Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Соединённые штаты Америки вышли из мировой войны могучей державой, которая выиграла от экономического истощения Европы. Из страны, бывшей до войны дол...полностью>>
'Закон'
Заключается в освоении студентами основных закономерностей развития простейших элементов музыкального языка и осмысление структурных компонентов на к...полностью>>
'Урок'
Глава «Показательная и логарифмическая функции» в курсе углублённого изучения математики включает: свойства и графики показательной и функций; свойст...полностью>>
'Книга'
Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и...полностью>>

Литература 9 класс Анализ поэтического текста А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСКУССТВО ОБРАЗНОЙ РЕЧИ Литература 9 класс Анализ поэтического текста А.Блока «Девушка пела в церковном хоре»

Слайды 1 - 2. Тема и цели урока:

  1. Повторить теоретические сведения о художественных средствах выразительности.

  2. Формировать умения учащихся интерпретировать поэтический текст.

  3. Приобщить к высокой художественности.

Форма урока: лабораторная работа.

Слайд 3. Поэзия – музыка Вступительное слово учителя о таинственной власти поэзии над душой человека. Главная особенность поэтической речи – это ОБРАЗНОСТЬ. Настоящая поэзия – это всегда отбор необходимых средств языка, которые лучше всего помогают решить художественную задачу: СДЕЛАТЬ РЕЧЬ ОБРАЗНОЙ. Слайд 4. Тезаурус (маленький диктант, чтобы вспомнить основные понятия из теории литературы)

Слайд 5. Поэт-символист Блок. Ученики совместно с учителем объясняют, почему Блок – «трагический тенор эпохи» (А.Ахматова)

Слайд 6. «Стихи о Прекрасной Даме» Сообщение № 1 подготовленного ученика о сборнике А.Блока. Главная мысль сообщения – кто такая Прекрасная Дама, почему Блок пишет о ней.

Слайд 7. Лики женских образов Рассказ учителя о божественном начале в образе Прекрасной Дамы. Образ Богоматери в искусстве.

Слайд 8. Девушка пела в церковном хоре. 1 – 2 строфы Учитель предлагает ученикам лабораторным путем постигнуть искусство образной речи на примере изучения поэтического текста.

Слайд 9. Интерпретация 1-ой части Совместно с учителем ребята разбирают способы создания образности, прием контраста, образы-символы: КОРАБЛЬ, ДЕВУШКА.

Слайд 10 -11. Девушка – богоматерь. Роль молитвы

Слайды 12-13 Интерпретация 2-ой части Образ ребенка и его роль в содержании текста

Слайд 14 - 15 Исторический комментарий Цусимская трагедии. Почему ЦЕРКОВНАЯ ПАНИХИДА.

Слайд 16. Прототип девушки Рассказ о жизни Марии Добролюбовой, которая при жизни вызывала восхищение у современников. После смерти многие стали ее называть святой.

Слайды 17.18 Ритмика. Звуковая организация. Символика произведения.

Лабораторная работа конкретно посвящена выявлению ритмических особенностей произведения; вводятся новые понятия ЦЕЗУРА, ДОЛЬНИК. Ученики находят отражение АЛЛИТЕРАЦИИ и явление АССОНАНСА. Отрабатывают понятия «ОБРАЗ-СИМВОЛ», «ЦВЕТ-СИМВОЛ».

Слайд 24. Анимация. Зима. Дерево. Падает снег. Учитель обращает внимание учеников на это явление, спрашивает, какие рождаются ассоциации. Обязательно находится ученик, который может это объяснить: Зима и Блок. Белый и синий и т. д.

Слайд 25. Поэты-символисты Обобщение выявленного в ходе работы о поэтике символа. Самое главное – это МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, тайна. Снова появляется Слайд 15 Анимация. Океан. На его фоне звучит стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»

Как правило, такой урок запоминается ученикам надолго. Можно больше ничего не изучать в 9 классе (программа предлагает обзорное знакомство с творчеством Блока на усмотрение учителя, поэтому я проводила 2 урока сразу).

В 11 классе ученики уже будут по-другому воспринимать лирику поэта-небожите



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обучение анализу поэтического текста

    Документ
    По результатам Международной программы аттестации учащихся, проведенной в 2004 году, российские школьник 14-15 лет поделили с детьми Турции и Уругвая 32-34 места (из 41) по уровню понимания текстов, в том числе художественных.
  2. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ
    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта… 8
  3. Т. А. Ткачева (отв редактор), Е. В. Кузнецова (зам отв редактора)

    Документ
    Я Язык в социокультурном пространстве и времени: материалы Всероссийской конф. с международным участием (г. Астрахань, 13 – 14 октября 2011 г.) / под ред.
  4. О. А. Кривцун эстетика Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Культурология»,
  5. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков

    Программа
    Данная программа является переработанным в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий

Другие похожие документы..