Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В предлагаемой статье проводится анализ применения ограниченных вещных прав в практике имущественного режима современных учреждений образования. С по...полностью>>
'Пояснительная записка'
Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов): 1.Задачи статистики в исследовании занятости и безработицы; 2.Статистичес...полностью>>
'Документ'
Аннотация. Экспериментальные исследования последних лет свидетельствуют о том, что не существует каких-либо ограничений на скорость передачи информац...полностью>>
'Программа'
4.4 Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене ...полностью>>

«О состоянии законодательства Новгородской области»

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

«О состоянии законодательства

Новгородской области»

(к 15-летию Новгородской областной Думы)

Великий Новгород

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………….4

Раздел 1. Становление законодательства Новгородской области

как части законодательства Российской Федерации…………….8

Раздел 2. Основные направления развития

областного законодательства…………………………………….18

Глава 1. Конституционный строй

§1. Местное самоуправление………………………………………..18

§2. Взаимодействие органов государственной власти области

и институтов гражданского общества…………………………..30

Глава 2. Основы государственного управления

§ 1. Государственная служба Новгородской области………………34

§ 2. Обращения, заявления и жалобы граждан.

Информационная политика Новгородской области……………40

§ 3. Административные правонарушения и

административная ответственность……………………………..46

Глава 3. Семья

§ 1. Опека и попечительство над детьми и иные

формы устройства детей…………………………………………49

Глава 4. Жилище

§ 1. Обеспечение граждан жилищем.

Нормативное регулирование

строительства жилья в Новгородской области …………….....53

Глава 5. Социальное обеспечение

§ 1. Законодательное регулирование в сфере социальной

защиты граждан и социального обслуживания………………..59

Глава 6. Образование. Культура

§ 1. Гарантии реализации прав граждан

в области образования……………………………………………66

§ 2. Социальная поддержка обучающихся и работников

учреждений сферы культуры…………………………………….68

§ 3. Развитие сферы туризма в Новгородской области……………...70

Глава 7. Здравоохранение. Физическая культура и спорт

§ 1. Законодательное регулирование в сфере

охраны здоровья населения области……………………………..72

§ 2. Развитие областного законодательства в сфере

физической культуры и спорта……………………………………78

Глава 8. Финансы

§ 1. Бюджетный процесс……………………………………………..80

§ 2. Налоги……………………………………………………………..82

§ 3. Государственный финансовый контроль………………………82

Глава 9. Хозяйственная деятельность

§ 1. Сельское хозяйство………………………………………………..86

§ 2. Развитие малого и среднего предпринимательства………… .101

§ 3. Инвестиционная деятельность в Новгородской области…… 103

Глава 10. Природные ресурсы и охрана окружающей

природной среды…………………………………..………………..106

Раздел 3. Реализация Новгородской областной Думой права

законодательной инициативы в Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации…………………107

Раздел 4. Контрольные полномочия областной Думы.

Мониторинг областного законодательства

и практики его применения………………………………………...111

Раздел 5. Прокурорский надзор. Судебная практика………………………...116

Раздел 6. Заключение…………………………………………………………..119

Предисловие

Формирование Новгородской областной Думы как законодательного (представительного) органа государственной власти началось 15 лет назад, на этапе становления России как федеративного государства.

21 сентября 1993 года Президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Указ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», прекращающий деятельность высших органов государственной власти страны. Данным Указом введены в действие положения о федеральных органах государственной власти на переходный период и о выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также сохранены полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации.

9 октября 1993 года в целях обеспечения подлинного народовластия и реализации конституционного принципа разделения властей издан Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Вышеназванным Указом установлено, что в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального значения населением избираются органы представительной власти (собрания, думы и другие) в составе 15-50 депутатов, работающих на постоянной основе.

19 октября 1993 года состоялось заседание малого Совета Новгородского областного Совета народных депутатов, на котором были приняты решения о передаче полномочий Администрации Новгородской области (далее - Администрация области) и об образовании нового представительного органа государственной власти в Новгородской области - Новгородской областной Думы (далее - областная Дума).

30 декабря 1993 года постановлением Администрации области № 230 на 27 марта 1994 года были назначены выборы в областную Думу. В ходе первого тура выборов в областную Думу было избрано 19 из 27 депутатов. Выборы проводились на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам (один округ - один представитель). 

2 апреля 1994 года состоялось первое заседание областной Думы. В течение года в результате дополнительных выборов в областную Думу было избрано еще 8 депутатов. Таким образом, законодательный (представительный) орган Новгородской области был полностью сформирован, и в состав депутатского корпуса первого созыва вошли 27 депутатов.

Народными избранниками стали 8 глав администраций городов и районов области, руководители предприятий и организаций, представители здравоохранения и образования. 11 депутатов областной Думы работали в составе областного Совета 21 созыва.

28 марта 1997 года для соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», было внесено изменение в Устав Новгородской области и принят областной закон «О выборах депутатов Новгородской областной Думы», которым определено, что для проведения выборов депутатов областной Думы на территории области избирательной комиссией области образуются 26 избирательных округов. 

19 октября 1997 года в области прошли выборы депутатов областной Думы второго созыва, в результате которых было избрано 26 депутатов, и областная Дума была полностью сформирована. 12 из 26 депутатов были избраны в областную Думу на второй срок, что составило более 46% от всего состава депутатского корпуса. Кроме того, в состав депутатского корпуса второго созыва вошли 12 глав городов и районов области, руководители предприятий и организаций.  

21 октября 2001 года на территории области прошли выборы депутатов областной Думы третьего созыва. В результате выборов в состав депутатского корпуса областной Думы третьего созыва вошли: 9 глав муниципальных образований, руководители предприятий и организаций области. 

Главной особенностью состава депутатского корпуса первых трех созывов является то, что депутатами избирались главы муниципальных образований Новгородской области. Работа указанных депутатов в областной Думе, основанная на их опыте руководства и знании проблем населения непосредственно на местах, позволяла принимать нормативные правовые акты с учетом важных направлений обеспечения жизнедеятельности населения нашей области.

8 октября 2006 года состоялись выборы в областную Думу четвертого созыва, одной из особенностей которых явилось то, что по единому избирательному округу были допущены к распределению депутатских мандатов и получили депутатские места пропорционально голосам избирателей те избирательные объединения, за которые проголосовало более 7% избирателей.

Традиционно избранным по одномандатному избирательному округу признан кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В выборах принимали участие 9 политических партий и 59 кандидатов - одномандатников.

Выборы депутатов областной Думы четвертого созыва по единому избирательному округу и по 12 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными. В результате выборов, в которых приняли участие 30,96% избирателей, избрано 25 депутатов: 13 по единому избирательному округу и 12 по одномандатным избирательным округам.  Не состоялись выборы лишь в одномандатном избирательном округе № 6, поскольку в голосовании приняли участие 19,77% избирателей, из необходимых 20%.

Четыре партии по единому избирательному округу преодолели 7-ми процентный барьер:

Новгородское региональное отделение партии «Единая Россия» - 43,75%;

Новгородское областное отделение КПРФ - 14,68%;

Новгородское региональное отделение партии «Свободная Россия» - 11,03%;

Новгородское региональное отделение ЛДПР - 7,03%.

По единому избирательному округу в состав областной Думы вошли представители региональных партийных объединений: от Единой России - 7 депутатов; от КПРФ - 3 депутата; от Свободной России - 2 депутата; от ЛДПР - 1 депутат.

По одномандатным избирательным округам в состав областной Думы вошли от партии «Единая Россия» - 9 депутатов;  от партии «Родина» - 1 депутат и 1 депутат - от партии «Патриоты России».

 Отличительной чертой новой областной Думы является преемственность депутатского корпуса - 11 депутатов работали в прежнем созыве, однако в состав депутатского корпуса, в соответствии с федеральным законодательством больше не вошли главы муниципальных образований. Такой запрет был установлен Федеральным законом № 47-ФЗ от 7 мая 2002 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым определено, что в течение срока своих полномочий депутат не может замещать в том числе выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанные ограничения распространяются на депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранных после вступления в силу вышеназванного Федерального закона. Данное ограничение не действовало в отношении депутатов областной Думы третьего созыва, так как их выборы прошли 21 октября 2001 года, до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

22 ноября 2006 года на очередном заседании областной Думы депутаты приняли решение о регистрации двух фракций «Единая Россия» и Новгородского областного отделения КПРФ. В состав фракции «Единая Россия» вошли 16 депутатов, во фракцию Новгородского областного отделения КПРФ вошли 3 депутата. Позже, 20 декабря на очередном заседании областной Думы было принято решение о регистрации в областной Думе депутатской группы «Вече». 

Законодательная деятельность областной Думы прежде всего направлена на реализацию задач, поставленных Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и ориентирована на развитие положительных тенденций в экономике и социальной сфере, привлечение инвестиций, совершенствование межбюджетных отношений, повышение жизненного уровня и социальной защищенности населения области. Послание Президента Российской Федерации в силу статьи 80 Конституции Российской Федерации является одной из форм определения основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны.

Ежегодное Послание Президента Российской Федерации является важнейшим документом для определения приоритетных направлений нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации, ежегодно в Новгородской области разрабатывается Концепция социально-экономического развития области на очередной финансовый год. Данная Концепция представляет собой комплексный, прогнозно-аналитический документ, обеспечивающий гармоничное развитие Новгородской области, принятый в целях выработки эффективной социально-экономической политики области и определяющей направления деятельности органов государственной власти области по следующим сферам:

бюджетная и налоговая политика;

производственная сфера;

недропользование, земельные отношения, охрана природы;

инвестиционная деятельность;

социальная сфера;

государственная гражданская служба и местное самоуправление;

взаимодействие власти и общественных институтов.

В развитие названных сфер деятельности Новгородской областной Думой и Администрацией Новгородской области строится нормотворческая деятельность.

В результате законодательной деятельности областной Думы с момента её образования до настоящего времени депутатами было принято 1566 областных законов, из них 576 базовых областных законов. По сферам регулирования количество принятых базовых областных законов распределяются следующим образом:

в сфере регулирования финансов и хозяйственной деятельности принято 196 областных законов (34% от общего количества базовых областных законов);

по конституционному строю, основам государственного управления, информации и информатизации принято 180 областных законов (31% от общего количества базовых областных законов);

в сфере социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма, труда и занятости населения, семейного и жилищного права принято 115 областных законов (20% от общего количества базовых областных законов;

в сфере регулирования природных ресурсов и охраны окружающей среды принято 46 областных законов (8% от общего количества базовых областных законов);

по безопасности и охране правопорядка, обороне, правосудию, прокуратуре, адвокатуре, нотариату и органам юстиции принято 27 областных законов (5% от общего количества базовых областных законов);

в сфере гражданского права принято 12 областных законов (2% от общего количества базовых областных законов).

Раздел 1. Становление законодательства Новгородской области

как части законодательства Российской Федерации

Развитие и формирование законодательства Новгородской области осуществляется в тесной взаимосвязи с историей становления и развития Российской Федерации как федеративного государства. Начавшееся 17 лет назад реформирование государственного устройства Российской Федерации в настоящее время все еще продолжается. Федеративные отношения очень важны для создания стабильной экономической и правовой системы, демократического, централизованного управления государством, обеспечения территориальной целостности и нерушимости государственных границ. Современная Российская Федерация - государственное по своей природе объединение всех ее субъектов, которое возникло и развивалось как единое многонациональное государство с многовековой историей.

За последние полтора десятилетия Новгородская область как субъект Российской Федерации стала активным участником формирования Российского федеративного государства путем осуществления системного целостного правотворчества, правоприменения и мониторинга отечественного правового пространства. Постоянная смена политических процессов и сопутствующие им изменения предопределяют серьезную законотворческую деятельность на региональном уровне.

Начальный этап формирования законодательства Новгородской области характеризуется принятием ряда необходимых нормативных правовых актов, основанных на базовых демократических ценностях, заложенных в Конституции Российской Федерации. Тесное сотрудничество и взаимопонимание всех уровней и органов власти позволили выработать единую экономическую политику области, определить приоритеты и основные направления её работы, обеспечить стабильность областной законодательной базы. Как важнейший нормативный правовой акт Новгородской области, который положил основу последующего становления регионального законодательства, 3 сентября 1994 года был принят Устав Новгородской области (далее - Устав области), имеющий высшую юридическую силу на всей территории области в рамках собственных полномочий, закрепляющий конституционный статус субъекта, основы политического, экономического, финансового, социального и территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления Новгородской области, герб и иную собственную символику.

Главное значение основного областного закона состоит в том, что он законодательно закрепил не урегулированные в то время на федеральном уровне вопросы, касающиеся региональной политики и жизнедеятельности населения, восполнил пробелы в правовом регулировании общественных отношений.

Наиболее важным стало определение статуса Новгородской области как равноправного субъекта Российской Федерации, заложены необходимые основы организации государственной власти Новгородской области, основы административно-территориального устройства, основы формирования и развития областного законодательства.

Особое значение имеет определение в Уставе области особенностей создания, деятельности и функционирования законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области, а также признание местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Государственную власть в Новгородской области осуществляют образуемые в соответствии с Уставом области органы государственной власти Новгородской области. Законодательный (представительный) и исполнительные органы государственной власти Новгородской области самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия. Также, в соответствии с федеральным законодательством на территории Новгородской области осуществляют деятельность федеральные суды, мировые судьи и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Государственная власть в Новгородской области осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Новгородской области.

Жители Новгородской области наделены Уставом области правом осуществления своей власти непосредственно через референдум, выборы, а также через органы государственной власти и местного самоуправления Новгородской области.

Устав области устанавливает, что административным центром области является город Великий Новгород и в состав Новгородской области входят двадцать один административный район.

Основным законом Новгородской области провозглашается свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров и услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, равенство и защита всех форм собственности.

Важнейшими задачами Устава области являются обеспечение самостоятельности регионального законодательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации и обеспечение соответствия региональных нормативных правовых актов указаниям нормативных правовых актов более высокой юридической силы, прежде всего - Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов. В связи с проведением постоянной системной работы в области совершенствования федерального законодательства, в Устав области было внесено несколько изменений, не носящих глобального характера, в основном указанные изменения вносились с целью приведения в соответствие норм областного законодательства с Федеральным законом от 6 декабря 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части разграничения полномочий Российской Федерации и её субъектов, конкретизации конституционных норм, предусматривающих порядок формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определения круга полномочий этих органов, повышения качества взаимоотношений между органами государственной власти регионального уровня, а также в части унификации регионального законодательства.

Устав Новгородской области характеризуется как основополагающий, стабильный, устойчивый нормативный правовой акт, принятый первым в истории Новгородской области.

Важной вехой начала становления законотворческого процесса Новгородской области стало принятие областного закона от 06.01.95 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области» (далее - областной закон № 9-ОЗ). Указанный областной закон был принят практикой опережающего законотворчества, исходя из права данного федеральным законодателем субъектам Российской Федерации осуществлять по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, собственное правовое регулирование. Областной закон № 9-ОЗ установил виды нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области, общий порядок их подготовки, требования к оформлению, порядок внесения, опубликования, вступления в силу, действия и систематизации, проведения их экспертизы, что позволило повысить качество законодательных актов и упорядочить нормотворчество.

Областной закон № 9-ОЗ претерпевал многие изменения, в частности была принята его новая редакция. Но все изменения были направлены на улучшение и повышение эффективности процедуры принятия нормативных правовых актов. Например, в новой редакции удачно определено, что областные законы, нормативные правовые акты областной Думы и Администрации области вступают в силу со дня, следующего за днем их официального опубликования, если в самих актах не установлен иной срок вступления в силу. Ранее, данная норма предполагала вступление в силу со дня официального опубликования, что порождало трудности для правоприменителей. Наличие в законодательстве Новгородской области основополагающего областного закона, определяющего статус нормативных правовых актов, значительно упрощает работу органов государственной власти Новгородской области, снимает многие вопросы в правоприменении, а также во взаимоотношениях с контролирующими органами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах федерального закон (1)

    Закон
    В Новгородской области сформирована система законодательства, регулирующая различные сферы общественных отношений, заложена основа осуществления мониторинга областного законодательства.
  2. Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах федерального закон (2)

    Закон
    В Новгородской области сформирована система законодательства, регулирующая различные сферы общественных отношений, заложена основа осуществления мониторинга областного законодательства.
  3. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году»

    Доклад
    Кризисная ситуация не обошла стороной наших граждан: потеря работы, уменьшение заработной платы, невозможность выплаты кредитов и строительства жилья.
  4. Российская Федерация Новгородская область уполномоченный по правам ребенка в новгородской области доклад

    Доклад
    «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году».
  5. Вестник адвокатской палаты Новгородской области Выпуск №3

    Документ
    В этом, 2004 году, мы отмечаем юбилей адвокатуры России. 140 лет назад результатом проводимой в России судебной реформы стало утверждение положения о присяжных поверенных.

Другие похожие документы..