Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
"Метро 2033" – Дмитрия Глуховского – культовый фантастический роман, самая громкая российская книга последних лет. Тираж – полмиллиона, пере...полностью>>
'Документ'
Операционная система – комплекс программ, предназначенный для обеспечения определенного уровня эффективности ВС (вычислительной системы) за счет авто...полностью>>
'Документ'
22 ноября 2 года отмечалась 110-я годовщина со дня рождения Шарля де Голля, по праву принадлежащего к выдающимся государственным деятелям XX столетия....полностью>>
'Документ'
Заслухавши та обговоривши проект Програми розвитку міжнародного співробітництва та європейської інтеграції Долинського району на 2011 – 2015 роки, ро...полностью>>

Требования к результатам освоения образовательной программы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тематика семинарских занятий

Семинарские занятия направлены на более полное раскрытие методологических и теоретических положений лекционного курса. Они ориентируют магистрантов на самостоятельную, творческую учебную работу, совершенствование работы с научной литературой и использования ее в своей практической деятельности. Многие разделы семинарских занятий имеют практическую направленность.

Семинар 1. Тема «Предмет педагогики».

Определение предмета и задач педагогики

Место педагогики в системе наук.

Роль педагогики в обучении и воспитании личности.

Этапы становления педагогики как самостоятельной науки.

Понятие профессиональной компетентности.

Семинар 2. Тема «Методология и методы психолого-педагогического исследования».

Методологические основы отечественной педагогической науки.

Теоретические подходы к обучению (Биографии Л.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, М.И Лисиной, Менчинской).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии высших психических функций.

Исследовательские и практические методы педагогической науки.

Рефлексивное сочинение «Виды воспитания и их значение в развитии личности»

Семинар-практикум 3, 4. Тема «Психологические основы оптимизации учебного процесса»

Посещение и психолого-педагогический анализ учебного занятия (лекции, семинара, лабораторного занятия) – проводится в интерактивной форме.

Формы и методы совершенствования самостоятельной работы бакалавров и магистрантов в высшем учебном заведении.

Психологические аспекты инновационных стратегий организации образования в высшем учебном заведении.

Рефлексивное сочинение «Каким я вижу современное обучение в высшем учебном заведении»

Семинар 5 (Круглый стол). Тема «Технология обучения в высшем учебном заведении».

Учебная деятельность в высшем учебном заведении как условие и средство развития личности будущего специалиста.

Формирование профессиональной компетентности как условие повышения качества обучения будущего специалиста.

Гуманистическое направление современной педагогики.

Сущность инновационного обучения. Различие между традиционным и инновационным обучением.

Семинар-диспут 6. Тема «Значение и особенности воспитательного воздействия на личность»

Понятия «воспитание» и «воспитанность».

Нравственное воспитание в учебном процессе.

Личностные свойства педагога и возможности его профессионального развития.

Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Рефлексивное сочинение «значение воспитания в развитии личности»

Таким образом, 4 из 6 семинарских занятий проводится в интерактивной форме, что составляет более 20% занятий от общего числа аудиторных.

Разработчики:

Кафедра педагогической психологии Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Доцент, канд. психол. наук

М.М. Мишина

Эксперт:

Программа одобрена на заседании Совета Историко-архивного института РГГУ

от 20.01.2010, протокол № 3.

Содержание данной программы является объектом авторского права. При использовании третьими лицами необходимо делать ссылку.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ИСТОРИКО-АРХИВОВЕДЕНИЯ (УМО)

при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Рекомендуется для направления подготовки

034700 «Документоведение и архивоведение»

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Аннотация программы

Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся по направлению подготовки 034700.68 «Документоведение и архивоведение», по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций», которые заинтересованы в продолжении образования и получении фундаментальных знаний, обеспечивающих решение сложных аналитических и исследовательских задач в области документоведения и архивоведения. Программа является введением в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии.

Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития.

Программа адаптирована к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и исследовательским интересам обучающихся.

Рабочая программа дисциплины состоит из двух частей.

Первая представляет историю науки и содержит представления о сущности науки, основных событиях ее предыстории и собственно истории. Основное внимание сосредоточено на главных этапах в развитии науки и их характеристике. Эмпирические достижения увязаны с объяснением наиболее значимых научных теорий. Показано изменение арсенала методов и средств научного познания, представлена эволюция научной картины мира. Особое внимание уделяется историческим и эпистемологическим основаниям исторических/гуманитарных наук и отдельных дисциплин, документоведению, архивоведению, археографии, источниковедению, историографии, определению их места и роли в процессе управления документацией и документальных наследием в условиях модернизации российского общества и государства.

Во второй части программы наука представлена как форма знания, вид социальной деятельности и социально-исторический институт. Прослежены связи науки и философии, науки и искусства. Определена роль науки в современном образовании и формировании личности. Выяснены функции науки в жизни общества. Рассмотрена структура эмпирического и теоретического знания, прослежено обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Анализируется генезис и развитие проблемных ситуаций в науке.  Показано взаимодействие традиций и нового знания. Научные революции рассмотрены как перестройка оснований науки. Предложено решение проблемы типологии научных революций. Даны главные характеристики современной, постнеклассической науки. Описаны современные процессы дифференциации и интеграции наук.

Курс строится на принципах инновационного образовательного процесса и связан с компетентностным подходом к формированию профессионального исторического знания и направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);

- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- способностью владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-6);

- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

профессиональных (ПК):

- анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ПК 5);

- владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-13);

- вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК 16).

Пояснительная записка

Предмет дисциплины: феномен науки как генерации нового знания, как деятельности и социального института, как особой сферы культуры.

Цель курса: подготовка магистров в сфере управления документацией и документальным наследием, обладающих общенаучной подготовкой, формирование у них научного мировоззрения и профессионального мышления; навыков в применении общефилософских, общеметодологических принципов, законов, категорий в познавательной и практической деятельности в сфере документоведения и архивоведения; овладение основными принципами социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации обучающихся.

Задачи курса:

  • изучение содержания феномена науки как специальной формы познания мира, общества и человека;

  • рассмотрение особенностей донаучного познания мира, причин и условия возникновения науки;

  • ознакомление с основными этапами развития естествознания, обществоведения, различных наук о человеке и человечестве, особо выдающимися достижениями этих наук, характерными для них формами, методами и средствами;

  • рассмотрение эволюции научной картины мира и характера научного мышления;

  • выявление особенности взаимодействия науки и общества на протяжении истории саморазвития человечества;

  • иметь представление о структуре научного знания, особенностях современного этапа развития науки, в том числе как социального института и в соответствии с профессиональными компетенциями применять эти данные в научно-исследовательской и практической работе с документацией и документальным наследием.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

В соответствии со структурой ООП магистратуры дисциплина «История и философия науки» входит в базовую часть общенаучного цикла (М-1), изучается в 1 семестре и по своей сути является для основополагающей для всех последующих дисциплин.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- историю и философию науки, позволяющие понимать причинно-следственные связи развития документоведения и архивоведения (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-12, ОК-13).

Уметь:

- использовать знания в профессиональной деятельности,

- применять на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и проектных работ (ОК-6, ОК-7, ОК-8);

- анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук,

- использовать их при решении социальных и профессиональных задач,

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки (ПК-6).

Владеть:

- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-1);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе (ОК-2);

- способностью анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- способностью владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-5);

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, методами оценками качества результатов деятельности (ОК-6, ОК-7, ОК-8.);

- способностью использовать основные законы и научные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-10);

- навыками поиска источников и литературы, составления библиографических обзоров (ПК-7),

- реферирования и аннотирования научной литературы (ПК-13).

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и форма промежуточной аттестации

1

Предмет истории и философии науки. Основные этапы развития науки (2 часа)

1

1

Лекция -2 часа

Семинарские (практические)

занятия - 4 часа)

Самостоят. работа – 12 часов

Коллоквиум (4 часа)

2

Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания (2 часа).

1

4

Лекция -2 часа

Семинарские (практические)

занятия - 4 часа)

Самостоят. работа – 12 часов

Коллоквиум, выполнение и обсуждение контрольных работ (4 часа)

3

Научные традиции и научные революции. Типы научной  рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Наука как социальный институт (2 часа)

1

8

Лекция -2 часа

Семинарские (практические)

занятия - 4 часа)

Самостоят. работа – 12 часов

Коллоквиум, выполнение и обсуждение контрольных работ (4 часа)

Аттестация

1

12

Зачет

итого

1

6

12

54

72

Содержание дисциплины

  1. Предмет истории и философии науки. Основные этапы развития науки.

1.1.Общие закономерности и тенденции научного познания; феномен науки как генерации нового знания, как деятельности и социального института, как особой сферы культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М. Малкея.

Научная картина мира и ее исторические формы. Роль философии идей в развитии и обосновании научного знания.

    1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

Образ античной науки как натурфилософии. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Особенности науки в Средние века и в эпоху Возрождения. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Прогресс науки и техники в XIX веке.

Позити­вистская традиция в философии науки. Возникновение философии науки (Конт, Милль). Классификация и типология наук. Естественные и технические, социальные и гуманитарные науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Постпозитивизм: ориентация на модели развития знания, на объяснение истории науки. Критика стандартной модели научного знания. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,  П.Фейерабенда,  М.Полани.

  1. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

    1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Специфика теорий в социальных и гуманитарных науках.

2.2. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпириических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  1. Научные традиции и научные революции. Типы научной  рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Наука как социальный институт.

    1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

    2. Наука в контексте современной цивилизации. Традиционный и техногенный типы цивилизационного разви­тия. Характеристики постнеклассической науки в контексте постиндустриального общества. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Сотношение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Сциентизм и антисциентизм. Современные этичес­кие проблемы науки и наукоемких технологий. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии.  Наука и паранаука. Идеологизация науки как механизм появления псевдонаук ("арийская наука", "мичуринская биология" Лысенко и др.). Псевдонаучные учения в гуманитарных науках.

    3. Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата

    Документ
    Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ.
  2. Образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 (МОУ СОШ №9), работающего по УМК «Перспектива», разработана в соответствии с требованиями
  3. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие моусош №48 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения –средней общеобразовательной школы № 48 разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  4. Образовательной программы начального общего образования моу минькинской основной общеобразовательной школы

    Документ
    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения.
  5. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования для МОУ «Голофеевская ООШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной

Другие похожие документы..