воспитательной системе, ориентированной на создание такого качества молодежной среды, которая позволяет сочетать в себе две социально-психологические закономерности:

  • обеспечение процесса социализации личности, выбора его жизненной стратегии;

  • поддержка процесса индивидуализации.

Уроки русской литературы должны быть уроками жизни, уроками нравственности, душевной щедрости, добра и Человечности.

Для сегодняшней молодежи, для студентов, уже знакомых с великими поэтическими именами, от Пушкина до Блока, поэзия С.А. Есенина имеет особое значение.

Мне кажется, что поэзия наиболее эмоционально воздействует на человека, воспитывая в его душе вечные ценности, как милосердие, сострадание.

Встреча с творчеством С.А. Есенина для ребят не прошла бесследно. Студенты не скрывали, что стихотворения затронули самые сокровенные струны их сердец, что они испытали то, о чем поведал В. Астафьев:

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» - доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что прибудет еще в нем. Какая очищающая скорбь.

Тональность разговора о поэзии С.А. Есенина была задана на первом уроке, посвященном поэзии и личности поэта, рассказавшего о себе в стихотворении «Мой путь» (1925 г.).

Мы говорили о том, каковы были истоки есенинской лирики, чем стала для него поэзия, как определились основные темы и как поэт ощущал себя в мире и мир в себе.

Очень важное место в поэзии Есенина занимает тема Родины, любви к родному краю, матери. И вот тут возрастает роль преподавателя. На уроках русской литературы необходимо воспитывать любовь к Родине через музыку, поэзию, живопись. Примером такого занятия является комбинированный урок с элементами исследования по дисциплине «Русская литература», методика проведения которого представлена в данной методической разработке. У современного студента, информированного во многих областях науки и техники очень трудно вызвать удивление, приподнятое эмоциональное состояние, т.е. чувство любви к природе, родным местам. Поэтому необходимо искать новые методы и формы проведения занятий. Особенно это важно сейчас, когда все говорят о хорошей жизни за рубежом.

Основная цель данной методической разработки – на примере лирики С. Есенина воспитать у студентов любовь к Родине, природе, а также формировать глубокое уважение к родителям.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных и гуманитарных дисциплин.

ПЛАН

открытого занятия

Группа - ТМ-11

Специальность - 110301

Дата - 24 ноября 2004 года

Место проведения - аудитория № 213

Время проведения – 9.30

Преподаватель - Иванова Елена Леонидовна

Дисциплина - Литература

Тема: «Родина в лирике С.А. Есенина»

Тип занятия: комбинированный урок с элементами исследования

Вид: урок формирования умений и навыков в изучении

и исследовании лирики С.А. Есенина

На занятии реализуются следующие цели:

Обучающие:

  • введение студентов в ясный и свежий по своей образности,

но внутренне сложный мир С.А. Есенина;

  • через анализ поэтического текста подвести ребят к

пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы

Родины и природы.

Развивающие:

  • развивать у ребят навыки самостоятельного постижения и

восприятия лирики С.А. Есенина, соотнесения их

со своими внутренними представлениями;

  • развитие речи – усиление коммуникативных свойств в речи

(экспрессивности, эмоциональности), овладение

студентами художественными образами, выразительными

свойствами языка – развитие творческих способностей

студентов.

Воспитывающие:

  • на примере лирики С. Есенина воспитывать у студентов

любовь к Родине, природе, эмоциональную и

интеллектуальную отзывчивость;

  • формирование глубокого уважения к родителям;

  • пробудить в ребятах эстетические переживания, связанные

с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- исследовательский метод.

Основные знания:

- знание творчества С.А. Есенина;

- знание стихотворения наизусть;

- знание связи поэта с музыкой и живописью.

Основные умения:

- умение выразительно читать стихотворение;

- грамотно разговаривать;

- анализировать текст;

- умение сформулировать свои мысли, высказывания.

Методическое обеспечение:

- программа по дисциплине;

- рабочая программа по дисциплине;

- литература о творчестве С.А. Есенина:

1. С.П. Кошечкин. Жизнь Есенина. Москва, 1988 г.

2. Ю.Л. Прокушев. Колыбель поэзии. Москва, 1982 г.

3. С.А. Есенин. Закружилась листва золотая. 1988 г.

4. Сергей Есенин. Проблемы творчества.

«Современник», 1978 г.

5. П.Ф. Юшин. Сергей Есенин. Москва, 1969 г.

6. Сергей Есенин. Стихи и поэмы. Казань, 1975 г.

7. Сергей Есенин. Автобиография. Письма. Москва, 1968 г.

8. С. Есенин. Стихотворения, поэмы. Москва, 1982 г.

9. С. Есенин. Лирика. Новосибирск, 1977 г.

10. С. Есенин. Стихотворения и поэмы. Сыктывкар, 1979 г.

11. С. Есенин. «Я более всего люблю весну».

Ленинград, 1984 г.

12. С. Есенин. Стихотворения. Ленинград, 1986 г.

13. С. Есенин. Стихотворения и поэмы. Москва, 1977 г.

14. С.А. Есенин. Избранное. Москва, 1986 г.

Техническое оснащение:

  • магнитофон;

  • гитара;

  • баян.

Методическое оснащение:

  • стенд «Немного о Есенине»;

  • выставка книг;

  • выставка рисунков;

  • портрет Есенина;

  • картины.

Норма:

  • межличностные отношения: преподаватель-студент,

студент-студент;

  • профессиональные нормы преподавателя по организации

занятия.

СИСТЕМА СПОСОБНОСТЕЙ

Исследовательские:

- анализ стихотворения;

- воспринимать опыт других;

- сравнивать свой опыт с другими.

Проектировочные:

- выбрать главное по поставленной цели.

Исполнительские:

- высказывать и аргументировать мысли;

- аргументировано делать выводы;

- творчески работать;

- читать стихотворения наизусть.

Коммуникативные:

- слушать себя и преподавателя;

- устанавливать связи с другими;

- поддерживать межличностные отношения;

- принимать мнение другого.

Рефлексивные:

- вывод по исследованию стихотворений;

- осознавать свою деятельность;

- осознавать личную пользу;

- умение делать выводы.

Правовые знания: осознание своих прав и обязанностей.

Экологические знания: желание быть в гармонии с окружающими миром.

Патриотическое воспитание: умение ценить и любить родителей, родной край.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

ИСТОРИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК ОБЩЕСТВО- ЭКОЛОГИЯ

И КУЛЬТУРА РЕЧИ ЗНАНИЕ

Связь с окружающими миром: живопись, музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Приветствие;

- Проверка отсутствующих;

- Готовность аудитории к занятию.

2. Целевая установка занятия:

- что такое Родина? (преподаватель читает стихотворение

В. Матусовского «С чего начинается Родина», настраивая

студентов на торжественность).

3. Мотивационное начало урока

Сообщение о жизни и творчестве С. Есенина. Малашин С. и Козлов А. рассказывают о творческом пути С.А. Есенина, опираясь на стенд «Немного о Есенине», также читаются стихи наизусть:

- М. Ендылетов - «Сыплет черемуха снегом»;

- А. Танаков - «Устал я жить в родном краю»;

- И. Бирюков - «Я покинул родной край».

4. Выполнение практического задания (метод исследования).

А. Стрельников читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная».

Анализ стихотворения. Вопросы по исследованию стихотворения.

1. Ребята, как вы думаете, каким настроением проникнуто

стихотворение?

2. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим

богомольцем?

3. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный

образ крестьянской избы?

4. С каким цветовым образом соседствует метафора

«хаты- образа»?

5. Что означает синий, голубой в ранний лирике поэта?

6. Понаблюдаем, какими звуками наполнено стихотворение?

7. Какие запахи передает поэт? С каким православным

праздником они связаны?

8. Ребята, проанализируйте стихотворение, что мы здесь

увидели? Что вы можете сказать?

5. Этап актуализации новых знаний.

Преподаватель рассказывает студентам о любви С. Есенина к матери. Звучит стихотворение «Возвращение на Родину».

П. Натальин читает стихотворение «Письмо матери».

- Читая стихи поэта, рождается картина.

Преподаватель показывает выставку рисунков.

- Строки С.А. Есенина лиричны настолько, что они легко

ложатся на музыку.

А. Булеев -

С. Егошин - исполняют песню

А. Стрельников - «Не жалею, не зову, не плачу»

- Об этом поэте написано много. Выставка книг.

6. Рефлексия.

- Как понятие «Родина» складывается в творчестве

С. А. Есенина?

- А что для Вас Родина?

7. Подведение итогов занятия.

8. Домашнее задание (контроль усвоенного)

Написать сочинение на одну из тем:

- «Мой Есенин»;

- «Стихотворение С.А. Есенина, которое меня

взволновало»;

- «Природа и родина в лирике Есенина».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово преподавателя: Родина – что это такое? Родина – это любовь к родному краю, земле, городу, матери. (Преподаватель читает стихотворение В. Матусовского «С чего начинается Родина?»).

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что в поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес,

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?

Слово преподавателя: Сегодня ребята, мы особое внимание уделим теме Родины в лирике С.А. Есенина. Поэт глубоко и самозабвенно любил Родину. Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к родному краю. И как сказал сам поэт: «Моя лирика жива большой любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Сейчас мы с вами послушаем биографию С.А. Есенина (студенты рассказывают биографию. Малашин С. – 1-ю половину, Козлов А. – 2-ю половину).

Лирика С. А. Есенина

(1895-1925)

Вехи жизни и творчества

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Детство провел в семье деда Федора Андреевича Титова. С тех пор в памяти Сергея остался дом, где часто собирались странники, слепцы, пелись духовные стихи, рассказывались притчи из Свя­щенного писания.

Три года Сергей учился в сельском училище, которое закончил с похвальным листом и был рекомендован в Спасо-Клепиковскую учительскую школу.

В 1912 году Есенин уезжает в Москву, где сначала служит конторщиком, а потом устраивается корректором в типографию И. Д. Сытина, которая занимала видное место в культурной жизни России. В этот период Есенин много работает, пишет стихи, размышляет о смысле бытия. Нравственные ценности, которые он почерпнул некогда от отца Ивана Смирнова, деда, матери, — теперь подвергаются пересмотру. Деревенскому мальчику, свято верящему в христианские заповеди, предстоит пройти путь познания, ценой которого станет утрата прежней чистоты, незамутненной веры, прежних идеалов. Поиск его будет сопряжен с ошибками и взлетами, с трагической и скандальной славой.

В сентябре 1913 года юноша поступает в Народный университет имени А. Л. Шанявского, посещает Суриковский литературно-музыкальный кружок.

В 1914 году в сытинском детском журнальчике «Мирок» появилось первое стихотворение Есенина, подписанное псевдонимом Аристон. Есенин мечтает о встрече с Блоком, творчество которого является для него высшим образцом поэзии.

В марте 1915 года встреча с кумиром состоялась. Блок принял юного поэта благосклонно, а в дневнике записал: «Днем был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».

Появление Сергея Есенина в литературных салонах было подготовлено патриотическим настроением во время войны, мистической, экзальтированной любовью интеллигенции к России и народу. Обряженный в крестьянский костюм, Есенин выступал в

великосветских салонах, в изысканных домах. У него появилось прозвище - «рязанский Лель». Его имя становится известным, произведения печатаются в важных столичных журналах. Так начался путь Есенина на Парнас.

В 1916 году Есенин был призван в армию, год прослужил санитаром в Царском селе, в боевых действиях не участвовал. Сразу после февральской революции поэт оставляет армию и уезжает на родину.

В 1915-1916 годах им были созданы замечательные стихи, посвященные родному краю: «Край любимый! Сердцу снятся...», «Сыплет черемуха снегом», «Устал я жить в родном краю...».

Выходит студент Ендылетов Михаил (рассказывает стихотворение наизусть).

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

В этих произведениях проявились важнейшие черты есенинской лирики; трепетная любовь к России, искренность и открытость, милосердие, чувство общности со всем, живущим на земле.

В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина - «Радуница».

Октябрьская революция была воспринята поэтом восторженно. Его увлекла сама идея разрушения старого и создания страны будущего как некоего идиллического царства для русского крестьянства. Он создает поэмы «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918). Но Есенин вскоре понял, что строится не тот социализм, о кото­ром он мечтал («Тесно в нем живому»). Поэт переживает острейший духовный кризис, так как все, во что он верил, не сбылось.

Зимой 1919 года вышел в свет сборник «Явь», в котором были опубликованы произведения поэтов, называвших себя имажинистами (Мариенгоф, Шершеневич, Ивнев, Есенин). А 3 апреля того же года в Политехническом музее в Москве состоялось первое публичное выступление имажинистов. Само название было образовано от слова «image», что означает «образ». Есенин, возглавивший это течение, видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. Он писал: «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы». Есенин прекрасно понимал, что не он примкнул к имажинистам, а они вовлекли его в свою когорту. Поэтому вскоре Есенин разошелся с имажинистами.

В апреле 1920 года Есенин навестил родных. Страшные перемены в родном краю поразили его. Он явственно осознал и почувствовал гибель деревни: голод, мор, последствия военного коммунизма и продразверсток. С тяжелым сердцем покидает он родину.

А в июне вместе с А. Мариенгофом отправляется на Кавказ через разоренные русские города. Тогда-то он увидел в окне вагона несущегося рядом с паровозом рыжего жеребенка. Этот образ взволновал и растрогал поэта, он увидел в нем символ вымирающей деревни. Возвратившись в Москву, Есенин работает над поэмой «Сорокоуст» (Сорокоуст — служба по умершему, совершающаяся в течение 40 дней после смерти).

Поэма «Сорокоуст» — это крик гибнущего человека, а хрупкий образ жеребенка, бегущего за «стальным» конем, — его агония.

Начиная с 1920-х годов в поэзию Есенина входят темы усталости, предчувствия смерти, одиночества («По-осеннему кычет сова», «Я покинул родимый дом», «Не жалею, не зову, не плачу»), в стихотворении «Исповедь хулигана» появляется новый образ хулигана, растерянного, тоскующего по детству, по утраченной свежести, по чему-то родному, ушедшему навсегда.

Рассказывает стихотворение Бирюков Иван.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  2. Даниил Андреев Роза мира (1)

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  3. Даниил Андреев Роза мира (2)

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  4. Даниил Андреев Роза Мира книга

    Книга
    Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь,
  5. Предлагаемое пособие будет полезно и студентам при изучении данного курса, и практика управленцам, и психологам на предприятиях. Оглавление

    Документ
    В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Эффективность работы управленца любого звена во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно

Другие похожие документы..