Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Львов- Прага-Саксонская Швейцария – Бамберг-Нюренберг-Париж- Версаль-Нормандия- Фонтебло- Во-Ле- Виконт-Брюссель-Гент-Брюгге-Люксембург-Амстердам- Де...полностью>>
'Документ'
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жиз...полностью>>
'Пояснительная записка'
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для гуманитарного и лингвистического профилей10-11 классах общеобразовательных учрежденийпо учебному плану 1 ...полностью>>
'Статья'
Практически во всей литературе по менеджменту рассказ о методах мотивации персонала давно уже приобрел канонические формы и легко вписывается в схему...полностью>>

Вместо предисловия (4)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

35

Английский философ, логик, богослов У. Оккам развивал теорию двойственной истины, проводил идею отделения знания от веры. Он считал, что с помощью мышления нельзя ни познать бога, ни дать неопровержимое доказательство его существования. У. Оккам — ре-шительный представитель средневекового номинализма. По У. Ок-каму, реально существуют только единичные вещи, общие понятия (универсалии) — это знаки, термины, имена, обозначающие группы сходных между собой вещей и существующие только в уме. Общее есть не что иное, как единичное понятие, хотя оно и подразумевало бы какое-либо множество. У. Оккам разделил термины на два клас-са: категорематические (имена предметов) и синкатегорематические (свойства предметов). У. Оккам рассматривал логику, наряду с рито­рикой и грамматикой, как подлинно познавательное руководство, управляющее интеллектом в его деятельности, как практическую на-уку. По его мнению, логика должна заниматься анализом знаков (за-родыш позитивизма и неопозитивизма). Помимо принятых в фор-мальной логике двух значений истинности (“истинно” и “ложно”) У. Оккам вводит третье значение истинности — “неопределенно” [15, с. 405]. Он описывает характерные черты процесса абстрагирования. Абстракция у него базируется на отношении подобия между воспри-ятиями и понятиями.

Немецкий философ и теолог А. Великий (около 1193-1280) определял логику как созерцательную мудрость, которая учит, как от известного прийти к познанию неизвестного. Логика, по А. Великому, состоит из двух частей: учения о несвязанных элементах, относительно которых возможен лишь вопрос об их сущности, и учения о взаимно связанных мыслях, где рассматриваются различные виды умозаключений.

Философ и логик П. Испанский (около 1210-1277) разрабатывал учение о суждении, силлогизме и ложных умозаключениях, фактичес-ки предвосхитил изучение операций логики высказываний. П. Ис-панский дал названия всем модусам категорического силлогизма.

Вопросы логики рассматривал и средневековый католический те-олог Ф. Аквинский в сочинениях “О природе рода”, “О модальных суждениях”, “О заблуждениях”. В теории универсалий он придержи-вается реализма: общие понятия существуют раньше единичных ве-щей, но затем выступают в своих вещах в виде сущности и потом снова вне вещей как понятия человеческого ума [15, с. 646]. Рассмат-ривая теорию универсалий, Ф. Аквинский отмечает три разновид-ности общего: 1) заключенное в вещи или в самой природе, состоящей

36

из единичных предметов; 2) полученное с помощью абстракции, и в этом смысле существует после вещи; 3) существующее до вещи, предшествующее самой вещи [22, с. 163].

Много внимания Ф. Аквинский уделил разработке проблем мо­дальной логики, процедуре получения абстракции и определений, те-ории тождества предметов и доказательства, анализу умозаключе-ний. Он различает четыре типа умозаключений:

  1. аподиктическое (силлогистически необходимое);

  2. диалектическое (вероятностное);

  3. умозаключение для спора;

  4. софистическое (умышленно или неумышленно ошибочное).

Источником человеческого познания Ф. Аквинский считал чув­ственное познание. Деятельный интеллект обрабатывает этот матери-ал дальше. Познание сущности возможно с помощью абстракции. По мнению Ф. Аквинского, если образ совпадает с действитель­ностью, значит познание правильное. Конечная цель человека за-ключается в познании, созерцании и любви к Богу.

Французский средневековый философ-мистик, богослов Р. Луллий (около 1235 — около 1315) пытался формализировать логические операции. В своих работах Р. Луллий выступает против аверроисти-ческой схоластики и, в частности, против учения о двойственном ха-рактере истины. Логику он рассматривал как “великое искусство” распознавать с помощью разума истину и ложь и отделять одну от другой. Большое внимание философ уделял изучению логической сущности вопросительных предложений. Он выделяет девять типо­вых вопросов: 1) так ли?; 2) что?; 3) почему?; 4) каким образом?; 5) из чего?; 6) как велико?; 7) какого качества?; 8) где?; 9) когда? [24, с. 134].

Эти вопросы Р. Луллий использовал при классификации понятий. В сочинении “Введение в диалектику” он анализировал суждения и их виды, рассматривал, при каких условиях они могут быть истин-ными или ложными, исследовал силлогизм и метод индукции, прави-ла следования, логические связки “и” и “или”. Основной частью ло­гики он считал учение о доказательстве.

В сочинении “Великое искусство” Р. Луллий пытался посредством комбинаторики высших, наиболее общих, очевидных понятий выве-сти все остальные истины и наглядно изобразить их во взаимосвязи, что дает основание считать его предшественником современной ло­гистики. Р. Луллий отрицал учение о двоякой форме истины. Он счи­тал, что существует только одна истина и только один метод ее

37

постижения. Отправным пунктом в познании, по Р. Луллию, должны быть принципы, которые признаются всеми людьми. Он высказал предположение, что существует метод сочетания исходных принци-пов, понятий, дающий на основе самих сочетаний всегда истинные результаты. Если этот метод найден и если законы сочетаний извест-ны, то верные результаты должны получиться автоматически. Р. Луллий сконструировал “логическую машину”, состоящую из семи вращающихся вокруг одного центра кругов. На каждом из них были написаны слова, обозначающие понятия (например, знание, ис-тина, человек, количество, качество и т. п.) и логические отношения (например, различие, противоречие, равенство, согласие и т. п.). При вращении этих концентрических кругов получаются всевозможные сочетания понятий.

Идеи Р. Луллия о машинизации процессов умозаключения оказа-ли большое влияние на Г. Лейбница и, в известной мере, на развитие математической (символической) логики вообще.

Видный представитель оппозиционной схоластики, шотландский философ И. Скот считал, что предметом логики являются понятия, порожденные деятельностью разума. Он отделяет логику от теоло­гии. По И. Скоту, логика исследует мыслимое сущее, иными словами, концепты человеческого ума. Философ считает, что логика не явля-ется реальной наукой, наукой о словесных выражениях и способах речи, а есть умозрительная наука, так как имеет дело с концептами, чем-то средним между вещами и речами или словами [22, с. 170].

И. Скот исследует абстрактное и конкретное знание, понятия и суждения, которые, по его мнению, являются интегральными частя-ми силлогизма. Серьезное внимание он уделяет анализу умозаключе-ния, с помощью которого исследователь идет от известного к пони-манию неизвестного.

Логика эпохи Возрождения

Возрождением называют период в развитии культуры Западной и Центральной Европы (XIV–XVI вв.). Главной особенностью фило­софской мысли эпохи Возрождения является ее антисхоластический характер, философия выходит из подчинения богословия. Обособле-нию философии от теологии способствовала теория двойственной истины, отделившая предмет науки от предмета религии. Развитию материализма в философии эпохи Возрождения способствовало воз-рождение античных материалистических учений, особенно эпику-

38

реизма. В дальнейшем материалистическая теория получила раз­витие в связи с крупными открытиями в области естествознания. В XIV–XVI вв. дедуктивную логику воспринимали как мыслитель­ную основу схоластики, как логику “искусственного мышления”, ос-вещающую схематизм умозаключений, в которых посылки устанав-ливаются авторитетом веры, а не знания [28, с. 318]. Мыслители этой эпохи противопоставляют дедуктивной логике логику “естествен­ного мышления”, абстракции — опытное знание. Они критикуют силлогистику с эмпирических и рационалистических позиций. Вид­ный исследователь логики А. Маковельский считает, что историю логики эпохи Возрождения можно охарактеризовать как процесс освобождения ее от подчинения теологии и схоластики.

Итальянский гуманист Л. Валла (около 1407-1457) определил ло­гику и как науку о мыслях, и как науку о речах. В сочинении “Диалек-тическая диспутация” он критикует схоластическую логику, анализи-рует категории и трансценденталии, разбирает дилемму. В силлогиз-ме Л. Валла выделяет три части: меньшая посылка, большая посылка, заключение [23, с. 9]. Большое внимание мыслитель уделяет изучению отношения части и целого, рода и вида, рассмотрению связи между силлогизмом и индукцией. Новым моментом в его логике является внимание к различным формам несиллогических умозаключений.

Немецкий философ, ученый и богослов Н. Кузанский (1401-1464) в логико-философском трактате “О предпосылках” значительное место отвел учению об уровнях знания и истины. В познании он вы-деляет четыре ступени: 1) ощущение; 2) рассудок; 3) разум; 4) интуи-цию. Ощущение, по Н. Кузанскому, дает лишь неясные образы вне-шних объектов, рассудок способен уже на терминологическую рабо­ту, разум сопоставляет противоположности, а интуиция носит интеллектуалистический характер [24, с. 185].

Истина, говорил Н. Кузанский, достижима только интеллектом, который есть отражение бытия. В своих работах он исследовал эле­менты диалектической логики.

Резкой критике схоластическую логику и схоластическую науку подвергли философы Ф. де Мирандола (1463-1494), М. Монтень (1533-1592), Э. Роттердамский (1469-1536) и др.

Известный итальянский философ и ученый-энциклопедист Л. да Винчи (1452-1519) возрождает античную идею индукции и ин-дуктивного метода, выступает с резкой критикой силлогизма. Он стал первым теоретиком экспериментального естествознания. При этом

39

Л. да Винчи понимал, что только опыт, практика сами по себе не мо-гут открыть истину. Для получения истинного знания необходим не­разрывный союз с теорией, наукой. “Влюбленные в практику без науки, — подчеркивал мыслитель, — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука — полководец, а практика — солдаты” [16, с. 9].

По мнению Л. да Винчи, осмыслить и обобщить знание можно только с помощью математики.

В истории логики большую роль сыграла идея итальянского философа Дж. Бруно (1548-1600) о бесконечности природы и множе­стве миров Вселенной, о единстве, связности и универсальном дви-жении в природе, о совпадении противоположностей как в беско­нечно большом, так и в бесконечно малом, о монаде как едином на-чале мира, одухотворенной материи, в которой даны в единстве телесное и духовное, объективное и субъективное. Дж. Бруно резко критиковал схоластическую логику.

Логическую систему развил немецкий гуманист Мейер (1478-1540). Проблемы логики он рассматривал по следующей схеме: 1) возражения; 2) ответы на возражения; 3) утверждения, формули­рующие решения соответствующих вопросов и проблем [23, с. 27]. Мейер много внимания уделял изучению силлогизмов.

Итальянский физик и философ Г. Галилей (1564-1642) критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, а также схолас-тику. Он одним из первых стал систематически применять научный эксперимент в виде математического и геометрического моделирова-ния явлений природы. Исходным пунктом познания природы Г. Га-лилей считал наблюдение и опыт. Занимаясь проблемами традицион-ной логики, ее возможностей в исследовательской деятельности, он полагал, что она пригодна для исправления логически несовершен-ных мыслей, незаменима при передаче человеку уже открытых истин, но не способна приводить к открытию новых истин. Высшей ступе-нью познания истинного знания, по Г. Галилею, является познание внутренней необходимости явлений. Г. Галилей был создателем точ-ной индукции, ввел в научный обиход понятие “гипотетико-дедук-тивный метод”. Он обосновывает потребность в абстракциях, кото­рые восполняли бы результаты опытных наблюдений, и указывает на необходимость введения этих абстракций в систему логической дедукции в качестве гипотез или аксиом с последующим сравнени­ем результатов дедукции с результатами наблюдений [28, с. 318].

40

Г. Галилей считал, что к истине могут привести два метода: резолю­тивный (аналитический) и композитивный (синтетический). Резолю­тивный метод предполагает разложение исследуемого явления на бо­лее простые элементы, его составляющие; композитивный метод со­стоит в осмыслении явления как целостности. Оба метода всегда применяются вместе и образуют научную методологию, включаю­щую в себя и эксперимент. В научную методологию Г. Галилей ввел количественный анализ, а также опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный методы исследования действительности.

2.3. Логика Нового времени

Передовые идеи мыслителей эпохи Возрождения нашли свое отра-жение и были развиты в философии и логике Нового времени. Про­гресс науки, опытного знания настоятельно требовал замены схолас-тического метода мышления новым методом познания, обращенным к объективной действительности. Для философии Нового времени характерны материалистическая тенденция, развитие элементов диа-лектики, тесная связь философии с естествознанием.

В разработку материалистических основ логики Нового времени большой вклад внес английский философ и ученый, родоначальник материализма и экспериментальной науки Ф. Бэкон (1561-1626). Ф. Бэкон резко выступал против силлогистики Аристотеля и средне­вековой схоластической логики, которую он считал бесплодной, ото­рванной от действительности. Эта логика, писал он, “скорее служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она бо­лее вредна, чем полезна” [4, с. 16].

В своей основной работе “Новый Органон” Ф. Бэкон противопос-тавляет средневековой схоластической логике “новую логику”, кото­рую он рассматривает как орудие познания — органон. Задача новой логики, по Ф. Бэкону, заключается прежде всего в разработке науч-ного метода, создании инструмента, с помощью которого получают новые знания, совершаются научные открытия и изобретения, закла-дываются теоретические основы науки. Ф. Бэкон выступал за такую логику, которая должна оперировать не умозрительными идеями, а суждениями, сформированными на основе непосредственного изу-чения действительности. “Наша логика, — писал Ф. Бэкон, — учит

41

и наставляет разум к тому, чтобы он не старался тонкими ухищрениями улавливать отвлеченности вещей (как это делает обычно логика), но действительно рассекал бы природу, открывал свойства и действия тел и их определенные в материи законы... следовательно, эта наука (логика) исходит не только из природы ума, но и из природы ве-щей...” [4, с. 19].

Главной задачей научного познания и логики Ф. Бэкон считал формирование научных понятий, достаточно ясных и определенных, которые базируются на основе наблюдений и опыта. Для достиже-ния истины, по Ф. Бэкону, следует очистить ум от постоянно грозя-щих ему заблуждений (“идолов”). Некоторые из этих заблуждений порождаются склонностями ума, присущими всему человеческому роду, другие — склонностями, свойственными отдельным группам людей, коренятся в несовершенстве и неточности языка, в некрити­ческом усвоении чужих мнений [4, с. 18-20].

Ф. Бэкон считал, что в случае устранения ложных воззрений воз-можно построение новой науки на основе истинного метода. Та­ким, по Ф. Бэкону, является метод индукции, который учит тому, как постепенно от единичных фактов переходить к общим положе-ниям. Индукция, согласно взглядам ученого, близка к природе и учи-тывает данные органов чувств и опыта. Он писал, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на данные органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания внеш-него мира. Ф. Бэкон считал, что для раскрытия подлинной природы, причины того или иного явления нужно составить таблицы:

  1. сущности и присутствия (наличия);

  2. отклонений или отсутствия;

  3. сравнения или степеней.

Цель этих таблиц (трех первых этапов исследования) — дать разу-му примеры. Интуиция начинает действовать только после того, как примеры уже собраны. На четвертом этапе исследования отбрасыва-ются свойства, которых не может быть. В результате остаются свой­ства, по которым можно найти подлинную причину. На пятом этапе исследователь получает положительный вывод [21, с. 11-12].

Сравнение данных этих трех таблиц, согласно Ф. Бэкону, может привести к определенным знаниям, в частности, описываемые случаи могут подтверждать или опровергать гипотезы, касающиеся исследу-емого свойства. Эти случаи включены в таблицу прерогативных ин-станций, которые выступают основой для собственно индукции. Уче-

42

ный рекомендовал искать факты (“прерогативные инстанции”), ког-да исследуемое явление выступает в наиболее ясном и чистом виде. Таких прерогативных инстанций, позволяющих отсеивать случайное от существенного, Ф. Бэкон привел около тридцати [12, с. 362]. По Ф. Бэкону, после установления фактов наука должна перейти к уста-новлению общих положений, к обобщению опыта.

Ф. Бэкон разработал не только метод индукции, но и методы сход-ства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Он первый в философии Нового времени поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального моментов в познании. Недо­статком логического учения Ф. Бэкона является неправомерное противопоставление индукции дедукции, абсолютизация роли ин­дукции в познании и недооценка метода дедукции, разрыв этих двух органически взаимосвязанных сторон мыслительного процесса.

Французский философ и математик Р. Декарт (1596-1650), как и Ф. Бэкон, отвергал средневековую схоластику и мистику. Он счи-тал, что конечная задача знания — господство человека над силами природы, открытие и изобретение технических средств, познание при-чин и явлений. В учении о познании Р. Декарт — родоначальник ра-ционализма, который сложился в результате одностороннего пони-мания логического характера математического знания. Так как все-общий и необходимый характер математического знания казался Р. Декарту вытекающим из природы самого ума (теория “врожден­ных идей”), он отвел в процессе познания главенствующую роль де-дукции, которая опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

В трактате “Рассуждение о методе” Р. Декарт резко критиковал формальную логику за то, что она не пригодна для открытия истин-ного знания, а способна только разъяснять и доказывать уже извест-ное. “И хотя логика действительно содержит много очень правильных и хороших предписаний, — писал он, — к ним, однако, примешано столько других — либо вредных, либо ненужных, что отделить их по­чти так же трудно, как разглядеть Диану или Миневру в необрабо­танной глыбе мрамора” [9, с. 271]. Р. Декарт считал, что ограничен-ность формальной логики следует дополнять с помощью дедуктивно-математического метода. Строгая дедукция, отмечал он, занимает важное место в открытии истины, если она очищена от схоластики. Р. Декарт предложил четыре основных правила, характеризующие метод познания, новую логику.

43

Первое правило: принимать за истинное только то, что с очевидно­стью признается мною таковым, т. е. заботливо избегать поспешнос-ти и предубеждения и включать в суждение лишь ясное и отчетливое для нашего ума, что никаким образом не может быть подвергнуто сомнению.

Второе правило: дробить каждую из трудностей на столько частей, на сколько это возможно.

Третье правило: всякие мысли по порядку начинать с предметов простейших и легчайших и восходить постепенно, как по ступе­ням, до познания более сложных предметов, допуская, что есть по­рядок даже между такими, которые естественно не предшествуют одни другим.

Четвертое правило: делать перечни и обзоры столь полные и об­щие, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено [21, с. 28-29].

Р. Декарт выдвинул в качестве критерия истинности признак яс-ности и отчетливости. Он считал, что благодаря ясному представле-нию, или интуиции и дедукции, исследователь не станет на путь за-блуждения и достигнет истины. Познание истины, по Р. Декарту, включает в себя следующие этапы: 1) интуицию; 2) дедукцию; 3) ин-дукцию; 4)сравнение и аналогию.

Р. Декарт абсолютизировал роль разума, логического мышле­ния и недооценивал индуктивный метод и чувственное познание, которое, по его мнению, часто приводит нас к заблуждению и явля-ется смутным видом познания.

Последователи Р. Декарта — французские теологи, философы и логики А. Арно (1612-1694) и П. Николь (1625-1695) издали логи-ку Пор-Рояля под названием “Логика, или Искусство мыслить” (1662), которая вобрала в себя все то, что было создано средневеко­вой логикой. Эта работа в основном представляет собой изложение дедуктивного метода Р. Декарта. А. Арно и П. Николь определяли логику как искусство правильно прилагать разум к познанию вещей. Они вводят термин “содержание понятия”, определяют и дают класси-фикацию суждений, в частности скрытых и сложных суждений, иссле-дуют методы анализа и синтеза, их взаимосвязь. А. Арно и П. Николь выделяют шесть видов сложных суждений: 1) суждения копулятив-ные; 2) разделительные; 3) условные; 4) причинные; 5) относитель-ные; 6) ограничительные [21, с. 34].

Чешский педагог-гуманист Я. Коменский (1592-1670) по философ­ским взглядам стоял на позициях, близких к материалистическому

44

сенсуализму и, соответственно, источником познания действительно­сти считал чувства, разум, веру. Он различал три ступени позна-ния — эмпирическую, научную и практическую. Считая, что мир по­знаваем, Я. Коменский исходил из того, что познаваемы и все явле-ния, которые связаны с педагогическим процессом, выражал уверенность в возможности управления им. Ученый писал, что для ра-зума человека нет преград, что он способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательность и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы уча­щиеся усваивали не отрывочные сведения, а прежде всего систему знаний. Большое значение в педагогическом процессе чешский пе-дагог придавал логике. Он стремился дать учащимся знания правил умозаключений, подкрепляя их яркими жизненными примерами, старался совершенствовать логическое мышление учащихся, анали­зируя дискуссионные проблемы этики, математики, физики и дру­гих наук. Я. Коменский широко использовал в педагогической дея-тельности такие логические методы познания, как анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.

Английский философ-материалист Т. Гоббс (1588-1679) рассмат-ривал логику как науку о путях и методах отличия лжи, заблуждения от истины. Его логика состоит из учения об именах (понятиях), пред-ложениях (суждениях), умозаключениях (силлогизмах). Т. Гоббс счи-тал, что имена представляют собой единственный материал, из кото­рого составляются все предложения и умозаключения. Он различал конкретные и абстрактные имена, имена первичного (имена вещей) и вторичного порядка (имена имен и предложений), имена положи­тельные и отрицательные, простые и сложные, единичные и общие. Большое внимание в своей логике Т. Гоббс уделяет учению об опре­делении, понятии, суждении и умозаключении. Сложение двух имен дает, по Т. Гоббсу, суждение, сложение двух суждений — силлогизм, а сложение нескольких силлогизмов образует доказательство.

В основу теории умозаключения Т. Гоббса положено учение о сил-логизме. Он принял только три фигуры категорического силлогизма. Доказательство, по Т. Гоббсу, — это ряд силлогизмов, которые по­строены на определении имен и доведены до последнего заключения (вывода) [15, с. 122]. Ошибки силлогистического умозаключения ко­ренятся, по его мнению, в ложности посылок или выводного заклю-чения. В учении о знании Т. Гоббс критиковал теорию врожденных



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вместо предисловия (1)

    Документ
    Первое издание этой книги было написано в довольно короткие сроки. Нахлынувшие воспоминания не давали мне покоя, и я старался как можно быстрее выплеснуть их наружу.
  2. Вместо предисловия (3)

    Интервью
    Позвольте просить у Вас прощения за крайнюю творческую дерзость. Позволила себе написать продолжение ОО, назвав его «Миссия «Белый Ферзь». Это, конечно, совсем не тот БФ, каким, вероятно, задумывали его Вы и Аркадий Натанович.
  3. Вместо предисловия (10)

    Документ
    Сначала предлагаю посмотреть документальный фильм «Семь шагов за горизонт», который посвящён исследованию возможностей мозга и способностей человека.
  4. Вместо предисловия: анализ ситуации

    Документ
    В документе «Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования» подчеркивается:
  5. Вместо предисловия (6)

    Документ
    Иван Михайлович Дзюба — известный украинский литературовед, критик, автор более 20 книг и многих журнальных и газетных публикаций по вопросам украинской литературы, литератур народов бывшего СССР, академик НАН Украины (1992), первый

Другие похожие документы..