Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В рамках CES 2012 Press Day вице-президент и главный директор Intel по маркетингу Дебора Конрад (Deborah Conrad) сообщит новую информацию об ультрабу...полностью>>
'Документ'
Сучасні методи діагностики хірургічних захворювань. Лапароскопична дігностика, ендоскопична хірургія, рентгенохірургія, хірургія під контролем УЗД. Те...полностью>>
'Документ'
Рыбинск (в 1946-57 - г . Щербаков, в 1984-89 Андропов), город (с 1777) в Российской Федерации, Ярославская обл. 252 тыс. жителей (1993). Порт на Волге...полностью>>
'Книга'
Эта книга посвящается моим внукам, которых я очень люблю. Если мое странствие по этой земле подходит к кон­цу, то их — только начинается. Я очень пер...полностью>>

Теоретические аспекты разработки бизнес-плана 6

Главная > Бизнес-план
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 6

1.1. Сущность и концепция бизнес планирования 6

1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи, функции, принципы 11

1.3.Этапы разработки бизнес-плана 15

2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 23

2.1 Зарубежная модель бизнес планирования: США, Япония 23

В зарубежной практике «бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов собственности и организационно-правовой формы предприятия. В любом случае решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими предприятиями и организациями. 23

2.2.Особенности разработки бизнес плана в российских условиях 31

Выводы: 43

2.3. Процесс и организация бизнес плана при открытии нового дела планирования на предприятии 44

3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СВЕТ» 55

3.1.Основные направления совершенствования бизнес планирования на предприятии ООО «СВЕТ» 55

3.2.Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию бизнес – планирования 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Приложение 1 82

ВВЕДЕНИЕ

В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как «антиплановые», но это далеко не так. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений.

В связи с этим все более необходимым документом в деятельности предприятий и фирм становится бизнес-план. В нем отражаются проблемы, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям в процессе достижения стоящих перед ним целей. Систематизация этих проблем в соответствующих разделах бизнес – плана помогает выработать и обеспечить их наиболее приемлемые пути решения. Содержание и степень конкретизации разделов определяется спецификой и сферой ее деятельности.

Владение теоретическими и практическими навыками составления бизнес-плана - необходимое условие успешной деятельности, как работников экономических служб, так и руководителей фирм, организаций, предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности.

Актуальность данной дипломной работы связана с тем, что бизнес-план - неотъемлемый элемент стратегического управления любой фирмой, независимо от формы собственности и направления деятельности, один из предъинвестиционных этапов деловых проектов. Без бизнес-плана вообще не следует браться за предпринимательскую деятельность, иначе возможность получения положительного результата окажется под вопросом.

Основываясь на актуальности темы исследования, можно определить основную цель работы, которая заключается в изучении методики разработки бизнес-планов, как на российских предприятиях, так и на примере зарубежных компаний, а также разработка основных направлений совершенствования бизнес – плана конкретного предприятия.

Задачами дипломной работы являются:

- изучение теоретических аспектов разработки бизнес плана;

- изучение методики разработки бизнес планов в России и за рубежом;

- выявление проблем и путей совершенствования процесса разработки и внедрения бизнес-планов.

Предметом исследования работы выступает процесс разработки бизнес-планов.

Объектом исследования является ООО «Свет».

Гипотеза исследования состоит в том, что если применять предложения пути продвижения данного бизнес – плана будет достигнута цель исследования.

Основой решения поставленных в данной работе задач является диалектический метод познания процессов и явлений в их взаимосвязи и развитии.

Научно-прикладная новизна данной работы заключается в пересмотре структуры и содержания бизнес-планов российских предприятий, выявлении ее слабых мест и максимальной адаптации данной структуры к условиям рыночной экономики.

Практическая ценность работы заключается в полном анализе процесса разработки бизнес-плана предприятия и выявлении основных направлений ее совершенствования.

В качестве информационной базы данной работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых, а также разработанные бизнес-планы. При решении задач применялся метод системного анализа.

Информационной основой работы послужили работы таких авторов, как: Буров В.П., Головань С.И., Лазарев А.В., В.М. Попова, С.И. Ляпунова и других авторов, а также периодические издания: Журнал Проблемы теории и практики управления, Финансовый бизнес, Деловая информация и другие источники.

Практическая значимость данной работы может использоваться для практической деятельности руководителей фирм, менеджеров, а также проведения курсов повышения квалификации.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1. Сущность и концепция бизнес планирования

Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли.

В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).1

И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач»2.

«Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией»3.

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства»4.

«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов»5.

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален, как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

В целом финансовая, оперативная и инвестиционная политика предприятия должна соответствовать направлениям и стратегическим целям, выделенным в бизнес-плане.

В конечном итоге, необходимо сделать ударение на следующем: во-первых, должно быть ясно, что бизнес-план, по сути, проверка знаний и понимания менеджерами среды бизнеса, а также положения предприятия на рынке. Процесс планирования бизнеса обеспечивает пристальное внимание управленческой системы ко всем ее недостаткам, заставляя рассматривать специфические характеристики и факторы, влияющие на конкурентные способности предприятия. Таким образом, требования, предъявляемые к бизнес-плану, являются условием самосовершенствования системы управления и создания эффективной управленческой стратегии.

Во-вторых, в разработку бизнес-плана вовлекаются значительные силы и средства. И поэтому последующее планирование требует меньших усилий по сбору и обработке информации.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, как должна развиваться фирма;

- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.6

В настоящее время общепринята следующая типология бизнес-планов:

- бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта (изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов);

- бизнес-план компании (группы) (изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов);

- бизнес-план структурного подразделения (изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности, централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);

- бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект);

- бизнес-план развития региона (обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями);

- бизнес-план финансового оздоровления.

Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:

- цели бизнес-плана;

- характеристика сути предлагаемого проекта;

- описание предприятия, продукции (услуг);

- оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых;

- учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);

- потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;

- система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью, контроля за ее функционированием.7

СуществСвет два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвСвет в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты.

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так:

- руководитель проекта и команда - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчик (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органы власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- потребители - товары и услуги;

- инвесторы - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

- другие заинтересованные стороны - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов8.

Выводы:

Бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства.

1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи, функции, принципы

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов в завершенном проекте или коммерческом предложении;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убедить сотрудников компании в возможности достижения определенных качественных или количественных показателей, намеченных в проекте;

- подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по схеме, которую автор считает оптимальной;

- привлечь внимание и усилить заинтересованность потенциального инвестора и т. д.9

Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

- разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствСвет ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Анализ задач бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в том случае, если привлечение капитала извне фирма не планирует.10

Бизнес-план выполняет, по крайней мере, девять основных функций, как внешних (познакомить с нашим предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия, а именно:

- хорошо оформленный бизнес-план стандартизирует процесс ознакомления с нашим предприятием;

- наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка;

- привлечение денег для развития нашего дела (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без материала, содержащегося в бизнес-плане;

- бизнес-план чисто психологически вызывает ощущение, основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца;

- процесс планирования заставляет нас адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые действия;

- возможность в самом начале обнаружить те проблемы развития предприятия, которые могут перерасти в серьезные препятствия, и существенно осложнят нашу работу;

- мы придаем своему бизнесу целенаправленность, т.е. четко определяем конечные и промежуточные цели;

- составляя бизнес-план, мы приобретаем инструмент контроля и управления, позволяющий планомерно продвигать наше предприятие к поставленным целям;

- бизнес-план - прекрасный инструмент самообучения и основа для сопоставления с фактическими достижениями.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий. А также, для получения финансирования.

Основополагающие принципы разработки бизнес-плана тесно связаны между собой, в конечном счете, ориентирСвет предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально – экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Один из принципов бизнес-планирования заключается в участии максимального числа специалистов в разработке бизнес- плана уже на ранних этапах. В таком случае они как бы «пропускают план через себя», осмысленнее скорее и охотнее решают поставленные задачи.

В соответствии со следующим принципом бизнес-планирование рассматривается как непрерывный процесс, учитывающий перспективы. При таких условиях очередные планы базирСвется на предшествующих с учетом результатов их выполнения.

Из непрерывности планирования вытекает принцип его гибкости. Следование этому принципу планирования предполагает возможность в случае изменения ситуации внесения корректив в ранее принятые решения либо их радикальный пересмотр.

Важным требованием разработки бизнес-плана являются координация плановой деятельности между подразделениями компании «по горизонтали» и интеграция - между вышестоящими и подчиненными подразделениями «по вертикали».

В планировании существенное место занимает такой его принцип, как экономичность. Речь идет о том, чтобы затраты на разработку бизнес-плана были меньше эффекта, получаемого в результате его выполнения.

Наконец, для результативного планирования деятельности компании со стороны ее руководства должны быть созданы условия, обеспечивающие выполнение плана.

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе разработки бизнес-плана обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

Все эти принципы могут применяться на различных уровнях управления, то есть с этой точки зрения они являются универсальными. Вместе с тем на каждом уровне управленческой иерархии применяются и свои специфические принципы разработки бизнес- плана.11

Выводы:

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. СуществСвет также и другие цели составления бизнес-плана, исходя, из которых формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана:

В современной практике бизнес-план выполняет следующие функции.

1. Использование бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса.

2. Планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3. Привлечение денежных средств — ссуды, кредиты.

4. Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Разработка бизнес-плана по созданию фирмы ООО «оргтехсервис» 15

    Бизнес-план
    Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно форм и методов работы. Новый импульс приобретает развитие частной инициативы и создания малых предприятий.
  2. Разработка бизнес плана предприятия с целью повышения его эффективности (на примере центра трудовой адаптации осужденных)

    Реферат
    Основой стабилизации устойчивого развития экономики страны, перешедшей на рыночные механизмы, является предпринимательство. Процессы глобализации развития мировой экономики и информатизации мирового сообщества предъявляют к хозяйствующим
  3. Бизнес-план, как метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия 12 2 Разработка бизнес-плана по выпуску нового вида продукции 31

    Бизнес-план
    Актуальность планирования работы предприятия заключается в возможности наилучшим способом оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя его
  4. Разработка бизнес-плана, краткие комментарии

    Бизнес-план
    В своей текущей деятельности предприятия, довольно часто сталкиваются с вопросами по подготовке бизнес-плана. Бизнес-план нужен там, где планируются какие-то изменения в компании, требующие финансовых вложений (получение кредитов,
  5. Бизнес-план Уткин Э. Кочеткова А

    Бизнес-план
    "Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Если даже им никогда не удается заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные

Другие похожие документы..