Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель практики - закрепление и расширение знаний, полученных при изучении дисциплин “Материалы и элементы электронной техники”, "Твердотельная эл...полностью>>
'Темы рефератов'
Анимационный менеджмент как система управления, его объект и субъект системообразующий фактор. Характеристика анимационного менеджмента как части общ...полностью>>
'Публичный отчет'
Проблема интеграции Украины в мировое сообщество имеет многоаспектный характер и может рассматриваться с различных точек зрения. Одним из вопросов, т...полностью>>
'Публичный отчет'
Учет материальных запасов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по бухгалтерскому ...полностью>>

О. И. Крупенчук стихи для развития речи

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О. И. Крупенчук

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Рекомендовано

Комитетом по образованию

Санкт-Петербурга

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ЛИТЕРА

Санкт-Петербург 2003

УДК 376 К84

Рецензенты:

М.И.Никитина — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;

С.И.Титова — методист кабинета коррекции развития ребенка СПбГУПМ;

С.Б.Яковлев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена

Крупенчук О.И.

К84 Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 64 с: ил.

ISBN 5-94455-119-4

В книге приводятся стихи для закрепления звуков в речи ребенка, а также ряд языковых игр и упражнений для развития мелкой и артикуляционной моторики. Рекомендуется родителям и педагогам.

УДК 376

© Издательский Дом «Литера», 2003
ISBN 5-94455-119-4 © Крупенчук О. И., 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие родители!

Если у вашего ребёнка хорошая речь и он выговаривает все звуки, используйте это пособие для общего его развития. Различные упражнения, приводимые здесь, помогут развить интеллект ребёнка, улучшить координацию движений, а стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.

Если же у вашего ребёнка нарушено произношение каких-либо звуков или он вообще плохо говорит, проконсультируйтесь с логопедом, прежде чем начинать учить стихи. Помните: то, что родители считают «детской речью», на самом деле может быть серьёзным речевым дефектом.

Звук в этом случае нужно сначала вызвать, а потом закреплять (автоматизировать). Поэтому когда ребёнку стоит начинать учить то или иное стихотворение, пусть лучше подскажет специалист. А движения, сочетаемые с речью, можно делать и самим.

Педагоги, работающие с дошкольниками (воспитатели, логопеды), найдут в пособии упражнения для занятий с группой детей и для индивидуальных занятий.

Стихи на звуки написаны так, чтобы их удобно было использовать в условиях коррекции звукопроизношения: после названия указываются те звуки, которые предполагается отрабатывать на материале этого стихотворения.

Иллюстрации, представленные в книге, дети могут раскрашивать цветными карандашами. Это укрепляет руку ребёнка, готовит её к письму.

Часть I ДВИЖЕНИЯ, СОЧЕТАЕМЫЕ С РЕЧЬЮ

1. МАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.

Противопоказания к массажу ладоней, самомассажу лица и шеи:

  • грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;

  • фурункулёз.

При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию:

щётки, мячи, грецкие орехи, эспандеры, верёвка с узлами.

Гладь мои ладошки, ёж

Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог (рис. 1):

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами (рис. 2):

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку — по движению на каждый ударный слог стиха.

Мне дала синичка хрупкое яичко

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.

Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —

этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда (рис. 3).

И снесла яичко

Умница-синичка, —

взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —

Так у птиц заведено.

С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней — одна сверху, другая снизу (рис. 4).

2. БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА

Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):

Я сожму своё кольцо —

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну

И восьмёркой заверну.

Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.

3. ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8—16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:

Я хватаюсь за верёвку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы её беру

И играю поутру, —

хватаясь за узел на каждый ударный слог (рис. 6). Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.

Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.

4. КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

Соединение одноимённых пальцев двух рук

Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноимённые пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.

МЫ КАТАЛИСЬ (указательные — рис. 7)

НА КАЧЕЛЯХ (средние - рис. 8),

НАС КРУЖИЛИ (безымянные — рис. 9)

КАРУСЕЛИ (мизинцы — рис. 10).

МЫ УСТАЛИ, МЫ УСТАЛИ (большие пальцы «обнимаются»).

ОХ(руки ложатся на колени)!


Другой вариант:

ДЯТЕЛ! ДЯТЕЛ (указательные — рис. 7)!

ТУК! ТУК! ТУК (средние - рис. 8)!

ЭЙ, ПРИЯТЕЛЬ (безымянные - рис. 9)!

Я НЕ ЖУК (мизинцы — рис. 10)!

ТЫ НЕ ЖУК (указать двумя указательными пальцами вперёд)?

ТОГДА — ПОКА (помахать рукой на прощание)!

НО ПОХОЖ ТЫ НА ЖУКА (погрозить указательным пальцем)!

Здравствуй пальчик, старший брат

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный (рис. 11), средний (рис. 12), безымянный (рис. 13), мизинец (рис. 14), снова мизинец, безымянный, средний, указательный.

После двустишия — смена руки.

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Варианты стихов:

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

Шли мы как-то по дороге.

Видим: ходят чьи-то ноги.

Смотрим выше: кто же он?

Это серый толстый слон.

Ухнул филин на суку,

У него болит в боку.

А у зайца сердце в пятки,

В лес удрал он без оглядки.

5. НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ

Данные упражнения:

  • снимают напряжение мышц шеи и плеч;

  • вызывают прилив крови к речевым органам;

  • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.

ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз — рис. 15).

ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!

ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево — рис. 16):

ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.

ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам — рис. 17)

НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.

ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.

И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами — рис. 18):

ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.

И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) —

НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.

ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) -

ИВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.

6. НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

  • перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

  • движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

  • стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

  • удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

  • ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

  • темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней - рис. 19)

И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки), И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам — рис. 20).

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди — рис. 21),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки — рис. 22),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — рис. 23).

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу — рис. 24).

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд - рис. 25),

РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта — рис. 26),

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам — рис. 27).

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28), ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу — рис. 29).

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе — рис. 30).

ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе — рис. 31).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 32) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с отгягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

7. НА НОГАХ НОСКИ И ПЯТКИ ТОЖЕ ПРОСЯТ ФИЗЗАРЯДКИ

Упражнений для рук в наших занятиях и так достаточно. Для разнообразия и развития общей моторики предлагается следующий комплекс (его можно выполнять и сидя).

МЫ НОСКАМИ ПОСТУЧИМ (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на

каждый слог),

МЫ ПОСТАВИМ ПЯТКИ (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги), ВОТ МЫ ХОДИМ, КАК МЕДВЕДЬ (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу), СКАЧЕМ, КАК ЗАЙЧАТКИ (подскоки на носках на двух ногах). ВОТ КОЗЛЁНОК НА ЛУГУ (ноги врозь/скрестно), ВОТ МАШИНА ЕДЕТ (руки «рулят»), А ЗА НИМИ МЧИТСЯ ГУСЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (упражнение «Велосипедик»).

8. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

Сказка «у бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую

щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе;

упражнение делаем с голосом).

Повторение ритмов

Если ребёнок с трудом проговаривает длинные слова — пропускает, не договаривает слоги, переставляет звуки и т. п., — стоит поупражнять его в повторении ритмов.

ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИТ -ЭХО ТОЧНО ПОВТОРИТ.

Взрослый отстукивает ритмы, а ребёнок повторяет (отхлопывает).

. . ; . . .;...;. ...;... . ; . . . . ; .

9. ИГРЫ

Игры с карточками позволяют взрослым как проверить знания ребёнка, так и потренировать его на определённых заданиях. Разумеется, сначала нужно объяснить, что означает каждый рисунок, дать примеры правильных ответов.

Карточки лежат картинками вниз. Ребёнок выбирает любую, переворачивает её, и мы играем в ту игру, которую он «выбрал».


Образцы заданий к карточкам-символам

1. Предлоги (рис. 33)

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?

Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».

Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится. Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития малокомплектного сельского детского сада 2009-2012 гг с приложениями Паспорт разработки

    Программа
    Направление Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКЛА» - Ф.И.О. авторов, должность – Быкова Зоя Федоровна, заведующий, Недуха Валентина Александровна,
  2. Л. Г. Развитие речи «уроки риторики». Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с. Ключевые слова: логопедическая гимнастика Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие

    Урок
    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. - М.: Гном-Пресс; Новая школа, 1 .
  3. Передрий Танзиля Фанисовна, учитель-логопед Излучинского мдоу центра развития ребёнка д/с сказка

    Сказка
    В современных социально-экономических условиях жизни страны возрастают требования к системе дошкольного образования, направленной на обучение, воспитание, развитие и психолго-педагогическую поддержку детей со специальными нуждами.
  4. Курс: III, группа 325 гумерова марина фанилевна курсовая работа

    Курсовая
    Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
  5. Творческий отчет воспитателя логопедической группы ма доу центра развития ребенка детского сада №137 Мощанецкой В. В

    Публичный отчет
    Образование: высшее. Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, факультет дошкольной педагогики и психологии, преподаватель дошкольной педагогики и психологии,

Другие похожие документы..