Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « » 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 208.008.02 при Волгоградском государственном медицинском университете по а...полностью>>
'Документ'
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и...полностью>>
'Программа курса'
А.Я. Криницкий. Политическая социология: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» /...полностью>>
'Рассказ'
Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут отрицать даже противники социализма. Произве...полностью>>

Требования к результатам освоения образовательной программы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка

Цель дисциплины - ознакомление будущих магистров с теоретическими основами обучения и воспитания, а так же освоение практических навыков, необходимых для успешной учебной и профессиональной деятельности. Данная дисциплина направлена на создание общих теоретических основ мировоззрения у магистрантов, а так же на формирование интереса к прикладной деятельности педагога, возможности целостного видения проблем современного обучения и воспитания и рассмотрение подходов к обучению и воспитанию с учетом психологических особенностей как ученика, так и педагога. Особое внимание обращается на организацию учебного процесса в единстве обучения, воспитания и развития.

Задачи дисциплины:

1. Раскрытие проблематики развития педагогики в контексте современного образования.

2. Формирование аналитического подхода к современным теориям обучения и воспитания.

3. Конкретизация знаний о современных условиях развития личности в процессе обучения и воспитания.

4. Практическое использование полученных знаний для конструирования учебно-воспитательных ситуаций с использованием технологии поэтапного формирования умственных действий.

5. Овладение технологией педагогического процесса и внедрение ее в практику.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогика» представляет собой дисциплину базовой части общенаучного цикла профессиональных дисциплин (М-1) и читается магистрантам 1 года обучения в 1 семестре.

Магистранты должны понимать закономерности процесса обучения и воспитания личности, концептуальные подходы ее развития, основные дидактические принципы, научно-практические формы и методы современного управления учебно-воспитательным процессом.

Дисциплина «Педагогика» тесно связана с дисциплинами общенаучного цикла «Социология и психология управления», «Политология», «Теория и методология научного познания» и с практикой научно-исследовательской работы по профилю магистратуры.

В результате освоения дисциплины «Педагогика» магистранты должны

Знать:

- основные методологические принципы современной педагогики;

- основные закономерности обучения и воспитания как освоение социокультурного опыта;

- основные концепции и механизмы формирования психики детей в ходе их обучения и воспитания;

-теории обучения и принципы воспитания личности;

- проблемы когнитивных способностей и их развитие;

- принципы деятельностного подхода;

- идеи функционально-системного рассмотрения развития как интериоризации общественного субъекта;

средства, способствующие наиболее эффективному осуществлению воспитания и обучения человека.

Уметь:

- использовать теоретические и экспериментальные данные философии, психологии, социологии в учебно-воспитательном процессе;

- анализировать научно-педагогическую литературу и выносить обоснованные суждения;

- анализировать психологическое содержание процессов обучения и воспитания;

- понимать значение деятельности учителя;

- понимать значение возрастных особенностей в учебном процессе;

- понимать необходимость, в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы;

- разрабатывать и применять на практике методы воспитания и методики обучения на основе современных психолого-педагогических теорий;

- высказывать собственные мысли в понятной для окружающих письменной и устной форме.

Владеть:

- понятийным аппаратом данной дисциплины;

-технологией учебно-воспитательного процесса;

- способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации с целью внедрения ее в учебно-воспитательный процесс;

- навыками педагогического общения;

- организационными навыками, связанными с работой в учебном учреждении;

- навыками, необходимыми для самоанализа и развития творческих способностей с целью повышения квалификации.

Структура дисциплины

Общий объем курса составляет 2 зачетные единицы (72 часа) и рассчитан на проведение 18 аудиторных занятий: 3 лекций (6 часов) и 6 семинаров (12 часов). Итоговой формой аттестации является зачет, промежуточной – контрольная работа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации

Лекции

Практиче-ские

занятия

Семинары

СРС

в часах

1

Вводный раздел. Общие и методологические основы педагогики высшей школы

1

6-7

2

-

4

8

2

Теория и технология обучения в высшей школе

1

7-8

2

-

4

8

3

Теория и технология воспитания в высшем учебном заведении

1

9-10

2

-

4

8

Промежуточная аттестация

1

12

Контрольная

работа

Итоговая аттестация

18

зачет

Итого

6

-

12

54

72

Содержание дисциплины

Раздел 1. Общие и методологические основы педагогики высшей школы

Место и значение педагогики в системе психологической науки и смежных дисциплин. Изучение закономерностей освоения социокультурного опыта человека в системе социальных институтов обучения и воспитания. Структура педагогики. Развития личности. Предмет и задачи педагогики. Классификация методов исследования педагогики. Характеристика методов наблюдения, беседы, интервью, тестов, эксперимента. Профессиональная компетентность.

История становления педагогики за рубежом и в России. Культурно историческая теория Л.С.Выготского. Современные исследования в педагогической науке: исследование памяти (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов, В.Я.Ляудис), исследование мышления (А.М.Матюшкин. Л.Л.Гурова), восприятия (В.П.Зинченко, Ю.Б.Гиппенрейтер), развитие личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович. В.С.Мухина), особенности умственной деятельности школьников и их умственной одаренности ( А.А.Бодалев, Н.С.Лейтес, Н.Д.Левитов, В.А.Крутецкий), психолого-педагогические особенности обучения и воспитания взрослых (Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина).

Основные понятия темы: педагогика, онтогенез, филогенез, предмет познания, объект познания, методология, метод исследования, психолого-педагогические особенности обучения и воспитания взрослых, профессиональная компетентность.

Раздел 2. Теория и технология обучения в высшей школе

Основные понятия и категории учения и их соотношение. Современные концепции научения и организации учебной деятельности.

Понятие развивающего обучения. Учение как один из ведущих видов деятельности и специфическая форма познавательной деятельности. Концепция учебной деятельности. Формирование учебной деятельности. Обучаемость, показатели обучаемости, методы ее диагностики.

Мотивационная сфера учения. Виды мотивов учебной деятельности. Интерес как один из компонентов учебной мотивации. Изменение мотивации учения в процессе индивидуального и возрастного развития. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности в высшем учебном заведении. Изучение мотивации учения взрослых. Профессиональная мотивация и методы ее изучения. Психологические условия и пути формирования мотивов учения. Влияние учебного сотрудничества на мотивацию обучения.

Личность как объект и субъект воспитания и обучения. Сущность и взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность». Социализация личности в процессе обучения. Я-концепция и самооценка личности. Личностные условия обучения. Становление субъекта обучения.

Основные понятия темы: категории учения, концепции научения, организация учебной деятельности, учебная мотивация, личность, субъект и объект обучения, технология обучения.

Раздел 3. Теория и технология воспитания в высшем учебном заведении

Воспитание как процесс формирования смыслов, жизненных целей и ценностных ориентаций. Соотношение понятий социализация, развитие, формирование и воспитание. Особенности воспитательного процесса на разных этапах онтогенеза. Ведущие свойства личности, являющиеся предметом воспитания. Понятие самовоспитание.

Единство обучения и воспитания в образовательном процессе. Общение и воспитание. Познавательное развитие и воспитание. Психологические основы нравственного формирования личности и мировоззрение.

Личность педагога как определяющая основа образовательного процесса. Мотивы выбора педагогической профессии. Удовлетворенность педагогическим трудом.

Педагогические способности, их структура и место в педагогической деятельности. Классификация педагогических способностей (Н.В. Кузьмина): общекультурные способности, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Педагогическое мастерство: профессиональные знания, педагогический опыт, личность педагога. Педагогические умения Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Психологическая сущность педагогической деятельности. Педагогический такт и его влияние на учебную деятельность и поведение обучающихся. Виды педагогических воздействий на учащихся в педагогическом процессе. Педагогическая оценка и ее место в системе мотивации учения и личностного развития будущего профессионала. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательной ситуации. Понятие стиля педагогического общения.

Образовательные технологии

Реализация программы дисциплины «Педагогика» направлена на реализацию компетентностной модели выпускника, в связи с чем используются различные образовательные технологии:

٭ лекционные занятия проводятся в традиционной форме, однако внимание учащихся заостряется на наиболее важных вопросах методики преподавания, таким образом они сами становятся как бы не только объектами, но и субъектами лекционного занятия;

٭ семинары организуются в форме диспутов, дискуссионных клубов и педагогических практикумов. С учетом того, что далее магистранты будут проходить научно-педагогическую практику, они получат на этих занятиях определенную практическую подготовку, которая призвана помочь им в дальнейшем успешно осваивать педагогическое поприще.

Формы промежуточной аттестации и итогового контроля по итогам освоения дисциплины. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы магистранта в течение всего процесса обучения.

В качестве промежуточной аттестации проводится контрольная работа, которая может быть максимально оценена до 40 баллов; работа на семинарских занятиях оценивается максимально в 20 баллов.

Итоговой формой аттестации является зачет, который проводится в форме собеседования и оценивается максимально в 40 баллов.

Примерная тематика вопросов для зачета

1. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.

2. Этно-культурные особенности воспитания и обучения детей в разных типах современных обществ.

3. Особенности работы педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот.

4. Педагогические способности, их структура и место в педагогической деятельности.

5. Соотношение понятий социализация, развитие, формирование и воспитание.

6. Понятие развивающего обучения.

7. Место и значение педагогики в системе психологической науки и смежных дисциплин.

8. Психологическая сущность педагогической деятельности.

9. Классификация педагогических способностей.

10. Личность как объект и субъект воспитания и обучения.

11. Сущность и взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность». 12. Социализация личности в процессе обучения.

13. Я-концепция и самооценка личности. Личностные условия обучения.

14. Становление субъекта обучения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

А) Литература обязательная

Пазухина, С.В..   Педагогическая успешность : диагностика и развитие проф. сознания учителя : [учеб. пособие] / С. В. Пазухина. - СПб. : Речь, 2007. - 220 с.

Шабельников, Виталий Константинович.   Функциональная психология : (формирование психологических систем) : учебник для высш. шк./ В. К. Шабельников. - М. : Акад. проект, 2004. - 590 с.

б) дополнительная литература

 Социальная педагогика:курс лекций учебное пособие для вузов / [М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов]; - М. : ВЛАДОС, 2006. - 416с.

Давыдов, Василий Васильевич.   Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. эксперимент. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М. : Академия, 2004. - 282 с.

в) Программное обеспечение

- базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- правовая система «Гарант»

- правовая система «Консультант плюс»

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения дисциплины «Педагогика» используется материально-техническая база образовательного учреждения: компьютерные классы и библиотека.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При реализации программы дисциплины «Педагогика» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные и семинарские занятия, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий

Самостоятельная работа магистрантов подразумевает подготовку к семинарским занятиям, проводимым в форме научной конференции; индивидуальную работу в компьютерном классе и библиотеке. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М.:1980

Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.,Воронеж, 1997.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.,МПСИ,1996

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.,М.:1968

Вербицкий А.А.,Жукова Н.В. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. – Нижний Тагил, 2006

Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского..М.1981

Выготский Л.С. Проблема возраста.//Хрестоматия по детской психологии.-М.:МПСИ,1996

Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6 т, том 4,М.:1984

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры.-М.:МПСИ, 1996

Выготский Л.С. Педагогическая психология, М., 2005

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.-М.:МПСИ,1996

Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии.1992.№1

Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.,М.:1986.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997.

Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка//Избранные психологические труды:в2-х томах, М.: 1986

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-на-Д., 1997

Ильясов И.И. Структура процесса учения, М., 1986.

Кулагина И.Ю.Возрастная и педагогическая психология, М.,2008.

Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб., 2007.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения., М..1990

Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975

Минияров В.М. Педагогическая психология. – М.,2005

Рабочая книга школьного психолога /под ред.И.В.Дубровиной, М.,1995

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. С/Пб, 2000

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.1995

Сорокоумова Е.А.Педагогическая психология С/Пб.-М.. 2008

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, М.. 1983

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я., в 2-х т., М.МГУ, 1980

Хрестоматия по педагогической психологии, уя.пособие., М. 1995

Психология современного подростка/ под.ред. Д.И.Фельдштейна.,М.. 1987.

Реан А.И. психология и педагогика. – М., 2002

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии., М., 1995

Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики., М.,1994

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971.,№1.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.,М.,1989

Эриксон Э. Детство и общество.М.,1991

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.. 1996

Литература (рекомендуемая)

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1983

2. Выготский Л.С.Педагогическая психология.,М.,1996

3. Габай Т.В. Педагогическая психология,М..1995

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка., М.. 1985

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.. М.. 1986

6. Занков Л.В. Обучение и развитие, М., 1975.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология., М. 1998.

8.Ильясов И.И. Структура процесса учения., М., 1986.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная и педагогическая психология.,М..2008.

10. Кузьми на Н.В. Способности, одаренность, талант учителя., Л., 1985

11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996

12. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.. 1993

13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении., М., 1972.

14. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.. 1994.

15. Сорокоумова Е.А.Педагогическая психология., М.,С/Б, 2008.

16. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детском возрасте. М.. 1995

17. Якунин В.А.Педагогическая психология. – СПб., 1998



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата

    Документ
    Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ.
  2. Образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 (МОУ СОШ №9), работающего по УМК «Перспектива», разработана в соответствии с требованиями
  3. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие моусош №48 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения –средней общеобразовательной школы № 48 разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  4. Образовательной программы начального общего образования моу минькинской основной общеобразовательной школы

    Документ
    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения.
  5. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования для МОУ «Голофеевская ООШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной

Другие похожие документы..