Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Статья посвящена объёму и разделению инвестиций, а также стратегическим аспектам участия Украины в этом процессе. Основные направления развития Украи...полностью>>
'Сказка'
3. В год, когда корабль, перемещающийся по воде, достиг места, где ветер дует только на юг, должно было произойти сражение без кровопролития. Но одна ...полностью>>
'Документ'
Государственные учреждения здравоохранения Иркутской области и муниципальные учреждения здравоохранения и мероприятия, финансируемые за счет средств ...полностью>>
'Документ'
 т     сборных железобетонных конструкций, м3     деревянных конструкций, м3   Журнал начат «___» 00___г....полностью>>

Требования к результатам освоения образовательной программы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ИСТОРИКО-АРХИВОВЕДЕНИЯ (УМО)

при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Рекомендуется для направления подготовки

034700 «Документоведение и архивоведение»

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Аннотация программы

Курс предназначен для слушателей 1 года обучения магистерской программы «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению подготовки магистров 034700.68 «Документоведение и архивоведение». Рабочая программа дисциплины разработана на кафедре социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского и реализуется на факультете архивного дела ИАИ РГГУ.

Необходимость разработки курса диктуется необходимостью повышения эффективности работы управляющего звена, что означает, с одной стороны, умение правильно оценивать труд подчиненных, выявлять мотивы их поведения, а с другой стороны, умение правильно с психологической точки зрения оценить свой собственный вклад в общий трудовой процесс.

Изучение дисциплины помогает выделить ряд определяющих моментов в деятельности руководителя: умение прогнозировать изменение управленческой подсистемы; формировать программы деятельности подчиненных; организовывать исполнение решений. В личности руководителя социология и психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области социологии и психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

Изучение курса направлено на формирование следующих компетенций:

- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; совершенствование своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; активное общение в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; вырабатывать нестандартные решения в практических ситуациях (ОК-6);

- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом; адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-7);

- проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-8);

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, адаптировать существующие технологии научно-исследовательской и практической деятельности к определенным областям социологии и психологии (ОК-9);

- применять знания в области психологии управления коллективом (ПК-3);

- анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы, анализировать базовые механизмы субъективных процессов с учетом системного взаимодействия психо-социальных составляющих функционирования (ПК-5);

- владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-13);

- вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций, ставить прикладные задачи в области применения психологии, создавать эффективные программы, направленные на предупреждение отклонений и уменьшение профессиональных рисков в различных видах деятельности; разрабатывать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения (ПК-16).

Дисциплина читается в 1 семестре обучения в объеме 2 зачетных единиц (72 часа), из которых на лекционные занятия отводится 6 часов, на семинарские занятия – 12.

Программой дисциплины предусмотрена в качестве промежуточной формы аттестации контрольная работа, в качестве итоговой – зачет.

Пояснительная записка

Предметом изучения дисциплины «Социология и психология управления» является управленческая деятельность руководителя, ее мотивация, основные закономерности, а также проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления.

Цель курса:

• изучение психологической стороны управленческих процессов и институтов, «психологического измерения» управления,

• психологических закономерностей управленческой деятельности.

Задачи курса:

• научить магистрантов определять общие тенденции изучения социально-психологичес-кой составляющей процесса управления и закономерности управленческой деятельности;

• ввести студентов в проблематику социологии и психологии управления, которая является необходимой составной частью изучения наук об управлении.

• изучение личности, ее саморазвитие в процессе труда и самосовершенствование;

• групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла (М-1) и читается в 1 семестре. Таким образом, курс органически связан с последующими, особенно с теми из них, которые нацелены на формирование личности руководителя.

Наибольшую связь курс имеет с другими дисциплинами базовой части общепрофессионального цикла:

• «Педагогика», «Политология», (читаются в 1 семестре),

• «Методика НИР» (3 семестр)

• «Организационное проектирование» (3 семестр)

Значимость курса: «Психология управления» в процессе подготовки магистрантов определяется тем, что он:

  • выступает средством расширения профессионально-психологической компетентности студентов посредством освоения новой предметной области – психологического анализа управленческих процессов;

  • обеспечивает углубление профессионально-психологической подготовки через актуализацию полученных при изучении базовых психологических дисциплин знаний, умений и навыков и их применение к сфере управленческих отношений;

  • создает основу для интеграции психологической подготовки с дисциплинами, имеющими макросоциальную и управленческую направленность.

От студентов ожидается освоение ряда специальных понятий политической психологии, дающих возможность использовать новые для них концепции и положения. От них также требуется овладение исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания закономерностей реальной политики.

На семинарских занятиях предполагается выработка навыков анализа текущих политических процессов, умения применять теоретические положения психологии управления для прикладных целей. В самостоятельную работу студента входит чтение учебной литературы и выполнение ряда практических задач (участие в практикумах, анализ научных текстов и видеоматериалов, написание творческих работ, рефератов и эссе).

Компетенции обучающегося, формирующиеся в ходе освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование способности и готовности к:

 - совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-1);

- активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

- свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения (ОК-4);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ (ОК-5);

- выработке нестандартных решений в практических ситуациях (ОК-6);

- адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов проделанной работы (ОК-11);

- модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

-анализу базовых механизмов субъективных процессов с учетом системного взаимодействия психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

- выявлению специфики психического функционирования человека в норме с учетом принадлежности к социальным группам (ПК-10);

- овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы регуляции для оптимизации своей деятельности (ПК-11);

- постановке прикладных задач в области применения психологии (ПК-16);

- созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений и уменьшению профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

- разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения (ПК-21);

- выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в разных областях профессиональной практики (ПК-24).

В результате изучения дисциплины студент должен продемонстрировать:

- знание функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль;

- мотивация принятия управленческих решений;

- методы решения управленческих задач;

- поведение руководителя в условиях конфликтной деятельности;

- стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный;

- приемы манипулирования;

- управление стрессом;

- навыки профессионального общения руководителя (ПК-6, ПК-18, ПК-20, ПК-24);

- уметь анализировать управленческие ситуации, выявлять факторы риска, оценивать эффективность управленческого воздействия (ОК-6, ОК-7, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-16);

- владеть навыками выбора способов разрешения управленческих проблем и их презентации (ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-6, ПК-18, ПК-21, ПК-24).

Особенности курса:

- изучение психологических особенностей управления в российских условиях;

- системное изложение анализа методов управления;

- краткое описание всех основных мотивационных теорий;

- множество методов решения практических управленческих задач;

- сделан акцент на обучение методам принятия управленческих решений;

- особое внимание уделяется обучению методикам разрешения управленческих конфликтов;

- теоретический материал изложен понятным языком в сжатой форме.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, или 72 часа

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего и итогового

контроля

успеваемости

лекции

семинары

самост. работа

1

Темы 1-2.

Психология управления как научно-прикладная область социально-психологического знания. Функции управления и их психологические аспекты

1

2

2

4

Обсуждение на семинаре

2

Темы 3-4.

Психологические аспекты лидерства и руководства, управления групповыми явлениями в организации

1

2

4

12

Обсуждение на семинарах

(«ролевые игры»)

3

Темы 5-6.

Психологические аспекты связующих процессов в организации. Конфликты в организации и возможности их разрешения

1

2

6

20

Обсуждение на семинарах в форме «круглых столов»

Проведение контрольной работы

Итоговый контроль – зачет

18

зачет

Итого

6

12

54

72

Содержание дисциплины

В содержательном плане дисциплина представлена следующими основными разделами и темами.

Тема 1. Психология управления как научно-прикладная область социально-психологического знания.

Психология управления, ее возможности и задачи, основы социально-психологического анализа управленческих процессов, разные подходы к анализу управленческих ситуаций (научный, административный, «человеческих отношений, процессуальный, системный, ситуационный).

Тема 2. Функции управления и их психологические аспекты.

Планирование и организация. Стратегическое и ежедневное планирование. Процесс стратегического планирования. Психологические «хитрости» ежедневного планирования. Организация. Два аспекта организации: деление на подразделения и взаимоотношение полномочий. Виды структуры организации и их психологические особенности. Психологические препятствия к эффективному делегированию.

Мотивация как функция управления и ее психологический базис. Модели трудовой мотивации и «модели человека», лежащие в их основе. Теории мотивации. Два класса теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Понятие удовлетворенности трудом. Проблема стимулирования труда, основные методы стимулирования.

Контроль. Определение контроля как функции управления, предварительный, текущий и заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Влияние ошибок атрибуции на оценку. Правила критики.

Тема 3. Психологические аспекты лидерства и руководства.

Теории черт, харизма. Поведенческий подход: автократичное и демократичное руководство. Ситуационный подход. Групповая динамика и руководство. Формальные и неформальные организации. Проблемы управления, связанные с неформальной организацией.

Тема 4. Психологические аспекты управления групповыми явлениями в организации.

Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Сплоченность и групповая продуктивность. Психологические закономерности формирования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового восприятия. Стереотипы и предрассудки в межгрупповом восприятии. Условия оптимизации межгруппового взаимодействия. Психологический климат в организации. Природа, структура и факторы психологического климата. Методы изучения психологического климата.

Тема 5. Психологические аспекты связующих процессов в организации.

Модели коммуникации в организациях. Коммуникация как процесс, элементы и этапы. Виды коммуникации, барьеры в коммуникации. Меры улучшения коммуникации. Принятие решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Методы, увеличивающие эффективность процесса принятия решений.

Тема 6. Конфликты в организации и возможности их разрешения.

Понятие конфликта. Типы конфликтов. Возможные причины конфликтов. Функции конфликта. Управление конфликтной ситуацией, структурные методы разрешения конфликта, межличностные стили разрешения конфликта. Переговоры как способ урегулирования взаимодействия.

Понятие стресса. Причины возникновения стресса у руководителей: организационные и личностные факторы. Возможности диагностики стрессовых состояний. Возможности снижения уровня стресса.

Образовательные технологии

В ходе преподавания дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий:

- демонстрация слайдов Power Point, видеозаписей и сообщений, содержащихся в сети Интернет;

- разбор конкретных социальных ситуаций развития личности и поиск способов разрешения возникших проблем;

- групповые дискуссии по отдельным темам курса;

- публичная презентация проектов.

Оценочные средства текущего контроля

Контрольные вопросы по курсу

  1. Определение процесса управления, функции управления. Цель управленческой деятельности.

  2. Подход к управлению как к процессу, системный и ситуационный подход. Вклад каждого подхода в развитие науки об управлении.

  3. Планирование как функция управления и его психологические особенности.

  4. Психологические аспекты делегирования.

  5. Организация как функция управления, ее психологические аспекты.

  6. Общая характеристика мотивации как функции управления.

  7. Теории мотивации: содержательные теории.

  8. Теории мотивации: процессуальные теории.

  9. Проблема стимулирования труда.

  10. Коммуникация. Коммуникация как процесс, элементы и этапы.

  11. Коммуникационные сети. Барьеры в коммуникации, возможности их преодоления.

  12. Принятие решение как связующий процесс в организации. Факторы, влияющие на принятие решений.

  13. Власть, формы власти. Власть позиции и власть личности. Влияние и различные методы влияния.

  14. Лидерство и руководство. Поведенческий подход.

  15. Лидерство и руководство. Ситуационный подход.

  16. Формальные и неформальные организации. Проблемы управления, связанные с существованием неформальных организациями.

  17. Конфликт. Типы и функции конфликта. Возможные причины конфликтов и возможности их анализа.

  18. Роли руководителя. Ожидания и ролевой конфликт. Индивидуальные особенности исполнения ролей.

  19. Управление конфликтом. Методы разрешения конфликта.

  20. Переговоры и их психологические аспекты.

21. Стресс. Причины возникновения стресса у руководителей. Возможности снижения уровня стресса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата

    Документ
    Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ.
  2. Образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 (МОУ СОШ №9), работающего по УМК «Перспектива», разработана в соответствии с требованиями
  3. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие моусош №48 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения –средней общеобразовательной школы № 48 разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  4. Образовательной программы начального общего образования моу минькинской основной общеобразовательной школы

    Документ
    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения.
  5. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования для МОУ «Голофеевская ООШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной

Другие похожие документы..