Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Оборудование: самодельная модель Дондерса; тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие систему органов дых...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена на кафедре финансов и отраслевой экономики федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образ...полностью>>
'Инструкция'
Шкалы: страх (фобии), депрессивные расстройства, беспокойство (напряжение), нарушение сна, истерические расстройства, неврастенические расстройства, с...полностью>>
'Документ'
Аритмии сердца (греч. arrhythmia отсутствие ритма, неритмичность) — различные расстройства функций автоматизма, возбудимости и проводимости миокарда, ...полностью>>

Программа организационно-экономической практики студентов III курса дневной формы обучения по специальности «Экономическая кибернетика» специализации «Оптимальные системы планирования и управления в экономике»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

профессор, д.т.н.

______________ В.В. Садовский

«______» ______________ 2006 г.

ПРОГРАММА

Организационно-экономической практики

студентов III курса дневной формы обучения

по специальности «Экономическая кибернетика»

специализации «Оптимальные системы планирования и управления в экономике»

Минск 2006

1. Цель и задачи практики

Организационно-экономическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса и средством подготовки будущих специалистов к основным видам их профессиональной деятельности: организационно-управленческой, планово-экономической, маркетинговой, учетно-аналитической, финансово-экономической, предпринимательской, научно-исследовательской и образовательной.

Целью практики является углубление и закрепление студентами теоретических знаний и приобретение необходимых знаний о будущей профессиональной деятельности.

Основными задачами практики являются:

- ознакомление с организационной структурой предприятий, организаций и учреждений - объектов практики, а также с правами, обязанностями и ответственностью их работников;

- приобретение навыков практической работы в области прогнозирования, планирования, учета, анализа и управления с использованием ЭВМ на предприятиях, учреждениях и организациях государственной, кооперативной или акционерной форм собственности;

- поиск резервов и путей повышения экономической эффективности работы конкретных предприятий и организаций по месту прохождения практики;

- сбор материалов для написания отчета по практике и дипломной работы.

В процессе прохождения организационно-экономической практики студенты должны изучить действующие законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы и научиться правильно их использовать в планово-аналитической и оперативно-управленческой работе.

Собранные во время практики материалы студенты должны проанализировать, обобщить и оформить в виде письменного отчета.

В целом организационно-экономическая практика студентов квалификации «Экономист-кибернетик» должна способствовать подготовке будущих специалистов, в соответствии с квалификационной характеристикой, для последующей работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в региональных и муниципальных структурах различною уровня, аудиторских фирмах, банках, инвестиционных и страховых компаниях.

2. Opганизация прохождения практики

Продолжительность практики - 4 недели. Конкретные сроки начала и окончания практики устанавливаются приказом ректора БГЭУ (как правило, в июле).

Места прохождения практики:

- предприятия, фирмы, объединения, организации и учреждения различных форм собственности в коммерческой области, промышленности и сельском хозяйстве;

- бюро, брокерские, маркетинговые и менеджерские фирмы различных форм собственности;

- аналитические лаборатории предприятий, организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства и всех форм собственности;

- управленческие и экспертные учреждения различных министерств и ведомств;

- структуры управления производством, наукой и образованием;

- учреждения систем высшего, среднего и среднего специального образования;

- академические, вузовские и отраслевые НИИ.

По прибытии студента на базу практики руководство предприятия (организации) предоставляет практиканту рабочее место и назначает руководителя практики от предприятия (организации). С его помощью студент уточняет календарный план своей работы по выполнению программы на весь период практики.

Руководитель практики от предприятия (организации) обязан:

- систематически контролировать выполнение студентом календарного плана работы, назначить квалифицированных специалистов в качестве непосредственных руководителей на рабочих местах;

- консультировать студентов по вопросам, предусмотренным программой практики, предоставить им возможность пользоваться ПК, базой данных и проверять качество выполненной студентами работы;

- оказывать помощь студентам в подборе материалов по написанию отчета по практике, для курсовых и научных работ;

- контролировать соблюдение студентами техники безопасности и правил внутреннего распорядка;

- составить краткий отзыв о работе каждого студента с предоставлением на него письменной характеристики.

Общее руководство и контроль за ходом прохождения организационно-экономической практики студентами специальности «Экономическая кибернетика» и полнотой выполнения программы осуществляется руководителем практики от кафедры ПМиЭК факультета менеджмента.

Руководитель практики от вуза должен:

- до ухода студентов на практику провести с ними организационное совещание, объяснить цель практики, порядок ее прохождения и оформления отчетов по практике;

- обеспечить студентов программой и дневником практики;

- составить рабочий календарный план прохождения практики;

- обеспечить высокое качество проведения практики и строгое ее соответствие программе и календарному плану;

- контролировать обеспечение предприятием (организацией) условий труда и быта студентов, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка;

- осуществлять контроль за ходом практики путем посещения предприятий (организаций);

- проверить отчет о практике и принять у студента защиту отчета.

В течение всего периода практики студенты должны вести дневники по установленной форме, в которых отражается работа, выполненная за каждый день. Все записи в дневнике контролируются руководителем базы практики и заверяются его подписью.

Последовательность прохождения практики определяется календарным планом, который составляется индивидуально для каждого студента или группы студентов из расчета шестидневной рабочей недели. В календарном плане указывается полное наименование учреждения, в котором студент проходит практику, его адрес и телефон, перечень выполняемых работ, их конкретные сроки и ответственных руководителей по каждому изучаемому вопросу.

Форма календарного плана работы представлена в дневниках.

Количество рабочих дней на конкретном месте прохождения практики, последовательность рассмотрения отдельных вопросов определяется руководителем от базы практики, исходя из условий и специфики базы практики.

Если студент-практикант зачисляется на штатную должность, то он должен ознакомиться с работой на других участках в свободное от основной работы время. В субботние дни, которые для студентов-практикантов являются не выходными, они должны обобщать изученный материал, систематизировать знания и опыт практической работы, приобретенный за рабочую неделю.

При прохождении организационно-экономической практики студенты обязаны соблюдать установленные правила внутреннего распорядка. Они несут ответственность за качество выполняемой работы и ее результаты наравне со штатными работниками. К нарушителям трудовой дисциплины руководители от базы практики могут применять меры административного воздействия, сообщать о таких фактах руководителю практикой от кафедры, заведующему кафедрой ПМиЭК или декану факультета для принятия соответствующих мер по месту учебы.

Отпускать студента с практики по уважительным причинам имеет право только деканат. При этом практика продляется на срок, который был пропущен студентом.

Студенты, не прошедшие практику или не защитившие отчеты после прохождения практики, считаются не выполнившими учебный план, не переводятся на следующий курс. В отдельных случаях студенту может быть предоставлена возможность пройти повторную практику за свой счет.

3. Содержание практики

В начале организационно-экономической практики студент должен ознакомиться со структурой объекта практики, должностными обязанностями работников всех его функциональных подразделений, организацией делопроизводства в них. В структурных подразделениях необходимо познакомиться с особенностями работы конкретных специалистов (экономистов, бухгалтеров, маркетологов, менеджеров и т.д.), основными направлениями их деятельности, изучить основные законодательные и нормативные акты, которыми они руководствуются в своей деятельности.

Например, при прохождении практики на производственном предприятии (фирме) студенту-практиканту необходимо:

- ознакомиться с системой управления предприятием и используемыми компьютерными информационными технологиями для разработки и поддержки принятия управленческих решений. Изучить учредительные документы предприятия (устав, учредительский договор), организационную структуру управления (линейное, функциональное управление), распределение прав, обязанностей и ответственности хотя бы в одном функциональном подразделении предприятия. Произвести анализ взаимосвязей выбранного структурного подразделения с другими (горизонтальные и вертикальные связи). Внести предложения по совершенствованию структуры управления. Обобщить методы подготовки и принятия управленческих решений в выбранном структурном подразделении, а также организационные мероприятия по их выполнению и методы контроля по исполнению решений. Изучить организацию управленческого труда, стиль и методы работы руководителя. Дать предложения по совершенствованию организации управленческого труда и стиля управления;

- изучить производственную структуру предприятия (цеховая, безцеховая, комбинатская, предметная и т.д.), показатели и факторы, определяющие структуру предприятия. Дать общую характеристику производства предприятия в целом и более подробно на примере одного цеха, используя показатели за один год или месяц. Проанализировать применяемые на предприятии типы и методы организации производства. Рассчитать их параметры, как пропускная способность оборудования, наличие «узких и широких мест», обеспечение сопряженности производства, распределение годовой (квартальной) программы по периодам, расчет календарно-плановых нормативов, составление календарных графиков изготовления и выпуска продукции и т.д. Показать как осуществляется контроль за ходом выполнения номенклатурного плана предприятия и плана отгрузки продукции; контроль заделов на межцеховых складах и оперативной подготовки производства;

- изучить функции планово-экономического отдела и его подразделений, порядок составления плана экономического и социального развития предприятия. Указать объекты (разделы) стратегического, тактического и бизнес-планирования. По каждому разделу дать краткую характеристику применяемых методов планирования, включая использование ЭММ и ПК, произвести анализ выполнения плана за последний отчетный год. вскрыть имеющиеся на предприятии резервы и неиспользованные возможности;

- ознакомиться с технологической подготовкой производства и как она влияет на сроки выполнения плана и качество выпускаемой продукции Применение на предприятии унификации, нормализации и типизации конструкторских и технологических решений. Проведение организационно-экономической подготовки производства. Применение ПК и конкретного ПО в выполняемых работах;

- показать результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) за последний год. Проанализировать состав и структуру затрат, включаемых в себестоимость продукции, как влияет материалоемкость на производительность труда и себестоимость продукции. Изучить динамику и структуру балансовой прибыли. Дать количественную оценку факторов прибыли: изменение объемов производства, издержек, цен на продукцию и др. Как распределяется и используется прибыль на предприятии, рентабельность продукции в отчетном году. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности на предприятии, рекомендации по их использованию;

- обобщить опыт использования современных информационных технологий для автоматизации и оптимизации планово-экономических и учетных работ, сделать конкретные предложения по совершенствованию планирования и учета на базе использования ПК.

Если студенты проходят практику на предприятиях торговли, то они должны осуществить анализ:

- оптового или розничного товарооборота (в зависимости от объекта практики);

- торговых запасов и товарооборачиваемости;

- издержек обращения;

- труда и заработной платы;

- эффективности использования основного и оборотного капитала;

- качества торгового обслуживания;

- рентабельности и платежеспособности торгового предприятия.

При прохождении практики в филиалах Беларусбанка, Национальном Банке или коммерческих банках студентам необходимо ознакомиться со следующими направлениями деятельности банка

Регулирование банковской деятельности:

- денежно-кредитная политика и ее особенности на современном этапе;

- регулирование официальной процентной ставки;

- рефинансирование банков;

- операции на открытом рынке;

- валютное регулирование.

Пассивные операции банка, в частности изучить и отразить в отчете:

- структуру банковских пассивов;

- капитал банка и его структуру;

- функции капитала;

  • методы ценообразования депозитов.

Активные операции банков:

- принципы управления активами и единым портфелем активов и пассивов банка;

- произвести анализ чистой процентной маржи за отчетный год.

Изучить кредитную политику банка, в частности осветить в отчете:

- факторы, определяющие кредитную политику;

- элементы кредитной политики;

- кредитные риски и резерв на возможные потери по ссудам;

- моделирование кредитного риска;

- межбанковское кредитование;

- кредитование корпоративных клиентов;

- кредитование физических лиц;

- обеспечение возвратности кредита.

Ознакомиться также и кратко отразить в отчете:

- инвестиционную политику банка;

  • выполняемые банком посреднические операции;

- расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

- конверсионные операции;

- операции банка с драгоценными металлами.

Если производственная практика проходит в финорганах, то студентам необходимо изучить и отразить в отчете:

Понятие о финансах и управление ими:

- сущность и функции финансов;

- финансовые ресурсы;

- финансовая политика;

- управление финансами:

- финансовый контроль.

Раскрыть понятие «финансовая система», в частности описать:

- финансовую систему Республики Беларусь;

- государственный бюджет;

- доходы и расходы бюджета;

- региональные и местные бюджеты;

- государственный кредит.

Описать в отчете основы функционирования финансов предприятий и организаций:

- экономическое содержание и функции финансов предприятий и организаций;

- принципы организации финансов предприятий и организаций;

- денежные доходы и расходы организаций;

- прибыль и рентабельность предприятий и организаций;

- финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При прохождении практики в страховых компаниях в отчетах о практике необходимо осветить.

Экономическую сущность и формы страхования:

- экономическую сущность и роль страхования;

- формы и виды страхования.

Организацию страхования и государственный надзор за страховой деятельностью:

- организацию страхования в РБ;

- обеспечение финансовой устойчивости страховой организации;

- государственный надзор за страховой деятельностью.

При прохождении организационно-экономической практики в НИИ студентам необходимо:

- ознакомиться с основными направлениями экономических исследований;

- дать предложения но возможным направлениям совершенствования методики исследовании с использованием экономико-математических методов и ПК;

- обосновать предложения, связанные с разработкой модельного аппарата, сбором исходной информации и разработкой ПО;

- подробно описать экономическую интерпретацию модельных расчетов, сделанных выводов и рекомендаций.

4. Общие требования к оформлению отчета о практике

Отчет об организационно-экономической практике оформляется по мере ознакомления студента с отдельными видами работ в соответствии с программой практики и календарным планом. Содержание отчета полностью должно соответствовать программе практики и требованиям к его оформлению.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленной формой (см. приложение).

Текстовая часть отчета выполняется на стандартной бумаге формата А4 на одной стороне листа.

Отчет о практике должен содержать анализ изучаемых материалов. конкретные расчеты, лично проведенные обследования, акты проверок и ревизий. Анализ материалов и выводы практиканта должны отличаться самостоятельностью суждений.

Приложения к отчету должны быть увязаны с текстом, иметь сквозную нумерацию. На первый странице приложений указывается их перечень с кратким названием каждого из них и указанием страниц.

К отчету должны быть приложен дневник практики с календарным планом. Дата прибытия и убытия студента-практиканта подтверждается подписью руководителя от базы практики и заверяется печатью. Печатью заверяется и отзыв руководителя от предприятия (базы практики).

5. Подведение итогов практики

Каждый студент должен отчитаться за прохождение практики. К защите отчета допускаются студенты, выполнившие программу практики в соответствии с календарным планом и написавшие отчет.

Отчет о практике и дневник должны быть сданы на кафедру ПМиЭК в соответствии с приказом деканата (вывешивается объявление в начале учебного года). Отчет, помимо содержания сведений, которые студент получил во время прохождения практики, должен включать анализ проделанной им самостоятельной работы, изложение мероприятий по улучшению деятельности предприятия или организации на основе соответствующих наблюдений.

К защите отчета студент должен представить соответствующим образом оформленный дневник, в котором должны быть записи о выполнявшихся видах работ в соответствии с календарным планом. Дневник подписывается руководителем от предприятия. Подпись удостоверяется печатью.

Объем текстовой части отчета должен быть в пределах 10 - 30 страниц отпечатанного шрифтом 12 текста. Отчет подписывается студентом и руководителем практики от предприятия (организации), подпись которого заверяется на титульном листе печатью.

Сроки и место проведения защиты отчета устанавливаются кафедрой.

В случае несвоевременного представления отчета о практике на кафедру ПМиЭК в установленный срок (без уважительных причин) оценка по организационно-экономической практике по решению деканата может быть снижена. При неудовлетворительной оценке студенты не допускаются к обучению на 4-ом курсе и в случае не ликвидации задолженности в установленный срок подлежат отчислению из университета.

Приложение
Образец титульного листа отчета по практике

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный экономический университет

Кафедра прикладной математики и

экономической кибернетики

ОТЧЕТ

о прохождении организационно-экономической практики в

___________________________________________________

(название организации)

города _________________________________

Студент III курса /подпись/ Фамилия И.О.

Руководитель от БГЭУ /подпись/ Фамилия И.О.

Руководитель от

предприятия /подпись/ Фамилия И.О.

(Место печати)

Минск 2006



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов Уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Социология и психология управления. Учебно-методический комплекс для студентов всех факультетов и форм обучения. – Уфа: Изд. БИСТ АТиСО, 2007.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 -«Экономика» идр.)

    Учебно-методический комплекс
    Токарева Г.Ф. Менеджмент. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения финансового и социально-экономического факультетов (а также курс подготовки бакалавра по направлению 080100 –«Экономика» и др.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    Управление сельскохозяйственным производством: учебно-методическое пособие. Для студентов агрономического факультета всех форм обучения / Е.И. Валедов, А.
  5. Программа учебно-ознакомительной практики (I курс) и производственной практики студентов II, III и IV курсов программа курса «современные проблемы телевидения»

    Программа
    Выпускники кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова получают квалификацию "литературный работник телевидения" или "литературный работник радиовещания".

Другие похожие документы..