Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних2 и Гизо...полностью>>
'Закон'
Исследуются правовые основы государственных гарантий обеспечения доступности образования в России. На основе исследований автор приходит к выводу, чт...полностью>>
'Реферат'
В основе финансовой деятельности коммерческих предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производства и сбыта прод...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс “Управление качеством” имеет целью ознакомление слушателей с основополагающими методологическими положениями, а также практическими методами и с...полностью>>

Вместо предисловия (4)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Предлагаемое учебное пособие по логике написано с учетом того, что в последние годы возникла новая область знаний — персонало-ведение. Она развивается как наука об эффективной организации, мотивации и стимулировании высококачественного профессиональ-ного труда людей, занятых управленческой деятельностью во всех сферах материального и духовного производства, а также как наука об обучении и воспитании персонала. Поэтому в главах, которые ос-вещают основные закономерности естественно сложившейся логи­ческой формы мышления, нормативные положения анализируются преимущественно на материалах теории и практики кадрового ме-неджмента. При этом главное внимание уделено разъяснению струк-туры правильной мысли и развитию навыков логически стройного доказательного рассуждения. Рассмотрение логических операций увязывается с последующим овладением студентами передовым опы-том управленческой деятельности в различных структурах общества. Закрепление этой связи в учебном процессе помогает осмыслить зна-чение логики, ее законов и правил для повышения логической куль-туры мышления.

Усвоение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное — научиться применять логические законы, приемы и опе-рации на практике, в процессе рассуждений. Логика помогает дока­зывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично,правильно.

Назначение учебной дисциплины “Логика” — вооружить совре­менного менеджера арсеналом знаний, составляющих основу форми-рования культуры делового мышления. Ориентации на содействие выполнению этой задачи подчинены структура и содержание настоя-щего издания.

3

В предлагаемом курсе лекций использованы материалы учебных изданий, авторами которых являются известные ученые А. Д. Гетма-нова, В. Е. Жеребкин, А. А. Ивин, В. И. Кириллов, Н. И. Кондаков, С. П. Марценюк, А. Л. Никифоров, К. Ф. Руденко, А. А. Старченко, Е. А. Хоменко, А. И. Шейко, справочных, периодических логико-фи-лософских публикаций, а также учебных изданий Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП) по проблемам кадрового менеджмента, управления бизнесом, практической психологии мене-джмента, социального знания, соционики и социальной психологии.

Авторский коллектив глубоко сожалеет о безвременном уходе из жизни инициатора и идеолога издания этой книги, известного исследователя в области философии и юридических наук Украи-ны, выдающегося педагога и организатора высшего образова­ния, профессора, доктора философских наук Анатолия Алек-сандровича Ерышева.

Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Цель изучения темы — ознакомить с основными принципа­ми и операциями человеческого мышления, которые изучает формальная логика, т. е. с действиями, знакомыми и близкими каждому. Наша задача — войти в мир логики, почувствовать его внутреннюю согласованность и динамику, проникнуться его своеобразным духом.

Ключевые понятия:

мышление; субъект мысли; предикат; форма мышления; содержа-ние мысли; истинность и правильность мышления.

Основные вопросы

Логическая форма мышления. Предмет формальной логики. Соот-ношение логики формальной и диалектической.

1.1. Логическая форма мышления

Мышление относится к трудноопределяемым понятиям. Если ска-зать, что мышление — это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом, в этом определении будет подчеркнут гносео­логический, т. е. теоретико-познавательный, аспект мышления. Фи­зиолог предпочел бы другую формулировку: мышление — это иде-альное проявление высшей нервной деятельности мозга. Психологи говорят, что мышление — это интеллект в действии. Но тогда нужно выяснить, что такое интеллект. Тут рискуем попасть в круг взаимно сопряженных определений: мышление — это продукт мозга, а мозг — это материальный носитель мышления. На современном уровне

5

знаний о мыслительном процессе появились информационные опре-деления мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рас-сматривает мышление как процесс обработки информации по неко­торой программе, предполагающей отбор по крайней мере на поря-док выше случайного.

Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологичес-кий, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка инфор-мации, то не столько определяют понятие “мышление”, сколько ука-зывают на одну из его составляющих.

Мышление, или логическая ступень познания, возникнув на базе ощущений, восприятий и представлений, не сводится к простой сово­купности чувственных образов. Мышление является качественно но­вой, более сложной формой познания, чем чувственная ступень по­знания. Мышление есть общественный продукт. Оно возникает и развивается вместе с появлением и развитием труда и языка, кото­рый является инструментарием духовной (познавательной, отража-тельной и — главное — творческой, созидательной) деятельности че-ловека и фиксирует результаты мышления. Мышление как процесс отражения объективной действительности представляет собой выс-шую ступень человеческого познания. Рожденное трудом и вместе с ним, оно как бы раскололо познаваемую природу на две противо­положные “части” — субъект и объект, диалектическое взаимоотно­шение которых и поныне составляет внутреннее содержание всей де-ятельности человека — как теоретической, так и практической. Благо-даря труду и мышлению закреплялись никогда не прекращающиеся в обществе процессы опредмечивания и распредмечивания знания, от-крывшие путь к его интенсивному добыванию и распространению. Своеобразие и уникальность мышления связаны с его способностью познавать самого себя, которая в значительной степени обусловила все другие его способности.

Мышление — это процесс, в ходе которого человек сопоставляет мысли, т. е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание.

Мыслительный процесс имеет внутреннюю структуру и реализует-ся в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение

6

нового знания в умозаключениях составляют формально-логический аппарат мышления. Логическая форма представляет собой истори-чески установившиеся способы связи составных элементов мысли.

Каждая простая мысль, как правило, состоит из двух основных эле-ментов:

  • отображения предмета, которое называется субъектом (обозна-чается латинской буквой 5);

  • отображения того или иного свойства предмета, которое назы-вается предикатом (обозначается латинской буквой Р).

Например, в мысли “Лекция была очень интересной” имеются та-кие элементы:

  • субъект — знание о прослушанной лекции;

  • предикат — знание о качестве этой лекции: она была очень ин-тересной.

Содержание мыслей может быть различным, но их логическая фор-ма, тем не менее, одинакова. Так, мысль “Неправильная квалифика-ция преступления — это ошибка не только судебная, но и логичес-кая” по содержанию отличается от мысли об интересной лекции, но по структуре они сходны: и в последней мысли есть субъект (знание о квалификации преступления) и предикат (знание об ошибке не только судебной, но и логической).

Указанные элементы мысли — субъект и предикат — выражают отношение между предметом и его свойством. Это отношение фикси-руется в мысли словами “есть”, “суть”, являются” (часто эти слова-связки только подразумеваются).

В зависимости от характера сочетания элементов мысли различа-ют несколько основных устойчивых форм мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Логическая форма мышления применяется во всех областях зна-ния, охватывает самое различное предметное содержание. Свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессо­держательности и априорности, а указывает лишь на то, что эта фор-ма отражает простейшие, наиболее часто встречающиеся свойства и отношения реального мира, общие для всех предметов и явлений объективной действительности. Поэтому и отражающая их логичес-кая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не отрицает, а в еще большей степени подтверждает ее объективное содержание.

7

1.2. Предмет формальной логики

Логические формы и правила соединения наших мыслей в рассуж-дении стихийно стали формироваться в глубокой древности, когда у человека, выделившегося из мира животных, появилась потреб­ность обмениваться опытом и знаниями, сообщать свои мысли дру-гим людям. Но в те времена люди, разумеется, не знали законов и форм мышления, правил логического вывода и умозаключений. Все эти знания накапливались человеком постепенно, в ходе обще-ственной практики и многовекового развития познавательной дея-тельности.

Первые формы и приемы мышления вырабатывались стихийно. Люди в процессе постоянного общения между собой, с природой, в ходе трудовой деятельности находили простейшие приемы позна-ния, проверяли истинность своих рассуждений. Первобытный чело­век наблюдал явления природы, познавал их особенности, находил пути и средства защиты от диких зверей, стихийных сил природы. Это постоянно развивало его мышление, совершенствовало пути и средства познания окружающего мира. Ведь даже для того чтобы добыть огонь, изготовить простейшее каменное орудие труда, построить несложное жилище, необходимо было владеть речью, обла-дать определенными знаниями, опытом и развитым мышлением.

Приемы и формы мышления, которые приводили к истинному знанию, соответствующему действительности, закреплялись как оп-равдавшие себя, и, наоборот, связи мыслей и рассуждений, которые вели к ложным выводам, отбрасывались как несостоятельные. Пра-вильные логические формы и методы мышления проверялись в про­цессе практического воздействия человека на материальные предме-ты и закреплялись в его сознании.

Логика мышления в более полном и широком значении — это сис-тема законов и форм, которым объективно подчиняются, в которых существуют элементы мысли, а также их связи. Без действия таких за-конов и форм не может осуществиться связь мыслей, а без последних нельзя отобразить связи, отношения действительности. По проис­хождению и существованию логика мышления — не что иное, как своеобразное обобщенное отражение “логики вещей”. Логика же ве-щей есть закономерность, необходимая последовательность вещей, связь одной вещи с другой, другой — с третьей и т. д. Окружающее человека множество вещей подчиняется определенным законам, оно

8

не есть нечто хаотическое и беспорядочное, а наоборот, является упорядоченным и системным. В этом смысле можно отметить, что мир вещей логичен, и алогичным он никогда не был и быть не может.

Отсюда вполне понятно: раз мир логичен, подчиняется объектив­ным законам, то и организуемая в соответствии с его объективной логикой деятельность людей также является логичной. Человек стро­ит свою деятельность согласно логике вещей, двигаясь по “логике предметов”. Если бы он строил деятельность иначе, не в соответ-ствии, а в противовес логике вещей, достижение нужных ему резуль-татов оказалось бы невыполнимым и даже больше — человек не смог бы выжить биологически. Так как “логика мышления” детер-минирована непосредственно “логикой практики”, а через нее, т. е. опосредованно, порождена “логикой вещей”, то ясно, что без такой логики мышление не может существовать. Оно по природе логично. Нельзя согласиться с несостоятельным мнением, будто на первом этапе развития коллективное мышление людей было нелогичным, или “алогическим”. Некоторые авторы иногда предпочитают гово­рить о “дологическом” или “пралогическом” мышлении, что не ме-няет сути, ибо все это одинаково необоснованно. По природе мыш-ление всегда, во все времена логично, поскольку возникает только как отражение логики вещей. Адепты “алогического” мышления обычно апеллируют к мифам, мифическому складу ума дикарей. Действительно, такой склад ума у дикарей есть: дикари часто наделя-ют предметы всякого рода духовными силами, верят в существова-ние богов, демонов и т. п. Однако причем тут структура, форма мыш-ления, когда здесь речь должна идти об ошибочном мировоззрении, конкретном содержании, а не о логике мышления? Современные ве-рующие тоже признают богов, чертей, ангелов, тем не менее никто не решится на этом основании характеризовать структуру их мышления в целом как “алогическую”.

Законами, правилами и формами мышления, выработанными в процессе общественной практики, люди пользовались с доистори­ческих времен, однако наука о законах и формах правильного мыш-ления, которое приводит к истинным выводам, начала складываться значительно позже, в античную эпоху.

Создателем первой логической науки, которая позже была назва-на формальной логикой, по праву считается крупнейший древнегре­ческий мыслитель Аристотель (384-322 до н. э.). Коренные основы этой науки сохранили свое значение до наших дней.

9

Разрабатывая теорию логики, Аристотель поставил перед собой задачу выяснить, “на чем же покоится принудительная сила речей, какими средствами должна обладать речь, чтобы убеждать людей, заставлять их с чем-нибудь соглашаться или признавать что-либо ис-тинным” [16, c. 5].

В ходе решения этой задачи он обобщил накопленный к тому вре-мени опыт познавательной и мыслительной деятельности людей, от-крыл основные законы мышления и сформулировал проблемы, кото­рые стали предметом исследования логической науки.

Созданную науку Аристотель не называл логикой. Термин “логика” впервые ввели стоики, а термин “формальная логикаИ. Кант. Впос-ледствии ученики Аристотеля назвали логические трактаты своего учи-теля “Органоном”, что означает “орудие познания”. Как утверждал гре-ческий философ, новые истинные мысли можно получить из других ис-тинных мыслей в том случае, если они связаны по правилам логики.

Логика Аристотеля носит двойственный характер: она положила начало формальному подходу к анализу знания, но одновременно греческий философ стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательной логи-ке, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связаны с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логичес-ких формах и принципах познания он видел формы и законы бытия.

Итак, логика есть наука о законах и формах правильного мышления. Она призвана изучать исторически сложившуюся, проверенную практикой логическую форму, в которой выражено истинное знание. Элементарная логика не исследует всех условий достижения истины, но неизменно предполагает эту истинность, ибо ложное содержание мысли, как правило, нарушает логическую форму, и наоборот, нару-шение логической формы ведет к ложному выводу.

Вместе с тем анализ одной лишь формальной правильности мыш-ления свидетельствует об ограниченности задач формальной логики. Здесь обычно отмечают два момента.

1. Задача формальной логики — установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления, но не иссле-довать реальные условия самой истинности. Не охватывая всех сто­рон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Ее законы остаются специфичес-кими законами мышления и не распространяются на окружающую действительность.

10

2. Вторым показателем ограниченности предмета формальной ло­гики является анализ формы и законов мышления вне их возникнове­ния и развития. Логика берет уже сложившуюся форму, рассматри-вая ее как нечто устоявшееся, без всякой собственной истории. Меж-ду тем наука о мышлении, как и всякая другая, немыслима вне истории (наука об историческом развитии человеческого мышления). Однако сложный процесс формирования и совершенствования внут-ренней структуры мысли лежит за пределами предмета элементарной логики, она рассматривает форму мышления вне связи с историчес-ким развитием познания. Правда, подобно грамматическому строю языка, логическая форма изменяется очень медленно, сохраняя ус-тойчивость в течение ряда эпох [20, с. 9].

Современным этапом в изучении формально-логического выве­дения является математическая логика. Она изучает процесс выведе-ния с помощью логических исчислений, т. е. формализованных язы-ков и аппарата символов — знаков. Уже в традиционной формаль-ной логике для обозначения понятий были введены термины как абстракции от понятий. Это позволило изучать формально-логи­ческое выведение в обобщенном виде. В формально-математической логике для обозначения суждений вводятся знаки. С введением знаков как абстракций от суждений логика поднялась на еще более высокий уровень обобщения в изучении формально-логического вы-ведения, что позволило исследовать последнее с исключительной об­стоятельностью и точностью.

1.3. Соотношение логики формальной и диалектической

Формальную логику часто называют элементарной, и это на­звание правильно выражает ее природу и познавательную роль. Однако элементарное в нашем сознании нельзя представлять как нечто примитивное.

Элементарное — это более или менее простое, исходное, но именно потому оно и является обязательным, непременным моментом в систе-ме человеческих знаний. Так и правила формальной, или элементар-ной, логики составляют начальный и совершенно необходимый момент в структуре познающего мышления. Обеспечивая логичес-кую правильность нашей мысли, формальная логика вносит свой

11

вклад в научную теорию познания, хотя и не охватывает всех сторон познавательного процесса. Одно следование законам формальной ло-гики не обеспечивает познания истины; соблюдать эти законы необхо-димо, но это не решает всех задач научного познания, не анализирует всей полноты условий достижения объективной истины. Требования формальной логики нельзя игнорировать, поскольку без них невоз-можно выводное знание, но было бы ошибочным также абсолютизи-ровать их (считать единственно необходимыми и достаточными), впадая тем самым в метафизику.

Материалистическая диалектика преодолевает ограниченность формальной логики; логическую форму она рассматривает в един­стве с конкретным содержанием наших мыслей и только в этой неразрывной связи решает вопрос о соответствии их объективному ходу вещей. Преодолевая “узкий горизонт” формальной логики, диа-лектическая логика дает ей теоретико-познавательную основу, опре-деляет место среди других наук, ее познавательное значение, приро­ду основных логических положений и границы их применения. Диа-лектика не отрицает формальную логику, а только лишает ее законы абсолютного значения.

Что же представляет собой диалектическая логика как наука? Существуют различные определения предмета диалектической ло­гики, каждое из которых раскрывает определенную сторону этой на-уки. Однако почти все авторы считают, что диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления.

Диалектическая логика не только содержит общие методологи­ческие принципы, имеющие фундаментальное значение в современ­ном научном познании. Она имеет специфический логический ап­парат, который существенно отличается от логического аппарата формальной логики, а также важнейшие логические принципы. Ло­гический аппарат диалектической логики составляет система катего­рий материалистической диалектики, которые являются как узловы-ми пунктами познания, ступенями познавательного процесса, так и формами диалектического мышления. С помощью этого аппарата ученые могут осуществлять сложнейший конкретный анализ, тонкие и глубокие логические операции, позволяющие проникать в сокро­венные тайны действительности.

Диалектическая логика и логика формальная изучают основные законы и формы познающего мышления. Но основные законы мышле-ния, которые изучает формальная логика, существенно отличаются от

12

основных законов мышления, изучаемых диалектической логикой. Все основные законы формальной логики (законы тождества, про­тиворечия (непротиворечивости), исключенного третьего и доста-точного основания) отражают главным образом одну сторону ма-териальной действительности — относительную устойчивость, ка-чественную неизменяемость явлений окружающего мира, их тождественность в определенном отношении. Основные же законы диалектической логики (основные законы диалектики), наоборот, отражают материальные явления в их движении, развитии, беско­нечном многообразии. Поэтому основные законы формальной логики в своем действии ограничены, а основные законы диалектической ло­гики действуют безгранично.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение логики как науки.

  2. В каких формах реализуется мыслительный процесс человека?

  3. Что представляет собой логическая форма?

  4. Охарактеризуйте логическую ступень познания.

  5. Почему логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки?

  6. Расскажите о двух функциях мышления.

  7. В чем состоит ограниченность задач формальной логики?

  8. Расскажите о соотношении логики формальной и диалектичес-кой.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Арутюнов В. X., MiuiiiH В. М., Кирш Д. П. Логка: Навч. noci6. для еко-HOMicxiB. — К.: КНЕУ, 2000. — С. 9-12.

  2. Бандурка О. М., Тягло О. В. Курс логки: Пвдручник. — К.: Шхера ЛТД, 2002. —С. 10-18.

  3. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С. 7-27.

  4. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 7-27.

  5. Демидов И. В. Логика: Учеб. пособие для юрид. вузов. — М.: Юрис-пруденция, 2000. — С. 5-26.

  6. Жеребкт В. С. Логка: Пвдруч. для юрид. вуз1в i факультепв. — К.: Знан-ия, 1999. — С. 4-24.

  7. Жоль К. К. Вступ до сучасно! логки. — К.: Либвдь, 2000. — С. 7-21.

  8. ИвановЕ. А. Логика: Учебник. — М.: БЕК, 1996. — С. 1-19, 34–43.

  9. ИвинА. А. Логика: Учеб. пособие. — М.: Знание, 1997. — С. 9-13.

13

  1. ИвинА. А., Никифоров А. Д. Словарь по логике. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 153-158.

  2. Ивлев Ю. В. Логика: Учеб. для вузов. — М.: Логос, 1998. — С. 4-33.

  3. Кириллов В. К, Старченко А. А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. — М.: Юристъ, 1999. — С. 5-10, 18-29.

  4. Конверський А. С. Логка: Пвдруч. для студенпв вищих навч. заклад1в. — К.: Украшський Центр духовно! культури, 1999. — С. 6-43.

  5. Кондаков Н И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1971. — С. 248-253, 267-269.

  6. Новейший философский словарь. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 371-372.

  7. Проблемы логики научного познания. — М.: Наука, 1964. — С. 5-12.

  8. Свинцов В. И. Логика: Элементарный курс для гуманитарных специаль-ностей. — М.: Скорина, Весь мир, 1998. — С. 3-35.

  9. Тофтул М. Г. Логка: Поабник. — К.: Академ1я, 2002. — С. 7-23.

  10. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 244-245.

  11. Хоменко Е. А. Логика: Учеб. пособие. — М.: Воениздат, 1976. — С. 4-17.

  12. Хоменко I. В. Логка юристам: Пвдручник. — К.: Четверта хвиля, 1998. — С. 7-24.

Глава 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вместо предисловия (1)

    Документ
    Первое издание этой книги было написано в довольно короткие сроки. Нахлынувшие воспоминания не давали мне покоя, и я старался как можно быстрее выплеснуть их наружу.
  2. Вместо предисловия (3)

    Интервью
    Позвольте просить у Вас прощения за крайнюю творческую дерзость. Позволила себе написать продолжение ОО, назвав его «Миссия «Белый Ферзь». Это, конечно, совсем не тот БФ, каким, вероятно, задумывали его Вы и Аркадий Натанович.
  3. Вместо предисловия (10)

    Документ
    Сначала предлагаю посмотреть документальный фильм «Семь шагов за горизонт», который посвящён исследованию возможностей мозга и способностей человека.
  4. Вместо предисловия: анализ ситуации

    Документ
    В документе «Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования» подчеркивается:
  5. Вместо предисловия (6)

    Документ
    Иван Михайлович Дзюба — известный украинский литературовед, критик, автор более 20 книг и многих журнальных и газетных публикаций по вопросам украинской литературы, литератур народов бывшего СССР, академик НАН Украины (1992), первый

Другие похожие документы..