Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
В своей практической деятельности человек постоянно сталкивается с задачами, при решении которых требуется многократно повторять одни и те же действи...полностью>>
'Лекция'
А.Г. Хрульков, заместитель начальника Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры – начальник управления по рассмот...полностью>>
'Публичный отчет'
Цель работы МО. Создать условия для обеспечения прочной базисной общеобразовательной подготовки, для преодоления неуспешности в образовании каждым шк...полностью>>
'Документ'
В настоящем издании впервые публикуется письмо Николая Константино-вича Рериха из архива Одесского Дома-Музея им. Н. К. Рериха, датированное 20 октяб...полностью>>

Загородный Геннадий Михайлович к м. н., заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования Белорусская медицинская академия последиплом

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор БелМАПО

_________________ Г.Я. Хулуп

____ _______________ 2008 г.

CПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса переподготовки

СОГЛАСОВАНО

Директор ГУ «Республиканский

методический центр по высшему

и среднему медицинскому и

фармацевтическому образованию»

________________ С.В.Жаворонок

______________ 2008 г.

Минск 2008

Разработчики программы:

Загородный Геннадий Михайлович – к.м.н., заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Петрова Ольга Викторовна – ассистент кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Кручинский Николай Генрихович – д.м.н., профессор кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Качинский Александр Николаевич – ассистент кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Питкевич Юлия Эдуардовна – ассистент кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования».

Рецензенты:

Смычек Василий Борисович - доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации;

Лосицкий Евгений Анатольевич - директор Республиканского центра спортивной медицины

Рекомендовано к утверждению:

Кафедра спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»

(протокол № 5 от 23 мая 2008 г.)

Учебно-методический совет Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»

(протокол №___от________2008 г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………4

Тематический план ……………………………………………………6

Содержание программы …………………………………………….16

Квалификационные требования к врачу

спортивной медицины……………………………………………….51

примерная тематика рефератов………………………………….53

Рекомендуемые вопросы к государственному

экзамену ….…………………......................................................................54

Список рекомендуемой литературы …………………….……..61

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в развитии физической культуры и спорта в нашей стране имеет знание теоретических, методических и организационных аспектов спортивной медицины. Овладение основами врачебно-педагогического наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, обеспечит благотворное влияние физической тренировки на организм. Использование в практике спортивного врача современных подходов к диагностике и лечению патологических состояний при нерациональных занятиях спортом, новых методик восстановления спортивной работоспособности – необходимое условие для роста спортивного мастерства и сохранения здоровья спортсменов.

Современные тенденции развития здравоохранения диктуют необходимость активного использования физических методов реабилитации в лечении и восстановлении травмированных спортсменов. Средства физической культуры улучшают адаптационные возможности организма, обеспечивают оздоровительный эффект, профилактику многих заболеваний. Это требует с одной стороны, индивидуального выбора и дозирования нагрузок, а с другой, медицинского контроля их эффективности.

Изучение вопросов врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом, контроль за физическим развитием и физическим воспитанием детей и подростков, позволит позитивно влиять на психофизическое развитие подрастающего поколения.

Актуальным является и антидопинговая работа специалиста по спортивной медицине, профилактика и противодействие несанкционированным методам коррекции спортивной работоспособности.

Цель обучения на курсе - переподготовка врачей по специальности «Спортивная медицина».

Задачи обучения:

  1. освоение слушателями теоретических основ и практических навыков врачебного контроля за состоянием здоровья занимающихся лечебной, оздоровительной физической культурой и спортом, в том числе детей и инвалидов;

  2. изучение и оценка функционального состояния, адаптационных возможностей и физической работоспособности спортсменов на этапах подготовки, определение долгосрочной перспективности;

  3. освоение современных подходов к диагностике, лечению и профилактике патологических состояний при нерациональных занятиях спортом, новых методик восстановления спортивной работоспособности;

  4. овладение принципами и практическими навыками комплексного подхода в реабилитации спортсменов после перенесенных травм и заболеваний;

  5. освоение слушателями теоретических основ и практических навыков по реабилитации физическими методами при различной патологии;

  6. освоение слушателями вопросов антидопингового контроля;

  7. освоение практических навыков оказания помощи при неотложных состояниях.

Виды занятий: лекции, практические, семинарские занятия.

На лекциях освещаются наиболее значимые и актуальные вопросы спортивной медицины и врачебного контроля: оценка функционального состояния организма спортсмена и физической работоспособности, профилактика, диагностика и лечение патологических состояний при нерациональных занятиях физической культурой и спортом, особенности врачебного контроля за состоянием здоровья юных спортсменов, антидопинговый контроль. Уделяется внимание вопросам оздоровительной физической культуры, а также реабилитации спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

На практических занятиях для формирования практических навыков проводится выполнение диагностических методик (нагрузочной велоэргометрии, электрокардиографии, кардиоинтервалографии, стабилометриии др.), исследование и оценка физического развития, анализ лабораторных характеристик работоспособности спортсменов, оценка функционального состояния кардиореспираторной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата. На занятиях широко используются графопроекторы, мультимедии, компьютеры.

С целью контроля качества усвоения учебного материала на практических занятиях проводится тестирование по таким аспектам, как врачебный контроль, антидопинговый контроль, профилактика травм и заболеваний в спорте и т.д. Предусмотрено решение ситуационных задач по разработке основных реабилитационных мероприятий для спортсменов с различными травмами и заболеваниями, антидопинговому контролю, разбор экспертных вопросов профессионального отбора, оценка долговременной перспективности спортсменов, присутствие на занятиях по ЛФК, тренировках в естественных условиях, анализ заболеваемости.

Текущий и итоговый контроль знаний проводится в соответствии с учебным планом переподготовки.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Названия дисциплин

Учебных часов по плану

Всего

в том числе

Лек-ции

Лабора-торные работы

Практи-ческие занятия

Семинары

Самостоятельная работа

Другие заня-тия

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

16

16

1.1. Основы идеологии белорусского государства

6

6

1.1.1. Основы государственной политики и идеологии белорусского государства

2

2

1.1.2. Борьба с коррупцией

2

2

1.1.3. Государственная политика в формировании здорового образа жизни

2

2

1.2. Нормативно-правовые аспекты здравоохранения

10

10

1.2.1. Охрана труда и техника безопасности

2

2

1.2.2. Медицинская этика и деонтология

2

2

1.2.3. Основы права

6

6

1.2.3.1. Основы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении. Медицинское право как комплексная отрасль законодательства

2

2

1.2.3.2. Права пациентов. Информированное согласие пациента на медицинское вмешательство

2

2

1.2.3.3. Правовое регулиро-вание ответственности медицинских работников

2

2

2. Общенаучные и общепрофессиональные дисциплины

26

10

16

2.1. Травматология

26

10

16

2.1.1. Общая характеристика травматизма. Причины, профилактика

4

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

2.1.2. Клинические методы диагностики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА)

6

2

4

2.1.3. Инструментальные методы диагностики травм и заболеваний ОДА

6

2

4

2.1.4. Особенности травм у детей и подростков

4

2

2

2.1.5. Повреждения позвоночника

4

2

2

2.1.6. Травматический шок

2

2

3. Дисциплины специальности

570

160

398

12

3.1. Спортивная медицина

198

66

128

4

3.1.1. Структура службы спортивной медицины в Республике Беларусь. Методические и нормативно-правовые документы

5

2

3

3.1.2. Теория и методика физической культуры и спорта. Понятие о физических качествах человека

6

2

4

3.1.3. Анатомия, физиология и биохимия мышечной деятельности

18

6

12

3.1.3.1. Анатомия и физиология мышечной деятельности

6

2

4

3.1.3.2. Биохимия мышечной деятельности

6

2

4

3.1.3.3. Энергетическая основа движения

6

2

4

3.1.4. Оценка функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом

38

12

24

2

3.1.4.1 Особенности оценки функционального состояния нервной системы

12

4

8

3.1.4.1.1. Особенности оценки функционального состояния центральной нервной системы

6

2

4

1

2

3

4

5

6

7

8

3.1.4.1.2. Особенности оценки функционального состояния периферической нервной системы

6

2

4

3.1.4.2. Особенности оценки функционального состояния системы внешнего дыхания

6

2

4

3.1.4.3. Особенности оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы

8

2

4

2

3.1.4.4. Особенности оценки функционального состояния пищеварительной и мочевыделительной систем

6

2

4

3.1.4.5. Особенности оценки функционального состояния эндокринной системы и системы крови

6

2

4

3.1.5. Методы восстановления спортивной работоспособности

44

14

28

2

3.1.5.1. Принципы использования восстановительных средств в спорте

6

2

4

3.1.5.2. Медицинские методы восстановления спортивной работоспособности

20

6

12

2

3.1.5.2.1. Медикаментозные методы восстановления

8

2

4

2

3.1.5.2.2. Немедикаментозные методы восстановления

12

4

8

3.1.5.2.2.1. Физиотерапевтические методы восстановления спортивной работоспособности

6

2

4

3.1.5.2.2.2. Кинезотерапия и массаж

6

2

4

3.1.5.3.Психологические методы восстановления спортивной работоспособности

6

2

4

3.1.5.4. Педагогические методы восстановления

6

2

4

1

2

3

4

5

6

7

8

3.1.5.5 Профилактика травм и заболеваний в спорте

6

2

4

3.1.6. Патологические состояния при нерациональных занятиях физической культурой и спортом

66

22

44

3.1.6.1. Перенапряжение систем организма

30

10

20

3.1.6.1.1. Переутомление, перенапряжение, перетренированность. Причины, профилактика

6

2

4

3.1.6.1.2. Перенапряжение сердечно-сосудистой системы

6

2

4

3.1.6.1.3. Перенапряжение нервной системы

6

2

4

3.1.6.1.4. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата

6

2

4

3.1.6.1.5. Перенапряжение пищеварительной, мочевыделительной системы и системы крови

6

2

4

3.1.6.2. Неотложные состояния в практике спортивной медицины

6

2

4

3.1.6.3. Спортивный травматизм

30

10

20

3.1.6.3.1. Общая характеристика спортивного травматизма

6

2

4

3.1.6.3.2. Травмы мышц и кожных покровов

6

2

4

3.1.6.3.3. Травмы сухожильно-связочного аппарата

6

2

4

3.1.6.3.4. Травмы костей и суставов

6

2

4

3.1.6.3.5. Особенности травм и заболеваний позвоночника и костей таза в спорте

6

2

4

3.1.7. Оздоровительная физкультура и закаливание

21

8

13

1

2

3

4

5

6

7

8

3.1.7.1. Формы занятий оздоровительной физкультурой

5

2

3

3.1.7.2. Медицинское обеспечение оздоровительной физической тренировки

5

2

3

3.1.7.3. Закаливание

5

2

3

3.1.7.4. Особенности оздоровительной физической тренировки людей среднего и пожилого возраста

6

2

4

3.2. Врачебный контроль

164

40

120

4

3.2.1. Врачебный контроль на занятиях физической культурой и спортом

48

14

32

2

3.2.1.1. Понятие врачебного контроля, формы, цели, задачи

4

2

2

3.2.1.2. Врачебно-педагоги-ческие наблюдения (ВПН)

22

6

14

2

3.2.1.2.1. Цели и задачи ВПН

4

2

2

3.2.1.2.2. Методы ВПН

6

2

4

3.2.1.2.3. Особенности ВПН в видах спорта

6

4

2

3.2.1.2.4. Особенности ВПН в фитнесе и лечебной физической культуре (ЛФК)

6

2

4

3.2.1.3. Медицинское обеспечение учебно-тренировоч-ных сборов и соревнований

4

4

3.2.1.4. Особенности питания спортсменов на этапах подготовки

18

6

12

3.2.1.4.1. Основные нутриенты. Восстановление энергозатрат

6

2

4

3.2.1.4.2. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта

6

2

4

3.2.1.4.3. Режим питания. Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта

6

2

4

3.2.2. Функциональные пробы

21

4

15

2

1

2

3

4

5

6

7

8

3.2.2.1. Оценка общей и специальной работоспособности

6

2

4

3.2.2.2. Нагрузочные тесты, их классификация и характеристика

8

2

4

2

3.2.2.3. Пробы с натуживанием. Пробы с изменением положения тела

4

4

3.2.2.4. Фармакологические пробы

3

3

3.2.3. Антидопинговый контроль в спорте

18

2

16

3.2.3.1. Всемирное и национальное антидопинговые агентства (ВАДА, НАДА)

2

2

3.2.3.2. Допинг-лист ВАДА

4

4

3.2.3.3. Процедура забора и транспортировки биопроб

4

4

3.2.3.4. Разрешение на терапевтическое применение

4

4

3.2.3.5. Санкции. Профилактика применения допинга в спорте

4

4

3.2.4. Особенности врачебного контроля в женском спорте

15

4

11

3.2.4.1. Особенности адаптации женского организма к физическим нагрузкам

6

2

4

3.2.4.2. Овариально-менстру-альный цикл и его нарушения у спортсменок

4

4

3.2.4.3. Профилактика заболеваемости у спортсменок

5

2

3

3.2.5. Особенности врачебного контроля за состоянием здоровья юных спортсменов

50

12

38

3.2.5.1. Особенности возрастной физиологии мышечной деятельности

6

2

4

1

2

3

4

5

6

7

8

3.2.5.2. Организация врачебного контроля за состоянием здоровья юных спортсменов

3

3

3.2.5.3. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

6

2

4

3.2.5.4. Физическая работоспособность у юных спортсменов

6

2

4

3.2.5.5. Заболеваемость и травматизм у юных спортсменов

20

4

16

3.2.5.5.1. Заболевания сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов

6

2

4

3.2.5.5.2. Очаговая хроническая инфекция

4

4

3.2.5.5.3. Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата

6

2

4

3.2.5.5.4. Профилактика заболеваемости и травматизма в детском спорте

4

4

3.2.5.6. Особенности профессионального отбора в детском спорте

4

4

3.2.5.7. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся и студентов

5

2

3

3.2.6. Врачебный контроль в параолимпийском спорте

12

4

8

3.2.6.1. Классификация инвалидного спорта. Основные принципы спортивной тренировки инвалидов

6

2

4

3.2.6.2. Особенности врачебно-педагогических наблюдений за инвалидами

6

2

4

3.3. Реабилитация

208

54

150

4

3.3.1. Реабилитация физическими методами

24

8

16

3.3.1.1. Понятие о реабилитации. Метод ЛФК

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

3.3.1.2. Средства ЛФК. Формы и методы применения физических упражнений.

4

2

2

3.3.1.3. Методика лечебного применения физических упражнений и основные принципы ее применения

4

4

3.3.1.4. Гидрокинезотерапия. Механотерапия. Эрготерапия

6

2

4

3.3.1.5. Организационные вопросы ЛФК в спорте

2

2

3.3.1.6. Стретчинг. Виды, особенности методик

6

2

4

3.3.2. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней

18

8

10

3.3.2.1. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

6

2

4

3.3.2.2. ЛФК при заболеваниях органов дыхания

4

2

2

3.3.2.3. Особенности ЛФК при заболеваниях органов пищеварения

4

2

2

3.3.2.4. ЛФК при нарушениях обмена веществ

4

2

2

3.3.3. Реабилитация физическими методами в травматологии и ортопедии

24

4

20

3.3.3.1. Методика ЛФК при травмах верхних конечностей

6

2

4

3.3.3.2. ЛФК при повреждениях нижних конечностей

4

4

3.3.3.3. ЛФК при повреждениях позвоночника и костей таза

6

2

4

3.3.3.4.Реабилитация физическими методами при нарушениях осанки

4

4

3.3.3.5 ЛФК при сколиозе и плоскостопии

4

4

1

2

3

4

5

6

7

8

3.3.4. Реабилитация физическими методами в неврологии

26

6

20

3.3.4.1. Реабилитация физическими методами при травматических повреждениях головного мозга

6

2

4

3.3.4.2. Реабилитация физическими методами при травмах спинного мозга

4

4

3.3.4.3. ЛФК при остеохондропатиях позвоночника

6

2

4

3.3.4.4. Реабилитация физическими методами при поражении периферических нервов

4

4

3.3.4.5. Реабилитация физическими методами при неврозах

6

2

4

3.3.5. Реабилитация физическими методами в педиатрии

16

4

12

3.3.5.1. Основы и методика ЛФК в детском возрасте

6

2

4

3.3.5.2. Особенности применения средств ЛФК при заболеваниях внутренних органов у детей

4

4

3.3.5.3. ЛФК при детском церебральном параличе

6

2

4

3.3.6. Массаж

20

6

14

3.3.6.1.Физиологические основы массажа

4

2

2

`

3.3.6.2.Приемы массажа и техника их выполнения

6

2

4

3.3.6.3. Частные методики спортивного массажа

4

4

3.3.6.4. Характеристика средств для массажа

6

2

4

3.3.7. Особенности физиотерапии в реабилитации спортсменов

68

18

46

4

1

2

3

4

5

6

7

8

3.3.7.1. Показания и противопоказания к физиотерапевтическому лечению в спортивной медицине

4

2

2

3.3.7.2.Электролечение

6

2

4

3.3.7.3. Теплолечение

6

2

4

3.3.7.4. Магнитотерапия

6

2

4

3.3.7.5. Фототерапия

4

4

3.3.7.6. Рефлексотерапия

6

2

4

3.3.7.7. Гидротерапия

6

2

4

3.3.7.8. Баро- и озонотерапия

4

4

3.3.7.9. Бальнео- и пелоидотерапия

4

4

3.3.7.10. Другие методы физиотерапевтического лечения

8

2

4

2

3.3.7.11. Комплексное воздействие восстановительных мероприятий

8

2

4

2

3.3.7.12. Основы мануальной терапии

6

2

4

3.3.8. Медикаментозные методы реабилитации

12

12

3.3.8.1. Особенности применения медикаментозных методов в подготовительный период

4

4

3.3.8.2. Особенности применения медикаментозных методов в соревновательный период

4

4

3.3.8.3. Особенности применения медикаментозных методов в экстремальных условиях

4

4

Всего

612

186

414

12



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оглавление пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент Г.
  2. Календарный план последипломной подготовки руководителей и специалистов системы здравоохранения Республики Беларусь на 2009 год

    Диплом
    В календарном плане последипломной подготовки руководителей и специалистов системы здравоохранения Республики Беларусь на 2009 год представлены курсы повышения квалификации и переподготовки по наиболее актуальным проблемам практического здравоохранения.
  3. Стратегический  план

    Документ
    Представляемый здесь Стратегический план устойчивого развития нашего города - плод коллективного творчества многих ученых, специалистов, руководителей предприятий, предпринимателей, преподавателей вузов, работников органов управления.
  4. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №18 (719), 23 мая 2011 г

    Информационный бюллетень
    12.15 Пресс-конференция, посвященная Аurora fashion week fall-winter 2011-12 (отель «Англетер» - Исаакиевская пл., Малая Морская ул., 24). Подробности – в разделе Комитета по культуре.
  5. Первый канал, новости, 31. 10. 2008, Панкратова Юлия, 18: 00 9

    Документ
    10. 008, Кузьмина Вера, 3:50 1 Радио 13 МАЯК, НОВОСТИ, 31.10. 008, Стадницкая Лора, 10:00 13 МАЯК, НОВОСТИ, 31.10. 008, Стадницкая Лора, 11:00 13 МАЯК, НОВОСТИ, 31.

Другие похожие документы..