Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Министерство образования и науки Украины, Донецкий национальный технический университет и Донецкая областная государственная администрация 19-21 мая ...полностью>>
'Доклад'
р. Школьная спортивная лига Городской 8 класс 3 место 8 Первенство города по баскетболу среди девушек 1995-1997г....полностью>>
'Документ'
С момента вхождения в Европейское Экономическое Сообщество (ныне ЕС) 1 января 1986 года Португалия превратилась в страну с многосекторной развитой и ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «10» ноября 2006 г. в «10.00» часов на заседании диссертационного совета Д.005.010.01 при Институте истории, археологии и этнографии...полностью>>

Составители: Кунакова К. У., Кабдолова К. Л., Карбаева Ш. Ш., Токбергенова У. К., Айдарова З. Ш., Алдибаева Т. А., Ауельбекова Г. Д., Жумагулова К. А., Жусанбаева Г. М

Главная > Инструктивно-методическое письмо
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Современные социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашем государстве и в мире, требуют от подростающего поколения обладания широкими знаниями в сфере общественных наук. Демократизвция общественной жизни, построение основ правового государства и гражданского общества диктуют необходимость овладения школьниками всем богатством мировой общественной мысли.

В условиях глобализации и становления плюрализма как формы общественного сознания особое значение приобретает воспитание казахстанского патритизма, формирование гражданской позиции у подрастающего поколения, что обусловливает необходимость знания истории и достижений отечественной социально-политической мысли.

Содержание образования по обществознанию должно дополниться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правоовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

Основной целью преподавания курса обществоведения является обучение школьников основам знаний о человеке, обществе, природе, формирование навыков и умений применять полученные знания в жизни, воспитание у учащихся гражданской позиции и патриотизма и исознания национальных и общечеловеческих ценностей.

Согласно действующему Государственному общеобязательному стандарту среднего общего образования (ГОСО), утвержденному приказом МОН РК № 693 от 24.09.2002 г. с 2005-2006 учебного года введен новый предмет под названием «Основы обществознания», который состоит из трех основных курсов, предназначенных для изучения в 9-11 классах общеобразовательной школы.

Основными задачами обучения основам обществознания являются:

  • формирование у учащегося научного взгляда на окружающий мир, чтобы на его основе он мог выбрать будущую профессию, соответствующую своим склонностям и способностям;

  • правильная ориентация в политико-правовой ситуации, складывающейся в обществе, выработка активной гражданской позиции на происходящее в нем события, занятие общественной деятельностью;

  • знание и привитие уважения к общечеловеческим и национальным ценностям, умение культурно общаться с людьми на производстве, общественных местах и семье;

  • умение решать личные социальные проблемы, создание семьи, ведение правильный образ жизни, слежение за своим здоровьем.

Краткая характеристика курсов:

1. «Человек. Общество. Право», 9 класс. Минимальный объем нагрузки курса в соответствии с ГОСО-2002 и образовательной основной программой, утвержденной приказом МОН РК от 12.05.2004 г. № 403 должен составить не менее 68 часов, где материалы по правоведению занимают примерно 1/3 общего объема.

В 2009-2010 учебном году на основе Приказа Министерства образования и науки РК № 353 от 22 июля 2009 года в 9 классах общеобразовательных школ в неделю 1 раз вводится факультативный урок «Основы религии». Для организации учебного процесса факультативного урока рекомендуется использовать учебник Г. Есимова «Основы религии», «Білім», 2007.

2. «Основы обществознания», 10 класс профильной школы общественно-гуманитарного направления. Минимальный объем нагрузки курса в соответствии с ГОСО-2002 и образовательной основной программой, утвержденной приказом МОН РК от 18.10.2005 г. № 672, должен составить не менее 34 часа.

3. «Основы обществознания», 11 класс профильной школы общественно-гуманитарного направления. Минимальный объем нагрузки курса в соответствии с ГОСО-2002 и образовательной основной программой, утвержденной приказом МОН РК от 18.10.2005 г. № 672, должен составить не менее 68 часов. Курс является продолжением курсов «Человек. Общество. Право» и «Основы обществознания», что изучаются, соответственно, в 9 и 10 классах и представляет собой усложненный вариант.

4. «Человек и общество», 11 класс профильной школы естественно-математического направления. Минимальный объем нагрузки курса для 11-класса профильной школы естественно-математического направления «Человек и общество» в соответствии с действующим Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования и образовательной основной программой, утвержденной приказом МОН РК от 18.10.2005 г. № 672, должен составить не менее 68 часов. Курс представляет собой специфический вариант и является продолжением курса «Человек. Общество. Право» для 9 класса. Содержание образования подобрано по принципу преемственности образования, и тем самым, с курсом «ЧОП» составляет единое целое. Разница с курсом «Основы обществознания» заключается в том, что изучение курса «Человек и общество» в 10 классе не предусмотрено, из-за иного распределения часов для образовательной области, чем в школах общественно-гуманитарного направления и связующие материалы сосредоточены в первой главе.

В курсах «Основ обществознания» для 11 класса общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений сосредоточена необходимая информация о человеке, обществе и природе, их взаимоотношениях – то, что обязан знать каждый сознательный человек. В учебниках помещены научные сведения, которые могут помочь молодому человеку стать активным членом гражданского и правового общества, усвоить, соотвественно с велением времени, национальные, общечеловеческие и демократические ценности, стать сознательным гражданином, имеющим свои четкие позиции и взгляды на происходящие вокруг события. Предложенные для изучения блоки знаний помогут ученикам, вне зависимости от их профессии, социального или материального положения, на необходимом уровне осуществить свою деятельность, объективно оценивать сложные ситуации и находить правильное решение. Выпускники профильных школ должны освоить материалы, не только на уровне научных понятий, теорий и концепций, но и научиться вникать в сущность проблемы, обяснять причины явлений, анализировать процессы, прогнозировать будущее.

Характерной особенностью блока знаний, сконцентрированного в учебниках, является то, что они сгруппированы по разделам философии. В связи с увеличением учебного времени в профильной школе общественно-гуманитарного направления философские материалы представлены шире, чем в курсе, предназначенном для изучения в профильных школах естественно-математического направления, и включают блоки знаний по социологии, экономике, политике и культуре. Ученики получат обширную информацию о цивилизациях прошлого и современности, где они представлены отдельной темой, занакомятся общими закономерностями развития обществ, демократическими ценностями. Учителю рекомендуется особое сосредоточение внимания духовным основам цивилизации, что являются главными движущими факторами обществ.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Курсы по выбору – курсы, выбранные учащимися с согласия родителей, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.  Курсы по выбору выполняют три основные функции: дополняет содержания профильного курса; развивает содержание одного из базисных курсов; удовлетворяет познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Число курсов по выбору, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется  большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна (прежде всего, за счет курсов по выбору) дополнительная внутрипрофильная специализация (например, правоведение в рамках общественного профиля).

Рекомендуются следующие курсы по выбору и прикладные курсы в 10-11 классах:

Основы демократии – 34 часа;

Граждановедение – 34 часа.

Основы религиеведения – 34 часа;

Человек и экономика – 34 часа;

Логика – 34 часа;

Основы философской этики – 34 часа.

ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Согласно действующему Государственному общеобязательному стандарту среднего общего образования, утвержденного приказом МОН РК от 24.09.2002 г. № 693, с 2006-2007 учебного года вводится новый предмет под названием «Основы правоведения», который состоит из трех основных курсов, предназначенных для изучения в 9-11 классах общеобразовательной школы.

В базисный учебный план средней школы предмет «Основы правоведения» входит как один из составляющих государственного компонента. Содержание предмета представлено курсами как общекультурного, так и общегосударственного значения. В основной школе (в 9 классе) предмет представлен интегрированным курсом «Человек. Общество. Право». Курс рассчитан на 68 часов, где материалы правоведения занимают 1/3 объема учебника.

Объектами изучения предмета «Основы правоведения» являются Конституция Республики Казахстан, правовая система Республики Казахстан, основы отраслей права, права человека, деятельность суда, прокуратуры и других правоохранительных органов, проблемы построения правового государства, правовая культура, правовые отношения между гражданином и государством.

С введением ГОСО-2002 «Основы правоведения» представлены как самостоятельный учебный предмет, входящий в структуру «Обществоведение», который представляет собой одну из базовых образовательных областей. Предметный стандарт по «Основам правоведения» в школе дает возможность обучения школьников самому необходимому из блока правоведческих знаний, тому, что нужно знать рядовому гражданину, независимо от его социального, имущественного или иного положения. В условиях современной правовой реальности, в период построения правового государства важно не только иметь в достаточном объеме правовые знания, но и уметь применять их на практике. Также необходимо повышение правовой культуры молодежи, соблюдение требований законности и правопорядка среди молодежи, и, наконец, любой гражданин должен уметь защищаться от произвола, с чьей бы стороны он не совершался.

Главная цель – формирование активной, всесторонне развитой личности, воспитание патриота, способного в будущем обеспечить процветание нашего государства.

В соответствии с целями обучения предмета «Основы правоведения» сформулированы следующие задачи:

  • формирование в сознании учащихся научной картины мира;

  • воспитание категориального мышления учащихся;

  • формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного обучения и массовой информации;

  • формирование понимание процессов, происходящих в современном обществе;

  • совершенствование полученных на начальной ступени обучения знаний о теории права, о политико-правовой системе государства;

  • изучение Конституции Республики Казахстана;

  • знакомство учеников с основными разделами права: конститутционным, гражданским, административным, семейным, трудовым, уголовным.

Краткая характеристика курсов:

1. 10-11 классы профильной школы общественно-гуманитарного направления.

Название курса – «Правоведение». Минимальный объем нагрузки в соответствии с ГОСО-2002 и образовательной основной программой, утвержденной приказом МОН РК от 18.10.2005 г. № 672, должен составить не менее 68 часов (34+34).

2. 10 класс профильной школы естественно-математического направления.

Название курса – «Основы права». Минимальный объем нагрузки курса в соответствии с ГОСО-2002 и образовательной основной программой, утвержденной приказом МОН РК от 18.10.2005 г. № 672, должен составить не менее 34 часов.

«Основы правоведения» представляет собой самостоятельный предмет и является продолжением курса «Человек. Общество. Право», который изучается в 9 классе. В нем представлена информация об основах отраслей права, которая раскрывается на уровне основных принципов отраслей права: конституционного, гражданского, административного, семейного, трудового и уголовного права, предоставляя каждому гражданину необходимый объем знаний по предмету. Отдельными темами также представлены гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право, правовые основы организации деятельности правоохранительных органов. Материалы раскрываются на примере развития Республики Казахстан в период ее независимости.

Целью изучения предмета на этом уровне является усвоение основ отраслей права как науки, овладение научными методами познания, подготовка школьников к выполнению ориентировочной конструктивной деятельности во всех областях.

Выпускники средней школы должны освоить материалы не только на уровне конкретных статей Конституции, законов Республики Казахстан, правильного толкования правовых понятий, но и научиться вникать в сущность проблемы, объяснять причины явлений, анализировать процессы, и, главное, уметь пользоваться ими на практике.

Построение правового общества – это главная политическая цель, которую Республика Казахстан ставит перед собой, ибо будущее нации зависит от утверждения демократических приоритетов в обществе. Курс, избранный Казахстаном на построение социального, гражданского и правового государства и демократизации общества, выводит на первый план изучение основ правоведения в общеобразовательной школе как одного из самых актуальных предметов, так как от сегодняшнего состояния правового обучения зависит построение цивилизованного общества в будущем.

Изучение курса «Правоведение» для 10-11 классов профильной школы общественно-гуманитарного направления осуществляются в расширенном варианте, по учебникам и УМК нового поколения, выполненным авторским коллективом во главе с А.Ибраевой.

Изучение курса «Основы права» для 10-класса профильной школы естественно-математического направления осуществляется в сокращенном варианте, по учебнику и УМК нового поколения, выполненным авторским коллективом во главе с О.Копабаевым.

4. Факультативы по основам правоведения. Гражданское и правовое образование и воспитание способствуют развитию основ, навыков, умений и компетентности учащихся, необходимых для понимания ими своих гражданских прав и обязанностей, формирования навыков критического мышления, гражданского самосознания. В целях совершенствования знаний учащихся по правовому и гражданскому образованию, повышения интереса к участию в жизни общества, рекомендуется ведение факультативного курса по правовому и гражданскому образованию объемом 34 часа в учебном году в 5-9 классах.

5. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

 Курсы по выбору – курсы, выбранные учащимися с согласия родителей, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.  Курсы по выбору выполняют три основные функции: дополняет содержания профильного курса; развивает содержание одного из базисных курсов; удовлетворяет познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Число курсов по выбору, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется  большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна дополнительная внутрипрофильная специализация.

Рекомендуются курсы по выбору и прикладные курсы в 10-11 классах:

Правовое общество в Казахстане – 34 часа;

Основные права человека – 34 часа;

Человек и закон – 34 часа;

Основы правовой этики – 34 часа.

Перечень учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в организациях общего среднего образования, определен приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 160 от 3 апреля 2009 года.

9 класс

Человек. Общество. Право. Учебник К.Жукешев, Г.Сапаргалиев, Г.Асанбекова для 9 класса средней общеобразовательной школы. – Алматы: Мектеп, 2009.

Человек. Общество. Право. К.Жукешев, О.Лактионова, Г.Бейсебекова. Дидактические материалы для 9 класса средней общеобразовательной школы. – Алматы: Мектеп, 2009.

Человек. Общество. Право. К.Жукешев, О.Лактионова, Г.Бейсебекова. Хрестоматия для 9 класса средней общеобразовательной школы. – Алматы: Мектеп, 2009.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

В 2009-2010 учебном году изучение предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в 5-6 классах, а также предмета «Искусство» в 10-11 классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК по предмету, утвержденного приказом МОН РК за № 693 от 24.09.2002 г. Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказом МОН РК № 160 от 3 апреля 2009 г. Согласно пункту 9.3 Государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан обеспеченность учебного процесса УМК (в том числе учебниками нового поколения), печатными пособиями, техническими средствами обучения и т.д. осуществляется администрацией школы и местными органами управления (департаментами) образования.

Изучение предметов культурологического цикла осуществляется в следующих направлениях:

1. Общее художественно-эстетическое развитие учащихся. Для этой группы рекомендуется определить объем часов в неделю по «Изобразительному искусству» и «Музыке» по 1,5 недельному часу в 5-6 классах.

2. Оптимальное развитие творческих способностей учащихся, проявивших желание и склонности в области изобразительного и музыкального искусства, желающих продолжить образование в вузах художественного, музыкального, искусствоведческого профиля. Для этой группы рекомендуется определить объем часов в неделю по «Изобразительному искусству» и «Музыке» от 2 до 4 часов в неделю в 5-11 классах.

3. Культурологическое развитие, направленное на формирование компетентностей учащихся: анализировать окружающую культурную жизнь, формировать мировоззрение, отношение к действительности, нравственные принципы, ценностное отношение к культурному наследию, духовно-нравственную творческую личность.

Согласно Типовому учебному плану в старших классах общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления изучается предмет «Искусство» по 2 часа в 10 классе, 2 часа в 11 классе. В рамках проводимой реформы казахстанского образования продолжает проводиться профилизация старшей ступени школы. Нормативные положения этого процесса очерчены в Государственном общеобязательном стандарте образования (2002).

Ниже приводятся характеристики базовых учебных предметов и перечень учебни­ков для всех типов школ.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Главные цели обучения предмета «Изобразительное искусство» – развитие индивидуальных способностей учащихся, образного восприятия мира и произведений искусства; углубление и обогащение эмоциональной сферы чувств; формирование художественно-творческих способностей. Основная функция предмета «Изобразительное искусство» в начальных классах заключается в художественном воспитании школьника, дающее развитие его природных способностей.

Основные учебно-воспитательные задачи предмета:

  • развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, формировать творческую индивидуальность;

  • закладывать необходимый объем первоначальных знаний о законах композиции, цветоведения, пропорций, объема, перспективы, светотени, разнообразии техник;

  • формировать пространственные представления, художественно–образное восприятие действительности, чувство гармонии цветового богатства;

  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

На основной ступени образования в школе закладываются практические основы навыков учащихся по композиции, живописи, графике, лепке, декоративно-прикладному искусству.

Объем учебной нагрузки в каждом классе составляет по 1,5 часа в неделю, по 51 часу в учебном году.

В 2009-2010 учебном году во всех типах общеобразовательных школ обучение музыке в 5-6 классах проводятся по следующим учебным программам, учебникам и учебно-методическим пособиям:

Программы для 5-6 классов по изобразительному искусству. – Алматы: РОНД, 2003.

МУЗЫКА

Цель обучения предмета «Музыка» – формирование музыкальной культуры учащихся, воспитание средствами музыки одухотворенной творческой личности, развитие у детей ассоциативной фантазии, развитие целостного представления о развитии музыкальной культуры путем изучения традиционного и современного искусства казахского народа, шедевров мировой культуры; воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование исполнительского репертуара учащихся.

Задачи уроков музыки в основной школе: воспитание интереса к музыкальному наследию, аналитическое слушание и определение основных жанров профессиональной музыкальной культуры, способности эмоционального сопереживания. Обогащение музыкальных впечатлений учащихся, приобретение сведений о музыкальной истории, выработка практических навыков, развитие музыкальных способностей, творческой активности – реализуются в процессе музыкальной деятельности учащихся.

Главная задача тесно связана с принципом творческого подхода и идеей развивающего обучения и предполагает активное использование на уроках различного рода музыкальных игр, импровизаций, сочинение мелодий, создание темброво-ритмического аккомпанемента к исполняемой музыке, выражение музыкальных впечатлений через другие виды искусства (рисование, танцы и пантомима, сочинение сказок и стихов).

Объем учебной нагрузки: по 51 часу в каждом классе по 1,5 часа в неделю (рекомендуется в первом полугодии выделять на уроки музыки по 2 часа в неделю, во втором полугодии – по 1 часу в неделю).

В 2009-2010 учебном году во всех типах общеобразовательных школ обучение музыке в 5-6 классах проводятся по следующим учебным программам, учебникам и учебно-методическим пособиям:

5 класс

1. Программы для 5-6 классов по музыке. – Алматы: РОНД, 2003.

2. Жайымов. А., Искаков Б., Саильянц Е., Елеманова С., Сарсенбаев Ж. Музыка. – Алматы: Атамура, 2005.

ИСКУССТВО

Цель обучения предмету – формирование личности старшеклассника силой воздействия различных видов искусства с опорой на его закономерности.

Задачи преподавания по предмету «Искусство» (отечественной, зарубежной и современной художественной культуры) состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с шедеврами отечественного и зарубежного искусства на уроке, на внеклассных занятиях и во внешкольной жизни, обогащать их духовный мир, развивать у учащихся понимание искусства, способность быть слушателем, зрителем, читателем. С этой целью дать сумму знаний и раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития художественной культуры; помочь овладеть языком искусства, воспитывать любовь к искусству своей Родины и чувство уважения к мировому искусству.

Программа и методика преподавания отечественной, зарубежной и современной художественной культуры требуют использования знаний, умений, впечатлений, полученных учащимся по литературе, истории, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, музыке в младших и средних классах, обобщают, углубляют эти знания и впечатления.

Главной идеей программы по предмету «Искусство» является изучение основ казахской художественной культуры как самоценного явления, представляющего неотъемлемую часть мировой художественной культуры. Культурное наследие номадов, искусство Востока, Западной Европы и России – таков логический стержень курса, который должен дать учащимся целостное представление о мировой художественной системе. Принципы построения программы, ее содержание, методическая система преподавания имеют цель использовать силу воздействия различных искусств в их комплексе для формирования личности старшеклассника, его нравственных убеждений, эстетической воспитанности, составляющих основу мировоззрения и жизненной позиции. Всё содержание образовательной области «Искусство» должно быть направлено на воспитание творческой личности, способной преобразовывать окружающий мир.

При обучении предмета «Искусство» в 10 классе следует использовать программу «Искусство» для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ТЕХНОЛОГИЯ

Обучение предмету «Технология» в 5-11 классах общеобразовательных школ Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования Республики Казахстан и учебным программам, утвержденным приказами МОН РК № 148 от 11.03.2003 г., № 405 от 12.05.2004 г., № 672 от 18.10.2005 г.:

1. Программы для 5-7 класса общеобразовательной школы.– Алматы: РОНД, 2003.

2. Программы для 8-9 классов общеобразовательной школы.– Алматы: КАО, 2004.

При изучении предмета «Технология» в 2009-2010 учебном году согласно приказу МОН РК за № 160 от 3 апреля 2009 г. в общеобразовательных школах рекомендуется использовать следующие учебники и УМК:

5-7 классы

Технология. К.Устемиров, Б.Калназаров, Г.Чимекеева, М.Ирсимбетов. – Алматы: Атамұра, 2005.

8 класс

Технология (для девочек). Е.Ермилова, И.Товченик. – Алматы: Мектеп, 2008.

Технология (для девочек). Методическое руководство. Е.Ермилова, И.Товченик. – Алматы: Мектеп, 2008.

Технология (для девочек). Дидактические материалы. Е.Ермилова, И.Товченик. – Алматы: Мектеп, 2008.

Технология (для мальчиков). Ю.Моряков, Г.Жаримбетова, А.Халендеров. – Алматы: Мектеп, 2008.

Технология (для мальчиков). Методическое руководство. Ю.Моряков, Г.Жаримбетова, А.Халендеров. – Алматы: Мектеп, 2008.

Технология (для мальчиков). Дидактические материалы. Ю.Моряков, Г.Жаримбетова, А.Халендеров. – Алматы: Мектеп, 2008.

9 класс

Технология (для девочек). Е. Ермилова, И.Товченик. – Алматы: Мектеп, 2009.

Технология (для девочек). Методическое руководство. Е.Ермилова, И.Товченик. – Алматы: Мектеп, 2009.

Технология (для девочек). Дидактические материалы. Е. Ермилова, И.Товченик. – Алматы: Мектеп, 2009.

Технология (для мальчиков). Е.Ермилова, И.Адамкулов, И.Товченник. – Алматы: Мектеп, 2009.

Технология (для мальчиков). Методическое руководство. Е.Ермилова, И.Адамкулов, И.Товченник. – Алматы: Мектеп, 2009.

Технология (для мальчиков). Дидактические материалы. Е.Ермилова, И.Адамкулов, И.Товченник. – Алматы: Мектеп, 2009.

Общеобязательный стандарт по предмету «Технология», утвержденный Министерством образования и науки Республики Казахстан (приказ № 693 от 13.08.2002.), предусматривает изучение 7 ориентировочных вариантов образовательных профильных программ старшей ступени школы (10-11 классы). Это дает школам возможность выбрать один из этих вариантов. В этой связи школы могут организовать различные профильные курсы, содержание которых ориентировано на овладение знаниями, умениями и навыками в различных профессиональных сферах. Согласно общим положениям государственного общеобразовательного стандарта учебного предмета (образовательной области) «Технология» базовое содержание образования курсов для 10-11 классов определяется в зависимости от учебно-материальной базы школы.

Обучение предмету осуществляется на основе утвержденной приказом № 672 от 18.10.2005 г. программе:

Технология. Программы для 10-11 классов общеобразовательной школы // Технология. Программы для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006.

Учебная нагрузка по предмету «Технология» составляет 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в учебном году в каждом классе, по следующим направлениям:

1. «Крестьянская усадьба: строительство, содержание, ремонт». Содержание данного курса может изучаться учащимися как сельских, так и городских школ. При этом для учащихся городских школ за основу изучения берется содержание и ремонт жилой квартиры, а не крестьянской усадьбы.

2. Курс «Технология сельскохозяйственного производства» рассчитан, в основном, на учащихся сельских школ. В процессе изучения данного курса предполагается знакомство с теоретическими и практическими основами ведения сельского хозяйства, с формами организации труда, нормированием труда, особенностями развития рыночной экономики в сельском хозяйстве.

3. Курс «Делопроизводство и машинопись на компьютере» предназначен для подготовки секретарей на предприятиях различных видов деятельности. Данный курс является интегрированным и сочетает в себе отрасли знаний в сфере делопроизводства, научной организации труда, методики овладения профессиональными навыками и умениями компьютерных работ.

4. «Обработка конструкционных материалов на основе производственных технологий». Первый вариант. Изучение основ производственных технологии на основе швейных изделий (для девочек).

5. «Обработка конструкционных материалов на основе производственных технологий». Второй вариант. Изучение основ производственных технологий на основе дерево- или металлообработки (для мальчиков).

6. «Основы предпринимательства». Цель изучения данного курса – максимальное удовлетворение интересов учащихся в сфере малого и среднего бизнеса. Это предполагает освоение основ производственной, коммерческой, финансовой деятельности малого и среднего бизнеса. Курс может изучаться мальчиками и девочками как городских, так и сельских школ.

спубликасының жалпы білім беретін мектептерінің(стандартты(у;

белгілерідайындайтын және арнайы жаттығулардың әр түрлі қосқанд

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И НВП»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Исходя из основных положений Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан в качестве цели образовательной области «Физическая культура» выделено: укрепление здоровья, формирование знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, гармоническое развитие личности в соответствии с задачами нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Основные задачи обучения предмету:

  • ознакомить учащихся с основными видами физических упражнений, способстующих формированию жизненно важных двигательных навыхов, повышению двигательно – познавательной активности;

  • способствовать овладению учащимися основными видами двигательных действий и физических упражнений, направленных на формирование культуры движения и укрепления здоровья;

  • формировать знания в области физического воспитания и здорового образа жизни;

  • воспитать физические качества за счет совершенствования техники упражнений, составляющих содержательную основу массовых видов спорта.

Объем учебной нагрузки в каждом классе составляет по 3 часа неделю и 102 часа в учебном году и проводится раздельное обучения мальчиков и девочек в 5-11 классах с наполняемостью групп не менее 10-12 человек (приказы МОН РК № 505 от 27.06.2001 г., № 352 от 30.04.2002 г. и № 35 от 29.05.2003 г).

На уроках чаще всего реализуется учебные цели, охватывающие практически весь объем педагогических задач. Необходимо более детально и систематизировано составлять технологию обучения упражнениям подготовительного и подводящего характера, а также специально-физического профиля. Ученику следует оказывать строго квалифицированную помощь. Показ и разъяснение ошибок, пути устранения ошибок, как практические структуры реализации образовательных задач, будут содействовать многому: обеспечивать эффективность индивидуальной работы педагог с учеником, стимулировать его побуждения к самообразованию.

Вариативное содержание программ составлено с учетом особенностей места расположения и материальной базы школы, возможностей учителя и интересов учащихся. В вариативной части предусмотрена организация индивидуальных занятий с учащимися. Обновления вариативной части программных материалов нацеливает учителя на расширение объемного и тематического содержания уроков, выработку оптимальной стратегии функционального воздействия на учащихся, внедрение нестандартных способов проведения уроков, применение более активных творческих методов обучения, учитывающих специфику преподавания физического воспитания, а, следовательно, и нормирования групповых и индивидуальных физических нагрузок. Особо значимыми остаются уроки по интересам, способствующие формированию сознательной активности, самостоятельности, развитию личности инициативы учащихся.

Организационно-методичеческие требования программы:

  • учитель вправе вносить коррективы, творчески дополнять любой раздел в соответствии с личным опытом и навыками работы в конкретных условиях (при реализации основных требований к учащимся);

  • не требуется соблюдения строгой последовательности при освоении раздела «Гимнастика» подразделы «Общеразвивающие упражнения» и «Ритмическая гимнастика»);

  • учитель планирует занятия в зависимости от конкретных условий, от количества уроков в недельном расписании, в соответствии с подготовленностью учащихся;

  • необходимо наличие списка и описания наиболее доступных подвижных игр с учетом их вляния на развитие тактического мышления учащихся, воспитание физических качеств;

  • необходимо проведение контрольно-зачетных уроков с целью проверки освоения учащимися подвижных игр;

  • занятия ритмической гимнастикой могут быть организованы: а) как самостоятельной урок в форме аэробики, б) как вспомогательная часть урока гимнастики;

  • – эффективность уроков физической культуры оценивается по двум параметрам: а) результаты выполнения отдельных, контрольных учебных нормативов (по выбору учителя); б) выполнение нормативов по Президентским тестам.

В 2009-2010 учебным году обучение предмету «Физическая культура» в 1-11 классах общеобразовательных школ Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобразовательного стандарта общего среднего образования РК и в соответствии с учебными программами, утвержденными приказами МОН РК № 148 от 11.03.2003 г., № 403 от 12.05.2004 г и № 627 от 18.05.2005г.

Физическая культура. Программа для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Алматы: РОНД, 2003 г.

Физическая культура. Программа для 5-7 классов общеобразовательной школы. – Алматы: РОНД, 2003 г.

Физическая культура. Программа для 8-9 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО, 2004 г.

Обучение физической культуре в 10-11 классах осуществляется и на естественно- математическом, и на общественно-гуманитарном направлениях по программе:

Физическая культура. Программа для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО, 2006 г.

При изучении предмета «Физическая культура» в 1-11 классах общеобразовательной школы рекомендуется использовать перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования в 2009-2010 учебном году согласно приказу МОН РК № 160 от 3 апреля 2009 г.

Физическая культура. 1-2 классы. Методическое пособие Г.Маковецкая, Т.Васильченко, О.Меркель. – Алматы: Алматыкітап, 2009.

В регионах республики, где нет возможности проводить полноценные уроки по разделам «Лыжная подготовка» и «Плавание», рекомендуется замена. По решению Педагогического совета школы эти уроки могут быть заменены соответственно кроссовой подготовкой и гимнастикой (ритмической, атлетической, профессионально-прикладной).

«Дни здоровья» проводятся в 3-4 раза в учебном году и организуются в каникулярное время.

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

В 2009-2010 учебном году преподавание предмета «Начальная военная подготовка» в 10-11 классах общеобразовательной школы осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по предмету «Начальная военная подготовка», утвержденного приказом Министра образования и науки РК № 443 от 27.05. 2004 г.

При обучении начальной военной подготовке во всех типах общеобразовательных школ рекомендуется использовать программы согласно приказу Министра образования и науки № 653 от 28.09.2005 г.

Начальная военная подготовка. Программы для 10-11 классов общеобразовательной школы. Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006.

Согласно приказа Министра образования и науки РК № 160 от 3 апреля 2009 года учащиеся 10 класса продолжают обучаться по следующим учебникам и УМК:

10 класс

Начальная военная подготовка. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ (общественно-гуманитарное направление). Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К, ( на каз., рус. языках) – Алматы: Мектеп, 2006.

Начальная военная подготовка. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательных школ (общественно-гуманитарное направление). Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

Начальная военная подготовка. Дидактические материалы. Для 10 класса общеобразовательной школы (общественно-гуманитарное направление). Аманжолов К.Р., Майхиев Д.К., ( на каз., рус. языках) – Алматы: Мектеп, 2006.

Начальная военная подготовка. Рабочая тетрадь. Для 10 класса общеобразовательной школы (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: Мектеп, 2006.

5. Начальная военная подготовка. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ (естественно-математическое направление). Аманжолов К.Р.,Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К,– Алматы: Мектеп, 2006.

6. Начальная военная подготовка. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательной школы (естественно-математическое направление). Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

7. Начальная военная подготовка. Дидактические материалы. Для 10 класса общеобразовательной школы (естественно-математическое направление). Аманжолов К.Р., Майхиев Д.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

8. Начальная военная подготовка. Рабочая тетрадь. Для 10 класса общеобразовательной школы (естественно-математическое направление). Майхиев Д.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

В 11 классе в зависимости от профиля обучения будет использован следующий учебно-методический комплекс, утвержденный приказом Министра образования и науки РК № 187 от 10 апреля 2008 года:

11 класс

Начальная военная подготовка. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ (общественно-гуманитарное направление). Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К. ( на каз., рус. языках) – Алматы: Мектеп, 2007.

Начальная военная подготовка. Методическое руководство для учителей 11класса общеобразовательных школ (общественно-гуманитарное направление). Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К. – Алматы: Мектеп, 2007.

Начальная военная подготовка. Дидактические материалы для 11 класса общеобразовательной школы (общественно-гуманитарное направление). Аманжолов К.Р., Майхиев Д.К., ( на каз., рус. языках) – Алматы: Мектеп, 2007.

Начальная военная подготовка. Рабочая тетрадь для 11 класса общеобразовательной школы (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: Мектеп, 2007.

Начальная военная подготовка. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ (естественно-математическое направление). Аманжолов К.Р.,Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

Начальная военная подготовка. Методическое руководство для учителей 11 класса общеобразовательной школы (естественно-математическое направление). Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К., Аманжолова Б.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

Начальная военная подготовка. Дидактические материалы. Для 11 класса общеобразовательной школы (естественно-математическое направление). Аманжолов К.Р., Майхиев Д.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

Начальная военная подготовка. Рабочая тетрадь. Для 11 класса общеобразовательной школы (естественно-математическое направление). Майхиев Д.К. – Алматы: Мектеп, 2006.

Преподаватели начальной военной подготовки могут разработать дополнительные программы прикладных курсов и курсов по выбору, к примеру, «История военного оружия», «История создания казахстанской армии», «Основы медицинских знаний» и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2006-2007 учебном году Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Инструктивно-методическое письмо
    ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО об особенностях преподавания основ наукв общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2006-2007 учебном году

Другие похожие документы..